1. Термины и определения
Вагон со сменным железнодорожным кузовом (сменными железнодорожными кузовами) - грузовой вагон, допускающий возможность изменения специализации путем замены сменного железнодорожного кузова (кузовов), на другой (другие) необходимой (требуемой) специализации.
Транспортная платформа - грузовой вагон, предназначенный для транспортировки сменного железнодорожного кузова для перевозки грузов, предусмотренных его учетной специализацией или грузовых контейнеров всех типов.
Сменный железнодорожный кузов (далее - СЖК) - элемент конструкции железнодорожного грузового вагона, предназначенный для размещения и транспортировки грузов, используемый в качестве сменного модуля конструкции вагона со сменным железнодорожным кузовом*.
2. Принятые сокращения
АБД ПВ - автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов;
АО "ВНИИЖТ - Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта;
АС УКВ - автоматизированная система учета комплектации грузовых вагонов ходовыми частями с отражением их технического состояния;
ИВЦ ЖА - Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций;
ПКБ ЦВ - Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства - филиал ОАО "РЖД";
ПТЭ - Общие требования технической эксплуатации железных дорог пространства 1520;
ПГВ - Правила пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ);
СМГС - Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;
Совет - Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества;
СТОИР - система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов;
СЖК - сменный железнодорожный кузов;
технический паспорт грузового вагона формы ВУ-4ЖА - документ, удостоверяющий факт изготовления (модернизации, продлении срока службы, перенумерования) вагона и его технических характеристик на дату свершения события. Составляется предприятием - изготовителем вагона или предприятием выполнения работ с вагоном в иных случаях.
3. Основные положения
3.1. Настоящий Порядок регулирует правила регистрации, пономерного учета, эксплуатации и ремонта грузовых вагонов восьмизначной нумерации со сменными железнодорожными кузовами, принадлежащих юридическому или физическому лицу на праве собственности или на ином другом законном основании.
3.2. Порядок действует на путях общего пользования колеи 1520 мм железных дорог государств - участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - Соглашение)**.
3.3. Железнодорожная администрация (владелец инфраструктуры), для вагонов со сменными железнодорожными кузовами собственных и вагонов резидентов государства, вправе устанавливать дополнительные требования, не противоречащие настоящим Правилам, если они не затрагивают интересы железнодорожных администраций других государств - участников Соглашения.
3.4. Разработчик настоящего Порядка и держатель подлинника документа - акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (далее - АО "ВНИИЖТ").
3.5. Внесение изменений и дополнений в настоящий Порядок производятся АО "ВНИИЖТ" в соответствии с Р 50-92-88 "Рекомендации ЕСТД. Общие положения по внесению изменений", ГОСТ 2.503-90 "Правила внесения изменений" и для вагонов совместного использования утверждаются установленным порядком решением Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (далее - Совет).
4. Общие требования к вагонам со сменными железнодорожными кузовами и их основным модулям
4.1. Грузовой вагон со сменным железнодорожным кузовом имеет модульную (блочную) конструкцию, включающую в свой состав два основных модуля (блока).
Первый модуль (блок) - транспортная платформа (грузовой вагон).
Второй модуль (блок) - сменный железнодорожный кузов для транспортировки груза в составе вагона.
4.2. Количество сменных железнодорожных кузовов, допускаемых к монтажу на одной транспортной платформе, определяется конструкторской документацией на вагон.
4.3. Сменные железнодорожные кузова устанавливаются и закрепляются на транспортной платформе предусмотренными конструкторской документацией крепежными элементами, обеспечивающими надежную фиксацию СЖК на транспортной платформе в процессе эксплуатации вагона.
4.4. Поставка от производителей и использование в перевозочном процессе на магистральных путях общего пользования в качестве самостоятельных единиц подвижного состава допускается как транспортных платформ, так и грузовых вагонов со сменными железнодорожными кузовами для транспортировки грузов, установленных конструкторской документацией.
4.5. В целях допуска на инфраструктуру подвижного состава в международном сообщении конструкторская документация на каждую модель как транспортной платформы, так и специализированного вагона со сменным кузовом (кузовами), включая конструкторскую документацию на сменный железнодорожный кузов, должна проходить процедуру согласования в соответствии с требованиями документа "Единый порядок согласования конструкторской документации на изготовление и ремонт грузовых вагонов, в т.ч. с модернизацией, курсирующих в международном сообщении, а также их составных частей, узлов и деталей", утвержденного Советом.
4.6. Каждая модель транспортной платформы и вагона со сменным кузовом (кузовами) подлежит сертификации установленным порядком.
4.7. Шифр модели транспортной платформы имеет вид:
10-YYYY.
При монтаже на транспортной платформе сменного железнодорожного кузова (кузовов) шифр модели вагона со сменным кузовом (кузовами) имеет вид:
10-YYYY-ZZ,
где
10-YYYY - шифр модели транспортной платформы с фитинговыми упорами;
ZZ - признак использования транспортной платформы в конструкции (комплектации) грузового вагона со сменным железнодорожным кузовом.
4.8. Грузовой вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) и транспортные платформы допускаются к курсированию по путям общего пользования всех железных дорог государств - участников Соглашения пространства 1520 мм без ограничений в соответствии с согласованным планом перевозок грузов в международном сообщении при условии выполнения требований п. 2.5.
4.9. СЖК предназначен для размещения и транспортировки грузов (далее - перевозки) в комплектации вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) номенклатуры грузов, предусмотренной его учетной специализацией, указанной в конструкторской документации.
4.10. При обращении вагонов со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) ограничения и особые условия по проследованию, порядку производства маневров и постановки в состав поезда устанавливаются в соответствии требованиям правил перевозки грузов.
4.11. Обязательным условием монтажа СЖК на транспортной платформе является наличие в технической документации признака возможности их совместного использования на путях общего пользования.
4.12. Не допускается установка на вагон со сменным железнодорожным кузовом СЖК, не предусмотренного (не предусмотренных) конструкторской документацией, а также одновременная установка на один вагон СЖК разной специализации. Установка на один вагон специализированных железнодорожных кузовов разной специализации запрещена.
4.13. На каждую транспортную платформу и вагон со сменным железнодорожным кузовом допущенные в обращение на пространстве колеи 1520 мм должен оформляться технический паспорт формы ВУ-4ЖА.
4.14. При смене/замене, демонтаже кузова (кузовов) на/с транспортной платформы с сохранением/изменением специализации вагона на него оформляется новый технический паспорт формы ВУ-4ЖА. При изменении специализации вагону с СЖК в обязательном порядке присваивается новый 8-значный номер.
4.15. Погрузка и выгрузка вагонов со сменными железнодорожными кузовами производится в соответствии с руководством по эксплуатации вагона.
4.16. Транспортные платформы и вагоны со сменными железнодорожными кузовами в зависимости от формы собственности и принадлежности могут относиться к инвентарному или собственному парку вагонов.
5. Регистрация и учет специализированных грузовых вагонов со сменными железнодорожными кузовами и их основных модулей
5.1. Общие требования к регистрации и учету.
5.1.1. Регистрация транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами осуществляется железнодорожной администрацией установленным для грузовых вагонов порядком по инициативе владельца.
5.1.2. Порядок учета транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами определяется Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утвержденными решением совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций, и Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденными Советом в зависимости от их формы собственности.
5.1.3. Основным документом для регистрации в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ) транспортных платформ и вагонов со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) является технический паспорт формы ВУ-4ЖА.
5.1.4. Учетные операции по регистрации, перерегистрации и снятию с учета осуществляются как по транспортным платформам, так и по вагонам со сменным железнодорожным кузовом (кузовами).
5.1.5. Учет и архивирование в информационных системах всех событий жизненного цикла транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами, включая год изготовления вагона и даты производства ремонтов в соответствии с требованиями СТОИР грузовых вагонов, осуществляется порядком, установленным для грузовых вагонов.
5.1.6. Учетные операции по регистрации, перерегистрации и снятию с транспортными платформами и вагонами со сменными железнодорожными кузовами осуществляются на основе "Методических положений по ведению автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов".
5.1.7. Транспортная платформа и вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) допущенные к обращению на путях общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации приписки, установленным порядком с последующей передачей необходимой информации в Информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (далее - ИВЦ ЖА) для отображения ее наличия в АБД ПВ.
5.1.8. Снятие с учета транспортных платформ и вагонов со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в АБД ПВ осуществляется порядком, действующим для грузовых вагонов, курсирующих на путях общего пользования.
5.1.9. Находящиеся на путях общего пользования, а также в распоряжении (хранении, консервации, ремонте, резерве, запасе и т.д.) железных дорог и резидентов железнодорожных администраций транспортные платформы и грузовые вагоны со сменными железнодорожными кузовами подлежат учету в наличии парка грузовых вагонов железных дорог в порядке, установленном Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, утвержденными Советом.
5.1.10. Исключение из парка, списание, разделка в металлолом и утилизация транспортной платформы и вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) осуществляются порядком, действующим для грузовых вагонов, курсирующих на путях общего пользования.
5.1.11. Железнодорожные администрации ведут учет наличия транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами на железных дорогах своего государства в соответствии с национальным законодательством.
5.2. Особенности регистрации и учета транспортных платформ
5.2.1. Транспортная платформа должна иметь модель, учтенную в справочнике "Модели грузовых вагонов" (СЖА 2004 ХХ). Техническое состояние грузового вагона должно соответствовать требованиям документов "Общие требования технической эксплуатации железных дорог пространства 1520 и N 808-2017 ПКБ ЦВ "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)".
5.2.2. Обязательным условием для регистрации транспортной платформы в АБД ПВ является наличие у нее технического паспорта формы ВУ-4ЖА.
5.2.3. Регистрация транспортной платформы в АБД ПВ производится по всей номенклатуре показателей банка данных грузовых вагонов с проставлением дополнительного признака, указывающего на возможность использования транспортной платформы как вагона со сменным железнодорожным кузовом.
5.2.4. Комплектация транспортной платформы составными частями (колесными парами, боковыми рамами, надрессорными балками и т.д.) учитывается средствами Автоматизированной системы учета комплектации вагона (далее - АС УКВ). При изготовлении учет осуществляется на основании ведомости комплектации грузового вагона, являющейся приложением к паспорту вагона формы ВУ-4ЖА. При производстве ремонта - на основании Листка учета комплектации вагона, являющегося приложением к форме ВУ-36М (ВУ - 36 ЭТД) или ведомости комплектации грузового вагона при переоформлении вагону паспорта формы ВУ-4ЖА в установленных случаях.
5.3. Особенности регистрации и учета сменных железнодорожных кузовов
5.3.1. Сменный железнодорожный кузов, допущенный к обращению на путях общего пользования на транспортной платформе, должен иметь модель, отраженную в классификаторе "Конструктивные особенности грузовых вагонов" (КЖА 2101 ХХ). Внесение в классификатор новых моделей СЖК должно производиться одновременно с введением соответствующей модели вагона в справочник "Модели грузовых вагонов" (СЖА 2004 ХХ). Внесение в справочник новой модели СЖК производится по заявке его изготовителя, при этом организация, присваивающая индексы моделям грузовых вагонов, ведет учет выданных индексов в соответствии с установленным для грузовых вагонов порядком.
5.3.2. В классификаторе "Конструктивные особенности грузовых вагонов" (КЖА 2101 ХХ) в обязательном порядке должна отражаться следующая информация о кузове:
- модель кузова;
- модель узла крепления на транспортной платформе.
5.3.3. Сменный кузов учету в АБД ПВ и морском регистре не подлежит.
5.4. Особенности регистрации и учета вагонов со сменными железнодорожными кузовами
5.4.1 Вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) должен иметь модель, учтенную в справочнике "Модели грузовых вагонов" (СЖА 2004 ХХ). При этом техническое состояние вагона должно отвечать требованиям документов "Общие требования технической эксплуатации железных дорог пространства 1520 и N 808-2017 ПКБ ЦВ "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)".
5.4.2. Грузовой вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами), выходящий на пути общего пользования, должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в АБД ПВ по всей номенклатуре показателей банка данных грузовых вагонов. По своему техническому состоянию грузовой вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) должен соответствовать требованиям документов "Общие требования технической эксплуатации железных дорог пространства 1520" и N 808-2017 ПКБ LIB "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Инструкции следует читать как "808-2017 ПКБ ЦВ"
5.4.3. Грузовой вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) подлежит регистрации в АБД ПВ в соответствии с учетной специализацией модели вагона.
5.4.4. Учет грузового вагона со сменным железнодорожным кузовом в АБД ПВ производится по 8-значному номеру вагона-платформы как основного модуля конструкции вагона.
5.4.5. Регистрация вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в АБД ПВ производится по всей номенклатуре показателей банка данных грузовых вагонов. Технические характеристики вагона указываются как для изделия в целом с проставлением в АБД ПВ дополнительного отличительного признака, указывающего на наличие в комплектации вагона сменного кузова (кузовов) и его модели.
5.4.6. Обязательным условием для регистрации вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в АБД ПВ является наличие у него технического паспорта формы ВУ-4ЖА.
5.4.7. Комплектация вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) составными частями (колесными парами, боковыми рамами, надрессорными балками) учитывается средствами АС УКВ. При изготовлении учет осуществляется на основании ведомости комплектации грузового вагона, являющейся приложением к паспорту вагона формы ВУ-4ЖА. При производстве ремонта - на основании листка учета комплектации вагона, являющегося приложением к форме ВУ-36М (ВУ-6ЭТД), или ведомости комплектации грузового вагона при переоформлении вагону паспорта формы ВУ-4ЖА в установленных случаях.
5.4.8. При изменении специализации вагона, вызванной укомплектованием его моделью (моделями) кузова (кузовов) другой специализации или его разукомплектованием, выход вагона на пути общего пользования возможен только после его перерегистрации в АБД ПВ. При этом вагону с СЖК в обязательном порядке присваивается новый 8-значный номер.
6. Требования к нумерации и трафаретам вагонов со сменными железнодорожными кузовами и их основных модулей
6.1. Носителем сетевого восьмизначного номера транспортной платформы и вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) по системе нумерации вагонов грузового парка является транспортная платформа.
6.2. Ведение системы нумерации транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами осуществляется ИВЦ ЖА в актуальном режиме.
6.3. Присвоение номеров транспортным платформам и вагонам со сменными железнодорожными кузовами осуществляется ИВЦ ЖА на основании заявки железнодорожной администрации в соответствии со справочником "8-значная система нумерации грузовых вагонов колеи 1520 мм" (СЖА 2001 ХХ) с одновременным установлением в АБД ПВ признака пользования вагоном.
6.4. После получения от железнодорожной администрации информации о присвоенном номере собственник транспортной платформы, вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) обеспечивает нанесение его на транспортную платформу в соответствии с альбомом-справочником "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм".
6.5. При использовании транспортной платформы в комплектации со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) на транспортной платформе указывается суммарная тара (тара транспортной платформы и установленного на ней сменного железнодорожного кузова/кузовов).
6.6. При смене собственника, передаче транспортной платформы в аренду ранее присвоенный транспортной единице номер сохраняется в АБД ПВ.
6.7. Номера транспортной платформы и вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами), снятых с учета, могут быть повторно использованы ИВЦ ЖА для других однородных вагонов.
6.8. Каждому сменному кузову при его изготовлении присваивается индивидуальный номер с целью обеспечения условий для его распознавания при использовании (в эксплуатации, ремонте, хранении, пересылке, утилизации и других событиях) среди всей совокупности сменных кузовов.
6.9. Индивидуальный номер СЖК формируется из цифровых арабских символов, и содержит три блока информации.
Первый блок отображает условный номер (код) производителя (завода-изготовителя) и содержит не более четырех цифровых арабских символов.
Второй блок отражает порядковый номер кузова по системе нумерации производителя (завода-изготовителя) и содержит не более двенадцати цифровых арабских символов.
Третий блок отражает год изготовления кузова и содержит не более двух цифровых арабских символов (две последних цифры года изготовления).
При маркировке блоки между собой должны быть разделены тире или пробелами.
Всего индивидуальный номер содержит не более 18 цифровых арабских символов.
6.10. Индивидуальный номер сменного железнодорожного кузова присваивается заводом-изготовителем, и не подлежит изменению от момента изготовления кузова до момента его утилизации.
6.11 Завод-изготовитель сменных железнодорожных кузовов грузовых вагонов обязан обеспечить в пределах своего производства и года изготовления уникальность порядкового номера сменного кузова по применяемой на предприятии системе нумерации, независимо от номера чертежа, количества и мест расположения технологических линий (площадок) его производства, материала, конструктивных и других особенностей конструкции, технологии и организации производства.
6.12. В соответствии с требованиями ПТЭ на каждый СЖК завод-изготовитель устанавливает табличку с указанием условного номера завода-изготовителя, обозначением модели кузова, порядкового номера кузова по системе нумерации изготовителя и даты его изготовления арабскими цифрами в последовательности: день, месяц, год (ДД.ММ.ГГГГ).
6.13. На усмотрение завода-изготовителя допускается отображение в табличке дополнительной маркировки, включая товарный знак производителя и защитную маркировку.
6.14. Место расположения таблички определяется конструкторской документацией.
6.15. Способ крепления таблички и метод нанесения маркировки должны обеспечивать сохранность таблички на кузове и визуальное восприятие нанесенной на ней маркировки в течение назначенного срока службы сменного кузова.
6.16. Любые исправления маркировки на табличке завода-изготовителя не допускаются.
6.17. Эксплуатация сменного кузова на путях общего пользования государств - участников Содружества с любыми исправлениями маркировки на табличке завода-изготовителя запрещается.
6.18. При изготовлении на СЖК наносятся трафареты:
- индивидуальный номер кузова;
- дата (число, месяц, год) и место изготовления кузова (дополнительно может наноситься товарный знак завода изготовителя);
- код учетной специализации кузова;
- грузоподъемность кузова, т;
- полезный объем кузова, ;
- цифровой железнодорожный код страны принадлежности кузова;
- тара кузова, т;
- трафарет о предстоящем ремонте кузова;
- дополнительно может наноситься логотип компании - собственницы кузова.
Сведения о наносимых трафаретах должны быть учтены в альбоме "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм".
6.19. Код учетной специализации сменного железнодорожного кузова должен соответствовать классификатору КЖА 2102 06 "Учетные специализации моделей грузовых вагонов".
6.20. Знаки и надписи наносятся с двух сторон сменного кузова по диагонали в соответствии с требованиями схем размещения знаков и надписей альбома-справочника "Знаки и надписи на вагонах грузового парка колеи 1520 мм".
6.21. При использовании СЖК в комплектации вагона со сменным железнодорожным кузовом для транспортировки грузов на обе боковые стороны кузова, кроме указанных выше трафаретов, наносятся:
- сетевой восьмизначный номер транспортной платформы, на которой он установлен;
- тара вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами).
6.22. При технологической транспортировке сменного железнодорожного кузова (кузовов) на транспортной платформе между пользователями в качестве груза (пересылка в ремонт, из ремонта, новому собственнику, к месту хранения или из места хранения и т.д.), сетевой восьмизначный номер транспортной платформы на СЖК должен отсутствовать.
6.23. При смене собственника или передаче вагона со сменным железнодорожным кузовом в аренду ранее присвоенный вагону номер сохраняется в АБД ПВ.
6.24. При смене/замене железнодорожного кузова (кузовов) с сохранением/изменением специализации или изменением технических характеристик вагона на него оформляется новый технический паспорт формы ВУ-4ЖА. При изменении учетной специализации вагона изменяется и ранее присвоенный ему сетевой номер с последующей регистрацией вагона в АБД ПВ.
7. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт вагонов со сменными железнодорожными кузовами и их основных модулей
7.1. Постановка транспортных платформ и вагонов с СЖК в поезда допускается после подтверждения их исправного технического состояния в соответствии с требованиями N 808-2017 ПКБ UB "Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Инструкции следует читать как "808-2017 ПКБ ЦВ"
7.2. Использование в комплектации вагона СЖК для транспортировки грузов допускается после подтверждения его исправного технического состояния.
7.3. В вагонах со сменными железнодорожными кузовами допускается перевозка только той номенклатуры грузов, которая предусмотрена для перевозки в данной модели сменного железнодорожного кузова конструкторской и/или эксплуатационной документацией.
7.4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных платформ и вагонов с СЖК осуществляется в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией с учетом требований Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, и Правил содержания грузовых вагонов при системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов с учетом фактически выполненного объема работ, утвержденных Советом.
7.5. Железнодорожная администрация вправе устанавливать иные требования, не противоречащие требованиям документов, утвержденных Советом, и не затрагивающие интересов других железнодорожных администраций - участников перевозочного процесса.
7.6. Плановые виды ремонта транспортных платформ производятся по единичному либо комбинированному критерию.
7.7. Плановые виды ремонта сменных железнодорожных кузовов производятся только по единичному критерию, предусматривающему установление межремонтного норматива по календарной продолжительности эксплуатации вагонов в межремонтном периоде.
7.8. Учет нормативов производства ремонта вагонов осуществляется централизованно в соответствии с Правилами содержания грузовых вагонов при системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, с учетом фактически выполненного объема работ, утвержденными Советом.
7.9. Плановые виды ремонта, текущий отцепочный ремонт, окраска транспортных платформ, вагонов со сменными железнодорожными кузовами, сменных железнодорожных кузовов, нанесение трафаретов проводятся за счет средств собственника транспортных платформ и вагонов с СЖК.
7.10. Ремонт транспортных платформ, вагонов со сменными железнодорожными кузовами, СЖК осуществляется авторизированными предприятиями. Авторизированное предприятие должно иметь условный номер клеймения, присвоенный в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей и условный код, включенный в справочник "Условные коды предприятий" (СЖА 1015 ХХ), с передачей в ИВЦ ЖА информационных сообщений 1353, 1354, 4624, 4634, (1013) установленным порядком.
7.11. Плановые виды ремонта транспортных платформ, вагонов со сменными железнодорожными кузовами, СЖК осуществляются в соответствии с правилами и объемами, установленными ремонтной или эксплуатационной документацией на транспортную платформу, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами), СЖК. Межремонтные нормативы устанавливаются Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении.
7.12. Вывод в ремонт транспортных платформ, вагонов со сменными железнодорожными кузовами и СЖК, находящимися в комплектации вагона, осуществляется установленным для грузовым вагонов порядком.
7.13. Сведения о виде и дате вывода вагона в очередной плановый ремонт транспортной платформы и вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) содержатся в трафарете, нанесенном на раму транспортной платформы в соответствии с требованиями схем размещения знаков и надписей альбома-справочника "Знаки и надписи на вагонах грузового парка колеи 1520 мм".
7.14. Сведения о виде и дате вывода сменного железнодорожного кузова в очередной плановый ремонт содержатся в трафарете, нанесенном с двух сторон на боковые стены СЖК.
7.15. Использование транспортной платформы в рабочем парке после окончания межремонтного норматива (календарного или пробега) запрещено. Разрешается проследование транспортной платформы в ремонт установленным для грузовым вагонов порядком.
7.16. Использование вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в рабочем парке после достижения межремонтного норматива любым модулем конструкции (транспортной платформой или СЖК) запрещено.
7.17. Использование в перевозочном процессе для транспортировки груза вагона со сменным железнодорожным кузовом после достижения межремонтного норматива сменным кузовом при наличии межремонтного ресурса транспортной платформы не допускается. Разрешается проследование вагона к месту смены, замены, ремонту железнодорожного кузова.
7.18. При изготовлении сменного железнодорожного кузова трафарет о ремонтах отражает вид и дату окончания норматива календарной продолжительности использования кузова до производства первого планового ремонта. Под датой наносится трафарет "КУЗОВ". Например:
ХХ
01.08.20ХХ
КУЗОВ
7.19. После производства планового ремонта трафарет отражает вид выполненного ремонта, условный номер предприятия выполнившего ремонт, дату его производства и дату окончания норматива календарной продолжительности использования СЖК для перевозки груза в составе вагона до следующего планового ремонта или его исключения из эксплуатации. Под датой наносится трафарет "КУЗОВ". Например:
ХХ-360
01.08.20ХХ-01.08.20ХХ
КУЗОВ
7.20. Использование СЖК для транспортировки груза после истечения его межремонтного норматива запрещено.
7.21. Перевод транспортных платформ и вагонов со сменными железнодорожными кузовами на систему ремонта с учетом фактически выполненного объема работ (по пробегу) осуществляется по обращению собственника в железнодорожную администрацию приписки установленным порядком.
7.22. На транспортных платформах, вагонах со сменными железнодорожными кузовами, СЖК, выходящих на пути общего пользования государств - участников Соглашения, должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи в соответствии с альбомом-справочником "Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм".
7.23. На транспортных платформах, вагонах со сменными железнодорожными кузовами, СЖК, выходящих на железные дороги третьих стран, кроме того, трафареты, знаки и надписи должны соответствовать положениям договора о пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) и приложению 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
7.24. На сменные железнодорожные кузова, предназначенные для перевозки определенного наливного груза, должен быть нанесен трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, а на СЖК для перевозки опасных грузов - код СЖК для перевозки опасных грузов и дата следующей периодической проверки (освидетельствования) СЖК или дата следующей промежуточной проверки (освидетельствования) СЖК.
7.25. Ремонт транспортных платформ и сменных железнодорожных кузовов, а также работы по изменению специализации вагона путем монтажа/демонтажа СЖК осуществляется только предприятиями, авторизованными на производство этих работ. Все работы выполняются с оформлением учетных форм ВУ-23М (ВУ-23ЭТД), ВУ-36М (ВУ-36 ЭТШ), листка учета комплектации и передачей сообщений 1353; 1354; 4634; 4624, (1013) установленным порядком.
7.26. При изменении специализации вагона на вагон в обязательном порядке составляется технический паспорт формы ВУ-4ЖА и производится его перерегистрация в АБД ПВ.
7.27. Работы по изменению специализации вагона путем монтажа/демонтажа СЖК могут выполняться только при производстве планового ремонта вагона на авторизированном предприятии для смены его специализации (монтажа/демонтажа кузова). При этом срок планового ремонта СЖК не должен истекать в межремонтный период вагона.
7.28. Для изменения специализации вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) до истечения межремонтного периода вагон должен быть выведен в плановый ремонт досрочно с переводом в нерабочий парк и указанием в сообщении с. 1353 кода, характеризующего предстоящее выполнение вышеуказанных работ.
7.29. При выпуске вагона после завершения работе с. 1354 указывается код дополнительных работ с вагоном, характеризующий выполнение работ по изменению специализации вагона.
7.30. При изменении специализации на вагон в обязательном порядке оформляется новый паспорт ВУ-4ЖА и осуществляется регистрация вагона новой специализации в АБД ПВ установленным порядком с указанием в заявке причины перерегистрации "Изменение специализации и технических характеристик вагона".
7.31. Сменные железнодорожные кузова, не используемые в эксплуатации, подлежат хранению на специализированных площадках.
7.32. Перед началом хранения сетевые номера вагона, нанесенные на кузов, закрашиваются, а кузов подлежит консервации в соответствии с порядком, установленным технической документацией.
8. Контроль за курсированием вагонов со сменными кузовами и их основных модулей
8.1. Курсирование транспортных платформ, вагонов со сменными железнодорожными кузовами, сменных железнодорожных кузовов в комплектации вагона по путям общего пользования запрещается в тех случаях, когда:
- не соответствуют требованиям Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) N 808-2017 ПКБ ЦВ;
- нарушена специализация сменного железнодорожного кузова;
- имеют хотя бы одну неисправность, поименованную в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" КЖА 2005 ХХ;
- транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) сняты с учета;
- транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом имеют запрет на курсирование;
- у транспортной платформы, вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) отсутствует технический паспорт формы ВУ-4ЖА;
- транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) не имеют номера (номер не зарегистрирован) в АБД ПВ;
- транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) имеют повторяющийся соответственно в АБД ПВ сетевой номер;
- у транспортной платформы, вагона со сменным железнодорожным кузовом, сменного кузова истек назначенный срок службы;
- у транспортной платформы, вагона со сменным железнодорожным кузовом, сменного кузова истек межремонтный ресурс (норматив).
8.2. Железнодорожные администрации или уполномоченные ими лица, используя АБД ПВ технологию автоматизированного пономерного учета перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и технологию учета наличия парка транспортных платформ, вагонов со сменным железнодорожным кузовом (кузовами), обеспечивают контроль их пропуска через межгосударственные стыковые пункты.
8.3. Железнодорожная администрация вправе устанавливать для транспортных платформ, вагонов со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) своей приписки определенный полигон курсирования, если это не затрагивает интересы других железнодорожных администраций.
9. Утрата вагонов со сменными кузовами
9.1. Право предъявления претензии и иска к перевозчику (железнодорожной администрации, если она является перевозчиком) за утраченную транспортную платформу, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) принадлежит собственнику.
9.2. Претензия предъявляется железнодорожной администрации (перевозчику), в ведении которой находилась транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в момент его утраты. Собственник обязан приложить к претензии документы, обосновывающие претензию.
9.3. Утраченными транспортные платформы, вагоны со сменными железнодорожными кузовами считаются:
- подлежащие снятию с учета в АБД ПВ из-за тяжелого повреждения, в результате которого их работоспособность не может быть восстановлена;
- вагоны, по которым железнодорожная администрация (перевозчик) не в состоянии предоставить собственнику информацию о месте их нахождения в течение 30 дней после поступления заявления о розыске.
9.4. Заявление от собственника транспортной платформы, вагона со сменным железнодорожным кузовом (кузовами), железнодорожной администрацией (перевозчиком) о его розыске принимается не ранее 10 суток по истечении срока доставки.
9.5. Проведение расчетов с собственником вагона по компенсации за утрату транспортной платформы, вагона со сменным кузовом осуществляется железнодорожной администрацией (перевозчиком), в ведении которой находилась транспортная платформа, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) в момент его утраты.
9.6. Компенсация за утраченную транспортную платформу, вагон со сменным железнодорожным кузовом (кузовами) может быть произведена как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
______________________________
* В рамках настоящего порядка СЖК рассматриваются в качестве комплектующей детали вагона со сменным железнодорожным кузовом.
** После утверждения Советом по железнодорожному транспорту.
Заместитель генерального директора - главный инженер ОАО "РЖД" |
С. Кобзев |
Согласовано
Начальник департамента технической политики ОАО "РЖД" |
В. Андреев |
Заместитель генерального директора - начальник Центральной дирекции правления движением ОАО "РЖД" |
Р. Сайбаталов |
Генеральный директор АО "ВНИИЖТ" |
А. Виноградов |
Заместитель генерального директора - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" |
А. Шило |
Начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" |
М. Сапетов |
Начальник департамента информатизации ОАО "РЖД" |
К. Семион |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок регистрации и учета, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов со сменными кузовами (утв. ОАО "РЖД" 1 декабря 2020 г. N 1769)
Текст порядка опубликован не был