Отраслевое соглашение
по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 - 2006 годы
(утв. Минобразования РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 26 декабря 2003 г.)
Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию с замечаниями от 2 февраля 2004 г. N 572-ВЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне в соответствии с законодательством РФ и определяет согласованные позиции сторон по обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, научных и иных организаций, входящих в систему Министерства образования РФ (далее - учреждения).
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки.
Соглашение основывается на Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, законах РФ "Об образовании" и "О занятости населения в Российской Федерации", федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О науке и научно-технической политике", Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 годы и иных нормативных правовых актах.
См. также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 - 2007 годы
Соглашение обязательно к применению при заключении отраслевых соглашений на региональном и территориальном уровнях, коллективных договоров, соглашений в учреждениях, трудовых договоров с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.2. Сторонами Соглашения (далее - стороны) являются:
- работники учреждений, а также обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования (далее - работники) в лице их представителя - Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - Профсоюз);
- работодатели в лице их представителя - Министерства образования РФ (далее - Минобразование России).
1.3. Действие Соглашения распространяется на всех работодателей и работников учреждений, первичные профсоюзные организации которых входят в Профсоюз, а также на работников учреждений, профсоюзные организации которых уполномочили Профсоюз представлять их интересы и заключить данное Соглашение, за исключением учреждений, указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению.
1.4. Стороны согласились в том, что:
1.4.1. Соглашения на региональном и территориальном уровнях устанавливают для работников условия и оплату труда, социальные льготы и гарантии, связанные с территориальными особенностями, в соответствии с законодательством РФ, включая законодательство субъектов РФ, настоящим Соглашением и не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, соглашениями.
1.4.2. В целях регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними отношений между работниками и работодателями в учреждении заключаются коллективный договор, соглашение.
В коллективном договоре, соглашении с учетом особенностей деятельности учреждения и его финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные социальные льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, настоящим Соглашением, региональными и территориальными соглашениями.
1.4.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством РФ и настоящим Соглашением.
1.4.4. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с федеральным законом.
1.5. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Текущий контроль за выполнением Соглашения осуществляет Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном сторонами Соглашения.
Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план мероприятий по выполнению Соглашения с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.
Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума ЦК Профсоюза и доводится до сведения органов управления образованием субъектов РФ, территориальных и первичных организаций Профсоюза, учреждений.
1.6. Стороны доводят текст Соглашения до органов управления образованием, учреждений, территориальных и первичных организаций Профсоюза для его реализации.
Текст Соглашения публикуется в журнале "Вестник образования" и газете "Мой Профсоюз" в двухнедельный срок после его подписания.
1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2006 г.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2006 г.
1.8. Соглашение открыто для присоединения к нему работников, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, работодателей, не уполномочивших ранее стороны для его заключения, а также для учреждений и органов управления образованием и наукой другой ведомственной принадлежности при условии заключения соответствующих соглашений с Минобразованием России и Профсоюзом.
2. Социальное партнерство и координация действий сторон Соглашения
2. 1. В целях развития социального партнерства стороны обязуются:
2.1.1. Создать на равноправной и постоянной основе Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Отраслевая комиссия) для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и их заключения, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению Соглашения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения Соглашения (не реже одного раза в полугодие).
Отраслевая комиссия вправе разрешать разногласия и спорные вопросы по толкованию и выполнению положений Соглашения.
Состав Отраслевой комиссии определяется сторонами. Срок полномочий Отраслевой комиссии - пять лет.
2.1.2. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в отрасли, федеральных программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников учреждений, совершенствования ведомственной нормативной правовой базы и по другим социально значимым вопросам.
2.1.3. Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
Органам управления образованием, учреждениям, профсоюзным организациям рекомендуется осуществлять аналогичный порядок взаимодействия в части предоставления полной, достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
2.1.4. Минобразование России при принятии приказов, распоряжений, положений и других ведомственных нормативных правовых актов и иных документов, содержащих нормы трудового права, учитывает положения настоящего Соглашения.
Минобразование России в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением случаях заблаговременно направляет в Профсоюз проекты нормативных правовых актов, вносимых в Правительство РФ, и ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников, принимает ведомственные нормативные правовые акты по согласованию с Профсоюзом.
Органам управления образованием, учреждениям, профсоюзным организациям рекомендуется осуществлять аналогичный порядок подготовки, прохождения и принятия нормативных правовых актов, других правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
При этом порядок согласования может конкретизироваться в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах, соглашениях.
2.1.5. Содействовать осуществлению в учреждениях в случаях, предусмотренных законодательством, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Представители работодателей и выборных профсоюзных органов учреждений должны оперативно обеспечивать друг друга получаемой нормативной информацией по этим вопросам.
2.1.6. В целях предоставления работникам учреждений федерального подчинения дополнительных социальных гарантий и льгот, обеспечения поддержки и развития их учебной, научной, производственной и социальной базы за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов считать целесообразным продолжить практику заключения соглашений между соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными организациями Профсоюза, способствовать распространению их положительного опыта.
2.1.7. Осуществлять систематический анализ, обобщение опыта заключенных региональных соглашений и коллективных договоров образовательных учреждений, подчиненных Минобразованию России, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отдельных субъектах РФ, по федеральным округам и в отрасли в целом. Создать отраслевую лабораторию для автоматизации анализа территориальных соглашений и коллективных договоров, заключаемых в образовательных учреждениях разного типа.
2.1.8. Урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров осуществлять в порядке, установленном трудовым законодательством.
2.2. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, в Интернете промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров учреждений.
2.3. Стороны в своих действиях при рассмотрении вопросов социально-экономического положения работников образования и науки учитывают положения рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ "О положении учителей" 1966 г., "О статусе научных работников" 1974 г. и рекомендаций ЮНЕСКО "О статусе преподавательских кадров высших учебных заведений" 1997 г.
2.4. Стороны согласились, что договоренности между обучающимися в образовательных учреждениях профессионального образования и образовательными учреждениями по вопросам обеспечения защиты их прав и интересов являются соглашениями, прилагаемыми к коллективным договорам образовательных учреждений.
Вопросы взаимодействия Студенческого координационного совета Профсоюза и Минобразования России определяются отдельным соглашением, которое является приложением к настоящему Соглашению (приложение 3).
3. Трудовые отношения
3. 1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
3.1.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается на неопределенный срок. Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Трудовой договор на определенный срок (до пяти лет) заключается с научно-педагогическими работниками в высших учебных заведениях. Заключению срочного трудового договора при замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, предшествует конкурсный отбор.
