Приложение
к приказу ФАДН России
от 18.01.2021 N 3
Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) для государственных и муниципальных служащих "Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации"
I. Общие положения
1.1. Типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) "Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 24, ст. 3739), Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2020, N 24, ст. 3755), с учетом Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 765), требований приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Минюстом России 14 января 2014 г., регистрационный N 31014), профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений", утвержденного приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2018 г., регистрационный N 52115), федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2014 г. N 1518 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2014 г., регистрационный N 35294) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653 (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2017 г., регистрационный N 47703).
1.2. Типовая программа предназначена для повышения квалификации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы, за исключением должностей категории "руководители" высшей и главной групп должностей, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, за исключением высших должностей муниципальной службы (далее - государственные и муниципальные служащие).
1.3. Обучение государственных и муниципальных служащих проводится по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.
1.4. К освоению дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, допускаются государственные и муниципальные служащие, имеющие высшее образование.
1.5. Объем Типовой программы - 24 часа.
1.6. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляется с отрывом или без отрыва от государственной гражданской и муниципальной службы.
1.7. Срок освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
1.8. В целях учета региональной специфики реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации и современных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе:
увеличивать объем дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разрабатываемой на основе Типовой программы;
изменять соотношение учебной нагрузки между разделами, включенными в учебный план;
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
1.9. Структура Типовой программы включает следующие разделы: общие положения, цель повышения квалификации, планируемые результаты повышения квалификации, учебный план, календарный учебный график, содержание разделов учебного плана, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Типовой программы, формы аттестации.
II. Цель подготовки
2.1. Целью повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
III. Планируемые результаты подготовки
3.1. Результатами повышения квалификации государственных и муниципальных служащих является повышение уровня их профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области государственной национальной политики Российской Федерации.
3.2. В ходе освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) будет усовершенствована и (или) получена следующая общепрофессиональная компетенция (далее - ОПК):
готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).
3.3. В ходе освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):
владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-5);
способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля (ПК-7);
способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-12);
способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-14).
3.4. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:
1) Дисциплинарная карта компетенции ОПК-3
ОПК-3 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая работа |
Тестирование |
2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-5
ПК-5 владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая работа |
Тестирование |
3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-7
ПК-7 способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая работа |
Тестирование Защита проекта |
4) Дисциплинарная карта компетенции ПК-12
ПК-12 способность использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая работа |
Тестирование Защита проекта |
5) Дисциплинарная карта компетенции ПК-14
ПК-14 способность систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, практическая работа |
Тестирование Защита проекта |
3.5. Планируемые результаты обучения по программе повышения квалификации соответствуют выполняемым трудовым действиям, определенным на основании профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции, реализуемые после обучения |
Код |
Трудовые действия |
Организация и осуществление деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, межнационального (межэтнического) и межрелигиозного согласия, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов |
Организация и обеспечение деятельности, направленной на укрепление общероссийской гражданской идентичности сохранение и поддержку этнокультурного и религиозного многообразия народов Российской Федерации |
А/01.7 |
Разработка механизмов и мониторинг реализации федеральных, региональных, муниципальных программ, направленных на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации и укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия. |
Организация и осуществление деятельности, направленной на обеспечение межнационального (межэтнического) и межрелигиозного (межконфессионального) согласия, гармонизацию межнациональных отношений, профилактику конфликтов на национальной и/или религиозной почве |
А/02.7 |
Организация и проведение мониторинга национальных и религиозных отношений с целью выявления предпосылок возникновения, проявления и обострения конфликтов на национальной и религиозной почве и принятие мер по их недопущению. |
|
Организация и осуществление деятельности по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии |
А/03.7 |
Анализ, оценка, организационная и методическая поддержка общественных инициатив в области защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии. |
|
Организация и осуществление мониторинга в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений и раннего предупреждения конфликтов |
А/04.7 |
Разработка индикаторов оценки эффективности региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики на основе использования государственной информационной системы. |
|
Сопровождение деятельности по социальной и культурной адаптации мигрантов |
А/05.7 |
Осуществление мониторинга миграционных процессов в регионах Российской Федерации, разработка индикаторов уровня социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов и уровня напряженности в принимающем сообществе, вызванной миграционными процессами. |
3.6. В результате освоения дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) слушатель должен:
Знать:
нормативные правовые акты в области государственной национальной политики Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
законодательство Российской Федерации о языках;
нормы международного законодательства в области гарантий и обеспечения фундаментальных прав и свобод человека, прав коренных малочисленных народов, этнических и религиозных меньшинств;
документы стратегического планирования в области государственной национальной политики;
историю формирования и современный национальный (этнический) состав населения России и ее регионов;
историю распространения основных религий и развития государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации.
Уметь:
анализировать поступающую информацию и систематизировать полученные данные;
организовывать мониторинг и координацию деятельности институтов гражданского общества, экспертного сообщества по вопросам осуществления деятельности в сфере национальных и религиозных отношений;
разрабатывать предложения по проектам нормативных правовых актов в области реализации государственной национальной политики.
Иметь навыки:
разработки механизмов и мониторинга реализации федеральных, региональных, муниципальных программ, направленных на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации и укрепление единства российской нации, сохранение этнокультурного и религиозного многообразия;
разработки индикаторов оценки эффективности региональных программ в сфере реализации государственной национальной политики на основе использования государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтов;
формирования и актуализации информационной базы данных по обеспечению реализации основных направлений государственной национальной политики;
организационно-методической и информационной поддержки деятельности национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий;
анализа, оценки, организационной и методической поддержки общественных инициатив в области защиты прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии.
IV. Учебный план
4.1. Учебный план Типовой программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость разделов и формы контроля знаний.
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, итоговую аттестацию (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).
Учебный план Типовой программы повышения квалификации
"Реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации"
N п/п |
Наименование раздела |
Количество учебных часов |
||
Всего |
в том числе |
|||
Лекции |
Практические занятия |
|||
1. |
Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение |
2 |
2 |
- |
2. |
Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России |
10 |
6 |
4 |
3. |
Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики |
10 |
2 |
8 |
4. |
Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
Итого |
24 |
10 |
14 |
|
Общая трудоемкость 0,67 зачетных единицы |
4.2. Матрица соотнесения разделов учебного плана Типовой программы и формируемых в них общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
N п/ п |
Наименование разделов |
Всего, часов |
Компетенции |
||||
Обще профессиональные |
Профессиональные |
||||||
ОПК-3 |
ПК-5 |
ПК-7 |
ПК-12 |
ПК-14 |
|||
1. |
Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение |
2 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
2. |
Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4. |
Итоговая аттестация |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
V. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график представляет собой график учебного процесса, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом выбранной формы обучения.
VI. Содержание разделов учебного плана Типовой программы
N п/п |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
||
Раздел 1. Россия как многонациональное государство: особенности формирования и современное положение | ||||
Тема 1.1. Закономерности формирования России как многонационального государства. Особенности современной этноконфессиональной карты России. |
Лекция, 2 часа |
Россия как многонациональное государство: пути формирования. Особенности положения различных этнических и конфессиональных групп в составе России. Территориализация этничности в СССР и Российской Федерации. Основные направления национальной политики Российской Федерации в 1990-2010-е годы. Этнический состав населения и религиозная ситуация в современной России. Понятийный аппарат в сфере регулирования межнациональных отношений в России. Формирование общероссийской гражданской идентичности. Этнические проблемы российского федерализма. |
||
Раздел 2. Основные направления и механизмы реализации национальной политики в России | ||||
Тема 2.1. Инструменты реализации государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях власти, уровне местного самоуправления. Государственные институты: деятельность органов государственной власти в сфере национальной политики, роль местного самоуправления. |
Лекция, 2 часа |
Документы, определяющие основные направления государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегические, плановые и программные документы регионов России, обеспечение их соответствия документам федерального уровня. Органы государственной власти федерального и регионального уровня, ответственные за выработку и реализацию национальной политики. Координация региональных органов государственной власти и межведомственное взаимодействие. Практика реализации национальной политики на уровне муниципальных образований (Всероссийский конкурс "Лучшая муниципальная практика"). Консультативные и экспертные структуры при органах государственной власти в сфере национальной политики. |
||
|
Практическое занятие, 4 часа |
Стратегические, плановые и программные документы в сфере национальной политики. Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (структура, целевые индикаторы, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации). Всероссийский конкурс "Лучшая муниципальная практика": механизм и итоги проведения. |
||
Тема 2.2. Механизмы укрепления общероссийского гражданского единства. Обеспечение равноправия граждан в области межнациональных отношений. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики. |
Лекция, 2 часа |
Соотношение мероприятий по укреплению общероссийского гражданского единства и поддержки этнокультурного многообразия в процессе реализации государственной национальной политики. Профессиональное образование специалистов в сфере регулирования межнациональных отношений. Формы и методы продвижения общероссийских ценностей и поддержки русского языка. Профилактика конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. Профилактика экстремизма в молодежной среде, в том числе с использованием Интернет-ресурсов. Мониторинг предконфликтных ситуаций. Особенности организации производственных отношений в многонациональных коллективах. |
||
|
Практическое занятие, 2 часа |
Государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. |
||
Раздел 3. Взаимодействие государства и общества в сфере выработки и реализации государственной национальной политики | ||||
Тема 3.1. Государственно-общественное партнерство. Взаимодействие со структурами гражданского общества (национально-культурные автономии, социально ориентированные некоммерческие организации). |
Лекция, 2 часа |
Основные направления и формы деятельности структур гражданского общества в сфере регулирования межнациональных отношений. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления со структурами гражданского общества, национально-культурными автономиями, социально-ориентированными некоммерческими организациями. |
||
Практическое занятие, 2 часа |
Практические аспекты взаимодействия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления со структурами гражданского общества. Лучшие муниципальные практики в сфере взаимодействия органов самоуправления и общественных организаций. |
|||
Тема 3.2. Информационное обеспечение государственной национальной политики. |
Лекция, 2 часа |
Функции средств массовой информации, связанные с освещением сферы межнациональных отношений. Основные направления информационного сопровождения государственной национальной политики. Этико-правовые аспекты освещения темы межэтнических отношений. |
||
Тема 3.3. Особенности социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.
|
Лекция, 2 часа |
Роль государства и гражданских институтов в процессе адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Законодательное регулирование миграции, адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, План мероприятий по реализации Концепции миграционной политики в 2020 - 2022 годах. Лучшие практики работы с трудовыми мигрантами. |
||
Практическое занятие, 2 часа |
Механизмы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Основные проблемы, возникающие в ходе адаптации и интеграции. Роль региональных и муниципальных органов власти в обеспечении адаптации и интеграции мигрантов. |
VII. Рабочая программа
7.1. Рабочая программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом содержания основных разделов учебного плана Типовой программы.
VIII. Организационно-педагогические условия реализации
Типовой программы
8.1. Реализация дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, должна обеспечивать совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
8.2. Реализация дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации), разработанной на основе Типовой программы, обеспечивается научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность, при этом допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, а также преподавателей ведущих российских образовательных и научных организаций.
8.3. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
8.4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой и учебно-методическими материалами для реализации дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации).
IX. Формы аттестации
9.1. Освоение дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
9.2. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
9.3. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства по делам национальностей от 18 января 2021 г. N 3 "Об утверждении типовой дополнительной... |