В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Национального проекта "Образование", приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. N 01/1739 "Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области" приказываю:
1. Концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области (далее именуется - Концепция), утвержденную приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. N 01/1739 "Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области", изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Утвердить:
1) Комплексный план внедрения Концепции (далее именуется - Комплексный план), согласно приложению к настоящему приказу;
2) показатели эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, согласно приложению к настоящему приказу.
3. Управлению профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области (Статирова О.И.), Управлению общего образования Министерства образования и науки Челябинской области (Тюрина Е.А.), отделу воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Министерства образования и науки Челябинской области (Моисеева С.А.) организовать внедрение Концепции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, программам среднего профессионального образования в Челябинской области, в период с 2021 по 2025 годы в соответствии с Комплексным планом, утвержденным настоящим приказом.
4. Определить:
1) ответственным за внедрение Концепции в Челябинской области Коузову Е.А., первого заместителя министра образования и науки Челябинской области;
2) ответственным координатором внедрения Концепции государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.).
5. Обеспечить методическое сопровождение внедрения Концепции:
- государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.) в части организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам;
- государственному бюджетному учреждению дополнительного образования детей "Дом юношеского технического творчества" (Халамов В.Н.) в части организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.) в части организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования.
6. Обеспечить мониторинг внедрения Концепции и оценку эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области:
- государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт развития профессионального образования" (Сичинский Е.П.) в части областных государственных образовательных организаций Челябинской области;
- государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабасу А.А.) в части муниципальных образований Челябинской области и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, муниципальных образований Челябинской области.
7. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) обеспечить представление данных по результатам мониторинга внедрении Концепции и оценки эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области ответственному координатору внедрения Концепции один раз в полугодие, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
8. Ответственному координатору внедрения Концепции (Сичинский Е.П.):
1) сформировать Координационный совет по вопросам организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области;
2) обеспечить сбор данных по результатам мониторинга внедрения Концепции и оценки эффективности и предоставление сводной информации в Министерство образования и науки Челябинской области один раз в полугодие, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным;
3) сформировать базу данных о лицах, ответственных за внедрение Концепции в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в областных государственных образовательных организациях Челябинской области, в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Челябинской области;
4) организовать обучение ответственных работников по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации в рамках внедрения Концепции (по необходимости).
9. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, обеспечить:
1) внедрение Концепции в муниципальном образовании, включая:
- назначение лица, ответственного за внедрение Концепции в муниципальном образовании (куратора), в срок до 30.01.2021 г.;
- разработку плана внедрения Концепции в муниципальном образовании на период с 2021 по 2025 годы в соответствии с Комплексным планом, утвержденным настоящим приказом, в срок до 15.02.2021 г.;
- участие муниципального образования в мониторинге внедрения Концепции и оценке эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, организовав представление лицом, ответственным за внедрение Концепции в муниципальном образовании (куратором), данных по результатам мониторинга в государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) один раз в полугодие, в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным;
- участие в мероприятиях Комплексного плана, утвержденного настоящим приказом;
- включенность негосударственных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования, в процессы внедрения Концепции;
2) внедрение Концепции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - муниципальные образовательные организации), включая:
- назначение лица, ответственного за внедрение Концепции в муниципальной образовательной организации (куратора), в срок до 30.01.2021 г.
- разработку муниципальными образовательными организациями планов реализации Концепции организаций в соответствии с планом реализации Концепции муниципального образования в срок до 01.03.2021 г.;
- участие муниципальных образовательных организаций в мероприятиях Комплексного плана, утвержденного настоящим приказом;
- обучение работников образовательных организаций муниципальных образовательных организаций по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации в рамках внедрения Концепции (по необходимости);
- участие в мониторинге внедрения Концепции и оценке эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, организовав представление лицом, ответственным за внедрение Концепции в муниципальной образовательной организации (куратором), данных по результатам мониторинга в государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) один раз в полугодие, в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным;
3) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам;
4) достижение показателей эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, утвержденных настоящим приказом.
10. Руководителям профессиональных образовательных организаций Челябинской области (далее именуются - профессиональные образовательные организации):
1) назначить лицо, ответственное за внедрение Концепции в профессиональной образовательной организации (куратора), в срок до 30.01.2021 г.;
2) разработать план реализации Концепции профессиональной образовательной организации на период с 2021 по 2025 годы в соответствии с Комплексным планом, утвержденным настоящим приказом, в срок до 15.02.2021 г.;
3) обеспечить:
- участие профессиональной образовательной организации в реализации мероприятий Комплексного плана, утвержденного настоящим приказом;
- участие в мониторинге внедрения Концепции и оценке эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, организовав представление профессиональной образовательной организацией данных по результатам мониторинга ответственному координатору внедрения Концепции (Сичинский Е.П.) один раз в полугодие, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным;
- достижение показателей эффективности внедрения Концепции, утвержденных настоящим приказом;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности мероприятий организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- обучение работников образовательных организаций по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации в рамках внедрения Концепции (по необходимости);
4) организовать инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Концепции.
11. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 22 января 2021 г. N 01/123
Комплексный план
внедрения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области (далее по тексту - Концепция)
N п/п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Исполнитель/соисполнитель * |
1 |
Нормативное обеспечение |
|
|
1.1 |
Разработка распорядительного документа (приказа), регламентирующего процессы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: - на региональном уровне; - в муниципальном образовании; - образовательной организации |
январь 2021 |
Министерство, МОУО, образовательные организации |
1.2 |
Назначение лиц, ответственных за внедрение Концепции: - на региональном уровне; - в муниципальном образовании; - в образовательной организации |
февраль 2021 |
Министерство, МОУО, образовательные организации |
1.3 |
Разработка локальных документов, регламентирующих процессы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения: - в муниципальном образовании; - в образовательной организации |
февраль 2021 |
МОУО, образовательные организации |
1.5 |
Разработка планов реализации Концепции на основе Комплексного плана |
февраль 2021 |
МОУО образовательные организации |
1.6 |
Организация деятельности при областном Совете по кадровой политике постоянно действующей Межведомственной рабочей группы по сопровождению профессионального самоопределения населения Челябинской области |
2021-2025 |
Министерство, ЧИРПО |
1.7 |
Организация деятельности Координационного совета по вопросам организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области |
2021-2025 |
Министерство, ЧИРПО |
1.8 |
Включение в оценку эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций показателей, учитывающих организацию профориентационной деятельности в учреждении |
2021 |
МОУО |
2 |
Организационно-методическое обеспечение |
|
|
2.1 |
Разработка методических рекомендаций по внедрению Концепции |
июнь 2021 |
ЧИРПО |
2.2 |
Разработка типового договора о взаимодействии образовательных организаций в рамках внедрения Концепции |
февраль 2021 |
ЧИРПО, Министерство |
2.3 |
Реализация мероприятий плана внедрения Концепции: - на региональном уровне; - в муниципальном образовании; - образовательной организации |
2021-2025 |
Министерство, МОУО, образовательные организации |
2.4 |
Разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся |
2021-2025 |
образовательные организации |
2.5 |
Включение обучающихся с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья в мероприятия, проводимые в рамках внедрения Концепции |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО, Министерство |
2.6 |
Организация деятельности методического объединения руководителей центров/отделений (ответственных лиц), осуществляющих работу, направленную на профессиональное самоопределение обучающихся, в образовательных организациях |
2021-2025 |
ЧИРПО |
2.7 |
Организация и проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО, Министерство |
2.8 |
Реализация проекта "День профессии" |
2021-2025 |
ДЮТТ, образовательные организации, |
2.9 |
Организация и проведение региональных соревнований "ИкаР" |
2021-2025 |
ДЮТТ, образовательные организации, |
2.10 |
Организация и проведение регионального фестиваля детского творчества "PROFEST" |
2021-2025 |
ДЮТТ, образовательные организации, |
2.11 |
Организация и проведение регионального фестиваля детского творчества в рамках Всероссийского фестиваля детского творчества |
2021-2025 |
ДЮТТ, образовательные организации, |
2.12 |
"Организация и проведение профильной смены Инженерные каникулы" |
2021-2025 |
ДЮТТ, образовательные организации, |
2.13 |
Организация и проведение областного конкурса "Стратегия выбора" |
2021-2025 |
ОЦЦОД, образовательные организации, |
2.14 |
Организация и проведение профильной смены "Точка самоопределения" |
2021-2025 |
ОЦЦОД, образовательные организации, |
2.15 |
Организация и проведение регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) |
2021-2025 |
