Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования
и науки
от 06.04.2020 N 489
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за 2019 год
См. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Рособрнадзором за 2020 г., утвержденный Рособрнадзором 6 мая 2021 г.
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за 2019 год (далее - Обзор практики) подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.12.2016 N 2132 "Об утверждении порядка организации работы в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности", а также с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике в Рособрнадзоре, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований, а также совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций Рособрнадзором проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзор осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (далее - Закон об образовании);
лицензионный контроль за образовательной деятельностью (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") (далее - Закон о лицензировании);
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль за образовательной деятельностью также проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление Рособрнадзором вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательные организации высшего образования);
федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе соответственно - подконтрольные субъекты, образовательные организации).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в отношении которых Рособнадзором осуществляется федеральный государственный надзор в сфере образования, также являются подконтрольными субъектами.
Всего в 2019 году в отношении образовательных организаций осуществлено 411 контрольно-надзорных мероприятий (137 - в соответствии с Планом проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год и 274 - внеплановых).
Общее количество проверок, проведенных в отчетный период, уменьшилось на 7% с одновременным снижением количества проведенных внеплановых проверок на 20% (справочно: в 2018 году проведена 341 внеплановая проверка).
В отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы государственной власти субъектов Российской Федерации), проведено 20 плановых проверок (20 плановых выездных проверок, 10 внеплановых документарных проверок по снятию с контроля предписания Рособрнадзора). Также Рособрнадзором в отчетном периоде проведено 17 внеплановых проверок в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления контроля за исполнением предписаний Рособрнадзора, срок исполнения которых истек.
При осуществлении Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию применяется единый механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
составление ежегодного плана проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Рособрнадзора о проведении проверки, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год утвержден руководителем Рособрнадзора 29.10.2018 (далее - План проверок) и направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации письмом Рособрнадзора от 30.10.2018 N 01-52-1653/07-5005.
В течение года по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в План проверок вносились изменения в части исключения образовательных организаций из Плана проверок в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности или ликвидацией образовательной организации.
В соответствии с требованиями Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в План проверок вносились также изменения в части адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица, наименования юридического лица, исключения из Плана проверок федерального государственного контроля качества образования в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности. Информация об исключении образовательных организаций, либо отдельных видов государственного контроля (надзора) из Плана проверок и о внесенных изменениях регулярно размещалась на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разработка и издание распорядительных актов Рособрнадзора о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказы Рособрнадзора о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказах Рособрнадзора о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
При выборе Рособрнадзором формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
В большинстве случаев срок проведения Рособрнадзором документарной проверки составляет 20 дней, выездной проверки от 1 до 5 дней.
Сроки проведения проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства установлены частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В отчетном периоде проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, Рособрнадзором не проводились.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ должностные лица Рособрнадзора, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Рособрнадзором проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Рособрнадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ;
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Рособрнадзор по собственной инициативе;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Рособрнадзора;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Рособрнадзора, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер распорядительного акта Рособрнадзора;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки и привлеченных к проведению проверки экспертов;
5) наименование образовательной организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя такой организации;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об установлении факта исполнения или неисполнения предписания, а также о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации указанного журнала;
10) подписи должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки.
При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии проверяющего.
В журнале учета проверок должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица Рособрнадзора или должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случаях и в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц организации уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора возбуждались дела об административном правонарушении. Всего в 2019 году возбуждено 220 дел об административном правонарушении.
При проведении выездной проверки в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле соответствующего структурного подразделения Рособрнадзора.
В тех случаях, когда для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направлялась в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, представлялся в Рособрнадзор, а второй экземпляр акта проверки направлялся в образовательную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Рособрнадзора, или передавалось под расписку уполномоченному представителю образовательной организации.
Уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719, и Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, вносилась в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и единый реестр проверок информация о проведении проверок, их результатах, а также принятых мерах.
Работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования
Всего в 2019 году в Рособрнадзор поступило 12 851 обращение граждан (юридических лиц), из них 2 518 обращений по функционированию системы высшего образования, оценки деятельности руководителей вузов, а также 461 обращение - по конфликтным ситуациям в образовательных организациях.
В целях реализации принципа открытости на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Открытое правительство" создан подраздел "Часто задаваемые вопросы", где на постоянной основе актуализируются вопросы о деятельности Рособрнадзора, в том числе вопросы, касающиеся нарушений обязательных требований.
Меры, принимаемые Рособрнадзором по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
По результатам проведенных проверок выявлялись нарушения лицензионных требований и требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.
В 2019 году в отношении юридических лиц и должностных лиц образовательных организаций возбуждено 220 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Рособрнадзор в 2019 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы), юридические лица и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 5 миллионов 27 тысяч рублей;
предупреждения - 4;
устного замечания - 18.
В связи с неисполнением предписаний Рособрнадзора (в том числе выданных в предыдущие годы) проведено 69 проверок исполнения предписаний.
По результатам проведенных проверок:
запрещен прием - в 27 образовательных организаций;
возобновлен прием - в 20 организаций;
приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) - 7 образовательным организациям;
продлено приостановление действия лицензии 2 организациям;
возобновлено действие лицензии 3 организациям;
прекращено действие лицензии на основании решений арбитражных судов - 7 организациям.
В отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2019 году Рособрнадзором проведено 17 внеплановых проверок в рамках осуществления контроля за исполнением предписаний Рособрнадзора, срок исполнения которых истек, в отношении: Министерства образования и молодежной политики Магаданской области, Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, Министерства образования и науки Мурманской области, Министерства образования и науки Ульяновской области, Министерства образования Красноярского края, Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Министерства образования и науки Алтайского края, Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, Министерства образования Сахалинской области, Министерства образования и науки Архангельской области, Департамента образования Орловской области, Министерства образования и науки Челябинской области, Министерства образования Республики Мордовия, Министерства образования Московской области, Министерства образования и молодёжной политики Рязанской области.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
В соответствии с пунктом 30 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, и на основании методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, Рособрнадзором (приказ от 27.07.2017 N 1283) были утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора (далее соответственно - перечни актов, обязательные требования).
В рамках проводимой Рособрнадзором работы по оценке актуальности и полноты перечня актов, а также в связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Рособрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Рособрнадзором мероприятий по контролю и надзору, и актуализация указанных перечней актов.
В частности, в 2019 году приказами Рособрнадзора от 18.01.2019 N 32, от 12.04.2019 N 461, от 29.10.2019 N 1507 внесены изменения в приказ Рособрнадзора от 27.07.2017 N 1283, устанавливающий перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, федеральному государственному контролю качества образования, лицензионному контролю за образовательной деятельностью, а также государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
На официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрена возможность установления обратной связи с подконтрольными субъектами (образовательными организациями, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации), в отношении которых устанавливаются обязательные требования, для сбора предложений и замечаний по размещенным перечням актов. За период январь - декабрь 2019 года предложений и замечаний не поступило.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования и контроля качества образования в 2019 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относились следующие:
у организации отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Закона об образовании;
в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывание в указанных помещениях;
на официальном сайте образовательной организации отсутствует информация: об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; о наличии общежитий приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
в паспорте доступности здания отсутствуют обязательные разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
в заявлении о приеме организацией не предусмотрено указание поступающим сведений о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью;
организацией на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном стенде приемной комиссии не размещена информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования срок обучения не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования;
при реализации основной образовательной программы высшего образования научный руководитель, назначенный обучающемуся, не осуществляет самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность;
в образовательной организации ежегодно не обновляется необходимый комплект лицензионного программного обеспечения;
образовательная организация ежегодно не обновляет перечни современных профессиональных баз данных (в том числе международных реферативных баз данных научных изданий) и информационных справочных систем, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
В рамках лицензионного контроля в 2019 году к наиболее часто встречающимся нарушениям лицензионных требований относилось следующее.
В нарушение подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании отсутствуют разработанные и утвержденные образовательной организацией образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
в нарушение подпункта "д" пункта 6 Положения о лицензировании в штате образовательной организации отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам высшего образования;
в нарушение подпункта "е" пункта 6 Положения о лицензировании образовательная организация не укомплектована печатными и (или) электронными учебными изданиями, предусмотренными рабочими программами дисциплин основной профессиональной программы высшего образования и необходимыми для реализации основной образовательной программы высшего образования;
в нарушение подпункта "к" пункта 6 Положения о лицензировании в образовательной организации отсутствуют научные работники, которые в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
В рамках государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, выявлены нарушения в части исполнения пунктов 3 и 4 требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161.
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора, в 2019 году Рособрнадзором осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, на 2019 год.
Целями Программы являются:
повышение прозрачности осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, повышение уровня соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.
Задачами Программы являются:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
систематизация работы по проведению профилактических мероприятий;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Рособрнадзором по вопросу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий Рособрнадзором;
принцип актуальности - систематический анализ и своевременное внесение изменений в Программу;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
В 2019 году осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой:
оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора. В связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, в приказ Рособрнадзора от 27.07.2017 N 1283 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки" внесены соответствующие изменения;
обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Рособрнадзоре;
публикация на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистических и аналитических материалов о контрольно-надзорных мероприятиях, проведенных Рособрнадзором и выявленных по результатам проверок нарушениях, с указанием наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований;
размещение на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" комментариев для руководителей образовательных организаций о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в сфере образования;
проведение личного приема руководством Рособрнадзора представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Рособрнадзор полномочий.
Во исполнение требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 1680, Рособрнадзором в 2019 году проведен анализ наиболее часто встречающихся случаев нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, по результатам которого разработано и размещено на официальном сайте Рособрнадзора руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации в сфере образования в части организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
В целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований представители Рособрнадзора приняли участие в работе:
ежегодного церковно-общественного форума "Международные рождественские образовательные чтения";
экспертного семинара "Оценка организаций высшего образования: задачи и направления совершенствования";
ежегодного совещания с руководителями школ российских загранучреждений по итогам проведенных Рособрнадзором проверок заграншкол, находящихся в ведении МИД России;
III Международной научно-практической конференции "Христианство и педагогика: история и современность", организованной Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Пензенской духовной семинарией, на которой выступили с докладом на тему "Мероприятия контрольно-надзорных органов по профилактике нарушений обязательных требований, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Типовые нарушения требований законодательства, выявляемые при проверке образовательных организаций".
Для представителей образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, Рособрнадзором был организован выездной семинар по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности.
В истекшем году Рособрнадзор продолжил работу по совершенствованию персонифицированных личных кабинетов образовательных организаций и учредителей образовательных организаций, в которых консолидируются сведения о самой образовательной организации, данные о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, о проведенных в отношении образовательной организации контрольно-надзорных мероприятиях, сведения о действующем нормативно-правовом обеспечении в сфере образования и контрольной (надзорной) деятельности.
Также Рособрнадзором обеспечено объективное и всестороннее информационное освещение своей деятельности, направленное на предотвращение нарушений образовательными организациями обязательных требований, в части информирования общественности и подконтрольных организаций о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах (постоянно - на официальном сайте Рособрнадзора).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 апреля 2020 г. N 489 "Об утверждении Обзора правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.