Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 января 2020 г. N 14/3
В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации рассмотрено обращение по вопросу реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) и по результатам его рассмотрения сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение рассматривается в сроки, установленные статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ.
Необходимо отметить, что статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений.
Объектом правонарушения согласно статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (далее - Положение).
Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены и охраняются Конституцией Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 2 статьи 1"
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании изложенного в случаях нарушения прав и свобод граждан необходимо обращаться в органы прокуратуры или правоохранительные органы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
По вопросу совершенствования законодательства Российской Федерации в целях реализации Указа сообщаем, что согласно статье 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
В соответствии с пунктом 7.6 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, федеральные органы исполнительной власти не вправе самостоятельно выражать на заседаниях палат Федерального Собрания и комитетов палат Федерального Собрания свою позицию по законопроектам, рассматриваемым палатами, поправкам к ним. Указанные позиции согласовываются с официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по соответствующим законопроектам, а в случае если участие официального (специального) представителя Правительства Российской Федерации не предусмотрено - с полномочным представителем Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания.
Нормативная правовая база, в том числе в целях финансового обеспечения, разрабатываемая и уже принятая в целях выполнения целевых показателей, предусмотренных Указом, за которые ответственен Минсельхоз России, полностью соответствует положениям Указа и обеспечивает его безусловное исполнение.
Полномочия руководителя Минсельхоза России определены Положением, на основании которого Министр сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью вверенного ему министерства в целях выполнения возложенных на Министерство полномочий и в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства, в том числе федеральных проектов.
В рамках реализации Указа Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является участником следующих федеральных проектов:
федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" национального проекта "Наука" (паспорт национального проекта "Наука" утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16), которым предусмотрено мероприятие 2.6 "Создано нарастающим итогом не менее 35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров в области сельского хозяйства для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок научных и образовательных организаций в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2016 N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", в том числе с участием центров геномных исследований мирового уровня" (пункт 10 Указа) со сроком реализации 31.12.2021;
федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в рамках которого реализует задачу по разработке информационной системы с целью обеспечения возможности получения гражданами и бизнесом комплексных государственных услуг в сфере сельского хозяйства, сгруппированных по основным жизненным ситуациям в сфере господдержки (паспорт вышеуказанного проекта утвержден протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий и ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 N 9) (подпункт "б" 11 пункта Указа). Срок создания указанной системы - 31 декабря 2021 года. Финансирование разработки системы обеспечено в полном объеме.
Прогноз кассового исполнения данного мероприятия на 2019 год составил 100% без учета экономии средств по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рамках реализации пункта 14 Указа Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является участником федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (далее - Федеральный проект). Паспорт вышеуказанного проекта утвержден протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 14.12.2018 N 5.
Федеральный проект направлен на увеличение объема экспорта путем прироста производства продукции растениеводства к 2025 году в объеме 2,3 млн тонн зерновых единиц, в том числе 1,3 тонн сои и 1,5 млн тонн кормовых единиц к уровню 2017 года.
На реализацию в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках Федерального проекта Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объеме 16 217 млн рублей, в том числе в 2020 году - 2, 753,8 млн рублей, в 2021 году 5 5811,1 и в 2022 году - 7 652,1 млн рублей.
Из указанных средств субсидии на реализацию мероприятия в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения составят - 11410,5 млн рублей, в том числе в 2020 году - 2322,2 млн рублей, в 2021 году - 1436,2 млн рублей, в 2022 - 7652,1 млн рублей.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального проекта позволит обеспечить к 2025 году ввод в эксплуатацию мелиорированных земель за счет реализации гидромелиоративных мероприятий на площади 420 тыс. гектар и вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет реализации культуртехнических мероприятий на площади 250 тыс. гектар.
В результате реализации мелиоративных мероприятий Федерального проекта объем производства сельскохозяйственной продукции, полученной на введенных в эксплуатацию мелиорируемых землях и вовлеченных в оборот сельскохозяйственных угодьях, и реализованной на экспорт (в году, следующем за годом предоставления субсидии), составит к 2022 году 430 тыс. тонн, в том числе зерновых культур - 87 тыс. тонн, сои - 100 тыс. тонн, кукурузы - 98 тыс. тонн, корма - 145 тыс. тонн.
Сохранение положительной динамики производства зерновых, зернобобовых и масличных культур позволит обеспечить внутренние потребности страны и увеличить объем поставок на внешние рынки.
Помимо этого, в рамках Федерального проекта предусмотрен результат "Приняты изменения в законодательство в части учета и маркировки животных".
В целях достижения указанного результата Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере ветеринарии" (далее - законопроект), предусматривающий внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных, в том числе на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных и продукции животноводства.
В настоящее время законопроект в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.
В рамках Федерального проекта объем экспорта мясной и молочной продукции к 2024 составит 2,8 млрд долларов США, что в 4,7 раза выше уровня 2017 года.
Кроме того, на принципах проектного управления Минсельхозом России реализуется пилотная государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - пилотная государственная программа).
Пилотная государственная программа содержит федеральные проекты, ведомственные проекты, отдельные мероприятия федеральных проектов, а также ведомственные целевые программы.
В целях реализации Указа в рамках пилотной государственной программы реализуется федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса", входящий в национальный проект "Международная кооперация и экспорт", а также федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящий в национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Также в соответствии с приказом Минсельхоза России от 26.12.2018 N 595 "Об организации проектной деятельности в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" с 2019 года в Минсельхозе России осуществляет деятельность проектный офис Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - проектный офис).
Сотрудники проектного офиса, а также отдельные сотрудники Минсельхоза России в 2019 году прошли обучение проектной деятельности в Центре проектного менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Увеличение штатной численности в целях реализации проектной деятельности в Минсельхозе России не осуществлялось.
Дополнительно сообщаем, что в целях решения задач Указа с 2019 года Минсельхозом России реализуется федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" (далее - федеральный проект) национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Целью реализации федерального проекта является улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства, создание льготных условий функционирования малых форм хозяйствования и развитие сельскохозяйственной кооперации.
Анализ предварительных итогов реализации федерального проекта показал, что мероприятия федерального проекта в субъектах Российской Федерации реализуются в срок, без риска неосвоения средств и исполнения его показателей и результатов. Меры государственной поддержки востребованы среди представителей малого агробизнеса.
Все мероприятия, предусмотренные федеральными проектами, участником которых является Минсельхоз России, и реализуемые в целях безусловного исполнения задач Указа, направлены на повышение качества жизни в целом и будут способствовать реализации национальных целей. При этом, анализ результатов реализации указанных мероприятий целесообразно осуществить по итогам достижения отчетных периодов, установленных соответствующими федеральными проектами.
Дополнительно сообщаем, что итоги реализации мероприятий, осуществляемых в целях исполнения Указа, отражаются в годовых отчетах, которые размещаются на официальном сайте ответственного исполнителя в сети "Интернет".
Обращения граждан, в том числе затрагивающих вопросы реализации Указа, рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ, Регламентом организации работы по контролю за исполнением поручений и рассмотрением обращений граждан в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.11.2012 N 615, Регламентом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2013 N 56, и Инструкцией по делопроизводству в министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.08.2013 N 300.
Отдельный учет обращений по вопросам реализации Указа в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации не осуществляется.
Директор Департамента |
В.Н. Бирюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 января 2020 г. N 14/3
Текст письма опубликован не был