Одного поля ягоды
Милиционеры и налоговики договорились о сотрудничестве
А зачем нам милиция?
Первый и последний не предлагать
Скрытая угроза
Милиционеры и налоговики договорились
о сотрудничестве
Прошлым летом налоговые полицейские передали свои полномочия сотрудникам милиции. В I квартале этого года оперативники и налоговики решили объединить свои усилия в поисках недобросовестных налогоплательщиков и выпустили приказ о совместной работе*(1). Чем же грозит этот союз организациям и предпринимателям?
Итак, два министерства, МНС и МВД, теперь будут совместно бороться против налоговых правонарушений и проводить их профилактику.
Ничего хорошего для плательщиков налогов и сборов такая перспектива не сулит. Через МНС милиция получает свободный доступ к документам и информации о деятельности организаций или предпринимателей. При этом благодаря новому приказу работники МНС не нарушают налоговую тайну (подп.6 п.1 ст.32 НК РФ). Кроме того, министерства плавно обошли некоторые ограничения Налогового кодекса по проведению налоговых проверок налогоплательщиков. Однако обо всем по порядку.
А зачем нам милиция?
До начала или во время проведения налоговой проверки сотрудники МНС могут призвать на помощь защитников правопорядка в трех случаях:
1) если проверка проводится по материалам, которые предоставили сотрудники ОВД;
2) милиционеров можно привлечь в качестве специалистов и специалистов - ревизоров. К сожалению, приказ не указывает, в каких случаях это нужно сделать. Скорее всего речь идет о подделках или фальсификации документов. Участие специалистов - ревизоров может понадобиться при проверке обоснованности строительных смет;
3) сотрудники МВД могут охранять налоговиков во время проверки.
Правда, оперативники по зову налоговиков могут и не приехать. Прежде чем позвать милиционеров, руководитель проверки обязан четко объяснить им в запросе, с какой целью он их приглашает. Если такая причина не ясна, начальник ОВД не имеет права посылать на проверку своих подчиненных.
О том, что "люди в сером" участвуют в проверке, налогоплательщик узнает сразу. В постановлении о назначении выездной проверки указываются все проверяющие лица, в том числе и сотрудники милиции. Если милиция приходит на помощь налоговикам во время проверки, в решение о проведении налоговой проверки нужно просто внести дополнение. Обратите внимание: если милиционеры в решении не указаны, принимать участие в проверке они не могут (п.1 ст.91 НК РФ).
Проводится совместная проверка по правилам Налогового кодекса. Точно так же, по правилам кодекса, оформляются ее результаты, происходит их обжалование.
Первый и последний не предлагать
Основная часть приказа посвящена порядку обмена информацией между подразделениями МВД и МНС.
Налоговики должны сообщать милиционерам о найденных признаках преступлений. А сотрудникам ОВД надо делиться с налоговиками информацией о налоговых нарушениях, которые им удалось обнаружить.
Обмен данными происходит так. Предположим, милиционеры проводят свои розыскные мероприятия и обнаруживают налоговое правонарушение. Эти сведения они передают налоговикам. Причем милиционеры должны указать наименование организации, ее ИНН и КПП, адрес и какие именно нарушения они обнаружили. Без этих сведений налоговая инспекция никаких действий предпринимать не будет.
Получив же из милиции правильно составленное сообщение, налоговики в десятидневный срок должны назначить выездную или камеральную проверку. Таким образом, работа сотрудников ОВД (иногда даже скрытая от глаз налогоплательщика) может обернуться для организации или предпринимателя вполне реальной налоговой проверкой.
Ну а чего ждать налогоплательщику, если уже налоговики обнаружат сведения о преступлении? В таком случае они должны передать их в милицию. Согласно приказу, это нужно сделать уже после того, как завершится налоговая проверка и руководитель инспекции или его заместитель вынесет итоговое решение.
В своем сообщении налоговики указывают все сведения о налогоплательщике и выявленном нарушении. Кроме того, они должны приложить документы, подтверждающие нарушение. Вдобавок именно налоговики должны будут рассчитать сумму неуплаченных налогов, а также их долю в общей сумме налогов, подлежащих уплате. Это необходимо, чтобы решить вопрос о том, является ли нарушение преступлением в соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса. Помимо этого налоговики должны позаботиться о получении копий приказов о назначении на должность лиц, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность организации. Также инспекторы могут передать милиционерам копии всех жалоб налогоплательщика, а также судебных решений, принятых по результатам проверки.
Скрытая угроза
Самое интересное - организация или предприниматель абсолютно не в курсе происходящего! Милиционеры и налоговики обмениваются информацией без участия налогоплательщика. Так что ему надо быть готовым к тому, что обычная налоговая проверка может иметь для него куда большие последствия, чем доначисление налогов, пеней и штрафа. Причем все его аргументы в свою защиту уже заранее известны милиционерам.
Это уже является нарушением прав налогоплательщика, в том числе и права на защиту. Ведь предоставляя в ходе проверки документы налоговикам, что он обязан сделать (п.7 ст.23 НК РФ), налогоплательщик фактически передает милиции доказательства против себя самого. А это он не обязан делать по Уголовно-процессуальному кодексу (п.40 ст.5 УПК РФ) и статье 51 Конституции России.
А между тем такое право чиновники получают на совершенно законных основаниях. Что скрывается за формулировкой "предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами"? На деле это означает, что налоговики, обнаружившие в ходе проверки преступление, могут сообщить об этом в ОВД, не дожидаясь ее окончания. В таком случае сотрудники милиции получают право знакомиться с материалами от налоговиков, а также "давать рекомендации", как в дальнейшем проводить проверку и закреплять доказательства. Таким образом, механизм "предварительного ознакомления" позволяет милиционерам фактически участвовать в проверке без всяких запросов со стороны налоговых органов. Выезжать на место проверки им, естественно, не надо. Но при этом налогоплательщик даже и не догадывается, что им уже интересуются компетентные органы. Милиция просто получает дополнительные возможности влияния на деятельность организации.
И наконец, плавно устраняется ограничение Налогового кодекса о невозможности проводить более чем одну проверку по налогу за год. Налоговикам к вам приезжать и не надо. Они будут изучать документы, которыми их должна обеспечить милиция по мере необходимости.
А. Михайловский
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Совместный приказ МНС России и МВД России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов, порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пересечению налоговых правонарушений и преступлений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007