В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н. Адамова |
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 17 декабря 2020 г. N 941
Программа
профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год (далее - Программа) разработана во исполнение:
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
предупреждение нарушений законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на территории Республики Марий Эл (далее - подконтрольные субъекты);
повышение прозрачности осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
создание мотивации к добросовестной деятельности руководителей и должностных лиц подконтрольных субъектов.
Задачами Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Министерством образования и науки Республики Марий Эл мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
III. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Министерством образования и науки Республики Марий Эл в рамках переданных полномочий
Федеральный государственный надзор в сфере образования
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее соответственно - органы, организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Предметом проверок при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования является соблюдение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, требований законодательства об образовании, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Обязательными требованиями, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в сфере образования:
соблюдение соответствия требованиям законодательства об образовании нормативных актов и иных документов, характеризующих деятельность органа или организации, соблюдение прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ, состояние используемых при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, соблюдение требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся, при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, при проведении государственной итоговой аттестации, при заполнении, учете и выдаче документов об образовании и (или) квалификации, документов об обучении и их дубликатов, при оказании платных образовательных услуг, при обеспечении информационной открытости и доступности образовательной деятельности, при внесении сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", соблюдение требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью.
Федеральный государственный контроль качества образования
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных законодательством об образовании.
Предметом проверок при осуществлении федерального государственного контроля качества образования является содержащиеся в документах образовательной организации сведения, связанные с исполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и используемые при осуществлении образовательной деятельности, а также результаты оценки соответствия качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля качества образования:
соответствие содержания имеющих государственную аккредитацию образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
качество подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
документы и материалы, характеризующие деятельность образовательной организации в части содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Лицензионный контроль за образовательной деятельностью
Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Республики Марий Эл (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности установлены пунктами 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Перечень лицензионных требований, приведенных в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", является исчерпывающим.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом.
Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности
Пунктами 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", предусмотрены следующие лицензионные требования к лицензиату:
1. Наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Документами, свидетельствующими о наличии законного основания владения либо использования объектов недвижимого имущества, могут быть:
свидетельство о государственной регистрации собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения (в случаях, когда согласно законодательству имущественное право подлежит государственной регистрации). Если недвижимость была зарегистрирована начиная с 2016 года, то такого документа не будет. Вместо него действует выписка из ЕГРН;
кадастровый паспорт и план на частный дом и на земельный участок, на котором постройка расположена;
подтверждение права пожизненного наследования;
документы, говорящие о бессрочном пользовании, если речь идет о земле, переходящей от муниципалитета;
дополнительные акты, удостоверяющие владение на основании бессрочной или пожизненной эксплуатации;
договор с собственником (уполномоченным представителем собственника) передаваемого недвижимого имущества.
Требования к оформлению и содержанию данных документов установлены:
Гражданским Кодексом Российской Федерации;
Земельным Кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Законными основаниями владения, пользования, распоряжения объектами недвижимого имущества, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, являются права:
собственности;
оперативного управления;
хозяйственного ведения;
аренды (субаренды);
безвозмездного пользования;
постоянного (бессрочного) пользования;
пожизненного наследуемого владения.
При проверке наличия права на имущество лицензиата дается оценка законности такого основания (в частности, действительность предоставленного лицензиату имущественного права, соблюдение обязательных требований к сделке и пр.).
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования:
до заключения договора аренды, субаренды, безвозмездного пользования необходимо удостовериться в наличии у лица, с которым планируется заключить договор, зарегистрированного в установленном порядке права собственности (права передачи имущества от имени собственника третьим лицам).
При заключении договора аренды (субаренды) необходимо обратить внимание на требования части 3 статьи 607, статей 608, 609, 610, 615 Гражданского Кодекса Российской Федерации. При заключении договора безвозмездного пользования необходимо учитывать требования главы 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 24, 26 Земельного Кодекса Российской Федерации (при заключении договора безвозмездного пользования земельным участком).
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, то в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.
Договор аренды не может быть заключен, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.
Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В случае необходимости использования в образовательном процессе территории (земельного участка), проверяется законность использования лицензиатом соответствующего земельного участка.
Информация о наличии (отсутствии) прав на владение (пользование) недвижимым имуществом, подлежащих государственной регистрации, может быть получена по системе межведомственного электронного взаимодействия.
2. Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
Соответствие лицензиата данному лицензионному требованию устанавливается при визуальном осмотре помещений и территории при проверке, анализе документов, свидетельствующих о наличии необходимого учебного оборудования на балансе лицензиата.
Материально-технические условия должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных федеральным государственным образовательным стандартом и (или) образовательной программой требований к результатам освоения образовательной программы.
3. Наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
При проверке устанавливается наличие/отсутствие реализуемых лицензиатом образовательных программ, а также проводится их анализ на предмет соответствия структуры, содержания установленным требованиям.
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования:
образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией (организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и должны соответствовать в части структуры требованиям статьи 2, статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Образовательные программы должны содержать комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
При наличии установленных государственных требований (в том числе и установленных федеральными государственными образовательными стандартами) к содержанию отдельных образовательных программ соответствующие образовательные программы должны им в полном объеме соответствовать.
4. Наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Требования к образовательному цензу, квалификации педагогических работников, условиям привлечения их к трудовой деятельности установлены:
Трудовым Кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей образования";
федеральными государственными стандартами;
профессиональными стандартами.
Статьей 331 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
Указанной номенклатурой предусмотрен перечень должностей педагогических работников, являющийся исчерпывающим.
Наличие в штатных расписаниях образовательных организаций должностей педагогических работников, не предусмотренных Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, недопустимо.
Квалификационные требования к каждой должности педагогических работников (требования к квалификации и стажу деятельности) утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Рекомендации по недопущению нарушений данного лицензионного требования:
при привлечении педагогических работников необходимо соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к их образовательному цензу, квалификации.
Не допускается привлечение на должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего или высшего профессионального образования (лиц с основным или средним общим образованием, незаконченным средним профессиональным или высшим образованием), а также не соответствующих требованиям статьи 331 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5. Наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося устанавливаются (в отношении отдельных образовательных программ) федеральными государственными образовательными стандартами.
О соблюдении данного требования будет свидетельствовать наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
При отсутствии установленных государством требований к обеспеченности учебной литературой требования к составу и количеству учебной литературы и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов определяются образовательной организацией самостоятельно, исходя из целей и задач разрабатываемых образовательных программ.
6. Наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Проверяется наличие санитарно-эпидемиологических заключений, выданных непосредственно лицензиату, на все объекты, используемые в образовательном процессе. Информация о наличии (отсутствии) санитарно-эпидемиологического заключения может быть получена по системе межведомственного электронного взаимодействия.
7. Наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
8. Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (вне зависимости от конкретно реализуемых программ), должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, не предусматривающих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть созданы условия для беспрепятственного подхода (подъезда) к образовательным организациям (цветное противоскользящее дорожное покрытие, пандусы, ограждения, расширенные дверные проемы), а также размещенный в доступном месте информационный стенд с перечнем реализуемых программ, расписанием и иной информацией, адаптированный официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для инвалидов по зрению) с дублированной звуковой справочной информацией (для инвалидов по слуху).
9. Наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Наличие вышеуказанных условий должно соответствовать порядку применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", согласно которому организации:
оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускают отсутствие аудиторных занятий;
обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам;
ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
10. Наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.
Подтверждением наличия вышеуказанных условий является предоставление договора, заключенного между образовательной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.
Договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности.
11. Наличие договора, заключенного между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утвержденных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" - для образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты), и (или) организации (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающие ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании примерного договора о сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391.
12. Соответствие требованиям статьи 15.2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций.
Учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, не могут являться:
граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;
иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, должны иметь на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, стрелковые объекты для проведения занятий по огневой подготовке. Порядок проведения занятий по огневой подготовке с частными охранниками устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
13. Наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также её заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
Проверяется наличие заключения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, выданного непосредственно лицензиату, на все объекты, используемые в образовательном процессе (учебные классы, автодромы, закрытые площадки).
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензионных требований отдел государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
выдать предписание проверяемой организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в отдел государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
В случае выявления при проведении проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 2, 3 статьи 19.20, статьей 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл обязано составить протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении направляется в целях рассмотрения по существу в соответствующий судебный орган в течение трех суток с момента его составления.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается Министерством образования и науки Республики Марий Эл в следующих случаях:
привлечение лицензиата к административной ответственности и неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного отделом государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае вынесения решения суда о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований отдел государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания.
В случае, если в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный отделом государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, Министерство образования и науки Республики Марий Эл обязано обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
При осуществлении Министерством образования и науки Республики Марий Эл вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;
профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
IV. Обзор текущего состояния подконтрольной сферы
На 2020 год Министерством образования и науки Республики Марий Эл запланировано 157 контрольно-надзорных мероприятий. Однако в связи обстоятельствами непреодолимой силы - распространением новой коронавирусной инфекции, а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказами Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 23 марта 2020 г. N 285 и от 16 апреля 2020 г. N 334 исключены 114 плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2020 году отделом государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - отдел Министерства) проведено 53 контрольно-надзорных мероприятия (49 в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год отдела Министерства, утвержденного приказом Министерства от 24 октября 2019 г. N 957 в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и лицензионного контроля (комплексные проверки) и 4 внеплановые выездные проверки в связи с осуществлением контроля за исполнением предписания (лицензионный контроль - 3 проверки, федеральный государственный надзор в сфере образования - 1 проверка), из них:
лицензионного контроля - 44 (41 плановая выездная проверка, 3 внеплановые документарные проверки по исполнению предписания);
федерального государственного надзора в сфере образования - 44 (43 плановых выездные проверки, 1 внеплановая по исполнению предписания);
федерального государственного контроля качества образования - 12 плановых выездных проверок.
Нарушения обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования выявлены в 26 организациях, выдано 28 предписаний об устранении выявленных нарушений, 4 предписания выданы органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Из 135 выявленных нарушений обязательных требований у 26 проверяемых лиц, 9 нарушений в 5 образовательных организациях содержали признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг), частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию).
Нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности выявлены у 2-х проверяемых лиц, руководителям выдано 3 предписания, в том числе 2 предписания выдано в отношении одной образовательной организации.
В 2020 году в отношении 6 образовательных организаций было возбуждено 5 дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц, составлены протоколы об административных правонарушениях:
1 протокол по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ, 2 протокола по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ;
2 протокола по частям 1, 3 статьи 19.20 КоАП РФ выдано в отношении одной образовательной организации за осуществление образовательной деятельности без лицензии по адресу, не указанному в лицензии, и осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Решением мирового судьи часть 1 статьи 19.20 переквалифицирована на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна));
1 протокол по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с невозможностью проведения проверки юридического лица.
В отношении еще одной организации был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 по факту установления неисполнения предписания.
Постановлениями судебных органов, поступившим в Министерство в 2020 году, должностные лица подвергнуты административным наказаниям в виде:
административных штрафов на сумму 66 тыс. рублей, наложенных в отношении 5 должностных лиц;
предупреждения (вынесено Должностному лицу);
1 должностному лицу объявлено устное замечание.
В отношении 2 образовательных организаций протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.30 КоАП РФ - нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию, не составлялись в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, так как в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В связи с неисполнением предписания проведена 1 внеплановая проверка исполнения предписания, принято решение о приостановке лицензии на осуществление образовательной деятельности, материалы находятся на рассмотрении в Арбитражном суде Республики Марий Эл.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении еще одной образовательной организации запланирована внеплановая проверка на январь 2021 года в связи с тем, что отчет о результатах исполнения предписания не позволяет установить факт исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В рамках осуществления федерального государственного контроля качества образования несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общее образования федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования не установлено.
Также в общеобразовательных организациях при проведении проверок по контролю качества образования отделом Министерства проводились проверочные работы по русскому языку. Экспертами проводилось сравнение результатов промежуточной аттестации по предмету "русский язык" и результатов всероссийских проверочных работ с результатами проверочных работ, проводимых отделом Министерства.
В большинстве проверенных общеобразовательных организациях установлено низкое качество подготовки обучающихся по предмету "русский язык", а также выявлены факты необъективного оценивания знаний обучающихся (анализ итогов проверочных работ прилагается).
В октябре 2020 года отделом Министерства проведен мониторинг подключения и заполнения ФИС ФРДО организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. По результатам мониторинга выдано 98 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
В отношении контроля за проведением государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в 2020 году сотрудниками отдела Министерства проведено 40 выездных проверок в 25 из 28 пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), проводился просмотр ППЭ в режиме онлайн.
В части исполнения функций по контролю и надзору за деятельностью органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2020 году сотрудниками отдела Министерства осуществлено следующее:
проведено 6 плановых выездных проверок;
выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений;
исполнено и снято с контроля 4 предписания отдела Министерства, выданных в 2020 году.
Установлено 7 нарушений Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 7 ноября 2018 г. (далее - Порядок проведения ЕГЭ), а именно 1 нарушение пункта 63 (ответственным организатором в аудитории не обеспечено соблюдение требований Порядка проведения ЕГЭ, была произведена замена бланков ответов N 2 листа 1 между двумя участниками ЕГЭ) и 6 нарушений пункта 65 (у 6 участников ЕГЭ обнаружены справочные материалы, письменные заметки и средства связи).
В результате решением судебных органов к административной ответственности по части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) привлечены ответственный организатор в аудитории и 4 участника ЕГЭ, 2 участника ЕГЭ привлечены к административной ответственности по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Количество выявленных нарушений, совершенных выпускниками 11-х классов, увеличилось с 0 в 2019 г. до 6 в 2020 г., в отношении лиц, привлекаемым к проведению ЕГЭ (организаторы, руководитель ППЭ, член ГЭК), сократилось с 2 в 2019 г. до 1 в 2020 г.
V. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году Министерством осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Министерства:
размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нормативных правовых актов или отдельных их частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих:
лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Марий Эл (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Марий Эл (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации;
размещение на официальном сайте комментариев Министерства о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об итогах федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности путем подготовки аналитической информации и размещения ее на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющемся федеральной государственной информационной системой;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Министерстве;
проведение индивидуальных консультаций участников образовательных отношений, руководителей образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей по актуальным вопросам действующего законодательства;
взаимодействие с учредителями организаций, правоохранительными органами, судебными органами, государственными органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), в целях:
координации совместных действий по соблюдению законодательства об образовании при организации образовательной деятельности в организациях, обеспечению эффективности проводимых мероприятий по контролю.
Взаимодействие отдела Министерства с учредителями организаций, правоохранительными органами, судебными органами, государственными органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), осуществляется в случаях:
направления в адрес учредителей организаций информационных писем по итогам проведения мероприятий по контролю (включаются вопросы исполнения нарушений законодательства об образовании, входящие в компетенцию учредителя; установления контроля деятельности руководителя организации при исполнении им своих должностных обязанностей и т.д.);
выявления нарушений законодательства, не входящих в компетенцию Министерства, и направления информационных писем о выявленных нарушениях в соответствии с компетенцией;
направления запросов с целью получения разъяснений отдельных норм законодательства;
рассмотрения обращений граждан с целью принятия соответствующих управленческих решений по вопросам: ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обучающихся своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; незаконного сбора денежных средств; возможных конфликтных ситуаций и коррупции в организациях.
В 2020 году на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год), утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки;
Руководство по соблюдению обязательных требований организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении федерального государственного контроля качества образования;
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования;
Руководство по соблюдению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, в части лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
Основные требования законодательства Российской Федерации в части реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования;
Основные требования законодательства Российской Федерации в сфере образования в части реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
10 комментариев о содержании новых нормативных правовых актов в области образования, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
статистические данные о количестве проведенных отделом Министерства контрольно-надзорных мероприятий, перечни наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований за 2020 год, а также ежеквартальные статистические отчеты в 2020 году по каждому виду государственного контроля (надзора), отнесенному к компетенции Министерства;
обзор и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2020 год в отношении образовательных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляет такому юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2020 году предостережения Министерства о недопустимости нарушения обязательных требований получили 13 образовательных организаций.
Кроме того, в целях усиления работы, направленной на недопущение подконтрольными субъектами нарушений обязательных требований, Министерством организованы и проведены в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ иные мероприятия по контролю, в том числе без взаимодействия с подконтрольными субъектами.
В частности, отделом Министерства проведен мониторинг подключения и заполнения ФИС ФРДО 127 организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. По результатам мониторинга выдано 98 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
VI. План мероприятий Программы профилактики нарушений законодательства об образовании на 2021 год
|
Вид профилактического мероприятия |
Форма профилактического мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Адресат мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) для каждого вида государственного контроля (надзора) в сфере образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере образования |
актуализация перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
постоянно |
организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты) |
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты |
Крупны И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - отдел) |
размещение на официальном сайте Министерства актуализированных (с указанием даты последней актуализации) перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в формате, предусмотренном разделом III общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
обеспечение открытости и доступности нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
2. |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
разработка (актуализация с учетом изменения обязательных требований, изменения правоприменительной практики) руководств но соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - руководства) |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
размещение руководств на официальном сайте Министерства в форматах, обеспечивающих возможность поиска |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
подготовка сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, комментариев о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, о сроках и порядке вступления их в действие (далее соответственно - сообщения, комментарии). Подготовка рекомендаций о проведении подконтрольными субъектами необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований (далее - рекомендации) |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
размещение сообщений, комментариев и рекомендаций на официальном сайте Министерства |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
проведение конференций, семинаров и вебинаров по вопросам организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
3. |
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований |
подготовка статистической информации о количестве проведенных Министерством контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе подготовка перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности |
не реже 1 раза в полгода |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства |
ежегодно |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
4. |
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований |
составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" |
подконтрольные субъекты |
предупреждение нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
VII. Проект плана мероприятий Программы профилактики нарушений законодательства об образовании на 2022 - 2023 годы
|
Вид профилактического мероприятия |
Форма профилактического мероприятия |
Срок (периодичность) проведения мероприятия |
Адресат мероприятия |
Ожидаемый результат |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Поддержание в актуальном состоянии и размещение на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства) для каждого вида государственного контроля (надзора) в сфере образования перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере образования |
актуализация перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
постоянно |
организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты) |
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - специалисты отдела) |
размещение на официальном сайте Министерства актуализированных (с указанием даты последней актуализации) перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в формате, предусмотренном разделом III общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
обеспечение открытости и доступности нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
2. |
Информирование подконтрольных субъектов но вопросам соблюдения обязательных требований |
разработка (актуализация с учетом изменения обязательных требований, изменения правоприменительной практики) руководств но соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - руководства) |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
размещение руководств на официальном сайте Министерства в форматах, обеспечивающих возможность поиска |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
подготовка сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, комментариев о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, о сроках и порядке вступления их в действие (далее соответственно - сообщения, комментарии). Подготовка рекомендаций о проведении подконтрольными субъектами необходимых мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований (далее - рекомендации) |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
размещение сообщений, комментариев и рекомендаций на официальном сайте Министерства |
постоянно |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
проведение конференций, семинаров и вебинаров по вопросам организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
проведение разъяснительной и консультационной работы по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение года |
подконтрольные субъекты |
повышение информированности подконтрольных субъектов о действующих обязательных требованиях; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
3. |
Обобщение и анализ правоприменительной практики осуществления в установленной сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований |
подготовка статистической информации о количестве проведенных Министерством контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, в том числе подготовка перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований и проблемных вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности |
не реже 1 раза в полгода |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
размещение результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на официальном сайте Министерства |
ежегодно |
подконтрольные субъекты |
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности; снижение количества нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
||
4. |
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований |
составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" |
подконтрольные субъекты |
предупреждение нарушений обязательных требований |
Крупин И.В., Архипов Е.В., специалисты отдела |
VIII. Отчетные показатели деятельности Министерства по достижению показателей эффективности профилактических мероприятий в 2020 году
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель |
1. |
Выполнение Плана проведения Министерством плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год |
процент |
100 |
2. |
Актуализация перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Министерством при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере образования (далее - обязательные требования) |
процент |
100 |
3. |
Разработка руководств по соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований |
единица |
1 |
4. |
Подготовка сообщений и комментариев для подконтрольных субъектов о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие |
единица |
в случае утверждения нормативных правовых актов (внесения изменений в нормативные правовые акты), устанавливающих обязательные требования |
5. |
Подготовка информационных и (или) статистических материалов о проведенных Министерством мероприятиях по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, их результатах и принятых мерах |
единица |
5 |
6. |
Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в установленный законодательством срок по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований) |
процент |
100 |
IX. Проект отчетных показателей деятельности Министерства по достижению показателей эффективности профилактических мероприятий в 2022 - 2023 году
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель |
1. |
Выполнение Плана проведения Министерством плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год |
процент |
100 |
2. |
Актуализация перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Министерством при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля) в сфере образования (далее - обязательные требования) |
процент |
100 |
3. |
Разработка руководств по соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований |
единица |
1 |
4. |
Подготовка сообщений и комментариев для подконтрольных субъектов о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие |
единица |
в случае утверждения нормативных правовых актов (внесения изменений в нормативные правовые акты), устанавливающих обязательные требования |
5. |
Подготовка информационных и (или) статистических материалов о проведенных Министерством мероприятиях по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, их результатах и принятых мерах |
единица |
5 |
6. |
Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц в установленный законодательством срок по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований) |
процент |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 17 декабря 2020 г. N 941 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год"
Вступает в силу с 17 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован не был