Заключение Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 февраля 2004 г. N 4/9
по проекту федерального закона N 320661-3 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенного Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности изучив и проанализировав названный законопроект, считает следующее.
Необходимость законодательного урегулирования порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования назрела достаточно давно. Еще Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года N 524 было поручено Министерству юстиции, Министерству внутренних дел и Министерству безопасности в месячный срок подготовить проект закона о порядке организации и проведения таких публичных мероприятий.
В настоящее время обеспечение прав граждан на проведение митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований осуществляется на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года N 9306-XI "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР", Указов Президента Российской Федерации: от 25 мая 1992 года N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"; от 24 мая 1993 года N 765 "Об утверждении временного положения о порядке уведомления органов исполнительной власти города Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года N 1272).
Положения указанных нормативных актов и легли в основу внесенного в Государственную Думу законопроекта. Поэтому нельзя согласиться с тем, что в пояснительной записке указывается на то, что отличительной особенностью законопроекта является уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований.
В рамках данного законопроекта не решен ряд важных вопросов, возникающих в случае его принятия.
Не раскрыты понятия "регламент проведения публичного мероприятия" и "обязательство по организации и проведению публичного мероприятия". В этой связи необходимо было бы дополнить статью 2 соответствующими положениями.
Пункт 4 статьи 8 изложен неопределенно. По смыслу данной нормы порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, должны определяться Президентом Российской Федерации. В соответствии же с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 1992 года N 806 "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" проведение массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в его зданиях и сооружениях, включая Красную Площадь и Александровский сад, осуществляется с разрешения Президента Российской Федерации и по согласованию с комендантом Московского Кремля.
В статье 10 не указаны сроки начала и окончания предварительной агитации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия. На практике могут складываться различные ситуации, в том числе, связанные с такими моментами, когда предварительная агитация о месте и времени проведения публичного мероприятия начинается раньше, чем будет направлено уведомление о нем органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, а эти органы, приняв уведомление, могут предложить изменить место и время его проведения.
В содержании статьи 11 нет ясности об "участниках публичного мероприятия, занимающегося его материально-техническим обеспечением" и не понятно, зачем они должны быть письменно удостоверены организатором (организаторами). Наименование статьи также необходимо привести в соответствие с его содержанием, поскольку в нем отсутствуют положения, связанные с организационным обеспечением проведения публичного мероприятия.
Представляется целесообразным в статье 16 сформулировать конкретный перечень нарушений, предусмотренных данным законопроектом, которые являются основанием для прекращения публичного мероприятия. Это необходимо с целью исключения неправильного толкования уполномоченным представителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления нарушения закона, что влечет за собой дачу им указания организатору о прекращении публичного мероприятия.
В подпункте "а" пункта 1 статьи 17 целесообразно установить срок письменного оформления указания организатору о прекращении публичного мероприятия.
Комитет Государственной Думы по безопасности в целом поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом предложений, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
В.А.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.