Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 февраля 2005 г. N КА-А40/124-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" (далее - ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы МПР России по г. Москве от 18.05.2004 г. по делу об административном правонарушении N 0308001600/4 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 июня 2004 г. заявление ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" удовлетворено, постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 18.05.2004 г. N 0308001600/4 признано незаконным и отменено. При этом суд исходил из того, что административный орган не представил доказательств, подтверждающих, что заявителем совершены действия, которые привели к загрязнению атмосферного воздуха, в чем выражено загрязнение воздуха, какие именно вредные вещества попали в атмосферу, их количество, не доказано превышение допустимой концентрации вредных веществ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 сентября 2004 г. состоявшийся по делу судебный акт отменен и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. При новом рассмотрении суду предложено исследовать вопрос о том, являются ли источники, указанные в постановлении, источниками вредных выбросов, являются ли они неучтенными, либо на них имеются разрешения.
При новом рассмотрении дела решением от 9 сентября 2004 г. Арбитражный суд города Москвы оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. При этом суд исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы МПР России по г. Москве подал кассационную жалобу, в которой поставлен вопрос о его отмене. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, судом допущено неправильное применение части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" возражало против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В судебном заседании представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы МПР России по г. Москве доводы кассационной жалобы поддержал, по мотивам изложенным в ней.
Представитель ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" с доводами кассационной жалобы не согласился по мотивам изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, проверкой на ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" вывялено, что по источнику выброса 0012 имеется 6-я неучтенная силосная банка, по источнику выброса 0030 пыль цемента учтена как пыль минерального порошка под кодом 2908, по источнику выброса 0021 учтены только 4 единицы автотранспорта. Данные факты зафиксированы в акте от 18.05.04 N 0308001600/4 проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на основании которого постановлением Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы постановлением от 18.05.2004 г. по делу об административном правонарушении N 0308001600/4 ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" признано виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 50000 руб.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление суд исходил из того, что административный орган, определив объективной стороной вменяемого правонарушения выброс веществ от неучтенных источников, тем не менее, привлек к административной ответственности за административное правонарушение, объективная сторона которого состоит в отсутствии разрешения на выброс.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения. Квалифицирующим признаком данного административного правонарушения является наличие или отсутствие разрешения на используемый источник вредных выбросов.
Таким образом, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него не только без специального разрешения, но и те же действия совершенные при наличии разрешения, но от неучтенных в нем источников вредных выбросов, также образуют состав административного правонарушения, установленный в части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем на ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" имел место выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от неучтенных в разрешении на выброс N ЮВ-161/2001 источников вредных выбросов вследствие несоответствия в сторону увеличения реального количества используемых источников выброса вредных веществ количеству, указанному в нем.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 18.05.2004 г. по делу об административном правонарушении N 0308001600/4 подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое вследствие неправильного применения норм материального права.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В связи с тем, что судом установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным состоявшееся по делу судебный акт отменить и не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 18.05.2004 г. по делу об административном правонарушении N 0308001600/4.
Руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 9 декабря 2004 г. по делу N А40-25930/04-125-254 отменить. В удовлетворении заявленных ОАО Асфальтобетонный завод N 4 "Капотня" требований отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2005 г. N КА-А40/124-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании