Утверждаю
Заместитель министра
промышленности и торговли
Пермского края
В.А. Тонков
22 января 2021 года
Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, является лицензирующим органом и осуществляет в том числе:
выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, а также приостановление, возобновление и прекращение действия лицензий;
прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственный контроль за их представлением;
региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерством проводятся внеплановые выездные проверки и внеплановые документарные проверки по заявлениям соискателей лицензий и лицензиатов, плановые выездные проверки, внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры, административные расследования и составление протоколов об административном правонарушении по собственным материалам и поступившим в Министерство от других контролирующих органов, рассмотрение административных протоколов.
По состоянию на 31 декабря 2020 года Министерством в рамках исполнения государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции проведены 687 внеплановых выездные проверки и 589 внеплановых документарных проверок.
По результатам проверок лицензирующим органом отказано в выдаче, продлении срока действия, переоформлении лицензии по состоянию на 31 декабря 2020 года по 15 заявлениям на 20 торговых объектов, по состоянию на аналогичную дату 2019 года по 69 заявлениям на 87 торговых объектов. В 2020 году количество отказов в процентном отношении к 2019 году снизилось на 78,3%.
Причинами принятия отрицательного решения является несоблюдение соискателями лицензий и лицензиатами лицензионных требований.
По результатам проведения внеплановых документарных проверок это:
- наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа (основание: подпункт 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ): в 2020 году отказано по 8 заявлениям; в 2019 году - 36 (снижение на 77,8%);
отсутствие документа, подтверждающего право владения стационарным торговым объектом и складским помещением либо стационарным объектом предприятия общественного питания в форме собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (нарушение пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ): в 2020 году отказано по 1 заявлению; в 2019 году - 13 (снизилось на 92,3%).
По результатам внеплановых выездных проверок это:
- отсутствие контрольно-кассовой техники (нарушение пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ): в 2020 году отказано по 1 заявлению; в 2019 году - 2 (снижение на 50%);
- расположение торгового объекта либо объекта общественного питания в границах территорий, на которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (нарушение пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и нормативно правовых актов органов местного самоуправления): в 2020 году отказано по 4 заявлениям; в 2019 году - 12 (снижение на 66,7%);
- расположение входа в торговый объект со стороны того же фасада многоквартирного дома на котором располагаются подъезды многоквартирного дома (нарушение пункта 2.3 Дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 N 755-п): в 2020 году отказано по 1 заявлению; в 2019 году - 1.
В 2020 году наблюдается снижение количества основных нарушений соискателями лицензий и лицензиатами при подаче заявлений на получение, продление срока действия и переоформление лицензий:
Вид нарушения |
Количество отказов |
|
2020 г. |
2019 г. |
|
Внеплановая документарная проверка | ||
Наличие задолженности |
8 |
36 |
Отсутствие зарегистрированного договора аренды |
1 |
13 |
Внеплановая выездная проверка | ||
Отсутствие ККТ |
1 |
2 |
Прилегающие территории |
4 |
12 |
Вход в ТО организован со стороны того же фасада многоквартирного дома на котором располагаются подъезды многоквартирного дома |
1 |
1 |
В случае каких-либо сомнений при подаче заявлений на получение, продление срока действия, переоформление лицензий и во избежание получения отрицательного решения лицензирующего органа можно заранее проконсультироваться у специалистов Министерства. Особое внимание необходимо обращать на проверку задолженности. Зачастую организация сначала подает заявление, а потом начинает выяснять в налоговом органе свои задолженности, а по законодательству контрольные даты для проверки задолженности - это первое число месяца и день подачи заявления, все что организация сделала после подачи заявления уже роли никакой не играет. Проконсультироваться в Министерстве можно лично или по телефону. Вся контактная информация размещена на официальном сайте Министерства (http://minpromtorg.permkrai.ru/licensing/litsenzirovanie-roznichnoy-prodazhi-alkogolnoy-produktsii/).
Плановые выездные проверки с 1 июля 2018 года в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ проводятся только в отношении лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Проведение плановых выездных проверок в 2020 году было отменено с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
За аналогичный период прошлого года Министерством проведена 1 плановая выездная проверка. Нарушений действующего законодательства при розничной продаже алкогольной продукции при оказании не выявлено. Внеплановые выездные проверки по согласованию с прокуратурой Министерством не проводились.
Административная практика, с учетом того, что самим Министерством за истекший период контрольные мероприятия не проводились, складывается по материалам, поступающим из других контрольно-надзорных органов, в основном это правоохранительные органы, и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, а также по обращениям граждан и результатам проведения общественного контроля.
За истекший период 2020 года Министерством составлено 385 протоколов об административном правонарушении (в 2019 году - 169), вынесено 214 постановлений о привлечении к административной ответственности (в 2019 году - 129), направлено в судебные инстанции 64 административных материалов (в 2019 году - 30):
Статья КоАП РФ |
Количество составленных протоколов |
Постановление уполномоченного органа |
Решение суда |
Штраф, тыс. руб. |
Предупреждение |
Прекращено |
79 |
53 |
26 |
800,0 |
19 |
49 |
|
16 |
11 |
|
100,0 |
10 |
|
|
13 |
|
11 |
100,0 |
7 |
3 |
|
1 |
|
1 |
приостановление деятельности на 60 суток |
|||
24 |
|
4 |
170,0 |
1 |
|
|
252 |
203 |
|
2115,0 |
104 |
|
|
Всего |
385 |
267 |
42 |
3285,0 |
141 |
52 |
Статья 14.6 часть 2 КоАП РФ: Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
За 2020 год Министерством по данной статье составлено 79 протоколов об административном правонарушении по материалам, поступившим из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Из них 49 прекращены.
Из объяснений лицензиатов, полученных при составлении административных протоколов, можно сделать вывод, что основная масса нарушений - это человеческий фактор: невнимательность продавца, кассира либо изначально неправильно внесенная информация при помарочном учете. Поэтому обращаем ваше внимание, что в ЕГАИС фиксируется именно та информация, которая была внесена при продаже алкогольной продукции.
Статья 14.16 часть 3: Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
По данной статьей Министерством составлено 16 протокола об административном правонарушении.
Рассмотрение административных протоколов по части 3 статьи 14.16 КоАП входит в компетенцию должностного лица исполнительного органа государственной власти. В соответствии с постановлениями Министерства о назначении административного наказания на одно юридическое лицо наложен административный штраф в размере 100 тыс. рублей, на 10 хозяйствующих субъектов наложено административное наказание в виде предупреждения.
Статья 14.17 часть 1: Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
По данной статье Министерством составлен 13 протоколов об административном правонарушении в отношении лицензиатов.
Рассмотрение протоколов по статье 14.17 часть 1 относится к компетенции судей. В отношении 1 организации Арбитражным судом Пермского края вынесено решение о привлечении к административной ответственности с наложением штрафа в размере 100 тыс. рублей, по 7 организациям вынесено решение о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения, в отношении 3 лицензиатов судами принято решение о прекращении рассмотрения по малозначительности.
Статья 14.17 часть 3: Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
По данной статье Министерством составлен 1 протокол об административном правонарушении за розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии. Арбитражным судом в отношении организации вынесено решение о приостановлении деятельности на 60 суток.
Статья 14.19: Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
По этой статье Министерством составлено 24 протокола об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями п. 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции должен фиксироваться единой государственной автоматизированной информационной системе, данное требование распространяется в том числе и на оборот пива, пивных напитков в части подтверждения закупа.
Рассмотрение протоколов по статье 14.19 относится к компетенции судей и должностных лиц исполнительного органа государственной власти. В отношении 2 индивидуальных предпринимателей вынесены решения о привлечении к административной ответственности с наложением штрафа в размере 10 тыс. рублей, на 1 организацию наложен штраф в размере 150 тыс. рублей и 1 организация привлечена к административной ответственности в виде предупреждения.
Статья 15.13: Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В рамках исполнения полномочий по контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерством по состоянию на 31 декабря 2020 года составлено 252 протокола об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в 2020 году количество составленных протоколов увеличилось на 203,2%.
В 2020 году Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в ежеквартальном режиме направляет в лицензирующий орган информацию о непредставивших и представивших с нарушением срока декларации об обороте алкогольной продукции. На основании этой информации лицензирующий орган возбуждает дела об административных правонарушениях по статье 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с законодательством рассмотрение дел об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ относится к полномочиям должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По итогам рассмотрения протоколов об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ к административной ответственности привлечено 113 юридических лиц, из них 75 юридическим лицам административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, как за впервые совершенное административное правонарушение. К 28 юридическим лицам применено административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей и 10 организациям наложен административный штраф в размере 100 тысяч рублей за повторное непредставление декларации.
Также Министерством привлечены к административной ответственности 90 индивидуальных предпринимателей, из них 81 должностному лицу административное наказание в виде административного штрафа заменено предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, как за впервые совершенное административное правонарушение, на 9 индивидуальных предпринимателей наложен административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
Основным нарушением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при сдаче деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам N 8 и N 9 является нарушение срока подачи деклараций.
Декларации подаются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Не нужно дожидаться последнего дня, когда возможны сбои в работе из-за большого количества пользователей. Даже если в поданной декларации имеются некоторые неточности, лучше ее сдать в срок, а затем подать корректирующую декларацию, чем сдать позднее установленного срока.
В целях предупреждения нарушений лицензиатами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Министерство осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений, в том числе:
обеспечивает размещение на сайте Министерства перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
осуществляет информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами; проведения разъяснительной работы во время проведения выездных контрольных мероприятий;
размещает на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" информации об изменениях обязательных требований; обобщенной правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в пределах компетенции Министерства;
проводит публичные обсуждения результатов правоприменительной практики;
выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом. За период с 1 января по 31 декабря 2020 г. Министерством выдано 19 предостережение (в 2019 году - 60).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор по обобщению правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Текст обзора опубликован не был