Конкурсный отбор претендентов проводится в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утвержденным приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2002 г. Регистрационный N 4084), уставом и(или) локальным актом учреждения.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
3.1.2. С руководителями образовательных учреждений трудовой договор заключается на срок (неопределенный или определенный [до пяти лет]), установленный уставом учреждения или соглашением сторон.
Заключение срочного трудового договора с руководителем (кроме руководителей, избираемых на должность) может быть обусловлено только достаточными к тому основаниями, вызванными условиями выполнения работы.
3.1.3. Отношения между учреждением и обучающимися определяются законодательством РФ, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания обучающихся в общежитии, приложением к коллективному договору или самостоятельным соглашением профсоюзной организации студентов с учреждением, иными локальными актами.
3.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, регионального и территориального соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.
Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться.
3.3. Работодатель обязан при заключении трудового договора с работником ознакомить его под роспись с уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении и относящимися к трудовой функции работника.
Учреждение при зачислении обучающегося обязано ознакомить его под роспись с уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, соглашением, правилами внутреннего распорядка и иными локальными актами, действующими в учреждении.
3.4. Минобразование России обязуется совместно с Профсоюзом разработать:
- рекомендации об особенностях регулирования трудовых отношений с работниками, занимающими выборные должности (декан, заведующий кафедрой, директор НИИ, заведующий отделом [лабораторией] НИИ);
- рекомендации о порядке планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава;
- примерную форму трудового договора с учителем.
4. Обязательства в области экономики и управления образованием
4. 1. Стороны считают целесообразным совместно разрабатывать и вносить на рассмотрение Правительства РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти предложения по:
4.1.1. Выделению в проектах федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год ассигнований на оплату труда и социальные выплаты работникам, стипендии и социальные выплаты обучающимся, ежегодное повышение (индексацию) их размеров, обеспечение предусмотренных законодательством социальных гарантий, на охрану труда и другие статьи расходов, связанных с обеспечением нормальных условий труда работников и учебой обучающихся;
4.1.2. Повышению эффективности контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на заработную плату, стипендии, иные выплаты работникам и обучающимся, охрану труда, а также в части своевременного и в полном объеме направления средств финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для обеспечения конституционных гарантий права граждан на образование, а также по другим статьям расходов на образование;
4.1.3. Обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление мер по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами, их экономической, социальной и иной поддержки государством и обществом;
4.1.4. Обеспечению своевременного и в полном объеме снабжения топливно-энергетическими и водными ресурсами образовательных учреждений разных типов и видов;
4.1.5. Государственному регулированию для учреждений тарифов на оплату теплоэнергоснабжения, других коммунальных и прочих услуг;
4.1.6. Запрещению отключения водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения образовательных учреждений, научных организаций из-за неуплаты коммунальных платежей в случае задержки перечисления соответствующих бюджетных средств;
4.1.7. Освобождению образовательных учреждений, научных организаций от штрафных санкций и взыскания пени по всем видам платежей в случае задержки перечислений им бюджетных средств (за весь период задержки);
4.1.8. Формированию системы социальных норм и нормативов в сфере образования.
4.2. Стороны считают целесообразным совместно добиваться:
4.2.1. Выполнения Закона РФ "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других нормативных правовых актов в части оплаты труда работников учреждений и стипендий обучающихся, социальных выплат и компенсаций работникам и обучающимся;
4.2.2. Разрешения проблем управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью учреждений;
4.2.3. Льготного налогообложения физических и юридических лиц, направляющих свои средства на реализацию уставных задач и целей образовательных учреждений, научных организаций, предусмотренных законодательством РФ;
4.2.4. Освобождения средств образовательных учреждений, научных организаций, независимо от источников их получения, от всех видов налогов, сборов и пошлин при условии направления их на реализацию собственных уставных задач;
4.2.5. Обеспечения налоговых льгот для образовательных учреждений, научных организаций, предусмотренных законодательством РФ;
4.2.6. Компенсации потерь учреждениям, работникам и обучающимся в связи с задержкой выплаты заработной платы, стипендий, социальных выплат и компенсаций, ассигнований на оплату коммунальных и иных услуг;
4.2.7. Определения механизма реализации государственных социальных гарантий и льгот работникам;
4.2.8. Распространения порядка лицензирования и аккредитации научных учреждений на научные структурные подразделения вузов;
4.2.9. Недопущения нарушений установленных федеральными законами прав образовательных учреждений в сфере их экономической автономии со стороны налоговых, финансовых и иных контролирующих государственных органов;
4.2.10. Обеспечения гарантий получения гражданами образования, в том числе общедоступного и бесплатного, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов в соответствии с законодательством РФ в области образования;
4.2.11. Своевременного и полного финансирования подведомственных Минобразованию России учреждений по утвержденным в федеральном бюджете статьям расходов экономической бюджетной классификации, включая статьи расходов социальной направленности;
4.2.12. Совместно с органами управления образованием, территориальными и первичными организациями Профсоюза целевого использования государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления ассигнований из бюджетов всех уровней, выделяемых на образование и прежде всего на погашение задолженности по выплате зарплаты работникам, стипендий студентам, социальным выплатам; своевременного и полного текущего бюджетного финансирования учреждений в соответствии с утвержденными бюджетами, обращаясь при необходимости в региональные отделения федерального казначейства, финансовые, судебные органы, органы прокуратуры, органы по труду, к полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, а также в Правительство РФ;
4.2.13. Установления государственных минимальных социальных стандартов в области образования в целях обеспечения достаточного уровня их финансирования, в том числе в части расходов на оплату труда, стипендии, социальные выплаты работникам, обучающимся, воспитанникам;
4.2.14. Определения на федеральном уровне порядка предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
4.12.15. Внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в целях обеспечения выполнения положения федеральных законов об образовании, устанавливающих, что неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем его финансирования на следующий год (квартал, месяц);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2.16. Внесения изменений в Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты о признании целевого характера использования средств в пределах экономии фонда оплаты труда по смете учреждения, направляемых на оказание материальной помощи работникам;
4.2.17. Соблюдения предусмотренного Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать смету по использованию внебюджетных средств;
4.2.18. Доведения до учреждений федерального подчинения годовых объемов финансирования по кварталам и месяцам по всем статьям расходов экономической бюджетной классификации после их утверждения Минфином России и открытия финансирования не позднее 5-го числа текущего месяца для обеспечения выплаты работникам заработной платы не реже двух раз в месяц;
4.2.19. Создания в отрасли в соответствии с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" полномочных объединений работодателей;
4.2.20. Ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей работодателя (материальной, административной, дисциплинарной, уголовной) за обеспечение полного и своевременного финансирования учреждений, соблюдение трудового законодательства, обеспечение социальных гарантий и льгот работникам;
4.2.21. Повсеместного выполнения норм законодательства в части оплаты за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий обучающимся - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, пострадавшим в результате аварий, техногенных катастроф и др.;
4.2.22. Распространения в рамках законодательства РФ на аспирантов высших учебных заведений льгот и гарантий, предусмотренных для студентов вузов;
4.2.23. Расширения привлечения студентов, аспирантов и докторантов образовательных учреждений к выполнению научно-исследовательских работ и оказания помощи в реализации практических проектов с выделением дополнительных целевых средств из федерального бюджета на научные стажировки студентов, аспирантов и докторантов, проведение студенческих научных и учебных конференций, семинаров, симпозиумов и т.п.;
4.2.24. Финансирования из бюджетов субъектов РФ расходов на организацию образовательного процесса, в том числе на заработную плату в муниципальных общеобразовательных учреждениях; включения в бюджеты субъектов РФ утвержденных в законодательном порядке субвенций, направляемых муниципальным бюджетам для финансирования расходов на организацию образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
4.3. Стороны обмениваются оперативной информацией о задолженности образовательным учреждениям по поступающим средствам из бюджетов разных уровней и принимают меры по ее ликвидации.
