Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 июня 2020 г. N 03-11-11/55823
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и, исходя и содержащегося в обращении вопроса, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
При этом следует отметить, что система налогообложения в виде ЕНВД вводилась в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательской деятельности и как следствие отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой налоговой базы.
С совершенствованием налогового администрирования, а также за счет введения обязанности применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при расчетах наличными и безналичными денежными средствами с покупателями товаров (работ, услуг) проблема получения информации о реальных доходах налогоплательщиков фактически решена.
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), в соответствии с которыми ККТ применяется на всей территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Также отмечаем, что при переходе на ЕНВД не учитывается годовая сумма выручки налогоплательщиков, следовательно, данный специальный налоговый режим на практике применяют не только представители малого и среднего бизнеса. При этом налоговая нагрузка при применении ЕНВД по сравнению с другими режимами налогообложения достаточно низкая.
С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели на патентную систему налогообложения или на уплату налога на профессиональный доход.
При этом следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 июня 2020 г. N 03-11-11/55823
Текст письма опубликован не был