Министерство, Смена, образовательные организации |
2.16 |
Организация и проведение регионального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и ОВЗ "Абилимпикс" |
2021-2025 |
Министерство, Смена, образовательные организации |
2.17 |
Реализация регионального проекта "Образовательная индустрия будущего" |
2021-2025 |
Министерство, образовательные организации, МОУО |
2.18 |
Организация участия обучающихся образовательных организаций в региональном проекте "Образовательная индустрия будущего" |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
2.19 |
Организация участия обучающихся образовательных организаций в мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
2.20 |
Реализация в Челябинской области проекта "Билет в будущее" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
2021-2025 |
Министерство, Смена, образовательные организации |
2.21 |
Организация участия обучающихся образовательных организаций в мероприятиях проекта "Билет в будущее" федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
2.22 |
Включение общеобразовательными организациями в учебные программы компонента, направленного на профессиональное самоопределение обучающихся |
2021-2025 |
общеобразовательные организации, МОУО, ЧИППКРО |
2.23 |
Организация участия обучающихся общеобразовательных организаций в чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
2.24 |
Организация и проведение мониторинга эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, на муниципальном уровне |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
2.25 |
Организация и проведение мониторинга эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на региональном уровне |
2021-2025 |
Министерство ЧИРПО, образовательные организации, МОУО |
2.26 |
Проведение конкурса на лучшую практику внедрения Концепции среди МОУО |
2021-2025 |
Министерство, ЧИРПО |
2.27 |
Проведение конкурса на лучшую практику организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения среди образовательных организаций |
2021-2025 |
Министерство, ЧИРПО |
2.28 |
Формирование базы лучших практик: - внедрения Концепции в МОУО; - организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях |
2021-2025 |
ЧИРПО |
3 |
Кадровое обеспечение |
|
|
3.1 |
Проведение мониторинга потребности МОУО, образовательных организаций в обучении и повышении квалификации работников образовательных организаций в рамках внедрения Концепции |
март 2021 |
ЧИРПО |
3.2 |
Разработка и реализация программ (модулей в программах) дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников образовательных организаций в рамках внедрения Концепции |
2021-2025 |
ЧИРПО |
3.3 |
Организация участия в программах дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников образовательных организаций в рамках внедрения Концепции |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО |
4 |
Информационное обеспечение |
|
|
4.1 |
Размещение на официальном сайте образовательных организаций раздела (вкладки), посвященного сопровождению профессионального самоопределения обучающихся |
март 2021 |
образовательные организации, МОУО, ЧИРПО |
4.2 |
Информационная поддержка интернет-ресурса "Атлас |
2021-2025 |
ЧИРПО |
|
профессий" |
|
|
4.3 |
Информационное сопровождение мероприятий, проводимых в рамках реализации Концепции в СМИ, социальных сетях, на сайте образовательных организаций |
2021-2025 |
образовательные организации, МОУО, ЧИРПО, Министерство |
* Условные обозначения:
Министерство - Министерство образования и науки Челябинской области
МОУО - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных образований Челябинской области
образовательные организации - организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования в Челябинской области
ЧИРПО - ГБУ ДПО "Челябинский институт развития профессионального образования"
ЧИППКРО - ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки повышения квалификации работников образования"
Смена - ГБНОУ "Образовательный комплекс "Смена"
ДЮТТ - ГБУ ДО "Дом юношеского технического творчества"
ОЦДОД - ГБУ ДО "Областной Центр дополнительного образования детей"
Утверждены
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 22 января 2021 г. N 01/123
Показатели эффективности
организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области (далее по тексту - сопровождение профессионального самоопределения)
Планируемый результат |
Критерии |
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
1. Результаты, характеризующие качество процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на индивидуальном уровне потребителей услуг |
вовлеченность обучающихся организаций общего и дополнительного образования в мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение |
- доля обучающихся организаций общего образования, охваченных практико-ориентированными мероприятиями, в общей их численности; |
30 |
30 |
30 |
37 |
37 |
- доля обучающихся организаций общего образования, вовлеченных в различные формы наставничества в роли наставляемого, в общей их численности |
20 |
35 |
50 |
70 |
70 |
||
- доля обучающихся организаций дополнительного образования, охваченных практико-ориентированными мероприятиями, в общей их численности; |
30 |
30 |
30 |
37 |
37 |
||
- доля обучающихся организаций дополнительного образования, вовлеченных в различные формы наставничества в роли наставляемого, в общей их численности |
20 |
35 |
50 |
70 |
70 |
||
