Правила налоговой дружбы
Что бы это значило?
Каждому свое
Незримый контролер
После более чем полугода совместных выездных проверок налоговики и милиционеры наконец определили правила и основания их проведения.
Порядок проведения совместных выездных налоговых проверок утвержден приказом МВД и МНС от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 (Минюст зарегистрировал его 26 февраля 2004 г. под номером 5588). Оттого что статус МНС в ближайшем будущем понизится до федеральной службы, утвержденные приказом правила действовать не перестанут. Ведь инспекции и налоговые милиционеры по-прежнему будут вправе проводить совместные проверки.
- Скорее всего после преобразования МНС в Федеральную налоговую службу этот приказ будет переутвержден, - сказал нам начальник Управления судебно-правовой защиты ГПУ МВД Иван Соловьев. - Но изменятся только его номер, дата и название одного из издавших его ведомств, установленные же им правила останутся прежними.
Что бы это значило?
Пожаловавшие на выездную проверку вместе с инспекторами милиционеры вряд ли станут объяснять вам причину своего присутствия. Но сразу делать вывод о том, что вас подозревают в совершении налоговых преступлений, не стоит.
Появление на проверке правоохранителей может означать совсем иное. Например, неуверенность проверяющих вас инспекторов в собственных силах. Среди оснований для организации совместной проверки в приказе названа "необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для участия в проведении конкретных мероприятий налогового контроля".
- Недавно был проведен анализ результатов выездных налоговых проверок, в которых участвовали сотрудники службы налоговой полиции (сейчас ее функции переданы МВД). Он показал, что такие проверки в 5 раз эффективнее тех, которые проводятся силами одних только налоговых инспекторов, - говорит Иван Соловьев.
"Специалисты" из ОВД могут понадобиться налоговикам и для участия в таких "мероприятиях налогового контроля", которые глубоких познаний в сфере налогов и бухучета не требуют. Вроде доступа в принадлежащие фирме помещения для их осмотра и проведения инвентаризации, получения у директора и бухгалтеров объяснений, а также необходимых для проверки документов и их изъятия.
Взять с собой милиционеров налоговые инспекторы могут и в качестве телохранителей - если, начиная выездную проверку, почему-либо опасаются за свои здоровье и жизнь.
Кроме того, по утвержденным приказом правилам милиционеры могут появиться у вас, если проверка затеяна по их почину. То есть если ее причиной послужили переданные ими в инспекцию материалы о нарушениях, которые на преступление не тянут и потому являются епархией налоговиков.
Есть в этом положении приказа некоторая нелогичность. Зачем инспекции привлекать к проверке информации о нарушениях милиционеров, которые сами же ей об этих нарушениях и сообщили? Видимо, этот пункт внесен в приказ для случаев, когда милиционерам необходимо дополнительно проверить деятельность фирмы, чтобы на месте собрать доказательства предполагаемого ими налогового преступления.
Дело в том, что самостоятельно проводить выездные налоговые проверки милиция не вправе. Конечно, подразделения по налоговым преступлениям могут проводить свои проверки - такое право им дает пункт 35 статьи 11 Закона "О милиции". Однако для этого им требуется наличие "достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах". А ими налоговые милиционеры располагают не всегда. К тому же правила таких проверок не определены ни законом, ни приказом МВД. Поэтому их результаты можно не без успеха оспорить в суде.
- Законность получения доказательств преступления, собранных в ходе совместной выездной налоговой проверки, обжаловать в суде намного сложнее, - объясняет Иван Соловьев. - Ведь следы преступления будут закреплены в акте, составляемом по итогам проверки в полном соответствии с налоговым законодательством.
Ну и наконец, проводить у вас выездную проверку с участием милиционеров налоговики могут на основании постановления следователя милиции, которое тот вынес по находящимся в его производстве уголовным делам. В том числе и заведенным в отношении партнеров вашей фирмы.
Каждому свое
По какой бы причине ни появились у вас вместе с налоговиками ревизоры в погонах, их имена должны быть названы в решении руководителя инспекции (или его зама) о проведении проверки. Если же он сочтет нужным привлечь милиционеров к проверке уже в самом ее разгаре, то должен внести в это решение необходимые изменения.
И законодательство, и приказ предписывают каждой из проверяющих сторон действовать строго в рамках своих полномочий. Объединенные, они дают контролерам значительную свободу действий.
"Проверочные" полномочия сотрудников ОВД названы, в частности, в пункте 25 статьи 11 Закона "О милиции". Милиционеры вправе опечатывать кассы, сейфы и помещения, проводить контрольные закупки и изымать документы. Однако все перечисленное в этом пункте они могут делать только по мотивированному постановлению начальника ОВД. Если такого постановления нет, то нужно помнить, что выездная налоговая проверка проводится по решению руководства инспекции. Поэтому, решив, например, изъять документы, делать это контролеры должны по правилам статьи 94 Налогового кодекса.
Но более широкие, чем у налоговиков, полномочия дает милиционерам еще и закон об оперативно-разыскной деятельности. Так, контролеры в погонах вправе проводить проверочные закупки, снимать информацию с компьютеров, проверять документы у работников фирмы, опрашивать их, обследовать помещения, здания, сооружения и транспортные средства и исследовать документы. Причем любые, а не только относящиеся к исчислению и уплате налогов и сборов.
Незримый контролер
О причастности налоговой милиции к проводимой у вас выездной проверке вы можете даже и не узнать. Обнаружив в ее ходе обстоятельства, позволяющие предполагать, что совершено преступление, инспектор обязан направить материалы проверки в милицию. Правилам передачи таких материалов посвящено третье приложение к приказу.
Там же сказано, что оперативности ради инспектор в таких случаях может "организовать предварительное ознакомление" сотрудника ОВД с полученными в ходе проверки материалами. Причем сделать это налоговики должны еще до вручения представителям проверяемой фирмы акта по итогам проверки. Ознакомившийся с материалами проверки милиционер даст инспектору "рекомендации по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы". Если отведенные на выездную проверку два месяца к тому моменту истекли, то руководство инспекции может специально для этого продлить проверку еще на месяц.
Иными словами, если, увидев результаты выездной проверки, милиционер сочтет, что дело и впрямь пахнет преступлением, то инспекция с вручением акта спешить не станет. Она продолжит проверку, уже целенаправленно собирая и документируя необходимые милиции доказательства совершенного преступления. И лишь собрав их, составит и вручит представителям фирмы акт.
При подготовке материала использовались документы, предоставленные журналом "Нормативные акты для бухгалтера"
Н. Зайцева
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru