Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Администрации г. Белогорск
от 21 декабря 2020 г. N 1487
Программа
по формированию культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Программа по формированию культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск |
Координатор программы |
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск" |
Участники программы |
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск", общеобразовательные организации г. Белогорск |
Цель программы |
Создание системы мер по формированию культуры здорового питания, повышению престижа здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск |
Задачи программы |
1. Обеспечение соответствия условий здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам. 2. Увеличение числа обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск, получающих горячее питание. 3. Повышение уровня информированности обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск, их родителей (законных представителей), педагогических работников и иных сотрудников общеобразовательных организаций г. Белогорск о культуре здорового питания |
Сроки реализации программы |
2020 - 2023 годы |
Основные направления программы |
1. Рациональная организация питания в общеобразовательных организациях г. Белогорск. 2. Включение в учебный процесс общеобразовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск. 3. Просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск, сотрудниками общеобразовательных организаций г. Белогорск |
Конечные результаты реализации программы |
1. Обеспечение охвата горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск (доля, 100%). 2. Наличие утвержденного примерного меню горячих завтраков и обедов (в том числе 10-дневного меню) для обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск (доля, 100%). 3. Увеличение доли общеобразовательных организаций г. Белогорск, в которых проведена модернизация материально-технической базы пищеблоков и обеденных залов (столовых). 4. Осуществление общественного (родительского) контроля за организацией питания в общеобразовательных организациях г. Белогорск. 5. Формирование системы взаимодействия общеобразовательных организаций г. Белогорск и ведомственных структур при реализации программы. 6. Создание системы информационно-методического и психолого-педагогического сопровождения общеобразовательных организаций г. Белогорск по повышению уровня культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск. 7. Создание информационного пространства для родителей (законных представителей) по пропаганде и популяризации культуры здорового питания, здорового образа жизни обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск |
2. Характеристика сферы реализации программы
Одной из важных задач общеобразовательных организаций г. Белогорск сегодня является формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью. Они должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни. Здоровье и развитие обучающихся во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации, так как именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
В современном мире сохранение, укрепление и восстановление здоровья граждан продолжает оставаться приоритетной государственной задачей. За последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.
По данным XVIII Конгресса педиатров России "Актуальные проблемы педиатрии", за период с 2000 по 2015 годы общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 27,5%, а среди детей старшего подросткового возраста (15 - 17 лет) - на 50%. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни обучающихся.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково: условия и образ жизни, питание - 50%; генетика и наследственность - 20%; внешняя среда, природные условия - 20%; здравоохранение - 10%. Следовательно, все программы и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья населения, должны в первую очередь формировать условия и образ жизни, оптимальные с точки зрения здоровья. Кроме того, экономическая нестабильность негативно сказывается на формировании ценностей здорового образа жизни среди детей.
Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Организация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Школьный период можно условно разделить на три возрастные группы: 7 - 11 лет, 11 - 14 лет, 14 - 18 лет.
Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которое, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.
Одной из важнейших задач совершенствования организации школьного питания является формирование у детей культуры здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также осуществление соответствующей просветительской работы среди детей, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.
Образ жизни человека складывается не только под влиянием внешних условий, но и под воздействием привычек, ценностей, идеалов и т.д., многие из которых усвоены индивидом еще в семье и сохраняют устойчивость на протяжении всей его жизни. Именно поэтому так важно формирование и закрепление тех элементов образа жизни семьи, в том числе культуры питания, которые в наибольшей степени влияют на здоровье и при этом имеют наибольший потенциал устойчивости в качестве поведенческих моделей в качестве привычек, семейных традиций. Одной из главных задач государственной политики является формирование культуры здорового питания.
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных общеобразовательных стандартах (ФГОС).
Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:
1. Рациональная организация питания в общеобразовательных организациях.
Рациональная организация питания в общеобразовательной организации, в столовой, где все, от внешнего вида столовой до состава продуктов в школьном буфете, должно соответствовать принципам здорового питания и способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся.
Структура, режим и организация питания в общеобразовательных организациях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.
2. Включение в учебный процесс образовательных программ по формированию культуры здорового питания обучающихся.
При формировании культуры здорового питания наиболее эффективна комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п. Например, на протяжении уже многих лет зарекомендовала себя комплексная программа, которая может использоваться в начальном общем, основном общем и среднем общем образовании, это программа "Разговор о правильном питании". Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте, и предполагает тесное взаимодействие с родителями.
При реализации программ, направленных на формирование культуры здорового питания, необходимо соблюдать принципы формирования культуры здорового питания, важнейшими из которых являются:
1) научная обоснованность и практическая целесообразность;
2) возрастная адекватность;
3) необходимость и достаточность информации;
4) модульность структуры;
5) системность и последовательность;
6) вовлеченность семьи в реализацию программы.
3. Просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, сотрудниками общеобразовательных организаций г. Белогорск.
Данное направление основано на вовлечении родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье, педагогов и специалистов в общеобразовательных организациях г. Белогорск.
Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни обучающихся.
Таким образом, значимость, обязательность и приоритетность мер формирования культуры здорового питания являются основанием для разработки программы.
План мероприятий по формированию культуры здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций г. Белогорск представлен в приложении к программе.
3. Основания разработки, цели, задачи и конечные результаты реализации программы
Программа разработана на основании следующих документов:
1. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01".
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 N 3 "О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05".
14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".
15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10".
16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
17. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.