- доля обучающихся с инвалидностью и/или ОВЗ организаций общего образования, охваченных практико-ориентированными мероприятиями, в общей их численности |
10 |
20 |
35 |
50 |
70 |
||
вовлеченность обучающихся организаций профессионального образования в мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение |
- доля обучающихся организаций профессионального образования, охваченных мероприятиями сопровождения профессионального самоопределения, в общей их численности |
20 |
35 |
50 |
70 |
70 |
|
- доля обучающихся организаций профессионального образования, вовлеченных в различные формы наставничества в роли наставляемого, в общей их численности |
20 |
35 |
50 |
70 |
70 |
||
- доля обучающихся с инвалидностью и/или ОВЗ организаций профессионального образования, охваченных практико-ориентированными мероприятиями, в общей их численности |
10 |
20 |
50 |
70 |
100 |
||
трудоустройство выпускников организаций профессионального образования по полученной специальности в течение года после выпуска |
- доля выпускников организаций профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности в течение года после выпуска, в общей их численности |
65,6 |
65,6 |
65,6 |
65,6 |
65,6 |
|
2. Результаты, характеризующие качество процессов сопровождения профессионального самоопределения с позиции их управляемости |
оценка эффективности деятельности руководителей с учетом показателей, характеризующих организацию деятельности, направленной на сопровождение профессионального самоопределения в образовательной организации |
- доля муниципальных образований, включивших в оценку эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций показатели, учитывающие сопровождение профессионального самоопределения в учреждении, в общей их численности |
10 |
20 |
50 |
70 |
100 |
наличие в организациях общего образования выделенной структуры (ответственного лица), обеспечивающей организацию работы, направленной на сопровождение профессионального самоопределения в учреждении |
- доля организаций общего образования, имеющих выделенную структуру (ответственное лицо), обеспечивающую организацию работы, направленной на сопровождение профессионального самоопределения, в общей их численности |
10 |
20 |
50 |
70 |
100 |
|
наличие в организациях профессионального образования выделенной структуры (ответственного лица), обеспечивающей организацию работы, направленной на сопровождение профессионального самоопределения в учреждении |
- доля организаций профессионального образования, имеющих выделенную структуру (ответственное лицо), обеспечивающую организацию работы, направленной на сопровождение профессионального самоопределения, в общей их численности |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
наличие на муниципальном уровне структуры (ответственного лица), координирующей педагогическое сопровождение в муниципальном образовании |
- доля муниципальных образований, имеющих структуру (ответственного лица), координирующую сопровождение профессионального самоопределения в муниципальном образовании, в общей их численности |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
мониторинг, отражающий организацию и эффективность сопровождения профессионального самоопределения, на муниципальном уровне |
- доля муниципальных образований, осуществляющих мониторинг организации и эффективности сопровождения профессионального самоопределения, на муниципальном уровне, в общей их численности |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
наличие на муниципальном уровне распорядительного документа, регламентирующего процессы сопровождения профессионального самоопределения в муниципальном образовании |
- доля муниципальных образований, разработавших распорядительный документ, регламентирующий процессы сопровождения профессионального самоопределения, в общей их численности |
20 |
50 |
100 |
100 |
100 |
|
наличие в образовательной организации локального документа, регламентирующего сопровождение профессионального самоопределения |
- доля организаций общего образования, разработавших локальный документ, регламентирующий процессы сопровождения профессионального самоопределения, в общей их численности |
20 |
50 |
100 |
100 |
100 |
|
- доля организаций профессионального образования, разработавших локальный документ, регламентирующий процессы сопровождения профессионального самоопределения, в общей их численности |
20 |
50 |
100 |
100 |
100 |
||
3. Результаты, характеризующие создание условий сопровождения профессионального самоопределения в регионе |
учет аспектов, направленных на профессиональное самоопределение, в содержании общего образования в условиях действующего ФГОС ОО |
- доля организаций общего образования, обеспечивших включенность компонента, направленного на профессиональное самоопределение обучающихся, в учебные программы, в общей их численности |
10 |
20 |
50 |
70 |
100 |
взаимодействие с социальными партнерами (организациями / учреждениями / предприятиями) по вопросам профессионального самоопределения обучающихся |
- доля организаций общего образования, заключивших договоры (соглашения) с социальными партнерами (организациями / учреждениями / предприятиями) по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, в общей их численности |
5 |
7 |
10 |
15 |
20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22 января 2021 г. N 01/123 "Об организации работы по внедрению Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах"
Вступает в силу с 27 января 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru 27 января 2021 г.