4.4. Стороны согласились осуществлять совместные действия и контроль за соблюдением законодательства в части:
- запрета на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и запрета на их перепрофилирование при изменении их организационно-правовых форм; недопущения ликвидации, перепрофилирования и передачи объектов социальной инфраструктуры учреждений профессионального образования в ведение органов местного самоуправления;
- недопущения снижения уровня социальных гарантий работников и обучающихся при передаче учреждений начального и среднего профессионального образования федерального подчинения в ведение субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- недопущения взимания платы с обучающихся за счет бюджетных средств, выделяемых в соответствии с установленным государственным заказом на подготовку кадров за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней, за ликвидацию академической задолженности, различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных, практических работ; за пользование библиотекой, получение студенческих билетов, зачетных книжек и другие услуги, относящиеся к основной образовательной деятельности образовательных учреждений.
4.5. Минобразование России разрабатывает и согласовывает с Профсоюзом рекомендации по совершенствованию деятельности органов управления образованием, принимает меры по упорядочению компетенции органов управления образованием, централизованных бухгалтерий, других учреждений, организаций и предприятий в системе образования, обслуживающих образовательные учреждения.
4.6. Стороны рекомендуют представителям работодателей учреждений:
4.6.1. Устанавливать надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) работников, награжденных ведомственными наградами, в том числе действовавшими до 1995 года, за счет собственных средств учреждения, в том числе за счет экономии фонда оплаты труда, что закрепляется в коллективном договоре и других локальных нормативных актах;
4.6.2. При принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурной сферы, при передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, находящихся в оперативном управлении учреждений:
- учитывать мнение коллектива работников или, по его поручению, выборного профсоюзного органа в целях предотвращения ухудшения условий труда и быта работников;
- предусматривать в коллективном договоре (в отдельном приложении к нему) размеры и порядок использования полученных и остающихся в распоряжении учреждения средств, в том числе внебюджетных.
4.6.3. Обеспечивать выделение внебюджетных средств на обеспечение социальной защиты работников, определять направления использования этих средств с участием профсоюзных организаций учреждений.
4.7. Руководство Минобразования России проводит ежеквартальные встречи со Студенческим координационным советом Профсоюза для обсуждения проблем студенчества, выработки мер и путей их решения.
5. Оплата труда и нормы труда. Стипендиальное обеспечение
5.1. В целях сохранения единого образовательного пространства, повышения социального статуса работника образования, престижа педагогической профессии и мотивации труда стороны добиваются:
5.1.1. Определения конкретных этапов и последовательного приближения оплаты труда работников образования к уровням, предусмотренным законодательством РФ в области образования;
5.1.2. Сохранения федеральных государственных гарантий:
- размеров ставок заработной платы (должностных окладов), единого порядка и сроков повышения (индексации) заработной платы для работников образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп на всей территории РФ;
- гарантий и компенсаций работникам организаций и учреждений Минобразования России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленных законодательством РФ;
5.1.3. Введения надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников образовательных учреждений всех типов и видов, а также в целях стимулирования труда педагогических работников из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования доплат на первые три года работы в образовательных учреждениях;
5.1.4. Расширения диапазона дифференциации размеров должностных окладов (ставок) и повышения уровня оплаты труда педагогических, научно-педагогических и других работников высшей квалификации, в том числе за наличие почетных званий и иных государственных наград;
5.1.5. Сохранения размеров и условий повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников за работу в сельской местности, а также за работу в образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в развитии, детьми, нуждающимися в длительном лечении, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;
5.1.6. Совершенствования системы стипендиального обеспечения обучающихся в целях последовательного приближения размеров стипендий к уровню прожиточного минимума, совершенствования системы мер адресной поддержки студентов и аспирантов;
5.1.7. Выплаты надбавок к стипендиям студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, в размере 15% от минимального размера стипендии в соответствии с действующим законодательством за счет средств Министерства обороны РФ.
5.2. Стороны считают, что:
5.2.1. Для педагогических работников наполняемость классов, групп, установленная типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом санитарных правил и норм является предельной наполняемостью и нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в которых оплата осуществляется из установленной ставки заработной платы. Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе компенсируется педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно в коллективном договоре;
5.2.2. Органам управления образованием и территориальным организациям Профсоюза необходимо добиваться формирования фонда оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования с учетом:
- ассигнований на установление компенсационных доплат, стимулирующих надбавок, премирование работников в размере не ниже 25% фонда оплаты труда, сформированного исходя из ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений и компенсационных выплат для всех типов и видов образовательных учреждений;
- дополнительных средств на оплату труда работников за превышение наполняемости классов, групп, предусмотренной типовыми положениями;
5.2.3. Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих в соответствии с медицинским заключением индивидуальное обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, должна осуществляться за счет средств, предусматриваемых на эти цели, не допуская практику организации этой работы из средств экономии образовательного учреждения.
5.3. Стороны при регулировании вопросов обеспечения гарантий по оплате труда для отдельных категорий педагогических работников исходят из того, что:
5.3.1. Не допускается выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы учителям, не имеющим полной учебной нагрузки, в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", при условии их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой (ведение кружковой работы, в том числе предметных кружков, воспитательная работа в группе продленного дня, работа по замене отсутствующих учителей, проведение занятий на дому с обучающимися, не посещающими образовательное учреждение по медицинским показаниям, работа по классному руководству и[или] проверке письменных работ, работа по организации внеурочной работы по физическому воспитанию обучающихся).
Учителя предупреждаются об отсутствии возможности обеспечения их полной учебной нагрузкой и о формах догрузки другой педагогической работой до установленной им полной нормы не позднее чем за два месяца.
5.3.2. Выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы учителям 1-х классов при применении в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первые два месяца учебного года "ступенчатого" метода наращивания учебной нагрузки, а также использования динамической паузы не допускается.
5.3.3. В случае уменьшения у учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в течение учебного года учебной нагрузки по не зависящим от них причинам по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, трудовые отношения с указанными работниками с их согласия продолжаются и за ними сохраняется до конца учебного года заработная плата в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
Рекомендовать органам управления образованием, образовательным учреждениям не осуществлять в течение учебного года в образовательных учреждениях организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение всех категорий педагогических работников до окончания учебного года по этим причинам.
5.4. Стороны договорились:
5.4.1. Применять в части, не противоречащей законодательству РФ, порядок исчисления заработной платы, предусмотренный Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605 (с изменениями и дополнениями), рекомендациями по их применению, а также иными нормами действующего законодательства.
5.4.2. В случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения добиваться выплаты работникам, участвовавшим в забастовке, заработной платы в полном объеме.
5.4.3. Рекомендовать органам управления образованием и работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или учредителей, а также за работниками, приостановившими работу в порядке, предусмотренном статьей 142 Трудового кодекса РФ, заработную плату в полном размере, что закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
5.4.4. Принимать упреждающие меры в целях недопущения нарушений в оплате труда, в том числе при замещении отсутствующих работников с учетом уровня квалификации замещающего работника.
5.4.5. В целях снижения социальной напряженности в учреждениях прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления и размеров оплаты труда.
5.4.6. Принять участие в проведении анализа уровня оплаты труда и условий жизни работников образования в субъектах РФ с высоким уровнем заработной платы в промышленности, прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины; в разработке рекомендаций для государственных органов исполнительной власти субъектов РФ по сближению уровней материального обеспечения работающих в бюджетной сфере и во внебюджетном секторе экономики.
6. Рабочее время и время отдыха
6.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
6.1.1. В соответствии с законодательством РФ для педагогических работников учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю за одну ставку заработной платы (должностной оклад). В зависимости от должности и(или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) регулируется постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
6.1.2. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу), состоящий при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющей четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, принимаемыми в порядке, предусмотренном в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
6.2. В целях упорядочения режима рабочего времени работников образовательных учреждений стороны обязуются совместно разработать и утвердить Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, а до его утверждения договорились руководствоваться Примерным положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, которое прилагается к настоящему Соглашению (приложение 2).
6.3. Привлечение отдельных работников образовательных учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
6.4. В учреждениях профессионального образования при составлении учебных планов должны соблюдаться требования нормативных документов, предусматривающих, в частности, установление максимальной еженедельной аудиторной нагрузки на студента - 36 часов и предельно допустимого суммарного количества экзаменов и зачетов в одну сессию - 12.
6.5. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее чем за две недели до наступления календарного года с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем, а также отзыв из отпуска допускаются только с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.
6.6. При предоставлении ежегодного отпуска учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период до истечения шести месяцев его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации при увольнении. Учителям и преподавателям, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.
6.7. Работникам учреждений с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск.
Перечень категорий работников, эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее трех календарных дней, предусматривается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
6.8. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.
6.9. Работникам может быть предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам (собственная свадьбы или свадьба детей, рождение ребенка, уход за больными членами семьи, смерть членов семьи и другие уважительные причины) на условиях, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях.
6.10. Стороны договорились:
6.10.1. Утвердить примерные правила внутреннего трудового распорядка (правила внутреннего распорядка) для разных типов образовательных учреждений.
6.10.2. Направить в органы государственной власти субъектов РФ и в Правительство РФ предложения по снижению до 18 часов в неделю нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям начальных классов образовательных учреждений общего образования, до 30 часов в неделю - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям дошкольных образовательных учреждений общего назначения, а также дошкольных групп общеобразовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
6.11. Стороны считают необходимым рекомендовать органам управления образованием и территориальным организациям Профсоюза установить порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.
7. Кадровая политика. Гарантии содействия занятости и переобучения работников
7.1. Стороны договорились в целях определения единой кадровой политики в отрасли разработать и добиваться реализации в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Педагогические кадры России", предусмотрев в ней вопросы определения потребности в педагогических кадрах на перспективу, их подготовки, трудоустройства, профессионального развития, создания необходимых условий труда и содействия занятости работников образования, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и др.
7.2. Минобразование России добивается выделения в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2004 - 2006 годы ассигнований, необходимых для подготовки и реализации подпрограммы "Педагогические кадры России".
7.3. Стороны признают необходимым рекомендовать органам управления образованием, территориальным организациям Профсоюза совместно с государственными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
7.3.1. Ежегодно проводить мониторинг кадрового обеспечения образовательных учреждений для формирования базы данных регионов о наличии педагогических кадров и потребности в них с учетом возрастного состава, текучести кадров, фактической учебной нагрузки, дефицита кадров по предметам (специальностям).
7.3.2. Предусмотреть разработку на региональном и территориальном уровнях программ развития кадрового потенциала образовательных учреждений, предусмотрев в них вопросы определения потребности в педагогических кадрах на перспективу, подготовки, трудоустройства и закрепления выпускников учреждений профессионального педагогического образования в образовательных учреждениях, профессионального развития педагогических работников, создания необходимых условий их труда, содействия занятости работников, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и др.
7.3.3. При проведении в рамках модернизации российского образования федеральных, региональных и территориальных экспериментов (по апробации новой структуры и содержания образования и др.), сопровождающихся в том числе подготовкой преподавания новых дисциплин, предусматривать в нормативных правовых актах порядок финансирования мер за счет средств соответствующих бюджетов, обеспечивающих педагогическим и руководящим работникам, участвующим в экспериментах, повышение квалификации, оснащение эксперимента техническими средствами, средствами коммуникации, учебно-наглядными пособиями и других мер, установление доплат и надбавок к заработной плате в целях стимулирования повышения качества и эффективности труда.
