Неплатежеспособная ответственность
Преднамеренное и фиктивное банкротства, ответственность за которые предусмотрена ст.196, 197 УК РФ, являются, пожалуй, одними из наименее раскрываемых преступлений (см. "эж-ЮРИСТ" N 42, 2003. Максимов С. В. "Криминальное банкротство"), несмотря на то, что количество уголовных дел, возбуждаемых по указанным статьям, достаточно внушительно. Связано это с тем, что данные дела в настоящее время практически не имеют судебной перспективы.
Неясные определения
Одной из причин неэффективности борьбы с преднамеренными банкротствами является неясность формулировки диспозиции ст.196 УК РФ.
Арбитражными управляющими как специалистами, на практике сталкивающимися с проблемой недобросовестных банкротств, отмечаются трудности в понимании неплатежеспособности и предлагается исключение из диспозиции ст.196 УК РФ упоминания о ней.
Представляется, что определение неплатежеспособности является одним из главных вопросов при анализе объективной стороны преднамеренного банкротства. Действующее гражданское законодательство, в том числе законодательство о банкротстве, не предлагает никаких вариантов определения этого понятия.
Попытки дать такое определение учеными-криминалистами не дали удовлетворительных результатов. Полагаем, сложно признать удачным определение создания неплатежеспособности как "действий или бездействия, которые привели организацию или индивидуального предпринимателя, являвшихся ранее платежеспособными, к неплатежеспособности... ".
Необходимо определение, способное раскрыть экономическую природу самого явления неплатежеспособности "в статике".
В настоящее время платежеспособность относится к экономическим категориям, отражающим состояние баланса юридического лица (предпринимателя), и характеризует "способность физических и юридических лиц, государства выполнять обязательства по платежам, установленные в договорах и законодательными актами"*(1).
Неплатежеспособность же определяется как "состояние предприятия, государства, при котором они не могут погашать свои обязательства"*(2), при этом она предшествует несостоятельности (банкротству).
Следует особо отметить, что неплатежеспособность представляет собой не просто "финансовое состояние хозяйствующего субъекта, характеризующееся приостановлением платежей по обязательствам"*(3). Это состояние вызвано объективными экономическими причинами, а именно, отсутствием средств на счетах организации, отрицательными показателями бухгалтерского баланса и т. д.
Несостоятельность (банкротство) в соответствии с Законом 2002 г. является частным случаем неплатежеспособности. Мы полагаем, что несостоятельность - это крайняя, необратимая форма неплатежеспособности, критический размер которой уже не позволяет предприятию вести дальнейшую коммерческую деятельность и обрекает его на экономическую гибель для частичного удовлетворения законных требований кредиторов.
Специфические признаки
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) " от 26.10.2002 N 127-ФЗ установлены признаки, позволяющие выделить банкротство из иных случаев неплатежеспособности по признаку "неисполнения юридическим лицом денежных обязательств в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены". Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только при наличии дополнительного основания: требования к должнику-юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 100 тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее 10 тысяч рублей (ст.6 Закона).
Как видим, помимо пропуска должником срока исполнения обязательств, законом должна быть указана сумма задолженности. Пропуск должником трехмесячного срока для исполнения обязательства, превышающего указанные суммы, позволяет сделать вывод о невозможности исполнения им данного имущественного обязательства вообще.
Банкротство как частный случай неплатежеспособности обладает еще одним специфическим признаком: в легальном определении несостоятельности (банкротства), приведенном в ст.2 Закона, подчеркивается нормативный, установленный (в данном случае - арбитражным судом) характер неплатежеспособности. Подтвержденная арбитражным судом неплатежеспособность - это и есть несостоятельность (банкротство).
Совсем иное понимание банкротства заложено в диспозиции нормы, предусматривающей уголовную ответственность за преднамеренное банкротство (ст.196 УК РФ).
Преднамеренное банкротство, имея сходное с гражданско-правовым институтом наименование, тем не менее разительно от него отличается.
Из текста диспозиции ст.196 УК РФ под преднамеренным банкротством понимается "умышленное создание или увеличение неплатежеспособности". Для определения признаков преднамеренного банкротства необязательно вступление в законную силу решения арбитражного суда. Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротств является одной из обязанностей арбитражного управляющего (ст.24 Закона).
В Законе не указаны процессуальные действия арбитражного суда при подтверждении наличия признаков преднамеренного банкротства: должен ли суд прекратить производство по делу о банкротстве, отказать в признании должника банкротом, приостановить производство. По мнению некоторых исследователей, с которыми мы согласимся, в случае выявления таких признаков арбитражный суд на основании ст.57 Закона прекращает производство по делу о банкротстве*(4). Однако в Законе отсутствуют указания о дальнейшем движении дела.
Отсутствие на этот счет указаний в Законе, как мы полагаем, не означает необходимости направления материалов в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством следует признать несостоятельность (банкротство) понятием с более узкой областью определения, чем понятие неплатежеспособности. При этом понятие несостоятельности (банкротства) обладает следующими признаками:
1) неисполнение должником обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
2) сумма требований к должнику-юридическому лицу в совокупности должна составлять не менее 100 тысяч рублей, а к должнику-гражданину - не менее 10 тысяч рублей;
3) несостоятельность (банкротство) - это подтвержденная арбитражным судом неплатежеспособность.
Из анализа неплатежеспособности следует чрезвычайно важный вывод о коренном различии несостоятельности (банкротства) как гражданского института и преднамеренного банкротства как самостоятельного уголовно-правового института. Несмотря на сходство с первым, последний не нуждается в подтверждении его арбитражным судом.
А. Ненайденко,
аспирант РГУ нефти и газа
им. И. М. Губкина
"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Современный финансово-экономический словарь/ Под общей ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М., 2002. С.347.
*(2) Там же. С.293.
*(3) Михалев И.Ю. Банкротство и уголовный закон. С.140; Бондарь Е. А. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве): Дисс. Е канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С.156.
*(4) Там же. С.143-144.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru