Коротко о важном
ККТ и страховые агенты
Письмо МНС РФ от 30 июня 2004 г. N 33-0-14/420 порадует все страховые организации. Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные расчеты с населением при оказании услуг без применения контрольно-кассовой техники, если при этом они выдают соответствующие бланки строгой отчетности. Известно, что для страховых организаций бланки строгой отчетности на этот случай утверждены Минфином (в частности, форма N А-7 - Письмом Минфина от 23.02.94 N 16-37; формы N 2, 203-а, 212 и пр. - Письмом Минфина от 16 июня 1994 г. N 16-30-63) и продолжают действовать вплоть до утверждения новых.
Как быть в случае, если деньги от граждан принимает не страховщик, а страховой агент - физическое лицо, действующее на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховой организации? В этом случае страховая организация примет от указанных лиц страховые премии (взносы) без применения контрольно-кассовой техники, с внесением в кассу страховой организации второго экземпляра бланка строгой отчетности. Бланк строгой отчетности, разумеется, должен быть выдан данной страховой организацией. Либо агент может перечислить страховые взносы на счет страховой организации через кредитные организации. Любопытно, что Минфин занимает прямо противоположную позицию, полагая, что страховая организация обязана применять контрольно-кассовую технику, принимая деньги от агента (Письмо Минфина от 2 февраля 2004 г. N 24-07/04-01). В утешение отметим, что контроль за применением ККТ Федеральным законом N 54-ФЗ (см. "БП" N 31) оставлен за налоговыми органами.
Где платить налог, если есть филиалы
Принцип уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему, установленный главой 30 НК РФ, отличается от ранее действовавшего. Поэтому Минфин Письмом от 3 июня 2004 г. N 03-05-06/62 разъяснил, как следует платить налог организации, имеющей обособленные подразделения.
Прежде организация платила налог по месту нахождения каждого обособленного подразделения, признаваемого таковым согласно п. 2 ст. 11 НК РФ "... любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание подразделения обособленным производилось независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных, организационно-распорядительных документах организации, и от того, какими полномочиями подразделение наделено. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более месяца". Теперь же согласно ст. 374 НК РФ организации должны уплачивать налог на имущество (в том числе недвижимости) по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. При отсутствии у обособленного подразделения (соответствующего критериям п. 2 ст. 11 НК РФ) отдельного баланса уплата налога и авансовых платежей за движимое имущество проводится по месту нахождения организации. По недвижимости, находящейся в обособленном подразделении, налог платится по месту нахождения подразделения (ст. 385 НК РФ).
Известно, что понятие "отдельный баланс" в нормативных бухгалтерских документах не выделено (см. БП N 28), поэтому Минфин напомнил, что для целей главы 30 под ним следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих на отчетную дату их имущественное и финансовое положение для нужд управления. При этом филиалы и представительства выделяются на отдельный баланс учредительными документами организации (в том числе уставом, положением о филиале (представительстве). Для прочих подразделений порядок выделения на отдельный баланс (полный, с незаконченным финансовым результатом и т.д.) и порядок его формирования закрепляются в учетной политике организации.
Строительство - не приобретение
МНС РФ считает, что налогоплательщики на упрощенной системе (объект налогообложения - доходы минус расходы) не вправе уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные при строительстве объектов основных средств и достройке объектов незавершенного строительства (Письмо МНС РФ от 7 мая 2004 г. N 22-1-14/853). Объясняя свою точку зрения, налоговики указали, что перечень расходов, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, и там поименовано лишь "приобретение основных средств". Строительство же, получается, к приобретению приравнять нельзя.
Хотя, приобретая имущество, организация так же становится его собственником, как и при создании либо изготовлении новой вещи (ст. 281 ГК РФ), понятия "приобретение" и "сооружение" основных средств, не уточняясь в налоговом и бухгалтерском законодательстве, тем не менее ими разделяются. Так, например, п. 1 ст. 257 НК РФ трактует первоначальную стоимость ОС как сумму расходов "на его приобретение, сооружение, изготовление", а п. 8 ПБУ 6/01 - как сумму фактических затрат на "приобретение, сооружение, изготовление".
В этом же Письме МНС сказано, что в составе расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении единого налога торговыми организациями, не могут быть учтены расходы на доставку товара до склада покупателя (если доставка не включена в цену товара), поскольку они поименованы в ст. 320 НК РФ, не учитываемой для целей применения УСН.
Нет реализации, нет и вычета
Организация приобрела здание, уплатив НДС и получив вычет, а затем передала здание в доверительное управление. Подлежит ли восстановлению НДС в этой ситуации? Ответ содержится в Письме Минфина РФ от 23 июня 2004 г. N 03-03-11/107, где разъясняется, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности, а значит, операцией по реализации товара не признается и, следовательно, НДС не облагается. Значит, сумма НДС, уплаченного при приобретении этого здания, вычету не подлежит. На сумму НДС, ранее принятого к вычету, в налоговом периоде, когда здание передано, необходимо уменьшить вычет в части остаточной стоимости этого здания, сформированной по данным бухучета.
А есть ли база для ЕСН?
Облагаются ли единым социальным налогом платежи работодателей негосударственным пенсионным фондам, проведенные одной суммой и зачисленные на солидарный счет организации?
С одной стороны, организация осуществляет выплаты в пользу работников, с другой - невозможно выполнить требования п. 2 ст. 237 НК РФ об отдельном определении налоговой базы по каждому из работников.
Если следовать Письму Минфина РФ от 3 июня 2004 г. N 04-04-04/67, то да, облагаются.
Аргументы Минфина. Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется исходя из любых выплат работникам, в том числе и страховых взносов по договорам добровольного страхования, кроме сумм, перечисленных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ. Поскольку в ст. 238 взносы, отчисляемые НПФ, не упомянуты, значит, суммы таких взносов облагаются ЕСН с учетом требований п. 3 ст. 236 НК РФ. То есть, если выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц не учтены в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСН не платится. Однако п. 16 ст. 255 НК РФ относит суммы платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения к расходам на оплату труда. Совокупные суммы платежей (взносов) работодателей, выплачиваемые по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения, учитываются в целях расчета налога на прибыль в пределах 12% от сумм расходов на оплату труда. Поэтому Минфин считает, что платежи в НПФ в пределах этого норматива облагаются ЕСН, а все, что свыше, - нет.
Тогда возникает проблема: как при отсутствии именных пенсионных счетов и платеже одной суммой рассчитать размер взноса на одного работника? Ведь НК предусматривает, что учет выплат, вычетов, сумм налога должен вестись отдельно по каждому из работников (п. 4 ст. 243 НК РФ), для чего даже утверждены специальные индивидуальные карточки, недавно, кстати, обновленные Приказом МНС РФ от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-05/443. Но Минфин счел, что нужно просто разделить общую сумму взноса на количество охваченных негосударственным пенсионным страхованием работников.
Эта позиция представляется спорной, поскольку организация не разделяет солидарный платеж на именные счета каждого работника при перечислении. И вряд ли можно считать, что поступившие в НПФ средства являются собственностью работника, его фактически полученным доходом. По крайней мере, до наступления страховых случаев. Поэтому определить размер "индивидуального" взноса и налоговую базу в данном случае вряд ли возможно. Как и начислить ЕСН.
Однако как поступить, предстоит решать самой организации. Судебная практика по данной проблеме пока только формируется. И нужно отметить, что есть как решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 15 апреля 2004 г. N А62-3979/03, от 13 мая 2004 г. N А62-1487/2003), так и против (постановление ФАС Центрального округа от 16 июня 2004 г. N А68-АП-483/я-03).
Без НДС - только наем
С 1 января согласно подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС операции по реализации "услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности". Что, собственно, следует понимать под данными услугами? В Письме от 10 июня 2004 г. N 03-03-09/17 Минфин РФ разъясняет, что предоставление в пользование жилого помещения осуществляется по договору найма, как это предусмотрено в ст. 671 ГК РФ. Наем подразумевает, что собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатели) предоставляет другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату для проживания в нем. Поэтому от НДС освобождается только плата за наем помещения. Что касается технического обслуживания, ремонта помещений, содержания лифтов и прочих услуг, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями как нанимателям, так и собственникам жилого помещения, то операции по реализации таких услуг облагаются НДС в общем порядке.
Переплатили налог - не тяните с зачетом
НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право произвести возврат или зачет сумм излишне уплаченного налога, сбора и пеней (ст. 78). И в том, и в другом случае необходимо подать заявление в налоговую инспекцию. Но если для возврата налога установлен трехлетний срок подачи заявления (п. 8 ст. 78 НК РФ), то о случае с зачетом НК умалчивает.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. N 2046/04 суд указал, что и зачет, и возврат излишне уплаченных налогов по своему экономическому содержанию существенно не различаются, фактически зачет является разновидностью возврата, формой восстановления имущественного положения налогоплательщика. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм либо об их возврате должен применяться единый правовой режим. То есть зачесть излишне уплаченные суммы налогоплательщик вправе в течение 3 лет. Исчисление срока начинается со дня уплаты налога.
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 32, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.