Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Рекомендации
по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях Забайкальского края
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Перечнем поручений от 24 января 2020 г. N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 о реализации мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, Федеральным законом от 01 марта 2020 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в Забайкальском крае распоряжением Правительства Забайкальского края от 10 июля 2020 года N 201-р утвержден Перечень мероприятий ("дорожная карта") по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях на территории Забайкальского края, обеспечивающих охват 100% от числа таких обучающихся в указанных образовательных организациях.
1.2. Рекомендации по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях на территории Забайкальского края (далее - Рекомендации, обучающиеся 1-4 классов) разработаны с целью реализации на территории Забайкальского края единой государственной политики при организации здорового горячего питания обучающихся 1-4 классов, с учетом СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", методических рекомендаций МР 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций", утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 года.
Рекомендации вступают в силу с 1 сентября 2020 года и распространяются на образовательные организации Забайкальского края.
Контроль за выполнением рекомендаций осуществляется руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования совместно с администрациями муниципальных и государственных образовательных организаций Забайкальского края.
2. Принципы организации здорового питания
2.1. Федеральным законом от 01 марта 2020 года N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статьей 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевых продуктов" установлено определение "здорового питания", что важно для формирования здоровой нации и увеличения продолжительности активного долголетия.
Здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений.
Принципами здорового питания являются основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включают в себя:
- обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обращением пищевых продукте;
- соответствие энергетической ценности ежедневного рациона энергозатратам;
- соответствие химического состава ежедневною рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
- наличие в составе ежедневного рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых Сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
- обеспечение максимально разнообразного здорового питания и оптимального его режима;
- применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности;
- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов (готовых блюд);
- исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов.
Здоровое питание предусматривает профилактику патологических пищевых привычек: избыточный по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара, легких углеводов, предпочтение продукции с высоким содержанием сахара (кондитерские изделия, сладкие выпечка и напитки), жира (колбасные изделия и сосиски, бутерброды), продолжительные перерывы между основными приемами пищи.
Здоровое питание направлено на снижение рисков формирования патологии желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, снижение риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и избыточной массы тела
2.2. Режим питания детей.
Здоровое питание предусматривает первый приём пиши ребёнком дома с учётом режима дня и организации образовательного процесса.
Интервалы между основными приёмами пиши (завтрак, обед и ужин) должны составлять не более 3.5-4 часов.
Между основными и промежуточными приёмами пиши: (второй дополнительный завтрак, полдник, второй ужин)- интервал не менее 1,5 часов.
В соответствии с режимом функционирования образовательной организации количество приёмов пищи определяется самостоятельно образовательной организацией: один прием пищи в зависимости от режима обучения (смены).
Для приёма пищи в расписании занятий предусматривается достаточное время - не менее 20 минут.
В случае, если для организации питания предусматривается использование столовой, находящейся за пределами общеобразовательной организации, продолжительность перемен рекомендуется увеличивать на период времени нахождения ребенка в пути.
2.3. Организация питания в условиях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Организация работы образовательных организаций в связи с эпидемиологической ситуацией осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
В условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
При организации питания в целях соблюдения социального дистанцирования и минимизации контактов обучающихся рекомендуется установить логистику передвижения групп обучающихся при посещении школьной столовой, сократить количество обучающихся, одновременно находящихся в столовой, минимизировать либо исключить одновременное нахождение в столовой обучающихся разных классов.
Вход в столовую учащихся разных классов рекомендуется организовать по отдельному графику с учетом разного начала перемен либо посещение столовой независимо от перемен.
Создать условия для соблюдения детьми и персоналом личной гигиены (наличие мыла, бумажных полотенец), предусмотреть наличие мест для обработки рук кожным антисептиком.
Предусмотреть наличие в полном объеме от потребности исправных:
рециркуляторов для обработки помещений пищеблока и столовой;
дезинфицирующих средств;
средств личной гигиены;
средств защиты для персонала пищеблока (перчатки, халаты, маски).
Рекомендуется обеспечить плановое проведение дезинфекционных мероприятий, влажной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств в отсутствие детей в помещениях столовой после каждого приема пищи; обеззараживания многоразовой посуды после каждого приема пищи (в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства по режиму на вирусы и соблюдением правил проведения, времени экспозиции); обеззараживания санитарно-технического оборудования после каждой перемены в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства по режиму на вирусы.
2.3 Формирование у детей 1-4 классов культуры правильного питания.
Образовательная организация обучающимся разъясняет принципы здорового питания и правила личной гигиены.
В образовательной организации необходимо создать благоприятные условия для приёма пищи, включая интерьер обеденного зала, сервировку столов, микроклимат, освещенность.
2.4. Энергетическая ценность рациона питания должна удовлетворять энергозатратам ребёнка, биологическая ценность - физиологическим потребностям. Питание детей должно быть сбалансированным и разнообразным.
2.5. В образовательной организации рекомендуется организовывать работу (лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.
2.5. Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется организовать проведение занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания.
2.6. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в "уголке здоровья" и тому подобное.
2.7. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.
2.8. Администрации образовательной организации необходимо обеспечить информационное сопровождение мероприятий по организации обеспечения горячим питанием обучающихся 1-4 классов и проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на формирование культуры здорового питания школьников и их родителей.
2.9. Обеспечить размещение на сайтах образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, региональных/муниципальных СМИ информации об организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.
3. Особенности организации питания детей, имеющих ограничения в питании
(раздел подготовлен с учетом методических рекомендаций МР 2.4.0162-19 "Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в общеобразовательных и оздоровительных организациях), утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 года) (далее - МР 2.4.0162-19)
3.1. При разработке режима питания детей, имеющих ограничения в питании, следует учитывать рекомендации и назначения врачей по конкретному заболеванию, в том числе рекомендуемые интервалы между приемами пищи.
3.2. Режим питания детей с сахарным диабетом может соответствовать режиму питания остальных учеников (завтрак, обед, полдник и ужин). В случаях, когда профиль действия инсулина диктует необходимость введения в режим питания ребенка с сахарным диабетом дополнительных перекусов, определяется порядок организации и время их проведения в соответствии с назначениями врача.
3.3. Для детей с сахарным диабетом, приносящих продукты и готовые блюда из дома, приготовленные родителями (законными представителями), в столовой рекомендуется обеспечить условия их хранения (холодильник, шкаф) и разогрева (микроволновая печь).
3.4. Администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы режима питания ребенка, порядка контроля уровня сахара в крови и введения инсулина; проинформировать классного руководителя (воспитателя), учителя физической культуры (инструктора по физической культуре), работников столовой о наличии у ребенка сахарного диабета; проинструктировать о симптомах гипогликемии, мерах оказания первой помощи и профилактики.
3.5. При организации питания детей, страдающих целиакией (хроническая генетически детерминированная аутоиммунная энтеропатия, характеризующаяся нарушением усвоения белкового компонента пищевых злаков - глютена) рекомендуется учитывать содержание глютена в пищевых продуктах. В меню не включать продукты промышленного изготовления, содержащие скрытый глютен. Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с целиакией представлен в приложении 1 МР 2.4.0162-19.
3.6. При отсутствии в организации возможности оборудования отдельного помещения на пищеблоке, питание детей с целиакией организуется из продуктов, блюд, а также посуды, принесенных ребенком из дома.
3.7. Для детей с муковисцидозом (муковисцидоз (кистофиброз поджелудочной железы) рекомендуется увеличивать энергетическую ценность суточного рациона питания в возрастной группе 6-11 лет - на 600 ккал/сутки, старше 12 лет - на 800 ккал/сутки. Наборы продуктов по приемам пищи для организации питания детей с муковисцидозом представлены в приложении 4 МР 2.4.0162-19.
3.8. В режиме питания детей с муковисцидозом рекомендуется ввести дополнительные приемы пищи в соответствии с рекомендациями врача.
3.9. При организации питания детей фенилкетонурией, наследственным нарушение аминокислотного обмена, необходим индивидуальный подход и совместная работа с родителями ребенка, т.к. дети имеют разные вкусовые предпочтения. Методом профилактики обострений фенилкетонурии является диетотерапия с заменой высокобелковых натуральных продуктов (мясо, рыба, творог) на специализированные смеси, не содержащие фенилаланин. Перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков с фенилкетонурией представлен в приложении 1. МР 2.4.0162-19.
3.10. Необходимость в индивидуализации питания требуется для детей с пищевой аллергией или патологическими (побочными) реакциями на пищу. Основные клинические симптомы пищевой аллергии характеризуются кожной сыпью, респираторными жалобами (одышкой, кашлем, удушьем), а также нарушением потоотделения, отеком слизистой оболочки носа, температурной неустойчивостью, изменениями нервной системы и др., возникающими при контакте с пищевым аллергеном. В питании данной группы детей должны быть исключены продукты, провоцирующие у них аллергическую реакцию и заменены на иные продукты, обеспечивающие физиологическую полноценность замен (по согласованию с врачом).
3.11. С целью обеспечения безопасного и здорового питания детей с пищевыми особенностями, администрации организации совместно с родителями рекомендуется проработать вопросы организации питания ребенка, проинформировать классного руководителя (воспитателя), работников столовой о наличии у ребенка пищевых ограничений и назначений врача.
4. Требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги в сфере питания в образовательных организациях
4.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, розничной торговлей пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять представителям образовательных организаций или потребителям (обучающимся, родителям (законным представителям), а также органам государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с их компетенцией полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации при обращении с пищевыми продуктами, материалами и изделиями при оказании услуг в сфере общественного питания.
4.3. Сырье и готовые продукты питания, используемые в производстве продуктов детского питания, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам.
Показатели, определяющие качество сырья, применяемого для производства пищевых продуктов, предлагаемых к поставке, должны соответствовать действующим национальным стандартам на пищевые продукты, поставляемые для организации питания в образовательных учреждениях.
4.4. В питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08.
Рекомендуемый остаточный срок годности скоропортящихся продуктов на момент поставки - не менее 80% от установленного, иные продукты питания целесообразно принимать с достаточным сроком годности для исполнения условий государственного (муниципального) контракта (договора).
4.5. Все продукты и блюда, используемые в питании обучающихся в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
5. Обеспечение контроля качества за организацией питания обучающихся 1-4 классов
5.1. Образовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество предоставляемого горячего питания обучающимся 1- 4 классов.
Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемым к пищевым продуктам, а также - подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами и предметами производственного окружения.
5.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся, обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том числе:
- соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проведение производственного контроля, основанного на принципах системы ХАССП (от англ. Hazard Analysis and Critical Control Points - анализ опасностей и критические контрольные точки) для управления безопасностью пищевых продуктов, также ведение ветеринарных сопроводительных документов на продукцию в системе "Меркурий";
- проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объёмом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (в соответствии с приложением 5 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций МР 2.4.0179-20, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2020).
6. Особенности закупки услуг по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов
6.1. При подготовке и проведении закупки по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов (закупка продуктов и (или) услуг по организации питания обучающихся) образовательной организацией (ответственным лицом) при подготовке технического задания определяются виды и количественные объёмы необходимых продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества каждого наименования продукта согласно приложению 6 Рекомендаций по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций МР 2.4.0179-20, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 18.05.2020.
6.2. При подготовке технического задания на проведение закупки по обеспечению питанием обучающихся 1-4 классов необходимо вносить такие характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса например: яблока 100-120 гр. мандарина - 60-70 гр. и др.); кроме того, обязательными условиями является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям технических регламентов.
7. Организация мониторинга горячего питания
7.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в образовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания.
Мониторинг проводят администрация и коллегиальный орган управления образовательной организацией, учредитель образовательной организации. Периодичность и сроки проведения мониторинга устанавливаются учредителем образовательной организации совместно с родительской общественностью и администрацией образовательной организации,
7.2. Показателями мониторинга горячего питания являются:
- количество обучающихся в 1-4 классах всего;
- количество обучающихся в первую смену 1 -4 классов,
- количество обучающихся во вторую смену 1-4 классов,
- тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье, столовые, работающие на полуфабрикатах (доготовочные), буфеты-раздаточные);
- количество посадочных мест в обеденном зале;
- соответствие меню положениям в СанПиН 2.4.5.2409-08 и рекомендаций МР 2.4.0179-20;
- организация и проведение производственного контроля и лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с положениями СанПиН 2.4.5.2409-08 и рекомендациями МР 2.4.0179-20:
- наличие родительского (общественного контроля) за организацией питания детей;
- объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
- информация по выполнению контрактных (договорных) обязательств о качестве и безопасности поставляемых пищевых продуктов (качестве оказании услуг);
- удовлетворенность питанием обучающихся и их родителей.
8. Родительский контроль за организацией питания детей 1-4 классов в образовательных организациях
(раздел подготовлен с учетом методических рекомендаций МР 2.4.0118-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях, утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 18 мая 2020 года)
8.1. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганды основ здорового питания образовательной организацией должно осуществляться при взаимодействии с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями.
Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе регламентирующего порядок доступа законных представителей обучающихся в помещения для приёма пищи, рекомендуется регламентировать локальным нормативным актом образовательной организации.
8.2. При проведении мероприятий родительскою контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены:
- соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
- санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и тому подобное;
- условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников,
осуществляющих раздачу готовых блюд;
- объём и вид пищевых отходов после приёма пищи;
- наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
- удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд но результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
- информирование родителей и детей о здоровом питании.
8.3. Организация родительского контроля может осуществляться в форме анкетирования родителей и детей при участии в работе общешкольной комиссии.
Итоги проверок обсуждаются на заседаниях коллегиальных органов управления образовательной организации и общих родительских собраниях и фиксируются в протоколах, которые могут быть направлены в адрес администрации образовательной организации, её учредителя и (или) оператора питания, органов контроля (надзора) с целью содействия в решении обсуждаемых вопросов.
9. Требования к кадровому обеспечению технологического процесса, условиям труда персонала
9.1. Закупка продуктов (услуга по организации питания) осуществляются в соответствии с договором поставки (оказания услуг) с организацией - исполнителем.
9.2. Работодатель обеспечивает всех сотрудников специальной столовой форменной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь), возможно использование специальной санитарной одеждой с логотипом организации, оказывающей услуги по организации питания, что позволяет обеспечить повышение организованности, повышение ответственности сотрудников, престижности профессии, фирменного имиджа.
Форменная одежда должна быть выдержана в едином стиле и цветовой гамме, подходить по размеру, содержаться в чистоте и должна быть аккуратно выглажена, постоянно носится в рабочее время. Форменная одежда выдается в количестве не менее двух комплектов на каждого сотрудника.
9.3. Условия труда работников организаций питания образовательных учреждений должны отвечать требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда.
В столовой должны быть созданы условия для соблюдения персоналом правил личной гигиены в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08.
9.4. К работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в порядке установленном приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации. Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация для работников проводятся не реже одного раза в два года, для руководителей организаций - ежегодно. Рекомендуется обеспечивать периодическое повышение квалификации работников пищеблока.
Профилактические прививки персонала против инфекционных заболеваний рекомендуется проводить в соответствии с национальным календарем прививок.
Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Допуск персонала к работе производится в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08.
Столовая должна быть обеспечена аптечкой для оказания первой медицинской помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.