Особенности нового порядка государственной регистрации
индивидуальных предпринимателей, а также
крестьянских (фермерских) хозяйств
Более 10 лет государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлялась органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в отсутствие единой процедуры и единых форм документов, подтверждающих регистрацию.
Кроме того, в России не был сформирован федеральный информационный ресурс, содержащий актуальную, достоверную и общедоступную информацию обо всех физических лицах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В целях упорядочения системы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, создания Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) 23 июня 2003 г. был подписан Федеральный закон N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 76-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2004 г.
В отношении государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 было установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная норма применяется также с 1 января 2004 г.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. N 577 функции по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также по государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств с 1 января 2004 г. возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
На налоговые органы возложено обеспечение реализации основных положений новой процедуры регистрации:
- заявительного порядка регистрации в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган;
- ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и обеспечения открытости и доступности данных из него в соответствии с Федеральным законом;
- рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон N 129-ФЗ) регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Новеллой Закона является возможность регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей не только граждан России, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Место жительства индивидуального предпринимателя
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей включает в себя сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации. Указывается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры (адрес места жительства).
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства определен постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее - Постановление N 713).
Согласно п. 18 этих Правил регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах.
На основании Постановления N 713 МВД России издан приказ от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.11.1995 N 980).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2003 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
На основании Закона N 115-ФЗ приняты постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство" (далее - Постановление N 794) и N 789 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" (далее - Постановление N 789).
На основании Постановлений N 794 и N 789 МВД России издан приказ от 14.04.2003 N 250 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство", которым определен порядок регистрации (перерегистрации) по месту жительства.
Представление документов заявителем и иным лицом,
получение свидетельства, выдача расписки
Ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Непосредственно документы могут быть представлены как заявителем, так и иным физическим лицом.
На основании п. 1 ст. 9 Закона о регистрации под заявителем понимается физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иные лица заявителями быть не могут.
В случае представления документов иным лицом на основании доверенности регистрирующий орган принимает их и выдает указанному лицу расписку в получении документов. Доверенность остается в регистрирующем органе.
При обращении третьего лица в регистрирующий орган без доверенности на представление документов регистрирующий орган принимает их, а расписку в получении направляет по почте.
Выдача (направление) свидетельства осуществляется регистрирующим органом в следующем порядке:
1) при представлении документов в регистрирующий орган по почте свидетельство направляется заявителю почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
2) при представлении документов заявителем непосредственно свидетельство выдается заявителю, а при его неявке для получения - направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;
3) при представлении в регистрирующий орган документов третьим лицом:
а) при наличии у третьего лица соответствующей доверенности свидетельство выдается непосредственно третьему лицу;
б) при отсутствии у третьего лица доверенности, либо в доверенности не содержатся полномочия на получение свидетельства, либо при неявке третьего лица для получения свидетельства, оно направляется заявителю по почте.
Законом N 129-ФЗ предусмотрено, что верность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной расписки.
Таким образом, при представлении документов по почте или третьим лицом копии документов, представляемые для государственной регистрации, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
В случае отсутствия нотариально засвидетельствованных копий документов, включая представляемые третьим лицом, в том числе при одновременном представлении им подлинников документов, регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации.
Перечисление государственной пошлины и платы
за предоставление сведений из ЕГРИП
По Классификации доходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 11.12.2003 N 115н "О внесении изменений и дополнений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н":
- государственная пошлина за регистрацию индивидуальных предпринимателей зачисляется по КБК "1400104";
- плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, зачисляется по КБК "2010615".
Особенности государственной регистрации
несовершеннолетних физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей
Как следует из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предпринимателями могут быть зарегистрированы физические лица, достигшие 14-летнего возраста.
В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Несовершеннолетнему гражданину необходимо представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий приобретение дееспособности.
В соответствии с п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности, может являться письменное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности. Этот документ должен быть нотариально удостоверен.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
Ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, может быть свидетельство о заключении брака либо паспорт с отметкой о вступлении брака.
В соответствии с п. 1 ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Таким образом, документами, подтверждающими приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, могут являться решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным, а также решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным.
Особенности внесения изменений в сведения
об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП
При изменении фамилии (имени, отчества) индивидуальный предприниматель в заявлении по форме N Р24001 указывает новую фамилию (имя, отчество). Регистрирующий (налоговый) орган идентифицирует заявителя по основному государственному регистрационному номеру (ОГРН). В том случае, когда индивидуальный предприниматель представляет заявление по форме N Р24001 до представления документов в соответствии со ст. 3 Закона N 76-ФЗ, регистрирующий (орган) принимает указанное заявление, а основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) присваивает предпринимателю на основании данных, имеющихся в деле налогоплательщика. Аналогично регистрирующий (налоговый) орган поступает и в случае поступления оснований для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с п. 7 Правил ведения ЕГРИП.
При изменении места жительства индивидуальный предприниматель обращается в регистрирующий (налоговый) орган по прежнему ("старому") месту жительства. На основании п. 4 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ регистрирующий (налоговый) орган по старому месту жительства индивидуального предпринимателя осуществляет государственную регистрацию и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, а также п. 7 Правил ведения ЕГРИП предусмотрены основания, по которым в ЕГРИП вносится запись о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Одним из оснований является принятие индивидуальным предпринимателем решения о прекращении им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и представление в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме Р26001.
По остальным случаям основанием для внесения записи в ЕГРИП является представление следующей информации:
- арбитражными судами - копий решений о признании индивидуального предпринимателя банкротом или копий решений о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
- судами общей юрисдикции - копий вступивших в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишение физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
- органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния, - сведений о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, представляемые в порядке, установленном п. 3 ст. 85 НК РФ;
- органами внутренних дел - информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
МНС России подготовлен и направлен на согласование в МВД России проект Порядка взаимодействия регистрирующих (налоговых) органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по представлению информации об аннулировании или об окончании сроков действия документов, подтверждающих право физических лиц временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации. Указанным проектом Порядка предусмотрено предоставление органами внутренних дел на бумажных носителях информации о физических лицах, в отношении которых приняты решения об аннулировании или об окончании сроков действия документов, в регистрирующие (налоговые) органы по месту жительства указанных физических лиц.
Об особенностях применения ст. 3 Закона N 76-ФЗ
В ст. 3 Закона N 76-ФЗ установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий (налоговый) орган индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным до 1 января 2004 г.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (в ред. постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630) утверждена форма N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.", в которую вносятся сведения, содержащиеся в документах, определенных ст. 3 Закона N 76-ФЗ.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, представляет в регистрирующий (налоговый) орган упомянутое Заявление.
Внесение записи о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, в ЕГРИП не является случаем государственной регистрации, в связи с чем решения о государственной регистрации либо отказе в государственной регистрации не принимаются.
В перечень представляемых документов включен документ, подтверждающий государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, не допускается представление копии указанного документа, в том числе нотариально удостоверенной. В случае непредставления документа, подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, по причине утраты индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий (налоговый) орган письмо, составленное в произвольной форме. Указанное письмо заменяет документ, подтверждающий государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае регистрирующий (налоговый) орган производит сверку представленных данных индивидуального предпринимателя с данными, содержащимися в ЕГРН, и вносит в ЕГРИП сведения о регистрации до 1 января 2004 года на основании копии подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документа, содержащегося в деле налогоплательщика.
Следует отметить, что Законом N 129-ФЗ не предусмотрена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на определенный срок.
В случае истечения срока действия документа, подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, до 1 января 2004 г. или до момента представления документов в соответствии со ст. 3 Закона N 76-ФЗ, указанное физическое лицо не обладает статусом индивидуального предпринимателя. Следовательно, на него не распространяется обязанность, установленная ст. 3 Закона N 76-ФЗ, и регистрирующий (налоговый) орган вправе не вносить в ЕГРИП запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ. При представлении документов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, регистрирующий (налоговый) орган оставляет их без рассмотрения и извещает указанное физическое лицо с обоснованием невозможности внесения в ЕГРИП соответствующей записи и предложением о представлении Заявления по форме N Р21001.
В тех случаях, когда срок действия документа, подтверждающего государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, истекает до 1 января 2005 года и индивидуальный предприниматель исполняет обязанность, предусмотренную ст. 3 Закона N 76-ФЗ до истечения срока действия указанного документа, государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя приобретает бессрочный характер.
На основании ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.
В получении документов выдается (направляется) расписка. Порядок выдачи (направления) расписки установлен абзацами первым и вторым п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, вносится в ЕГРИП в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Выдача (направление) Свидетельства по форме N Р67001 производится не позднее одного рабочего дня с момента внесения записи.
Как следует из положений Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 "Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности", частные детективы должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, обязанность, установленная ст. 3 Закона N 76-ФЗ, распространяется на частных детективов.
Отказ в государственной регистрации
Случаи отказа в государственной регистрации определены в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. Это: непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также ситуация, при которой не утратила силу государственная регистрация лица в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов может быть принято регистрирующим (налоговым) органом при выявлении следующих обстоятельств:
- указания в заявлении данных недействительного паспорта;
- незаполнения полей заявления сведениями, необходимыми для включения в государственный реестр в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ;
- заполнения полей платежного документа неверными показателями (в частности, неправильное указание кода бюджетной классификации, номер счета получения, наименования получателя);
- представления заявления, в котором отсутствует нотариальное свидетельствование подписи заявителя, за исключением заявления по форме N Р27001;
- представления незасвидетельствованных в нотариальном порядке копий документов, если нотариальное заверение предусмотрено законом;
- наличия в регистрирующем (налоговом) органе сведений из органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, о смерти физического лица - заявителя;
- отсутствия описи вложения в направленных почтовым отправлением документах, а также объявленной ценности при его пересылке.
Ответственность регистрирующих органов и индивидуальных
предпринимателей за неправомерные действия
при государственной регистрации
Ответственность индивидуального предпринимателя за неправомерные действия предусмотрена ст. 25 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в ЕГРИП сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) установлена административная ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели, - несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
П. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 2 ст. 5 сведений, за исключением сведений, указанных в подп. "м", обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
Таким образом, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.25 КоАП, за нарушение установленного п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ срока, а также за непредоставление или предоставление недостоверных сведений.
Ответственность регистрирующего (налогового) органа за нарушение порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 24 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 129-ФЗ за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Закона N 129-ФЗ, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений и документов, иных предусмотренных Закона N 129-ФЗ документов должностные лица регистрирующих (налоговых) органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В частности, КоАП РФ установлена административная ответственность регистрирующих органов за нарушение законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 14.25 Кодекса несвоевременное или неточное внесение записей об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений и (или) документов либо иных предусмотренных законодательством о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей документов лицам, заинтересованным в получении таких сведений и (или) документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц регистрирующих (налоговых) органов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Предоставление сведений из Единого государственного
реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
При поступлении запроса о предоставлении сведении об индивидуальном предпринимателе, которым не исполнена обязанность, установленная ст. 3 Закона N 76-ФЗ, на момент поступления запроса и при наличии регистрационного дела, переданного прежним регистрирующим органом, выдается справка об отсутствии запрашиваемой информации.
При поступлении запроса от индивидуального предпринимателя о предоставлении информации о нем и о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства, указанная информация предоставляется бесплатно.
При непосредственном представлении любым физическим лицом запроса о предоставлении персональных данных физического лица из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей при одновременном предъявлении документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрирующий (налоговой) орган сопоставляет содержащиеся в ЕГРИП персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставляют заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, данным, содержащимся в ЕГРИП. Аналогично сопоставляются содержащиеся в ЕГРЮЛ персональные данные физических лиц.
Запрос о предоставлении сведений из государственного реестра о персональных данных физического лица составляется в произвольной форме и должен содержать паспортные данные и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос. Справки о соответствии или несоответствии сведений выдаются за плату в размере, установленном Правилами ведения ЕГРИП (ЕГРЮЛ) и предоставления содержащихся в нем сведений.
Сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу, представленному лично физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрос о предоставлении сведений из государственного реестра о месте жительства индивидуального предпринимателя составляется в произвольной форме и должен содержать паспортные данные и сведения о месте жительства физического лица, представившего запрос.
Указанные сведения представляются физическим лицам за плату.
Особенности государственной регистрации
крестьянских (фермерских) хозяйств
В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, при государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства статус физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравнивается к индивидуальному предпринимателю.
Ст. 5 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 16.10.2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Правила, утвержденные указанным постановлением, применяются органами, осуществляющими государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, со дня введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены формы документов для государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в ЕГРИП сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечень, вносимых в государственный реестр сведений, определен п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, при внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации а также для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 г., документы, предусмотренные ст.ст. 22.1, 22.2, 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений "О государственной регистрации юридических лиц" представляются в регистрирующий орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вместе с тем, необходимо отметить следующие особенности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Граждане, изъявившее желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Указанное соглашение представляется в регистрирующий орган в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р61002, утвержденное Приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664.
При любых изменениях сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе при смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ОГРНИП остается неизменным.
В случае если вносятся изменения в данные о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а именно, если меняется ФИО, паспортные данные, место жительства, гражданство, место рождения, пол, то в этом случае заполняются соответствующие листы к заявлению.
При смене главы крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий (налоговый) орган, новым главой крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме документов, предусмотренных ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ представляется новая редакция либо изменения, вносимые в соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
При внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве по форме N Р60005, утвержденное Приказом МНС России от 03.12.2003 г. N БГ-3-09/664.
Заявление о государственной регистрации прекращения
крестьянского (фермерского) хозяйства
Ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрены следующие основания прекращения крестьянского (фермерское) хозяйства:
1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
Заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р26002 представляется главой крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий (налоговый) орган в случае, если принято решение членами крестьянского (фермерского) хозяйства о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства.
При принятии членами крестьянского (фермерского) хозяйства решения о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий (налоговый) орган представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- решение членов крестьянского (фермерского) хозяйства о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства;
- документ об уплате государственной пошлины.
2) в случае смерти всех членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
Порядок банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств установлен ст.ст. 217-223 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
На основании ст. 223 Закона N 127-ФЗ с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.
4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества.
Если на базе крестьянского (фермерского) хозяйства создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество, то в этом случае необходимо руководствоваться следующим.
При создании на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
- учредительные документы, создаваемого на базе крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица;
- решение о реорганизации юридического лица;
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины.
Необходимо отметить, что государственная регистрация хозяйственного товарищества или производственного кооператива, создаваемого на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица до 01.01.1995 осуществляется в форме преобразования.
В случае создания производственного кооператива или хозяйственного товарищества на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, запись о котором внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:
- заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";
- учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);
- решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);
- документ об уплате государственной пошлины.
Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без представления Заявления по форме N Р26002 и осуществляется на основании листа Д Заявления по форме Р11001, предусмотренного постановлением Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 266, от 19 июня 2002 г. N 438, N 439 и N 440, от 16 октября 2003 г. N 630";
5) на основании решения суда.
В п. 7 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 установлены, в том числе следующие основания государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
- копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
- информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Обращаем внимание, что вступление в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения главы крестьянского (фермерского) хозяйства права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок или в случае аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации не является основанием прекращения крестьянского (фермерского хозяйства.
В данной ситуации членам крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо избрать нового главу крестьянского (фермерского) хозяйства, что должно быть отражено в соглашении о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) заявителю Свидетельство о государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства по форме 65002.
Т.А. Гусева,
кандидат юрид. наук,
доцент кафедры гражданского права
и процесса Орловского ГТУ,
В.В. Панкратов,
начальник юридического отдела
Управления МНС РФ по Орловской области
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 2, март-апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности нового порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств
Авторы
Т.А. Гусева - кандидат юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского ГТУ
В.В. Панкратов - начальник юридического отдела Управления МНС РФ по Орловской области
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004, N 2