В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный законопроект.
Законопроект предполагает создание института представителей государства и муниципальных образований в органах управления хозяйственных обществ, которые вошли в состав интегрированных структур и в уставном капитале которых отсутствует доля государства и муниципального образования.
По мнению авторов, законопроект направлен на снижение риска потери контроля государства за деятельностью акционерных обществ, имеющих стратегическое значение, и нанесения ущерба интересам Российской Федерации, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе.
Однако предлагаемые изменения не решают данную проблему.
Законопроектом предусматривается возможность участия государственных и муниципальных служащих в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых в государственной (муниципальной) собственности не находятся, что не соответствуют предмету регулирования статьи 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Необходимо отметить, что в случае принятия законопроекта будут созданы условия для вмешательства государства в деятельность коммерческих организаций и тем самым нарушены права других акционеров общества.
Действующее законодательство позволяет использовать иные механизмы воздействия на дочернее общество с учетом интересов государства. Основное общество, в уставном капитале которого есть доля государства, имеет право давать дочернему обществу обязательные для исполнения указания, определять решения, принимаемые дочерним обществом. В том числе это могут быть и указания по отнесению определенных полномочий по управлению дочерним обществом к компетенции органов управления основного общества.
Кроме того, ряд положений законопроекта противоречит действующему законодательству.
Действующее законодательство не позволяет государству участвовать в управлении акционерными обществами, в уставном капитале которых отсутствует его доля. Конституция Российской Федерации (статья 114) и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (статья 14) прямо устанавливают, что Правительство Российской Федерации имеет право на управление только объектами федеральной собственности.
То же касается и органов местного самоуправления. Статья 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению объектами только муниципальной собственности.
Предусмотренное законопроектом положение о вхождении предстаивтелей государства в состав органов управления и ревизионных комиссий акционерных обществ, в уставном капитале которых отсутствует доля государства, противоречит Федеральному закону "Об акционерных обществах". Статья 53 указанного Закона устанавливает, что право внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и выдвижения кандидатов в органы управления и ревизионные комиссии акционерных обществ имеет акционер, являющийся владельцем не менее чем 2 процентов голосующих акций общества.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что его реализация не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Однако, очевидно, что принятие представленного законопроекта приведет к увеличению расходов соответствующих бюджетов, при этом неясна бюджетная эффективность предлагаемых мер.
В связи с вышеизложенным Правительство Российской Федерации концептуально не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя Правительства |
В. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 февраля 2004 г. N 911п-П6 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 7724-4 "О внесении изменения в статью 39 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенный В.И. Гришиным, В.М. Резником, М.Л. Шаккумом, принятый Государственной Думой в первом чтении 23 января 2004 г."
Текст письма официально опубликован не был