Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2020 г. N 03-15-05/69457
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу снижения размера страховых взносов, уплачиваемых работодателем в государственные внебюджетные фонды за своих работников, и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного медицинского страхования.
Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В настоящее время, исходя из положений статьи 419 Налогового кодекса, основными плательщиками страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, в частности, по трудовым договорам, т.е. с сумм заработной платы работников, признаются организации-работодатели.
Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования обеспечивается уплатой работодателями (страхователями) с выплат в их пользу страховых взносов.
Следует отметить, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Одновременно сообщаем, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в обращении к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны (перечень поручений по итогам данного обращения от 28.03.2020 N Пр-586), в качестве одной из мер поддержки бизнеса было озвучено решение по снижению в два раза для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) тарифов страховых взносов с 30% до 15% в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).
В связи с этим статьями 2 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для субъектов МСП, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлены, начиная с 1 апреля 2020 года и на бессрочный период, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
При этом с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, не превышающей величину МРОТ, страховые взносы уплачиваются по общеустановленным тарифам, предусмотренным статьей 425 Налогового кодекса (в совокупном размере 30%).
Таким образом, если хозяйствующие субъекты признаются субъектами МСП, то они вправе применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в единый реестр МСП, но не ранее 1-го апреля 2020 года.
Дополнительные меры государственной поддержки не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос о предоставлении тех или иных мер поддержки хозяйствующим субъектам в части уплаты страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.
Таким образом, учитывая, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки субъектов хозяйственной деятельности приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, предложение о снижении страховых взносов для всех работодателей, не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2020 г. N 03-15-05/69457
Текст письма опубликован не был