Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2020 г. N 03-11-10/1413
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение региональной общественной организации и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
1. В части сохранения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД не предусмотрено.
ЕНВД не учитывает масштабы экономической деятельности и применяется вне зависимости от размера фактической выручки или дохода налогоплательщика. На момент принятия решения о вводе ЕНВД отсутствовали современные технологии налогового администрирования, в связи с этим было принято решение об исчислении ЕНВД с физических показателей (площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, количество работников и т.д.).
С развитием цифровых технологий совершенствуется применение контрольно-кассовой техники в режиме онлайн-касс, у налоговых органов появилась возможность контролировать фактически полученный доход, в то время как плательщики ЕНВД по-прежнему исчисляют налог с физических показателей, что приводит к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов.
С отменой ЕНВД организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а индивидуальные предприниматели на патентную систему налогообложения или на уплату налога на профессиональный доход.
При этом в рамках совершенствования УСН Правительством Российской Федерации внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в главу 26 2 Налогового кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в главу 26 2 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусматривающих отмену обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов, а также переходные положения, позволяющие продолжать применять этот специальный налоговый режим, в случае превышения налогоплательщиками ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
Учитывая изложенное, продление действия системы налогообложения в виде ЕНВД нецелесообразно.
2. В части применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в 2020 году.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346 26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Согласно статье 346 27 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") с 1 января 2020 года реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками по перечню кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и (или) по перечню кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, определяемых Правительством Российской Федерации для целей главы 26 3 Кодекса к розничной торговле не относится.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 марта 2020 года.
Учитывая изложенное, в отношении предпринимательской деятельности по розничной реализации указанных обувных товаров налогоплательщики вправе применять ЕНВД до 1 марта 2020 года.
Маркировка предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235" (далее - Постановление ПРФ N 787).
В целях главы 26 3 Кодекса розничная торговля предметами одежды, за исключением предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с Постановлением ПРФ N 787, относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли и в отношении нее может применяться система ЕНВД при соблюдении условий, установленных главой 26 3 Кодекса.
Таким образом, в 2020 году в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, относящейся к розничной торговле, в целях главы 26 3 Кодекса, налогоплательщик вправе применять ЕНВД, а в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, не признаваемой розничной торговлей - общий режим налогообложения или УСН.
При этом согласно пункту 7 статьи 346 26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346 20 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи Кодекса, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В связи с этим по вопросам снижения налоговой нагрузки налогоплательщикам следует обращаться в законодательные (представительные) субъектов Российской Федерации.
Аналогичное по содержанию письмо направлено в адрес региональной общественной организации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2020 г. N 03-11-10/1413
Текст письма опубликован не был