Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе оспаривает конституционность пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Как следует из представленных материалов, постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 22 июля 2019 года было отказано в регистрации городского списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе в связи с отсутствием достаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов этим избирательным объединением. При этом признаны недействительными все 1719 подписей избирателей, поскольку во всех подписных листах в заверительной записи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, отсутствовали внесенные им собственноручно сведения о дате рождения. Заявитель оспорил данное постановление, поскольку полагал, в частности, что избирательная комиссия должна была представить срок для устранения недостатков, а именно для внесения исправлений в заверительную запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требований заявителю было отказано. В передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации заявителю также было отказано.
По мнению заявителя, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствует статьям 3 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 30, 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той части, в какой он исключает для избирательного объединения возможность после сдачи подписных листов в избирательную комиссию вносить уточнения и дополнения в сделанную на подписных листах заверительную запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32); непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2 статьи 32); количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (пункт 1 статьи 37); регистрация списка кандидатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), список кандидатов (списки кандидатов) которой на основании официально опубликованных результатов ближайших состоявшихся федеральных, региональных или муниципальных выборов представительных органов публичной власти был допущен к распределению депутатских мандатов или получил определенный данным Федеральным законом уровень поддержки избирателей (пункт 1 статьи 38).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 февраля 2012 года N 233-О-О, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе - согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений (постановления от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О и др.), - предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного определения от 24 февраля 2011 г. следует читать как "N 202-О-О"
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, в частности, что право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 7 и 12 статьи 37); в случае если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными (подпункт "з" пункта 6.4 статьи 38).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1483-О, по смыслу приведенных положений, сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Оспариваемый пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исключает для избирательного объединения возможность замены подписных листов и внесения в них уточнений и дополнений, в том числе в части сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Такое регулирование, как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации, применительно к установленному данным законоположением запрету на замену подписных листов после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки и обусловлено особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации, направлено на обеспечение права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя (Определение от 6 июля 2010 года N 1087-О-О). Данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере применимы и к запрету на внесение в подписные листы после их представления в уполномоченную избирательную комиссию уточнений и дополнений.
Таким образом, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", рассматриваемый с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.
Что касается довода заявителя о том, что оспариваемое законоположение, запрещая внесение уточнений и дополнений в подписные листы после их представления в уполномоченную избирательную комиссию, ставит избирательные объединения, на которые распространяется обязанность собрать подписи избирателей в поддержку выдвижения ими списков кандидатов, в неравное положение с избирательными объединениями, которые от такой обязанности освобождены, то он не может быть признан обоснованным, поскольку в соответствии с ранее сформулированной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 7 февраля 2012 года N 233-О-О и от 17 февраля 2015 года N 334-О) такое освобождение от сбора подписей основано на объективном различии электоральных статусов избирательных объединений, обусловленном итогами их предшествующего участия в федеральных, региональных и муниципальных выборах депутатов представительных органов публичной власти.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 января 2021 г. N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в городе Севастополе на нарушение его конституционных прав пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)