Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением Администрации
Златоустовского городского округа
от 08.12.2020 г. N 522-П/АДМ
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа
на 2021 - 2023 годы
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Златоустовского городского округа на 2021 - 2023 годы разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 21 и 29 решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа "О Положении о бюджетном процессе муниципального образования Златоустовский городской округ".
Основные направления бюджетной и налоговой политики определяют базовые подходы к формированию проекта бюджета Златоустовского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
При подготовке основных направлений учтены:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указы Президента Российской Федерации от 2012 года;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года;
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде ориентирована и нацелена на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Златоустовского городского округа, определенных Стратегией социально - экономического развития Златоустовского городского округа до 2030 года, в том числе предусматривающих: рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, в том числе за счет создания комфортных условий для их проживания и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, качества управления муниципальными финансами.
В этих целях будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы округа и повышение эффективности бюджетных расходов.
2. Основные направления налоговой политики Златоустовского городского округа на 2021 - 2023 годы
2.1. Итоги реализации налоговой политики в 2019 и 2020 годах
Реализация налоговой политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
2019 год и начало 2020 года характеризовались устойчивыми финансовыми показателями, достигнутыми благодаря проведению предсказуемой и ответственной налоговой политики, направленной на обеспечение устойчивых темпов роста экономики и создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В рамках совершенствования патентной системы налогообложения и в связи с внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями, в 2019 году были переработаны подходы к установлению потенциально возможного к получению годового дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Одновременно решались две задачи: не допустить существенного роста налоговой нагрузки на предпринимателей и по возможности сохранить объем поступления налога в бюджет.
Если ранее размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя устанавливался в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества посадочных мест в транспортном средстве, количества обособленных объектов торговли, то с 2020 года - от единицы средней численности наемных работников, от единицы автотранспортных средств, на 1 тонну грузоподъемности, одно пассажирское место, один квадратный метр площади помещений.
Сохранен действующий размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя без наемных работников и установлен размер возможного годового дохода на единицу среднесписочной численности наемных работников в размере 10 000 рублей на человека по видам деятельности с низкой и средней доходностью и 30 000 рублей на человека по высокодоходным видам деятельности.
В целях расширения возможностей предпринимателями использовать патентную систему к ней дополнены ещё 17 видов деятельности, относящихся к бытовым услугам.
С 1 января 2020 года с целью минимизации налоговой нагрузки начинающим предпринимателям расширен перечень видов деятельности, в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых при применении упрощенной и патентной систем налогообложения на территории Челябинской области будут действовать "налоговые каникулы". Введено 57 дополнительных видов деятельности, в отношении которых плательщики могут воспользоваться "налоговыми каникулами", в том числе - для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения введено 12 новых видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения введено 45 новых видов деятельности, из них: 15 - в производственной сфере, 1 - в социальной сфере, 29 - в сфере бытовых услуг.
С 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены дополнительные налоговые преференции:
для всех видов предпринимательской деятельности снижена ставка с 15 процентов до 10 процентов с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов", ранее ставка 10 процентов действовала в отношении 18 видов предпринимательской деятельности;
снижена ставка с 10 процентов до 7 процентов с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" по 22 видам предпринимательской деятельности;
увеличен на 7 позиций перечень видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ставка 3 процента в течение пяти налоговых периодов (с объектом налогообложения "Доходы");
увеличен на 3 позиции перечень видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ставка 3 процента до 1 января 2022 года (с объектом налогообложения "Доходы");
снижена до 1 процента ставка налога для плательщиков, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, с объектом налогообложения "Доходы".
Начиная со второго квартала 2020 года условия реализации экономической политики принципиально изменились, в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Принятые меры, способствующие сдерживанию её распространения, привели к сокращению экономической активности, поскольку на деятельность многих организаций накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, так и добровольного).
Налоговая политика в этот период, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики.
В целях поддержки бизнеса и населения на всех уровнях власти реализованы пакеты антикризисных мер, разработаны мероприятия и приняты нормативные акты, направленные на поддержку:
доходов граждан;
малых и средних предприятий, как наиболее уязвимого сегмента бизнеса;
отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась и которые в большей степени пострадали от распространения коронавирусной инфекции. В основном это отрасли торговли, грузовых и пассажирских перевозок, сферы искусства, культуры, спорта, туризма и организации развлечений, организации конференций и выставок, гостиничный бизнес, санаторно-курортные и физкультурно-оздоровительные услуги, дополнительное образование, стоматологические услуги, ремонт компьютеров и других бытовых предметов, стирка и химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты и другие подобные виды деятельности (всего 40 видов деятельности).
С учетом сложных экономических условий и в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды деятельности, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, на налоговый период 2020 года на территории Челябинской области:
по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, снижены ставки налога по 49 видам предпринимательской деятельности. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объектом налогообложения являются "Доходы, уменьшенные на величину расходов", ставка снижена с 10 процентов до 5 процентов, для плательщиков, у которых объектом налогообложения являются "Доходы", ставка налога снижена с 6 процентов до 1 процента;
при применении патентной системы налогообложения значительно снижена налоговая нагрузка. Годовая сумма налога за 2020 год для предпринимателей, осуществляющих деятельность без наемных работников, не превысит 1 рубль либо 1 рубль за 1 торговый зал, зал обслуживания посетителей. При этом на каждого наемного работника сумма налога составит 6 копеек;
предоставлена отсрочка от 4 до 6 месяцев по упрощенной системе налогообложения; единому сельскохозяйственному налогу; единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности; патентной системе налогообложения.
На территории Златоустовского городского округа с целью поддержки наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслей приняты следующие меры:
по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за налоговый период 2020 года была в 2 раза снижена ставка с 15 процентов до 7,5 процентов;
по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2019 года в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2 раза снижена сумма налога. Также предусмотрено уменьшение суммы налога на имущество физических лиц для арендодателей объектов недвижимого имущества (за исключением жилых помещений), снизивших арендную плату и предоставивших отсрочку по уплате арендной платы своим арендаторам. Вычет предоставлен на сумму снижения арендной платы за 2020 год, но не более чем на 50 процентов от суммы налога, подлежащей уплате за предоставленные в аренду объекты недвижимого имущества;
за аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и за аренду нежилых муниципальных помещений предоставлена отсрочка уплаты арендных платежей;
по договорам аренды нежилых муниципальных помещений арендаторы освобождены от уплаты арендных платежей на период приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг.
Результатом принятых мер в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является увеличение количества налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, и соответственно поступлений по налогу. С 2019 года налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по удельному весу в общем объёме налоговых и неналоговых доходов, является вторым источником доходной базы местного бюджета. За 2019 год к уровню 2018 года поступления налога возросли на 2,5%, а за 9 месяцев 2020 года к аналогичному периоду прошлого года (в сопоставимых условиях) на 14,3%.
В целях укрепления собственной доходной базы местных бюджетов Дорожной картой по реализации мер по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению Челябинской области к муниципальным образованиям, получающим дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сформулированы требования по основным направлениям деятельности в сфере увеличения доходного потенциала, повышения эффективности бюджетных расходов и совершенствования управления долговыми обязательствами. Основной акцент, как и в предыдущие годы, сделан на проведении анализа эффективности предоставленных налоговых льгот и преференций по местным налогам.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2020 года, на муниципальном уровне создана комплексная система учета, анализа и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов" и её регламентация в рамках бюджетного процесса.
Все действующие в 2019 году льготы и преференции по местным налогам сформированы в виде перечня налоговых расходов округа, структурированного в разрезе муниципальных программ и их элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к муниципальным программам.
Для реализации данной концепции в соответствии с методическими рекомендациями разработана и утверждена нормативная база.
В результате оценки эффективности налоговых расходов, предоставленных за 2019 год на территории Златоустовского городского округа, все 15 признаны эффективными, в связи с чем, сохранены на 2020 год и плановые периоды 2021-2023 годов.
Работа по снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджетную систему ведется на постоянной основе.
В рамках антикризисной комиссии по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды за 2019 год заслушаны 311 представители организаций и предпринимателей на 12 заседаниях, по результатам которых, сумма погашенной в местный бюджет задолженности составила 15425 тыс. рублей.
За получение высоких результатов за 2019 год по снижению задолженности, в местный бюджет в 2020 году поступила дотация на сбалансированность в сумме 6502,5 тыс. рублей, в размере пятидесяти процентов от суммы сниженной в 2019 году недоимки по налогу на доходы физических лиц и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисленной в областной бюджет.
В условиях принятых в 2020 году ограничений в связи с глобальной пандемией деятельность работы антикризисной комиссии была приостановлена, поэтому за 9 месяцев текущего года проведено только 5 заседаний с 66 представителями организаций и предпринимателей, имеющих задолженность в бюджет. В результате в местный бюджет поступила погашенная задолженность в сумме 1280 тыс. рублей.
Своевременно принятые в начале 2020 года и в дальнейшем меры по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы обеспечили устойчивость исполнения бюджета в текущем году и позволили сохранять положительную динамику поступления налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
По итогам 2019 года прирост налоговых и неналоговых доходов к уровню предыдущего года в сопоставимых условиях составил 4,9 % или 65 млн. рублей. За 9 месяцев 2020 года к аналогичному периоду 2019 года несмотря на ухудшение экономической обстановки прирост составил 1,5% или 15 млн. рублей.
Анализ выполнения намеченных мероприятий по увеличению эффективности использования собственной доходной базы бюджета Златоустовского городского округа показал, что по состоянию на 01.10.2020 года фактический результат составил 66 млн. рублей и в 1,2 раза превысил годовые контрольные показатели (54,8 тыс. рублей).
В целом реализуемая в Златоустовском городском округе налоговая политика характеризуется достаточной эффективностью. Речь идет об оптимальном размере ставок, продуманном предоставлении налоговых льгот, работе с задолженностью по платежам в бюджет. Все это влияет как на деловой климат, так и на реальную собираемость доходов, а значит объем ресурсов, направляемых на решение социальных задач в округе.
2.2. Основные направления налоговой политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
В предстоящих периодах продолжится работа по решению основных задач налоговой политики Златоустовского городского округа, а именно:
поддержание сбалансированности и устойчивости бюджета;
сохранение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования путем создания стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата в округе;
предотвращение роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
совершенствование налогового администрирования, взаимодействия и совместной работы с администраторами доходов;
укрепление собственной доходной базы за счет оптимизации существующей системы налоговых льгот и сокращения недоимки по налогам в бюджет округа.
В планируемом периоде сохраняется ориентир на поддержание сбалансированности местных бюджетов и укрепления доходной базы, а также создания финансовых условий для эффективного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. В связи с чем, в очередном финансовом году продолжится практика передачи в соответствии со статьей 5 Закона Челябинской области от 30.09.2008 г. N 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области" дополнительного норматива зачисления в местный бюджет по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, от общей суммы доходов, зачисляемых в областной бюджет от указанного налога, в размере 60 процентов.
Дополнительно с 1 января 2021 года бюджету городского округа будет увеличен норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с 60 до 100 процентов.
Всего доходы бюджета Златоустовского городского округа в 2021 году за счет указанных источников составят 228,6 млн. рублей.
Вместе с тем, в связи с централизацией деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Челябинской области, с 01 января 2021 года в местные бюджеты не будет передаваться норматив по государственной пошлине (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В прошлые годы он составлял 100 процентов от общей суммы доходов, зачисляемых в областной бюджет от указанного налога, что в суммовом выражении оценки поступления 2020 года составило бы около 9 млн. рублей.
В законодательство о налогах и сборах приняты дополнения и поправки, вступающие в силу начиная с 01 января 2021 года, многие из которых направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающие влияние на объемы поступлений налоговых доходов бюджетов.
На территории Российской Федерации с 01 января 2021 года прекращает действовать система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Несмотря на это, налогоплательщики обязаны уплатить авансовый платеж за 4 квартал 2020 года в соответствии с установленным Налоговым кодексом Российской Федерации сроком уплаты.
С целью сохранения возможности налогоплательщиков оставаться на спецрежиме "Упрощенная система налогообложения" увеличены предельно допустимые значения доходов и средней численности персонала. Так, новые лимиты на переходный период по доходам составят 200 млн. рублей вместо 150 млн. рублей, а по численности - 130 человек вместо 100 человек. При превышении данных лимитов ставка налога для объекта "доходы" увеличивается - с 6 до 8%, а для объекта "доходы минус расходы" - с 15 до 20%.
В сентябре 2020 года в целях стимулирования малого бизнеса Челябинской областью реализовано предоставленное изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации право продлить "налоговые каникулы" еще на 3 года (до 1 января 2024 года) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной или патентной системах налогообложения. Такие индивидуальные предприниматели в случае осуществления своей деятельности в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере бытовых услуг и услуг по предоставлению мест временного проживания имеют право применять нулевую ставку налога первые два года с даты своей регистрации.
Налоговым кодексом Российской Федерации расширен перечень видов деятельности, для которых применяется патентная система налогообложения с 61 до 80 видов деятельности. Кроме того, новации позволяют уменьшить размер налогов по патентной системе налогообложения на сумму страховых платежей и пособий, как это действовало в случае с ЕНВД. Предприниматели, у которых работают наемные сотрудники, смогут уменьшить стоимость патента только наполовину. Для тех, кто обходится без наемных работников, подобных ограничений нет. Они могут совсем не платить налоги, если это допускает размер выплаченных страховых взносов.
Также индивидуальные предприниматели, которые применяли в 4 квартале 2020 года ЕНВД, смогут воспользоваться переходным режимом и купить патент на льготных условиях. Эти патенты будут выдавать на срок от одного до трех месяцев. Патенты будут действовать до окончания указанного в них срока, но не позднее 31 марта 2021 года.
Министерством имущества Челябинской области приказами от 09.11.2020 г. N 179-п и N 180-п утверждены новые результаты кадастровой оценки земель Челябинской области категорий "Земли населенных пунктов" и "Земли лесного фонда", которые будут применяться с 01 января 2021 года.
По земельному налогу с 01 января 2021 года упраздняются налоговые декларации, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Как и физическим лицам, начислять налог организациям будут налоговые органы, на основании имеющихся у них данных, и направлять налогоплательщикам налоговые уведомления на уплату налога. Кроме этого, у организаций изменяется срок уплаты налога за 4 квартал 2020 года. Он переносится с 1 февраля на 1 марта 2021 года, сроки квартальных авансовых платежей не изменяются. Также, законодательно закреплена обязанность организаций с 01 января 2021 года, уведомлять налоговые органы об имеющихся объектах налогообложения, если им не прислали налоговое уведомление.
В целях укрепления доходной базы бюджета округа продолжится работа по проведению оценки предоставленных налоговых льгот в рамках концепции "Налоговых расходов" на предмет их результативности и эффективности.
Следует отметить, что ежегодное проведение оценки налоговых расходов (налоговых льгот и преференций) - это обязательное требование ко всем муниципальным образованиям, законодательно закрепленное статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого усилия будут сконцентрированы на решении задачи дальнейшего сокращения задолженности в бюджет. Как и прежде эта работа будет проводиться в рамках действующей антикризисной комиссии по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Продолжится реализация мер по обеспечению своевременной уплаты налога на доходы физических лиц и легализации заработной платы в рамках, антикризисной комиссии при Администрации округа и функционирующих на базе налоговых органов межведомственных комиссий; по выявлению и регистрации ранее неучтенных объектов налогообложения, а также по оптимизации имущества, не используемого для выполнения муниципальных функций.
В целях повышения заинтересованности муниципального образования в работе по мобилизации резервов налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2021 году будет продолжена практика реализации механизма стимулирования органов местного самоуправления по возврату в местные бюджеты 50% поступивших в областной бюджет доходов от НДФЛ и УСН в результате работы органов местного самоуправления с задолженностью по указанным налогам по итогам 2020 года.
Укрепление налогового потенциала является одной из стратегических целей региональной и местной налоговой политики. Рост доходов бюджета свидетельствует о том, насколько она достигнута. В то же время, учитывая установившуюся достаточно сложную экономическую ситуацию, основной целью налоговой политики на ближайшие годы будет дальнейшая реализация комплекса мер по максимальному снижению влияния распространения новой коронавирусной инфекции на хозяйственную деятельность налогоплательщиков и, следовательно, на экономическое положение и доходную базу округа.
3. Основные направления бюджетной политики Златоустовского городского округа на 2021 - 2023 годы
3.1. Итоги реализации бюджетной политики в 2019 году
и истекшем периоде 2020 года
В течение 2019 года экономика Златоустовского городского округа характеризовалась положительной тенденцией и позитивной динамикой бюджетных показателей.
В результате расходы бюджета Златоустовского городского округа (далее - бюджета округа) в 2019 году составили 4 890,8 млн. рублей, что на 1,1 % или 53,5 млн. рублей выше уровня 2018 года.
Доля отраслей социальной сферы в бюджете округа составила 78,7 %. Это 3 851,2 млн. рублей, что на 4,8 % выше уровня 2018 года.
В частности, обеспечено финансирование:
образования в сумме 2 219,0 млн. рублей с приростом 7,3 % к уровню 2018 года;
социальной политики - 1 152,4 млн. рублей с приростом 8,6 % к уровню 2018 года;
физической культуры и спорта - 287,9 млн. рублей со снижением на 9,5 % к предыдущему году в связи с отсутствием объема бюджетных инвестиций из областного бюджета на реконструкцию лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища;
культуры - 191,8 млн. рублей со снижением на 12,6 % за счет уменьшения расходов на ремонт и противопожарные мероприятия по учреждениям культуры и приобретение основных средств.
Продолжилась реализация социальных Указов Президента России от 2012 года и были достигнуты целевые значения соответствующих показателей, увеличился минимальный размер оплаты труда работников бюджетной сферы, в результате чего фонд оплаты труда в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 6,8 % и составил 2 458,8 млн. рублей.
Расходы экономического характера в 2019 году осуществлены в объеме 840,3 млн. рублей. Наиболее значительный объем финансирования направлен на национальную экономику - 471,4 млн. рублей, в связи с увеличением средств на асфальтирование дворовых территорий и ремонт дорог.
Увеличению расходной составляющей бюджета округа способствовали и результаты работы по привлечению дополнительных средств вышестоящих бюджетов. В течение прошлого года в бюджет округа поступило указанных средств в сумме 390,8 тыс. рублей.
Материалы к отчету об исполнении бюджета за 2019 год и об исполнении бюджета соответствующих отчетных периодов 2020 года предоставлены населению в актуальной информации в доступной форме "Бюджет для граждан".
В рамках реализации дополнительных мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов, обеспечено выполнение всех условий соглашения, подписанного с Министерством финансов Челябинской области, о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Златоустовского городского округа.
Качество управления финансами в округе по итогам мониторинга Минфином Челябинской области уже четвертый год подряд оценивается на высоком уровне.
В текущем году продолжается реализация уже зарекомендовавшего себя комплекса специальных мер, позволяющих исключить привлечение кредитных ресурсов в течение года. Также сохранен механизм доведения до главных распорядителей бюджетных средств предельных объемов финансирования в ежемесячном формате и механизм временного привлечения свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений для финансирования кассовых разрывов.
Особенности и основные направления бюджетной политики Златоустовского городского округа в 2020 году определяются с учетом сложившейся непростой экономической ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции, которая оказала влияние на изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета округа.
В сложившихся условиях бюджетная политика округа направлена на преодоление последствий пандемии, социальную защиту граждан, создание условий для восстановления и дальнейшего роста экономики округа.
Своевременно принятые меры по снижению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и социальной сферы Златоустовского городского округа обеспечили устойчивость исполнения бюджета округа в текущем году.
В истекшем периоде 2020 года осуществлены следующие мероприятия:
1. Проведена инвентаризация расходов бюджета, установлена их приоритетность и определена возможность уменьшения бюджетных назначений по отдельным направлениям.
2. Ежемесячно проводился мониторинг сумм экономии, сложившейся по итогам осуществления закупок с целью ее направления, в первую очередь, на обеспечение социально значимых расходов либо на формирование финансового резерва бюджета округа.
3. Осуществлялся ежемесячный анализ ожидаемого исполнения доходной части бюджета для своевременного принятия решения о целесообразности доведения лимитов бюджетных обязательств по расходам, не носящим приоритетный характер или принятия решения о необходимости уменьшения утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом установленной приоритетности расходования бюджетных средств.
4. На постоянном контроле находились вопросы недопущения просроченной кредиторской задолженности и промежуточные итоги достижения показателей результативности бюджетных расходов, предусмотренных в муниципальных программах.
В результате проведенных мероприятий было обеспечено:
недопущение снижения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе при снижении объема доходов от предпринимательской деятельности;
выполнение целевых значений показателей средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры по Указам Президента Российской Федерации;
своевременное и в полном объеме финансирование всех первоочередных социально значимых направлений и мероприятий;
бесперебойное функционирование всех муниципальных учреждений города;
отсутствие просроченной задолженности по заработной плате и по оплате коммунальных услуг муниципальных учреждений.
Расходы бюджета Златоустовского городского округа на 2020 год характеризуются исторически максимальным уровнем. Так, соответствующие плановые показатели на текущий год предусмотрены в объеме 5 647,6 млн. рублей с ростом к уровню 2019 года на 13,9 % или 688 млн. рублей. Объем финансовой поддержки вышестоящего бюджета вырос на 14,6% или на 517,0 млн. рублей, что в том числе обусловлено результатами работы по привлечению дополнительных областных и федеральных средств.
В текущем году бюджет округа сохранил социальную направленность. Расходные обязательства городского округа исполняются своевременно, о чем говорит отсутствие по ним просроченной кредиторской задолженности. Все установленные бюджетным законодательством ограничения и требования соблюдаются.
3.2. Основные направления бюджетной политики на предстоящий период
Бюджетная политика городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего периода и направлена на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения Златоустовского городского округа и обеспечение социальной стабильности.
При формировании бюджета округа на предстоящий период бюджетная политика исходит из необходимости решения следующих первоочередных задач:
бюджетное планирование исходя из возможностей доходного потенциала;
сохранение социальной направленности бюджета округа;
повышение эффективности расходования бюджетных средств;
наиболее ответственный подход к планированию бюджетных расходов, требующий их приоритизацию;
повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
расширение практики инициативного бюджетирования. Результаты использования бюджетных средств должны быть востребованы жителями Златоустовского городского округа. В этой связи, решая вопросы повышения качества жизни в округе, необходимо в том числе ориентироваться на их мнение и потребности. А значит необходимо обеспечить полноценное участие граждан в выборе приоритетов бюджетных расходов через механизм инициативного бюджетирования. Данный механизм должен быть внедрен в округе с доведением в ближайшие три года не менее чем до 5 процентов доли расходов бюджета Златоустовского городского округа, определяемых с прямым учетом мнения людей.
Приоритетными направлениями бюджетной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в области расходов являются:
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств округа;
концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходных обязательств Златоустовского городского округа;
анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа;
принятие новых расходных обязательств только при условии оценки их эффективности, соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития Златоустовского городского округа и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет городского округа, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;
повышение качества управления муниципальными финансами, строгое соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств;
поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления, стимулирование их к поиску внутренних резервов оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий, в том числе организация работы в рамках мероприятий ведомственного проекта Правительства Челябинской области "Оптимизация системы муниципального управления" в целях соблюдения бюджетного законодательства в части не допущения превышения норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа, установленного Правительством Челябинской области;
адресное решение социальных проблем;
развитие приносящей доход деятельности в учреждениях;
сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в Златоустовском городском округе;
повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений и недопущение функционирования неэффективных или недостаточно загруженных муниципальных учреждений;
осуществление бюджетных инвестиций исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных средств;
эффективное использование бюджетных средств путем обеспечения надлежащего функционирования механизма муниципальных закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обеспечения контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, а также проведения централизованных закупок;
недопущение кредиторской задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и социальным выплатам;
обеспечение прозрачности (открытости) бюджета Златоустовского городского округа за счет размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
повышение информационной открытости бюджетного процесса Златоустовского городского округа, в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
3.3. Особенности формирования расходной части бюджета и приоритеты бюджетных расходов
Особенности формирования расходной части бюджета округа на 2021- 2023 годы обусловлены:
1) определением структуры и объемов бюджетных ассигнований исходя из следующих приоритетов бюджетных расходов:
реализация мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также социальными Указами Президента Российской Федерации от 2012 года;
безусловное выполнение законодательно установленных мер социальной поддержки населения округа, исходя из принципов адресности и нуждаемости;
обеспечение равных возможностей для получения качественных образовательных услуг, включая дальнейшее развитие инфраструктуры образовательных учреждений;
создание условий, обеспечивающих возможность жителей округа заниматься физической культурой и спортом. Приоритетным направлением остается создание и сохранение условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни. В этих целях в среднесрочном периоде продолжится реализация мероприятий, направленных на создание необходимых условий для занятий физической культурой, в том числе на максимальное привлечение к ним детей и молодежи;
укрепление и развитие учреждений культуры для создания условий и обеспечения максимальной доступности и участия граждан в культурной жизни общества;
инфраструктурное развитие, формирование комфортной и безопасной среды для жизни, решение экологических проблем. При решении вопросов улучшения качества жизни жителей округа особое внимание уделяется реализации проектов развития инфраструктуры, в том числе формирование комфортной городской среды и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры в целях обеспечения безопасности населения;
2) соблюдением установленных в рамках соглашений с Минфином Челябинской области ограничений на размер дефицита бюджета и объем муниципального долга городского округа;
3) сохранением режима экономии бюджетных средств и продолжением работы по оптимизации непервоочередных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.