7.3.4. Разрабатывать и предусматривать в соглашениях и коллективных договорах меры по:
- развитию системы обучения, повышению профессионального уровня и переподготовке высвобождаемых работников;
- обеспечению студентов вторичной занятостью в свободное от учебы время через молодежные биржи труда, центры занятости, через службы занятости студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- использованию целевой контрактной подготовки учителей, воспитателей для образовательных учреждений;
- расширению сети общеобразовательных учреждений с классами, спрофилированными на последующее обучение в педагогических вузах и колледжах; совершенствованию совместно с педагогическими вузами и колледжами деятельности по профориентации и профотбору потенциальных студентов в общеобразовательных учреждениях;
- трудоустройству выпускников учреждений профессионального педагогического образования, оказанию эффективной помощи молодым педагогам в профессиональной и социальной адаптации к деятельности в образовательных учреждениях.
7.4. Стороны считают необходимым рекомендовать образовательным учреждениям профессионального образования создать в структуре управления учреждением подразделение, занимающееся вопросами занятости и трудоустройства выпускников.
Минобразованию России предусмотреть в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте наличие такого подразделения условием аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования.
7.5. Стороны договорились, что к массовому высвобождению работников в отрасли относится увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней в учреждении.
В случае массового высвобождения работников, возникшего в связи с ликвидацией учреждения, а также сокращением объемов его деятельности, представитель работодателя своевременно - не менее чем за три месяца - и в полном объеме представляет органам службы занятости, соответствующему выборному профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях работников и сроках, в течение которых намечено их осуществить.
7.6. Стороны рекомендуют предусматривать в соглашениях и коллективных договорах обязательства по:
- определению более льготных критериев массового высвобождения работников отрасли с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в субъекте РФ и особенностей деятельности учреждений;
- планированию работодателями средств для полной или частичной компенсации органам службы занятости затрат на опережающее обучение высвобождаемых работников учреждений;
- финансированию учреждений для выплаты компенсаций высвобождающимся работникам.
7.7. Минобразование России для обеспечения повышения квалификации педагогических работников учреждений не реже чем один раз в пять лет:
- принимает меры по ускорению реализации Программы модернизации педагогического образования, утвержденной приказом Минобразования России от 1 апреля 2003 г. N 1313;
- добивается включения в федеральный бюджет необходимых на эти цели расходов для учреждений федерального подчинения;
- рекомендует органам управления образованием предусматривать при формировании бюджета соответствующего уровня средства, необходимые для планового повышения квалификации педагогических работников.
7.8. Минобразование России совместно с органами управления образованием, работодателями:
7.8.1. Содействуют осуществлению следующих мер, направленных на обеспечение занятости высвобождающихся работников:
- создание внутриотраслевого банка данных о потребностях в педагогических кадрах;
- обеспечение условий для переезда работников на новое место работы с предоставлением им жилья (условий его льготного приобретения), оплатой проезда работников и членов их семей, других льгот (по договоренности сторон);
- проведение упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри учреждений на освободившиеся рабочие места;
- развитие временной и сезонной занятости работников;
- применение с согласия работника в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и других мер в соответствии с законодательством РФ;
- создание кадрового резерва работников ведущих профессий, временно используемых на других работах в связи с высвобождением в результате сокращения численности или штата работников с доплатой до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня на срок до шести месяцев;
- использование возможности досрочного (до двух лет) выхода высвобождающихся работников на пенсию в соответствии с заключением службы занятости;
7.8.2. В целях поддержки работников, высвобождаемых из учреждений в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией или реорганизацией учреждений, обеспечивают осуществление следующих мер:
- предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата не менее чем за три месяца;
- по договоренности сторон трудового договора предоставление в период после предупреждения об увольнении оплачиваемого времени для самостоятельного поиска работы на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
7.9. Стороны рекомендуют работодателям и соответствующим профсоюзным органам при заключении коллективных договоров гарантировать работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата, сохранение очереди на улучшение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользования лечебными и дошкольными образовательными учреждениями на равных с работающими условиях.
7.10. Стороны договорились совместно разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам совершенствования порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также по вопросам, связанным с иными социально-трудовыми правами работников учреждений.
7.11. Стороны признают необходимым:
7.11.1. Не допускать отчисления студентов без согласования со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (за исключением случаев академической неуспеваемости или вступившего в силу решения суда).
7.11.2. При совершенствовании порядка аттестации педагогических и руководящих работников сохранять:
- принцип добровольности прохождения аттестации;
- действующую трехуровневую систему аттестационных комиссий;
- бесплатность прохождения аттестации для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- порядок установления размеров ставок заработной платы (окладов) за присвоенную квалификационную категорию независимо от стажа педагогической работы и уровня образования.
7.11.3. Предусматривать в соглашениях, коллективных договорах продление до одного года действия имеющихся квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случаях:
- наличия задолженности по заработной плате;
- возобновления педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или выходом на пенсию независимо от ее вида;
- временной нетрудоспособности;
- нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
- нахождения в командировке на работе по специальности за рубежом;
- нахождения в отпуске, предусмотренном пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", и в других случаях.
7.11.4. Предусматривать в соглашениях и коллективных договорах особые (упрощенные) формы аттестации для победителей и лауреатов всероссийских и региональных профессиональных конкурсов, для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, почетные звания, ученую степень.
7.11.5. Совершенствовать по согласованию с профсоюзными органами систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, создавать необходимые условия при проведении аттестации, разрабатывать соответствующие рекомендации.
7.11.6. Содействовать и оказывать методическую помощь при проведении региональных конкурсов педагогического мастерства, а также финансовую помощь при организации и проведении всероссийских конкурсов "Учитель года", "Лидер в образовании" и др., конкурсов "Лучшая школа России", "Студенческий лидер".
8. Социальные гарантии, льготы, компенсации
8.1. Стороны исходят из того, что:
8.1.1. Педагогическим работникам, в том числе работающим на условиях совместительства или выполняющим педагогическую работу в том же образовательном учреждении без занятия штатной должности помимо основной работы, а также руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом, должна выплачиваться ежемесячно денежная компенсация для обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, предусмотренном законодательством РФ, независимо от нахождения их в отпуске, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода временной нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам, а также независимо от объема учебной нагрузки.
