Нижний Новгород |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А43-25505/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя Абзалова Марата Фнуровича (лично),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области: Казанцева Д.А. (доверенность от 07.09.2023 N ЛШ/17633/23),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024
по делу N А43-25505/2023
по заявлению Абзалова Марата Фнуровича
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Нижегородской области от 07.08.2023 N 052/01/18.1-1826/2023,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области,
и установил:
Абзалов Марат Фнурович обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 07.08.2023 N 052/01/18.1-1826/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
Управление и Комитет не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
По мнению заявителей кассационных жалоб, выводы суда не соответствуют материалам дела. В комплекте документов заявителя отсутствовала заполненная заявка (электронный образ документа) по форме, прилагаемой к извещению.
Подробно доводы Управления и Комитета изложены в кассационных жалобах.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалоб, заявитель по делу просил судебные акты оставить без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области принято решение от 21.04.2023 N 1438 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в электронной форме.
На официальном сайте ГИС ТОРГИ http://torgi.gov.ru/ размещено извещение о проведении торгов от 23.06.2023 N 22000027910000000028.
Организатор торгов - Комитет.
Начало приема заявок на участие в торгах - 26.06.2023, окончание приема заявок на участие в торгах - 24.07.2023.
Разделом 3 извещения предусмотрен порядок подачи заявок на участие в аукционе и перечень документов, прилагаемых к ней. В частности предусмотрено, что для обеспечения доступа к участию в аукционе заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в соответствии с Регламентом электронной площадки оператора. Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов документов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ): копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); документы подтверждающие внесение задатка. При приеме заявок от заявителей оператор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема. В течение одного часа со времени поступления заявки оператор сообщает заявителю о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов. В день определения участников аукциона оператор через "личный кабинет" обеспечивает доступ организатора торгов к поданным заявителями заявкам и документам, а также к журналу учета приема заявок. Аукционная комиссия рассматривает заявки и документы заявителя на соответствие всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона. По результатам рассмотрения заявок и документов комиссия принимает решение о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок с указанием причины отказа в допуске к участию в аукционе.
На участие в аукционе по лоту N 6 поступило три заявки, в том числе заявка Абзалова М.Ф., которая была подана 19.07.2023 путем заполнения ее электронной формы размещенной на электронной площадке.
К заявке были приложены копия паспорта Абзалова М.Ф. и документ, подтверждающий внесение задатка.
Заявка Абзалова М.Ф. зарегистрирована оператором электронной площадки 19.07.2023 в 21:41 в журнале учета приема заявок и задатков N 68046В1-11001-2-6, заявке присвоен номер N Z65414.
По результатам рассмотрения поступивших заявок аукционной комиссией Комитет составил протокол от 26.07.2023, в соответствии с которым по лоту N 6 Абзалов М.Ф. не допущен к участию в аукционе со ссылкой на пункт 8 статьи 39.12 ЗК РФ ввиду непредставления им документов необходимых для участия в аукционе.
Не согласившись с действиями аукционной комиссии Комитета, Абзалов М.Ф. 27.07.2023 обратился с жалобой в Управление, указав, что условиями аукциона предусмотрено, что заявка подается путем заполнения ее электронной формы и это условие заявителем было выполнено.
По результатам рассмотрения жалобы Управление пришло к выводу об обоснованности действий Комитета, сославшись на то, что Абзалов М.Ф. не представил в составе комплекта документов прилагаемых к электронной заявке электронный образ заявки по форме, прилагаемой к извещению, в связи с неисполнением им пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
Решением Управления от 07.08.2023 N 052/01/18.1-1826/2023 жалоба заявителя на действия организатора торгов признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, Абзалов М.Ф. обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями ЗК РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий Комитета, указав, что электронная форма заявки, размещенная на электронной площадке, была заполнена заявителем.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В случаях, указанных в Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов (пункт 3 статьи 447 ГК РФ).
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 39.12 ЗК РФ.
Так, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе, заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); документы, подтверждающие внесение задатка (пункт 1 статьи 39.12 ЗК РФ).
Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений (пункт 8 статье 39.12 ЗК РФ).
В данном случае Комитет не допустил Абзалова М.Ф. к участию в аукционе в связи с отсутствием заявки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что основания для отказа Абзалова М.Ф. в допуске к участию в аукционе у Комитета отсутствовали.
Суды приняли во внимание, что Абзалов М.Ф. заполнил электронную форму заявки, размещенную на электронной площадке, подгрузил копию паспорта и платежный документ, подтверждающий внесение задатка - то есть выполнил требования, установленные законом и извещением.
Как обоснованно указали суды, требование о предоставлении отсканированной копии заявки не содержится ни в действующем законодательстве, ни в документации к аукциону.
В пункте 1 статьи 39.12 ЗК РФ прямо установлено, что заявители предоставляют заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме.
В разделе 3 извещения о проведении аукциона определено, что заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов документов, предусмотренных ЗК РФ: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); документы, подтверждающие внесение задатка.
Данные требования Абзалов М.Ф. исполнил в полном объеме.
В данном случае Комитет неправильно применил пункт 8 статьи 39.12 ЗК РФ, что нарушило права и законные интересы Абзалова М.Ф. Управление, признав жалобу указанного лица на действия Комитета необоснованной, данное нарушение не устранил.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признали незаконным и отменили решение Управления.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А43-25505/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о допуске заявителя к аукциону, указав на отсутствие оснований для отказа в связи с непредставлением необходимых документов. Судебные инстанции отметили, что заявитель выполнил все требования, установленные законом и извещением о проведении аукциона, а действия комиссии были признаны неправомерными. Кассационные жалобы отклонены.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2024 г. N Ф01-3686/24 по делу N А43-25505/2023