Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2004 г. N КА-А40/11170-03
(извлечение)
Решением от 11.08.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2003 г. Арбитражного суда г.Москвы, удовлетворено заявление автономной некоммерческой организации "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" о признании незаконным решения ИМНС РФ N 7 по ЦАО г.Москвы от 14.03.2002 г. N 12 и требования об уплате налога N 66 по состоянию на 14.03.2002 г.
Применив ст.ст.2 ГК РФ, ст.ст.38, 39 НК РФ, ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 г. N 2116-1, ст.2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 г. N 1992-1, ст.5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.10.1991 г. N 1759-1, ст.ст.2, 10 Закона РФ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ, ст.ст.9, 10 Закона РФ "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ, судебные инстанции указали, что деятельность заявителя осуществлялась в рамках распоряжений учредителя, не была направлена на систематическое получение прибыли и распределение ее между участниками; средства, получаемые Организацией, ей не принадлежали и расходовались Минздравом РФ или по его поручению, не являлись выручкой заявителя или доходом от предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 7 по ЦАО г.Москвы просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения", возражавших против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и в представленном в письменном виде объяснении, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и видно из материалов дела, на основании оспариваемых решения и требования заявитель привлечен к ответственности на основании п.п. 1, 2 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ, и ему предложено уплатить налог на пользователей автомобильных дорог, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость, пени, штрафы по данным налогам, а также дополнительные платежи налогу на прибыль предприятий и организаций и НДС на общую сумму 638366021 руб. 88 коп.
В обоснование своей позиции налоговый орган привел доводы о том, что налогоплательщик не является государственным органом, состоящим на бюджетном финансировании, поступление денежных средств на его счет за оказание платных услуг по регистрации лекарственных средств, по проведению экспертизы лекарственных средств и за выдачу копий регистрационных удостоверений является доходами от предпринимательской деятельности, доходы от которой подлежат включению в выручку от реализации услуг и налогообложению.
Эти доводы проверены судом и признаны несостоятельными.
Как следует из ст.ст.5, 6, 10, 19 Закона РФ "О лекарственных средствах", Положениями Правительства РФ от 06.06.1994 г. N 797 и от 03.06.1997 г. N 659, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и организацию производства лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, и осуществляющим государственную регистрацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, производимых на территории РФ и ввозимых на территорию РФ.
Из материалов дела следует, что АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" создано в форме автономной некоммерческой организации в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 20.06.1996 г. N 259 в целях увеличения эффективности деятельности министерства. Организация была создана на базе Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения Инспекции государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники.
В п.2.1. Устава АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" установлено, что целью деятельности Бюро по регистрации является выполнение работ, связанных с регистрацией (перерегистрацией) лекарственных средств, субстанций, медицинской техники и изделий медицинского назначения в установленном Минздравмедпромом России порядке.
Для осуществления уставной деятельности был заключен договор от 20.11.1996 г. N 1/96, в соответствии с которым заявитель обязался оказать Министерству услуги по оформлению и выдаче регистрационных удостоверений при регистрации (перерегистрации) лекарственных средств, субстанций, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
В п.2 договора установлено, что после принятия Министерством решения о регистрации (перерегистрации) лекарственных средств, субстанций, медицинской техники и изделий медицинского назначения Бюро по регистрации предоставляет Министерству оформленное в установленном порядке регистрационной удостоверение для подписи и выдает его заявителю.
Из представленных документов видно, что АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" передана часть функций, связанных с проведением государственной регистрации, а не сама регистрация, которая возложена исключительно на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ в соответствии с Законом РФ "О лекарственных средствах".
В кассационной жалобе налоговый орган приводит доводы о том, что денежные средства, зачисляемые на расчетные счета заявителя не являются обязательными взносами, уплачиваемыми организациями за совершение государственным органом юридически значимых действий по государственной регистрации лекарственных средств и не могут принадлежать Минздраву РФ, а также о том, что оказываемые заявителем услуги по регистрации являются предпринимательской деятельностью.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку судебными инстанциями исходя из фактических обстоятельств дела сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку у заявителя отсутствовало право на самостоятельное распоряжение поступающими на его счет средств за регистрацию лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, то они носили характер регистрационных сборов и принадлежали Минздраву РФ. Кроме того, деятельность заявителя не была направлена на систематическое получение прибыли и распределение ее между участниками, а поступающие денежные средства не являлись выручкой заявителя или его доходом от предпринимательской деятельности.