8.1.2. Образовательное учреждение в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, использует по своему усмотрению в соответствии с уставом учреждения финансовые средства, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью.
Экономия как бюджетных, так и внебюджетных средств по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться на:
- премирование, выплату надбавок работникам, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и их детей, студентов, и при этом израсходованные на указанные цели средства не должны быть классифицированы как нецелевое использование бюджетных средств;
- укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам.
Премирование работников, установление надбавок к ставкам заработной платы и должностным окладам производятся в пределах экономии фонда оплаты труда по смете учреждения и предусматриваются в коллективном договоре, не имеют ограничений по видам доплат, надбавок и их размерам.
8.1.3. В целях недопущения нецелевого расходования средств стипендиального фонда студентов и аспирантов, средств на оказание помощи нуждающимся студентам, а также средств, выделенных на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха, направление расходования финансовых средств согласовывается со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией.
8.1.4. Работники системы образования, в т.ч. беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России, стран СНГ и Балтии, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пенсионеры, ранее работавшие в системе образования, пользуются льготами по жилищно-коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством РФ и решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
8.1.5. Работники системы образования пользуются льготами и компенсациями в организациях и учреждениях Минобразования России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленными законодательством РФ.
8.2. Стороны обязуются добиваться:
- повышения пенсии научно-педагогическом работникам образовательных учреждений до уровня 75% заработной платы по основному месту работы;
- внесения необходимых изменений и дополнений в порядок и условия назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью;
- реализации положения Национальной доктрины образования в РФ по созданию отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней и иных источников;
- сохранения существующего уровня прав и гарантий в сфере предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений на всей территории РФ.
8.3. Стороны признают необходимым добиваться:
8.3.1. Осуществления оплаты по основному месту работы командировочных расходов педагогическим работникам, направленным на повышение квалификации и переподготовку, при сохранении среднего заработка (с учетом его индексации) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышению квалификации) специалистов";
8.3.2. Включения в Государственную программу по обустройству и оказанию помощи лицам, переселяющимся из районов Крайнего Севера в другие регионы РФ, специального раздела, предусматривающего гарантии высвобождающимся из образовательных учреждений работникам, желающим выехать в другие регионы, и нуждающимся в этом по состоянию здоровья педагогическим работникам, ветеранам педагогического труда.
8.4. Стороны договорились:
8.4.1. Разработать положение о всероссийском конкурсе коллективных договоров, соглашений, включив в состав критериев, определяющих рейтинг вузов и других образовательных учреждений, перечень показателей, характеризующих уровень развития социального партнерства в ходе регулирования социально-трудовых отношений;
8.4.2. Содействовать созданию на различных уровнях советов молодых учителей, воспитателей, преподавателей с целью привлечения внимания к проблемам молодых педагогов и обеспечения взаимодействия с государственными органами власти, органами местного самоуправления, общественными организациями в решении социально-экономических и профессиональных проблем молодых педагогов.
9. Охрана труда
9.1. Минобразование России:
9.1.1. Обеспечивает разработку, принятие и финансирование в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" программы на 2004 - 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения";
9.1.2. Ежегодно в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусматривает финансирование отраслевой программы "Безопасность образовательного учреждения" и разработку отраслевых нормативных документов;
9.1.3. Способствует созданию служб охраны труда в структуре органов управления образованием. Организует проведение на уровне федеральных округов семинаров-совещаний по охране труда. Осуществляет методическое обеспечение деятельности служб охраны труда органов управления образованием и образовательных учреждений. Разрабатывает отраслевую нормативно-техническую документацию по охране труда и обеспечивает ею подведомственные Минобразованию России учреждения образования;
9.1.4. Устанавливает отраслевой порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников, определяет отраслевую методику проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
9.1.5. Ежегодно рассматривает на совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума ЦК Профсоюза состояние охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваемости, а также выполнение программ по охране труда работников отрасли, раздела "Охрана труда" настоящего Соглашения с целью принятия мер по улучшению условий труда и снижению травматизма;
9.1.6. Осуществляет учет и ежегодный анализ причин производственного травматизма работников отрасли и несчастных случаев с обучающимися, обобщает государственную отчетность по форме 7-Т (травматизм), 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и(или) опасных условиях труда", а также отчет о несчастных случаях с обучающимися;
9.1.7. Разрабатывает и утверждает по согласованию с Профсоюзом правила и инструкции по охране труда для кабинетов (химии, физики, информатики, биологии, спортивных залов и других подразделений повышенной опасности) образовательных учреждений;
9.1.8. Ежегодно (в течение первого квартала) информирует Профсоюз о состоянии охраны труда в отрасли и причинах производственного травматизма: о работающих во вредных условиях труда, о финансировании вузами мероприятий по охране труда, в т.ч. затрат на спецодежду и средства индивидуальной защиты, молоко, спецжиры, на проведение медосмотров и на доплаты за работу во вредных условиях труда за прошедший год.
9.2. Минобразование России способствует деятельности представителей работодателей образовательных учреждений, которые в соответствии с требованиями законодательства:
9.2.1. Осуществляют за счет средств учреждений обучение и аттестацию работников по вопросам знания норм, правил по охране труда и экологической безопасности (в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об охране труда в Российской Федерации" и статьей 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях");
9.2.2. Выделяют средства на охрану труда, в том числе на аттестацию рабочих мест из всех источников финансирования в размере не менее 2% от фонда оплаты труда и не менее 1% от размера средств от выполнения собственными силами учреждения работ, которые предусматриваются в коллективном договоре и уточняются в соглашении об охране труда, являющемся приложением к коллективному договору;
9.2.3. Обеспечивают за счет средств учреждения обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
9.2.4. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Об авариях, групповых, тяжелых и несчастных случаях со смертельным исходом в течение суток информируют территориальное объединение профсоюзов, территориальную организацию Профсоюза, обеспечивают участие их представителей в составе комиссий по расследованию аварий и несчастных случаев. Представляют информацию в профсоюзные органы о выполнении мероприятий по устранению причин аварий, несчастных случаев в установленные сроки;
9.2.5. Обеспечивают беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов профсоюзного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
9.2.6. Привлекают представителей профсоюзных органов (техническую инспекцию труда Профсоюза) к участию в комиссиях по приемке законченных строительством объектов образовательных учреждений.
