Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу продления действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) до 1 января 2024 года и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
При этом следует отметить, что система налогообложения в виде ЕНВД вводилась в условиях отсутствия контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательской деятельности и как следствие отсутствия возможности расчета документально подтвержденной налогооблагаемой налоговой базы.
С совершенствованием налогового администрирования, а также за счет введения обязанности применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при расчетах наличными и безналичными денежными средствами с покупателями товаров (работ, услуг) проблема получения информации о реальных доходах налогоплательщиков фактически решена.
Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), в соответствии с которыми ККТ применяется на всей территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Также отмечаем, что при переходе на ЕНВД не учитывается годовая сумма выручки налогоплательщиков, следовательно, данный специальный налоговый режим на практике применяют не только представители малого и среднего бизнеса. При этом налоговая нагрузка при применении ЕНВД по сравнению с другими режимами налогообложения достаточно низкая.
С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели на патентную систему налогообложения (далее - ПСН) или на уплату налога на профессиональный доход.
При этом следует отметить, что Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Кроме того, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 15 июня 2020 года внесен проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в статьи 346 43 и 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности, расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, приведение ограничений по размерам площадей торгового зала объекта стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, аналогично действующим ограничениям для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД (до 150 квадратных метров), с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений, и предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Учитывая изложенное, продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД нецелесообразно.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 7 июля 2020 г. N 03-11-10/58902 "О продлении действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Текст письма опубликован не был