Рекомендации по моделированию образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность*
(письмо Минпросвещения России от 3 декабря 2020 г. N 05-1475)
1. Общие положения
В приоритетных направлениях Стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 года определяются следующие задачи:
- доступ обучающихся и преподавателей к цифровым платформам, верифицированному образовательному контенту и электронным библиотекам, а также преодоление "цифрового неравенёства" профессиональных образовательных организаций;
- цифровая трансформация образовательной среды среднего профессионального образования.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона реализация образовательных программ ведется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, где под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, а под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 18 Федерального закона регламентирует в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формирование библиотек, в том числе цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Статья 28 Федерального закона относит к компетенции образовательной организации определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 30 Федерального закона содержит нормы, регулирующие права образовательной организации принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Часть 3 статьи 68 Федерального закона определяет, что образовательная программа среднего профессионального образования (далее - ОП СПО) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) и (или) программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
В соответствии со ст. 41 Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Внедрение в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ среднего профессионального образования позволяет сделать получение среднего профессионального образования более доступным, личностно-ориентированным, мобильным с учетом современных вызовов и реалий.
Моделирование образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в связи с внедрением в него дистанционных образовательных технологий и электронного обучения регламентировано следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- приказ Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22 (ред. от 10.12.2014) "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2014, регистрационный N 31377);
- приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (зарегистрирован Минюстом России 18.09.2017, регистрационный N 48226);
- приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 N 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" (зарегистрирован Минюстом России 19.03.2020, регистрационный N 57788);
- приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 N 104 "Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации";
- письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- письмо Минпросвещения России от 02.04.2020 N ГД-121/05 "О направлении рекомендаций" (вместе с Рекомендациями по организации образовательного процесса на выпускных курсах в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий);
- письмо Минпросвещения России от 10.04.2020 N 05-398 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 N ГД-1736/03 "О рекомендациях по использованию информационных технологий" (вместе с Рекомендациями по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году).
2. Задачи моделирования образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения
Моделирование образовательного процесса в образовательных организациях при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе и в форме интеграции различных форм обучения, включает в себя определение дефицитов при переходе на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения и учет уровня готовности образовательной организации и отдельных субъектов образовательных отношений при выборе модели построения образовательного пространства.
Исполнитель |
Задачи |
||
1. Определение уровня готовности образовательной организации к реализации образовательных программ с применением ДОТ и (или) ЭО |
2. Определение уровня готовности обучающихся к переходу на обучение с применением ДОТ и (или) ЭО |
3. Определение уровня готовности педагога к переходу на обучение с применением ДОТ и (или) ЭО |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Управленческая команда |
- анализ технической оснащенности образовательной организации; - назначение ответственных за техническое сопровождение образовательного процесса с применением ДОТ и (или) ЭО; - разработка (корректировка) и утверждение локального акта (приказ, положение), в котором определяется порядок (правила, процедура) организации образовательного процесса с применением ДОТ и (или) ЭО для различных категорий обучающихся; - формирование расписания занятий на каждый учебный день согласно учебному плану по каждой дисциплине (модулю), предусматривающего дифференциацию по группам и сокращение времени проведения учебного занятия до 30 минут; - выбор платформы и электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного (электронного) обучения; - назначение ответственного за создание специального раздела "Дистанционное обучение" на сайте образовательной организации и оперативное размещение документов и материалов в данном разделе; - корректировка образовательной программы (учебных планов); - создание специально оборудованных лабораторий, мастерских для демонстрации мастер-классов, проведения лабораторно-практических и иных работ в форме практической подготовки; - создание "виртуальных мест" на предприятиях, в организациях для проведения отдельных видов работ по практике в форме практической подготовки |
- анализ готовности к освоению образовательных программ с применением ДОТ и (или) ЭО - выбор модели организации образовательного процесса |
- анкетирование педагогов (наличие компьютера, Интернета, специальных навыков); - анализ готовности педагогов к реализации ОП СПО с применением ДОТ и (или) ЭО; - назначение ответственных за техническое сопровождение педагогов; - организация консультирования педагогов |
Классный руководитель/куратор |
|
- анализ уровня технической оснащенности обучающихся (наличие компьютера, планшета, смартфона, сети Интернет); - проведение родительского собрания с целью получения согласия (заявления) о реализации ОП СПО с применением ДОТ и (или) ЭО; - проведение консультации для обучающихся; - информирование обучающихся о: 1) канале оперативного информирования (чат, электронный журнал, сайт и т.п.); 2) расписании дистанционных (электронных) учебных занятий; 3) способах и сроках передачи материалов и домашнего задания; 4) графике проведения текущего контроля и итогового контроля по дисциплинам (модулям), консультаций; 5) алгоритме доступа к общедоступным электронным образовательным ресурсам; - организация ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с ДОТ и (или) ЭО и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся) |
|
Педагог |
|
Ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме |
- участие в анкетировании; - внесение изменений в рабочую программу; - создание простейших, нужных для обучающихся, электронных ресурсов и заданий, учебных материалов; - умение работать в "виртуальных группах" с помощью использования систем видео-конференц-связи, через сеть "Интернет"; - информирование классного руководителя о способах и сроках передачи материалов и домашнего задания; - ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме; - умение выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудиорецензий, онлайн-консультаций |
Технический специалист |
- инвентаризация устройств, имеющихся в образовательной организации; - составление примерного перечня устройств, программного обеспечения; - создание специального раздела на сайте образовательной организации и своевременное размещение на нем информационных материалов; - представление полного перечня электронных образовательных ресурсов и сервисов (платформ) в специальном разделе на сайте образовательной организации; - размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" инструкции для обучающихся и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин и пароль (в случае использования личных кабинетов) |
- проведение консультаций для обучающихся; - составление памятки по обучению с применением ДОТ и (или) ЭО; - обеспечение доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы, другим общедоступным электронным образовательным ресурсам при проведении учебных занятий, консультаций, вебинаров и т.д. |
- проведение консультаций для педагогов; - составление графика технической поддержки педагогов; - составление памятки для педагогов по работе с электронными образовательными ресурсами; - обеспечение доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (далее - ЭБС), другим электронным образовательным ресурсам при проведении учебных занятий, консультаций, вебинаров и т.д.; - проведение консультаций для педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов и платформ для проведения онлайн-уроков |
Образовательная организация обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
При реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
Образовательная организация самостоятельно определяет требования к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и может ее проводить с применением дистанционных образовательных технологий.
При составлении расписания образовательная организация самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при допустимом отсутствии учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в аудитории (оптимально 3 +/- 1); устанавливает продолжительность дистанционных учебных занятий, учитывая продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения. При этом общая продолжительность урока должна составлять 45 минут, но время нахождения обучающихся перед экраном монитора не должно превышать 30 минут. Для остальной части урока педагог может предложить самостоятельную работу с учебником, выполнение заданий в тетради и т.п.
Важным компонентом любой технологии обучения является оценка качества знаний. Одно из направлений, способствующее решению проблемы оценивания знаний обучающихся, - использование принципа ранжирования обучающихся по группам, в зависимости от их уровня технической оснащенности. Так, возможны группы с наличием компьютера и Интернета, с наличием компьютера и отсутствием Интернета, с отсутствием компьютера и наличием Интернета и, наконец, группа с отсутствием как компьютера, так и Интернета.
Создавая условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ, экспертные и образовательные организации разработали ряд электронных образовательных ресурсов, доступных образовательным организациям для применения, среди которых можно отметить следующие:
- Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/catalogue);
- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru);
- Цифровая образовательная платформа московских колледжей (spo.mosmetod.ru/distant);
- Библиотека цифровых материалов издательства "Просвещение" (media.prosv.ru/content);
- Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (fcior.edu.ru);
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам (window.edu.ru);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru);
- Материалы для организации дистанционного обучения на сайте ГМЦ (mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya.html);
- "Учимся вместе" на Московском образовательном канале (mosobr.tv);
- Каталог обучающих видео по компетенциям Worldskills от национальной сборной (nationalteam.worldskills.ru/skills);
- Образовательная платформа Технограда (crk.technograd.moscow);
- Моя школа в online (cifra.school);
- Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных приложений, курсов, видеолекций (study-home.online);
- Онлайн-курсы от профессионалов для карьеры и развития (smotriuchis.ru);
- Образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов (stepik.org/catalog);
- Онлайн-школа "Инфоурок" (infourok.ru/school);
- Система Дистанционного Обучения и Тестирования (onlinetestpad.com/ru);
- Сервис для онлайн-трансляций и вебинаров (facecast.net/ru);
- Платформа Webinar для онлайн-мероприятия (webinar.ru);
- Mirapolis virtualroom - инструмент для проведения вебинаров (virtualroom.ru);
- Пополняемый перечень электронных ресурсов для электронного и дистанционного обучения в СПО (spo-edu.ru/resources);
- Сервис "Мои достижения" (myskills.ru);
- Сервис "Яндекс учебник" (education.yandex.ru/main);
- Медиатека образовательных ресурсов (store.temocenter.ru);
- Центры опережающего развития (profedutop50.ru/copp).
При реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения образовательная организация вправе выбрать подходящие образовательные ресурсы либо разработать их самостоятельно.
3. Модели организации образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных (электронных) технологий в образовательной организации
Для обеспечения организации образовательных программ среднего профессионального образования разработаны три модели образовательной деятельности с описанием условий и форм их реализации (см. рис. 1).
3.1. Модель организации образовательной деятельности при реализации образовательной программы среднего профессионального образования с применением электронного обучения
Условия реализации образовательной деятельности: 100% технической оснащенности образовательной организации, обучающихся, педагогов компьютерной техникой, программным обеспечением, Интернетом на высокой скорости; высокий уровень сформированности специальных IT-компетенций у 100% обучающихся и практических знаний в области использования образовательных онлайн-технологий у 100% педагогов, наличие функционирующей электронной образовательной среды в образовательной организации.
Формами реализации являются электронные учебные курсы, онлайн-уроки, электронные учебные занятия (с приведением ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи учебных занятий, подкасты); уроки на образовательных телеканалах, виртуальные лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории, мастерские, компьютерные системы контроля, электронные образовательные ресурсы.
3.2. Модель организации образовательной деятельности при реализации образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения
Условия реализации образовательной деятельности: 80% обучающихся оснащены компьютерной техникой, программным обеспечением, Интернетом на высокой скорости; высокий уровень сформированности специальных IT-компетенций у 70-80% обучающихся и педагогов, наличие ЭБС и других общедоступных электронных образовательных ресурсов для размещения всех программ, приложений и материалов.
Формами реализации являются учебные занятия в образовательной организации, онлайн-уроки, дистанционные учебные занятия (видеоконференции); электронные учебные занятия (с приведением ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи учебных занятий, подкасты); уроки на образовательных телеканалах, виртуальные лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории, мастерские, компьютерные системы контроля, электронные образовательные ресурсы.
3.3. Модель организации образовательной деятельности при реализации образовательной программы среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий
Условия реализации образовательной деятельности: 30-50% обучающихся оснащены компьютерной техникой, программным обеспечением и Интернетом; высокий уровень сформированности специальных IT-компетенций у 40-50% обучающихся и педагогов, наличие общедоступных электронных образовательных ресурсов.
Формами реализации являются учебные занятия в образовательной организации, организация практики в форме практической подготовки, дистанционные учебные занятия (видеоконференции); уроки на образовательных телеканалах, электронные образовательные ресурсы.
***
Результатами моделирования являются выполнение ООП в полном объеме, индивидуальная образовательная траектория для каждого обучающегося, в том числе с ОВЗ, качество освоения образовательных программ, соблюдение правил безопасности, управление потребностей семьи**, личностный рост участников образовательных отношений.
______________________________
* Подготовлены Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России и Московским филиалом ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (письмо Минпросвещения России от 03.12.2020 N 05-1475). Инфографика к Рекомендациям опубликована на сайте журнала по адресу http://ovd.com.ru/doc20.pdf.
** Так в оригинале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по моделированию образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минпросвещения России от 3 декабря 2020 г. N 05-1475)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", январь 2021 г., N 1