9.3. Минобразование России совместно с Профсоюзом привлекает членов Совета по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса и членов Совета технической инспекции труда Профсоюза к разработке отраслевых нормативных документов по охране труда и учебы.
9.4. Профсоюз:
9.4.1. Координирует деятельность технических инспекторов труда, оказывает методическую помощь в осуществлении ими защитных функций по созданию здоровых и безопасных условий труда; обеспечивает территориальные комитеты Профсоюза необходимой нормативно-правовой документацией, ведет учет результатов их деятельности по обследованию состояния охраны труда в образовательных учреждениях, организует и проводит семинары технической инспекции труда территориальных комитетов Профсоюза, согласовывает отраслевые нормативно-правовые акты, содержащие требования охраны труда;
9.4.2. Организует деятельность Совета технической инспекции труда Профсоюза для выработки единой политики при разработке и внедрении отраслевых научно-технических и учебно-методических нормативных документов, в пропаганде эффективных методов работы по охране труда, в определении текущих и перспективных задач по совершенствованию законодательства об охране труда и здоровья работающих, студентов и учащихся, решения других вопросов по охране труда в системе образования.
9.5. Руководящие органы Профсоюза осуществляют контроль за деятельностью территориальных организаций Профсоюза, которые:
9.5.1. Осуществляют защитные функции по соблюдению прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, обеспечивают наличие и необходимые условия для работы технических инспекторов труда;
9.5.2. Обеспечивают оперативное и практическое руководство технической инспекцией труда Профсоюза, организуют обучение и аттестацию технических инспекторов труда по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
9.6. Профсоюз обязуется силами технической инспекции труда и профсоюзного актива оказывать практическую помощь профкомам в осуществлении общественного контроля за охраной труда, анализе состояния производственного травматизма, профзаболеваемости.
9.7. Руководящие органы Профсоюза осуществляют контроль и обобщают результаты деятельности профсоюзных органов на местах с участием технических инспекторов и уполномоченных по охране труда, которые совместно с представителями работодателя:
9.7.1. Осуществляют контроль за состоянием условий охраны труда и выполнением учреждением своих обязанностей в соответствии со статьей 25 Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
9.7.2. Организуют проведение проверок выполнения включенных в настоящее Соглашение, региональные и территориальные соглашения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий на опасных объектах образовательных учреждений;
9.7.3. Осуществляют профсоюзный контроль за условиями труда, участвуют в комиссиях по аттестации рабочих мест по условиям труда, доводят до сведения работающих информацию о наличии вредных и опасных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, контролируют выполнение мероприятий по улучшению условий труда и при приемке образовательных учреждений к новому учебному году;
9.7.4. Оказывают практическую помощь членам Профсоюза в реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, социальные льготы и компенсации за работу в особых условиях труда, представляют их интересы в органах государственной власти, в суде;
9.7.5. Обеспечивают реализацию права работника на сохранение за ним места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ в учреждении либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника;
9.7.6. Способствуют формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в учреждениях;
9.7.7. Обеспечивают избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профкомов образовательных учреждений, организуют их обучение за счет средств Фонда социального страхования и оказывают помощь в их работе по осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда, пожарной и экологической безопасности.
9.8. Стороны Соглашения обязуются содействовать реализации права технических инспекторов труда (внештатных технических инспекторов труда) или уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций учреждений предлагать государственной инспекции труда давать представления на приостановку выполнения работ до устранения выявленных нарушений в случае ухудшения условий труда и учебы (отсутствие нормальной освещенности в аудиториях, низкий температурный режим, повышенный шум и т.п.), грубых нарушений требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности. Приостановка работ в этих случаях осуществляется после официального уведомления представителей работодателя.
10. Социальная сфера и обеспечение жильем
10.1. Минобразование России готовит предложения и содействует:
10.1.1. Сосредоточению выделяемых капиталовложений на финансирование вводимых объектов учреждений федерального подчинения, подведомственных Минобразованию России. Утвержденный ежегодный перечень таких объектов представляется в Профсоюз;
10.1.2. Сохранению и принятию учреждениями на баланс имеющихся объектов социальной сферы и оказывает учреждениям необходимую финансовую помощь при решении этих вопросов.
10.2. Минобразование России обеспечивает:
10.2.1. Ежегодную разработку и планирование мероприятий по организации летнего отдыха обучающихся, особо нуждающихся в социальной поддержке;
10.2.2. Выделение бюджетных средств на:
- содержание и развитие санаториев-профилакториев подведомственных образовательных учреждений;
- оздоровление обучающихся в размере двух месячных стипендиальных фондов.
10.3. Минобразование России и Профсоюз:
10.3.1. Совместно разрабатывают и утверждают примерное положение об ипотечном кредитовании жилья для работников образования, предусматривающее специальные меры по ипотечному кредитованию жилья для молодых специалистов.
Конкретные обязательства по процентным ставкам и размерам возвратных кредитов закрепляются в соглашении, коллективном договоре;
10.3.2. Добиваются привлечения средств Фонда государственного социального страхования РФ для оздоровления студентов, обучающихся, работников и обеспечивают эффективное использование средств этого фонда на санаторно-курортное лечение и предоставление льгот работникам и членам их семей, содержание санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных лагерей, домов отдыха, спортивных баз, сохранение и развитие объектов социально-культурной сферы и реализацию этих мер.
Конкретные меры в этих направлениях закрепляются в коллективном договоре, соглашении;
10.3.3. Добиваются увеличения выделения бюджетных средств для реализации мер, перечисленных в пункте 10.2.2 настоящего Соглашения;
10.3.4. Рекомендуют учреждениям федерального подчинения выделять средства для санаторно-курортного лечения и отдыха работников, обучающихся. Механизм поддержки работников, обучающихся и размер выделяемых на одного работника, обучающегося средств предусматриваются в коллективном договоре, соглашении;
10.3.5. Рекомендуют органам управления образованием добиваться выделения в региональном и муниципальном бюджетах средств для санаторно-курортного лечения и отдыха работников из расчетной нормы не менее четырех путевок на 100 работающих.
Механизм поддержки работников и размер выделяемых на одного работника средств предусматриваются в соглашении, коллективном договоре.
10.4. Стороны исходят из того, что представители работодателя:
10.4.1. Проводят мероприятия по организации отдыха, санаторно-курортного лечения работников и обучающихся на имеющейся базе учреждений (с учетом межвузовской кооперации) за счет использования как бюджетных, так и внебюджетных средств;
10.4.2. Перечисляют на счет профсоюзного комитета учреждения денежные средства для ведения социально-культурной, физкультурно-оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором или отдельным соглашением.