Выводы судебных инстанций сделаны на основе анализа:
- инструкции, утвержденных Приказами Минздрава РФ от 08.12.1998 г. N 01/29-13, от 29.06.2000 г. N 237, которыми руководствовался заявитель в своей деятельности;
- условий договора от 20.11.1996 г. N 1/96 и дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которыми поступающие на счет заявителя за регистрацию внебюджетные средства Министерства расходуются на цели, предусмотренные Приказом Министерства финансов СССР от 03.05.1977 г. N А-332 и письмом Министерства финансов РФ от 12.07.1995 г. N 1-15-3 в порядке и на условиях, установленных Положением о расходовании внебюджетных средств, поступающих за регистрацию на счет заявителя, утвержденным заместителем Министра Здравоохранения РФ 14.08.1997 г.;
- Временного положения "О расходовании внебюджетных средств по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Минздравмедпрома РФ от 03.04.1996 г., а также вышеуказанного Положения, утвержденного 14.08.1997 г., в соответствии с которыми поступившие за регистрацию денежные средства расходуются исключительно на цели, связанные с деятельностью заявителя, и на основании указаний и по решению Министерства.
- доверенности от 24.10.1996 г. N 85, в соответствии с которой Министерство предоставлено директору АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" право на совершение операций по счетам Министерства здравоохранения РФ;
Кроме того, в письме Министерства финансов РФ от 26.03.1998 г. N 01-34/111, направленном в адрес Министерства здравоохранения РФ (т.1, л.д.57), также содержится ссылка на факт осуществления заявителем расходов денежных средств только по распоряжению руководства Минздрава России, а также изложено мнение о том, что распорядителем средств, поступающих за государственную регистрацию в АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" должен являться Минздрав РФ.
Письмом Минздрава РФ от 01.07.2003 г. N 2510/7170-03-31 (т.4, л.д.1) подтверждено, что денежные средства причитающиеся Минздраву РФ за регистрацию лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, поступали на расчетный счет АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств" и расходовались в соответствии с "Положением о расходовании внебюджетных средств, поступающих за регистрацию лекарственных средств, медицинской техники и изделий медназначения на счет АНО", утвержденным Министерством здравоохранения РФ 14.08.1997 г. Кроме того, в этом же письме указано, что дополнительные денежные средства, помимо установленного тарифа и поступивших на расчетный счет заявителя, не взимались.
Фактическое расходование денежных средств подтверждается представленными в материалами дела договорами, счетами, счетами-фактурами, платежными поручениями, письмами, докладными, реестрами, данными об использовании денежных средств, указаниями Минздрава РФ, а также актами проверок заявителя сотрудниками Счетной палаты РФ, которыми не выявлено нарушений в расходовании средств, поступающих на счет АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения".
В ст.2 ГК РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В п. 1.2. Устава АНО "Бюро по регистрации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения" указано, что бюро по регистрации является некоммерческой организацией в форме автономной некоммерческой организации и не преследует целей извлечения прибыли в интересах его Учредителя.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что денежные средства, поступающие на счет заявителя, носили характер регистрационных сборов и принадлежали Минздраву РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность заявителя носила непредпринимательский характер, и денежные средства, поступающие на его счет за проведение действий, связанных с регистрацией, не являются его выручкой, которая в соответствии со ст.ст.38, 39 НК РФ является объектом налогообложения.
Таким образом, вывод судебных инстанций о неправомерности решения и требования налогового органа, на основании которых заявитель привлечен к налоговой ответственности, начислены налоги, дополнительные платежи и пени, является законным и обоснованным.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального права соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.284, 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 11.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.03 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 7 по ЦАО г.Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2004 г. N КА-А40/11170-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании