Комментарий к письму МНС РФ от 8 апреля 2004 г. N 05-0-09/9
"О доведении контрольных соотношений показателей расчета
по авансовым платежам по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование для лиц,
производящих выплаты физическим лицам"
Приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 установлено, что ввод в действие новых форм налоговой отчетности обязательно должен сопровождаться:
- выпуском инструкций по их заполнению;
- созданием электронного формата деклараций (расчетов);
- подготовкой методички по камеральной проверке отчетности;
- разработкой контрольных соотношений (КС), которые закладываются в компьютерные программы, предназначенные для арифметической и логической проверки отчетных данных в налоговых инспекциях.
Контрольные соотношения демонстрируют, как должны увязываться между собой данные различных ячеек одного и того же отчета, и как они должны стыковаться с показателями других расчетов или деклараций. Несомненным достоинством таблиц является то, что их с успехом могут применять не только налоговые инспекторы, но и бухгалтеры. С помощью контрольных соотношений можно очень быстро провести внутреннюю "камеральную" проверку любого отчета. О том, какую пользу принесет такая предварительная проверка, и сколько нервов она сэкономит бухгалтеру в дальнейшем, говорить излишне.
Общая характеристика контрольных соотношений
Сегодня мы публикуем таблицу контрольных соотношений для расчета авансовых платежей по пенсионным взносам. Напомним, что эта форма заполняется ежеквартально нарастающим итогом с начала года, а представить расчет за первое полугодие надо не позже 20 июля.
Пользоваться контрольными соотношениями несложно. Нужно только привыкнуть к условным обозначениям, которые присутствуют в таблице. Их перечень приведен в приложении к письму. Например, аббревиатура "НП" означает "налогоплательщик", а индексы "рСВ" и "рЕСН" - соответственно расчеты авансовых платежей по страховым взносам и по единому социальному налогу.
Из таблицы видно, какое нарушение может повлечь за собой то или иное искажение отчетных данных, и что предпримет инспектор, если найдет эти ошибки. Впрочем, набор нарушений и вариантов действий налоговиков невелик. Стандартными формулировками при оформлении "удачной", с точки зрения инспекции, камеральной проверки будут:
- занижение базы для начисления страховых взносов;
- неполное отражение выплат, начисленных физлицам;
- несоответствие расчетной базы по страховым взносам налоговой базе по единому социальному налогу;
- занижение суммы ЕСН, начисленной в федеральный бюджет.
У искажений, которые можно выявить в ходе камеральной проверки, могут быть три причины:
- арифметические ошибки (в таблице им присвоена аббревиатура "АО"). Они могут возникнуть, если показатель какой-нибудь ячейки является результатом арифметических действий с данными других ячеек;
- неправильный перенос данных из одного раздела декларации в другой;
- неправильный перенос данных из расчета по ЕСН в расчет по пенсионным взносам и наоборот.
Таблица контрольных соотношений построена с учетом этих причин. Одновременно она привязана и к структуре самого расчета. Так же как и форма, таблица содержит:
- раздел 2, который позволяет проверить правильность определения расчетной базы и суммы начисленных авансовых платежей;
- раздел 2.1, с помощью которого проверяется правильность отражения уплаченных авансовых взносов и налогового вычета по ЕСН;
- раздел 2.2, где с учетом половозрастного состава работников контролируется правильность распределения взносов на страховую и накопительную части пенсии;
- раздел 2.3, который позволяет проверить, правильно ли распределены взносы между головной организацией и обособленными подразделениями;
- раздел 2.4, предназначенный для фирм и предпринимателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (освобождены от уплаты ЕСН), но вправе применять регрессивные тарифы по пенсионным взносам.
В свою очередь каждый из перечисленных разделов таблицы (кроме раздела 2.1) разбит на две части. В первой из них приводятся так называемые внутридокументные контрольные соотношения. Они характеризуют связь между ячейками одного отчета, показатели которых должны совпадать или согласовываться друг с другом. Например, суммарные расчетные базы по каждой возрастной категории работников (стр. 500 раздела 2.2) должны быть соответственно равны аналогичным показателям, отраженным по строке 0100 раздела 2.
Во второй части содержатся междокументные контрольные соотношения. Они отражают связь между ячейками различных форм отчетности, показатели которых должны сходиться или увязываться друг с другом. Например, сумма выплат, с которых страховые взносы начисляются по максимальному тарифу (стр. 103 гр. 4 раздела 2.2 "пенсионного" расчета), у плательщиков ЕСН должна быть равна сумме выплат, облагаемых налогом по ставке 35,6 процента (стр. 010 гр. 3 раздела 2.1 расчета по ЕСН).
Как пользоваться контрольными соотношениями
Как уже говорилось, ничего хитрого в проверке деклараций с помощью контрольных соотношений нет. Особенно если стыковать между собой данные одного и того же отчета. Здесь все зависит от аккуратности бухгалтера. Согласитесь, совершенно не трудно проследить, чтобы в графе 5 по строке 0100 и в графе 4 по строке 502 стояла одна и та же сумма - расчетная база по работникам старше 37 лет. Или убедиться в том, что расчетная база за первое полугодие - это сумма аналогичных показателей за I и II кварталы. Возможно, эти примеры покажутся вам примитивными, но большая часть таблицы построена именно на них.
Если же сличать показатели разных деклараций, то здесь нужно руководствоваться требованиями законодательства и логикой. На наш взгляд, наиболее сложными во взаимоувязке расчетов по ЕСН и страховым взносам являются два момента: правильное отражение налоговых вычетов и определение расчетной базы на предприятиях, которые совмещают несколько налоговых режимов.
Налоговый вычет
Налоговый вычет по ЕСН - это суммы начисленных пенсионных взносов, которые при своевременной уплате уменьшают "федеральную" часть единого социального налога. О том, какие данные нужно сравнивать, чтобы избежать ошибок, мы подробно писали в комментарии к приказу от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп*(1), которым МНС России утвердило "закрытые" правила проверки отчетности по ЕСН и взносам в ПФР.
Алгоритм проверки, заложенный в контрольных соотношениях, ничем не отличается от предложенного раньше. Просто его элементы представлены в виде формул.
Например, сумма начисленных взносов, отраженная в "пенсионном" расчете, должна быть больше или равна сумме налогового вычета, отраженной в расчете по ЕСН. Поэтому междокументное контрольное соотношение 3.6 выглядит так:
рСВ Раздел 2 стр. 0200 гр. 6 > = рЕСН Раздел 2 стр. 0300 гр. 3
Допуск "больше или равен" обусловлен тем, что к вычету принимаются лишь фактически уплаченные суммы взносов. Как правило, они могут либо совпадать с начисленной суммой, либо быть меньше ее. Предъявленная к вычету положительная разница между начисленными и уплаченными пенсионными взносами признается задолженностью по ЕСН. Соответственно, если соотношение 3.6 не выполняется, налоговики сочтут, что вы начислили в федеральный бюджет не всю положенную сумму.
Вторая группа междокументных соотношений этого раздела таблицы основана на разнице в ставках, по которым начисляются единый социальный налог и пенсионные взносы. Например, если суммарный тариф страховых взносов - 14 процентов, то ставка, по которой ЕСН начисляется в федеральный бюджет, вдвое больше - 28 процентов. В связи с этим при сопоставлении сумм пенсионных и налоговых платежей за отчетный период должно соблюдаться соотношение 3:11.
рСВ Раздел 2 стр. 0200 гр. 6 = рЕСН Раздел 2 стр. 0200 гр. 3 : 2
Проверка отчетности на многопрофильных предприятиях
Некоторые затруднения могут возникнуть у бухгалтеров предприятий, у которых часть деятельности облагается "вмененным" налогом. В новых формах "пенсионного" расчета для них предусмотрен ряд дополнительных граф.
Возьмем для примера соотношение 3.16 из подраздела "междокументные КС" второго раздела таблицы. Оно показывает, как должны увязываться друг с другом расчетная база по пенсионным взносам и налоговая база по ЕСН у предприятий, которые занимаются "смешанным" бизнесом.
Взносы в ПФР такие налогоплательщики должны начислять с выплат в пользу всех работников. А вот ЕСН начисляется только по тем сотрудникам, которые заняты в деятельности, не переведенной на "вмененку". Если фирма совмещает два бизнеса, то общую расчетную базу по пенсионным взносам нужно показать в графе 6 раздела 2, а выплаты в пользу этих сотрудников - в графе 7 раздела 2. Таким образом, данные графы 7 раздела 2 "пенсионного" отчета должны соответствовать налоговой базе, отраженной в графе 3 раздела 2 расчета авансовых платежей по ЕСН.
Теперь посмотрим, как эти условия "закодированы" в таблице контрольных соотношений.
О том, что у плательщика ЕНВД есть работники, которые получают зарплату в "обычных" сферах деятельности, свидетельствует любой показатель, отраженный по строке 0100 в графе 7 расчета пенсионных взносов. Само наличие этого показателя означает, что контрольные соотношения 3.16-3.30 должны выполняться. Если в названной ячейке ничего нет, то эти условия соблюдаться не будут. Поэтому налоговики ограничили контроль за ними, сделав эти соотношения обязательными только "для НП, у которых рСВ Раздел 2 стр. 0100 гр. 7 > 0".
Далее. Очевидно, что расчетная база по пенсионным взносам у многопрофильных предприятий должна быть больше налоговой базы по ЕСН. В таблице эта норма зафиксирована в виде неравенства:
рСВ Раздел 2 стр. 0100 гр. 6 > рЕСН Раздел 2 стр. 0100 гр. 3
В то же время положительная разница между расчетной базой по пенсионным взносам и налоговой базой по ЕСН должна быть равна показателю, отраженному по строке 0100 в графе 7 раздела 2. Другими словами, если из суммы выплат, начисленных всем работникам предприятия, вычесть выплаты в пользу тех, кто занят во "вмененной" деятельности, то должна получиться налоговая база по ЕСН. Стремясь сделать свои формулы более компактными, налоговики несколько отступили от общепринятых математических правил. Поэтому, в пункте 3.16 вы увидите необычное продолжение неравенства, приведенного выше:
рЕСН Раздел 2 стр. 0100 гр. 3 = рСВ Раздел 2 стр. 0100 гр. 7
Несмотря на такую вольность, общий смысл соотношения от этого не меняется. В целом оно означает, что расчетная база по взносам в ПФР должна быть больше налоговой базы по ЕСН на сумму выплат "вмененным" работникам.
Результаты камеральных проверок
В графе 6 таблицы описываются действия, которые налоговый инспектор должен предпринять, если обнаружит в отчете какие-нибудь ошибки. Абсолютное большинство этих рекомендаций написано, словно под копирку, и не содержит никакой конкретики. Между тем последствия камеральных проверок отчетности по страховым взносам имеют определенную специфику.
Если инспекция выявляет ошибки или нарушения в ходе камеральных проверок налоговой отчетности, то ее руководитель может:
- потребовать от организации внести в отчетность исправления и установить для этого конкретный срок;
- потребовать уплаты доначисленных налогов и пени;
- привлечь организацию к ответственности, если в ходе проверки выявлены признаки налогового правонарушения.
Однако пенсионные взносы не являются налоговыми платежами. И несмотря на то что контроль за их уплатой возложен на налоговые инспекции, взыскивать недоимки по страховым взносам и начислять по ним пени уполномочены только органы Пенсионного фонда РФ (ст. 25 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Поэтому, обнаружив в "пенсионной" отчетности какие-либо нарушения, налоговый инспектор должен составить акт и в 10-дневный срок передать его в территориальное отделение ПФР. После этого сотрудники фонда проведут дополнительную проверку и примут окончательное решение.
Обратите внимание: чем бы ни закончилась дополнительная проверка, взыскать задолженность и пени по страховым взносам сотрудники Пенсионного фонда могут только через суд. Причем руководствоваться они должны не Налоговым кодексом, а статьей 27 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании.
Подчеркнем и еще одну важную деталь. Проводя проверки, работники Пенсионного фонда часто пытаются начислить пени за просрочку, допущенную страхователем внутри отчетного периода, то есть при несвоевременном перечислении ежемесячных авансовых платежей. Это неправомерно. В тех случаях, когда соблюдается срок уплаты квартальных авансовых взносов, начислять страхователю пени нельзя. Такой вывод содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2004 N А13-4697/03-21, ФАС Уральского округа от 05.04.2004 N Ф09-1267/04-АК и в ряде других, более давних арбитражных решениях. Подробнее о начислении пеней по страховым взносам вы можете прочитать в комментарии к письму Пенсионного фонда РФ от 07.10.2003 N СД-09-24/10624*(2).
В заключение отметим, что искажение данных в отчетности по страховым взносам очень часто влечет за собой искажение суммы налогового вычета. А следовательно, и занижение налоговой базы по ЕСН. И если в ходе камеральной проверки "пенсионного" расчета налоговая инспекция обнаружит такое нарушение, то она воспользуется своими правами в полном объеме: самостоятельно начислит пени, а возможно, и штраф по статье 122 Налогового кодекса за неполную уплату единого социального налога.
Н.С. Буданцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 21, 2003.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 19, 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.