10.5. Минобразование России совместно с руководящими органами Профсоюза, Студенческим координационным советом Профсоюза определяют не позднее первого квартала текущего года список межвузовских региональных баз отдыха для их поддержки и приоритетного финансирования.
10.6. Минобразование России при формировании предложений к проекту федерального бюджета на очередной год учитывает объем средств, необходимых для проведения прививок и ежегодных обязательных профилактических медицинских осмотров работников и обучающихся учреждений, подчиненных Минобразованию России, за счет средств бюджета и принимает меры по недопущению ликвидации и перепрофилирования студенческих поликлиник и санаториев-профилакториев.
10.7. Министерство и Профсоюз считают необходимым рекомендовать:
10.7.1. Органам управления образованием и территориальным комитетам Профсоюза в субъектах РФ добиваться выделения средств из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов для проведения прививок и ежегодных обязательных профилактических медицинских осмотров и осуществлять постоянный контроль за состоянием медицинской помощи, оказываемой работникам и обучающимся в учреждениях, не допускать ликвидации и перепрофилирования студенческих поликлиник и санаториев-профилакториев;
10.7.2. Представителям работодателя устанавливать долю бюджетных средств, выделяемых на развитие социальной сферы, в том числе на строительство жилья, конкретный размер которых определяется в коллективном договоре;
10.7.3. Представителям работодателя согласовывать со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией локальные акты, касающиеся правил проживания, пропускного режима и работы студенческих общежитий, введения платных услуг для проживающих в общежитий, непосредственно не связанных с образовательным процессом;
10.7.4. Работодателям и их полномочным представителям выделять не менее 2% из внебюджетных средств образовательных учреждений на оздоровление обучающихся.
10.8. Минобразование России обязуется перечислять целевые средства, выделяемые на оздоровление обучающихся летом текущего года, не менее чем за 30 дней до завершения второго квартала в полном объеме.
11. Гарантии прав профсоюзных организаций и членов Профсоюза
11.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", иными законами РФ, уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России, настоящего Соглашения, иных соглашений, устава учреждения, коллективного договора.
11.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители обязаны:
11.2.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствуя созданию и функционированию профсоюзных организаций в учреждениях;
11.2.2. Предоставлять выборному профсоюзному органу учреждения независимо от численности работников бесплатно необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников, а также оргтехнику, средства связи (в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Интернет) и необходимые нормативные документы; в случаях, предусмотренных коллективным договором, обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства и создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного профсоюзного органа;
11.2.3. Не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении учреждения и подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;
11.2.4. Предоставлять профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания работников и обучающихся в общежитии и другим социально-экономическим вопросам;
11.2.5. Обеспечивать при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также других работников - не членов профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета учреждения на расчетный счет профсоюзной организации средств в размере, установленном коллективным договором, соглашением. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату;
11.2.6. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования.
11.3. Стороны признают гарантии работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе:
11.3.1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию (за исключением увольнения в качестве дисциплинарного взыскания) без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в учреждении; а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в учреждении, профорганизаторы - соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;
11.3.2. Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением, а равно изменение существенных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема учебной нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных доплат и надбавок, иных стимулирующих и поощрительных выплат и др.) работников, входящих в состав профсоюзных органов, допускаются помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа;
11.3.3. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзной организации в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комиссиях освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных законодательством, коллективным договором.
Стороны согласились распространить это положение на работников учреждений, являющихся членами ЦК Профсоюза, - не менее 12 рабочих дней в год, а также на работников учреждений, являющихся членами Отраслевой комиссии, комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению региональных, территориальных соглашений, коллективных договоров, - не менее семи рабочих дней;
11.3.4. Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы в учреждении, на должностях профессорско-преподавательского состава, на условиях, определенных в коллективном договоре, может быть снижена учебная нагрузка;
11.3.5. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в учреждении, освобождаются от нее на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
11.4. Стороны признают гарантии освобожденных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов:
11.4.1. Работникам, избранным (делегированным) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в том же или, с согласия работника, в другом учреждении. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации учреждения его правопреемник, а в случае ликвидации учреждения Профсоюз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года;
11.4.2. Сохранение за освобожденными профсоюзными работниками и штатными работниками профсоюзного органа социально-трудовых прав, гарантий и льгот, действующих в учреждении, в соответствии с коллективным договором, соглашением;
11.4.3. При окончании срока полномочий в составе выборного профсоюзного органа и истечении срока действия квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации (в период исполнения полномочий или в течение шести месяцев после их окончания), работникам по их заявлению продлевается срок действия квалификационной категории на период до прохождения аттестации в установленном порядке.
11.5. Работа на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа признается значимой для деятельности учреждения и принимается во внимание при поощрении работников, их аттестации, при конкурсном отборе на замещение научно-педагогических должностей.
11.6. Увольнение по инициативе работодателя лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации учреждения или совершения работником виновных действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, с учетом положений настоящего Соглашения.
11.7. Стороны могут совместно принимать решение о присвоении почетных званий и награждении ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников и рекомендуют территориальным органам управления образованием и территориальным органам Профсоюза применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников.
11.8. Минобразование России принимает необходимые меры по недопущению вмешательства органов управления образованием, представителей работодателя в практическую деятельность профсоюзных организаций и их органов, затрудняющего осуществление ими своих уставных задач, а также подмены органами студенческого самоуправления студенческих профсоюзных организаций в реализации функций и задач, определяемых их статусом в соответствии с законодательством РФ.
Настоящее Соглашение подписано
Сопредседатели Комиссии по подготовке Соглашения на 2004 - 2006 годы
Первый заместитель министра |
Г.А.Балыхин |
Заместитель председателя |
Т.В.Куприянова |
Первый заместитель министра |
В.А.Январев |
Министр образования |
В.М.Филиппов |
Председатель |
Г.И.Меркулова |
Первый заместитель |
Г.А.Балыхин |
25 марта 2003 г.
Председатель Студенческого образования и науки РФ |
В.Н.Дудин |
25 марта 2003 г.
Министр образования |
В.М.Филиппов |
25 марта 2003 г.
Председатель Профсоюза |
В.М.Яковлев |
25 марта 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 - 2006 годы
Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию с замечаниями 2 февраля 2004 г. N 572-ВЯ
Текст соглашения опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", апрель 2004 г., N 9-11
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия