г. Владимир |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А43-25505/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 по делу N А43-25505/2023, принятое по заявлению Абзалова Марата Фнуровича о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.08.2023 N052/01/18.1-1826/2023, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Казанцев Д.А. по доверенности от 07.09.2023 N ЛШ/17633/23 сроком действия на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 29.06.2018 N 135224 3641258;
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Абзалов Марат Фнурович (далее по тексту - заявитель, Абзалов М.Ф.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - ответчик, Нижегородское УФАС России) от 07.08.2023 N 052/01/18.1-1826/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - КУМИ г.Дзержинска, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.08.2023 N 052/01/18.1-1826/2023 признать незаконным и отменить. С Нижегородского УФАС России в пользу Абзалова М.Ф. взысканы расходы по госпошлине в сумме 300,00 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Нижегородское УФАС России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 по делу N А43-25505/2023, согласно которому решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 07.08.2023 N 052/01/18.1- 1826/2023 признано недействительным, принять по делу новый судебный акт и отказать Абзалову М.Ф. в удовлетворении его заявления о признании недействительными заключения Нижегородского УФАС России Нижегородской области от 07.08.2023 N 052/01/18.11826/2023.
Нижегородское УФАС России считает, что оспариваемое решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Нижегородское УФАС России настаивает, что в представленном заявителем комплекте документов отсутствовала заполненная заявка (электронный образ заявки) на участие в аукционе, в то время как в составе заявок иных участников электронный образ заявки имелся, ему было обоснованно отказано в участии в аукционе.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области также не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой третье лицо просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-25505/2023 от 30.01.2024 г., приняв по делу новый судебный акт - отказав в удовлетворении требований Абзалову М.Ф.
Третье лицо считает, что оспариваемое решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, настаивая, что действия КУМИ г.Дзержинска в части принятия решения в отношении заявителя об отказе в допуске к участию в аукционе, оформленное протоколом от 26.07.2023 г. соответствуют подпункту 1 пункта 8 ст.39.12 ЗК РФ, а выводы суда противоречат материалам дела и номам действующего законодательства.
Представитель Нижегородского УФАС России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, считает решение суда незаконным и необоснованным. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 01.04.2024 был объявлен перерыв до 08.04.2024 в порядке ст. 163 АПК РФ.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как следует из обстоятельств дела, постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области принято решение от 21.04.2023 N 1438 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в электронной форме.
На официальном сайте ГИС ТОРГИ http://torgi.gov.ru/ 23.06.2023 размещено извещение о проведении торгов N 22000027910000000028.
Организатор торгов - КУМИ г.Дзержинска.
Начало приема заявок на участие в торгах - 26.06.2023 с 09:00. Окончание приема заявок на участие в торгах - 24.07.2023 в 15:00. Определение участников торгов - 26.07.2023 до 15:30. Проведение торгов (дата и время начала приема предложений от участников торгов) - 28.07.2023 в 12:00.
Разделом 3 извещения предусмотрен порядок подачи заявок на участие в аукционе и перечень документов, прилагаемых к ней.
В частности Разделом 3 извещения предусмотрено, что для обеспечения доступа к участию в аукционе заявителю необходимо пройти процедуру регистрации в соответствии с Регламентом электронной площадки оператора. Заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ: - копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); - документы подтверждающие внесение задатка. При приеме заявок от заявителей оператор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема. В течение одного часа со времени поступления заявки оператор сообщает заявителю о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов. В день определения участников аукциона оператор через "личный кабинет" обеспечивает доступ организатора торгов к поданным заявителями заявкам и документам, а также к журналу учета приема заявок. Аукционная комиссия рассматривает заявки и документы заявителя на соответствие всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: - непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; - не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; - подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; - наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона. По результатам рассмотрения заявок и документов комиссия принимает решение о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок с указанием причины отказа в допуске к участию в аукционе.
На участие в аукционе по лоту N 6 поступило три заявки, в том числе заявка Абзалова М.Ф., которая была подана 19.07.2023 путем заполнения ее электронной формы размещенной на электронной площадке.
К заявке были приложены копия паспорта Абзалова М.Ф. и документа подтверждающего внесение задатка.
Заявка Абзалова М.Ф. зарегистрирована оператором электронной площадки 19.07.2023 в 21:41 в журнале учета приема заявок и задатков N 68046В1-11001-2-6.
Заявке присвоен номер N Z65414.
По результатам рассмотрения поступивших заявок аукционной комиссией КУМИ г.Дзержинска подписан протокол от 26.07.2023 в соответствии с которым по лоту N 6 Абзалов М.Ф. не допущен к участию в аукционе со ссылкой на пункт 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ ввиду непредставления им документов необходимых для участия в аукционе.
Не согласившись с действиями аукционной комиссии КУМИ г.Дзержинска Абзалов М.Ф. 27.07.2023 обратился с жалобой в Нижегородское УФАС России.
По результатам рассмотрения жалобы Нижегородское УФАС России пришло к выводу об обоснованности действий аукционной комиссии КУМИ г.Дзержинска, сославшись на то, что Абзалов М.Ф. не представил в составе комплекта документов прилагаемых к электронной заявке электронный образ заявки по форме прилагаемой к извещению.
Рассмотрев материалы дела по жалобе Абзалова М.Ф., Нижегородское УФАС России приняло решение от 07.08.2023N 052/01/18.1-1826/2023, в котором признало жалобу заявителя на действия организатора торгов необоснованной.
Не согласившись с указанным решением Нижегородского УФАС России, Абзалов М.Ф. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемыми требованиями.
Заявитель считает, что организатором торгов неправомерно было отказано заявителю в участии в процедуре торгов, по причине непредставления заявки на бумажном носителе, поскольку условиями аукциона предусмотрено, что заявка подается путем заполнения ее электронной формы и это условие заявителем было выполнено. Указанные положения аукционной документации были проигнорированы антимонопольным органом, в связи с чем, просит признать решение Нижегородского УФАС России незаконным.
Признавая решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что у аукционной комиссии КУМИ г.Дзержинска не было никаких оснований для отклонения заявки Абзалова М.Ф. со ссылкой на неисполнение им пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ. Мнение Нижегородского УФАС России о том, что к электронной заявке заполненной посредством информационного ресурса оператора торговой площадки в составе документов прилагаемых к такой заявке должна быть приложена еще и сканированная копия заявки по форме прилагаемой к извещению не основано ни на требованиях действующего законодательства, ни на положениях документации об электронном аукционе в том числе и потому, что в извещении отсутствуют какие-либо приложения устанавливающие форму заявки, порядок ее заполнения, о несоблюдении которых указывает Нижегородское УФАС России. В рассматриваемом случае антимонопольный орган не изучил должным образом нормы действующего законодательства, аукционной документации, придал им ничем не необоснованное расширительное толкование и в итоге не выполнил свою контрольную функцию и не обеспечив защиту нарушенных прав заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В силу части 1 статьи 52 1 Закона N 135-ФЗ решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Поскольку дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду, суд первой инстанции правомерно рассмотрел по существу требования, заявленные Абзаловым М.Ф.
Согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.
В силу части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно частям 18, 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктами 7, 8 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно пункту 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии / документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Частью 6 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
В рассматриваемом случае судом установлено, что торги по продаже земельных участков проводились в форме электронного аукциона, соответственно в силу прямого указания содержащегося в части 6 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ заявка на участие в электронном аукционе подлежала направлению оператору электронной площадки в форме электронного документа.
Аналогичные положения содержаться и в разделе 3 извещения, согласно которому заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для неограниченного круга лиц части электронной площадки.
Судом установлено и заявителями апелляционных жалоб не оспаривается, что данное требование Абзаловым М.Ф. выполнено в полной мере - электронная форма заявки, размещенная на электронной площадке была им заполнена.
При этом к электронной заявке он подгрузил предусмотренные пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ и разделом 3 извещения документы - копию паспорта и платежный документ подтверждающий внесение задатка.
Оператор электронной площадки зарегистрировал данную заявку с приложенными документами, соответственно, как верно отметил суд первой инстанции, у аукционной комиссии КУМИ г. Дзержинска не было оснований для отклонения заявки Абзалова М.Ф. со ссылкой на неисполнение им пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ.
Доводы Нижегородского УФАС России о том, что к электронной заявке, заполненной посредством информационного ресурса оператора торговой площадки, в составе документов прилагаемых к такой заявке должна быть приложена еще и сканированная копия заявки по форме прилагаемой к извещению, правомерно отклонены судом первой инстанции, как не основанные ни на требованиях действующего законодательства, ни на положениях документации об электронном аукционе.
Как правильно отметил суд первой инстанции, в извещении отсутствуют какие-либо приложения, устанавливающие форму заявки и порядок ее заполнения, о несоблюдении которых указывает Нижегородское УФАС России.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Нижегородское УФАС России оспариваемое решение Нижегородского УФАС России не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае, по результатам аукциона с одним из участников заключен договор аренды земельного участка, правовосстановительная мера не может быть применена, поскольку не является исполнимой и не приведет к восстановлению прав заявителя.
Доводы Нижегородского УФАС России и КУМИ г.Дзержинска, изложенные в апелляционных жалобах, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителей апелляционных жалоб с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2024 по делу N А43-25505/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25505/2023
Истец: Абзалов Марат Фнурович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Дзержинска Нижегородской области