Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за 2020 год (далее - Обзор практики) подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" и приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.12.2016 N 2132 "Об утверждении порядка организации работы в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности", а также с учетом Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
В целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике в Рособрнадзоре, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований, а также совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций Рособрнадзором проведен анализ правоприменительной практики при осуществлении им контрольно-надзорной деятельности.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзор осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
государственный контроль (надзор) в сфере образования, который включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования (статья 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (далее - Закон об образовании);
лицензионный контроль за образовательной деятельностью (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") (далее - Закон о лицензировании);
государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 20 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию") (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль за образовательной деятельностью также проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление Рособрнадзором вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе соответственно - образовательные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации, подконтрольные субъекты).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в отношении которых Рособрнадзором осуществляется федеральный государственный надзор в сфере образования, также являются подконтрольными субъектами.
Всего в 2020 году в отношении образовательных организаций осуществлено 133 контрольно-надзорных мероприятия (32 - в соответствии с Планом проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год и 101 - внеплановая, в том числе в части установления возможности выполнения лицензиатом/соискателем лицензии лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности - 60).
Снижение количества проведенных проверок (в 2019 году - 411) обусловлено следующими объективными обстоятельствами.
В 2020 году в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 и пунктов 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 438) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации исключены из Плана проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее также - План проверок) проверки, предусмотренные Планом проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в период с апреля 2020 года по декабрь 2020 года.
В период с апреля по декабрь 2020 года внеплановые проверки проводились:
на основании пункта 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), подпункта "г" постановления N 438 в связи с поступлением в орган государственного контроля (надзора) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункта "г" пункта 1"
на основании подпункта "д" пункта 1 постановления N 438 в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
на основании подпункта "е" пункта 1 постановления N 438 в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях проверки ранее выданного предписания при поступлении ходатайства образовательной организации.
Сложившаяся в 2020 году эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, также повлияла на осуществление контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также - ОИВ).
На основании части 4 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Рособрнадзором был согласован с органами прокуратуры субъектов Российской Федерации и утвержден руководителем Рособрнадзора 29.11.2019 Ежегодный план проведения плановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2020 год (далее - План проверок).
Рособрнадзором в соответствии с Планом проверок в 2020 году запланировано проведение проверок в отношении 20 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 N 110 (далее - Правила подготовки планов проверок), установлена возможность исключения из плана проверки в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "1106"
Учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, в соответствии с пунктом 11 Протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 10.03.2020 N 10 под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой, Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 29.03.2020 N 34-УМ) и руководствуясь пунктом 4 Правил подготовки планов проверок, было принято решение о внесении изменений в план проверок Рособрнадзора в части исключения плановых выездных проверок, запланированных в апреле-декабре 2020 г., в отношении 13 ОИВ
Таким образом, в соответствии с Планом проверок Рособрнадзора, в 2020 году было проведено 6 плановых выездных проверок в отношении Департамента образования и науки города Москвы, Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Министерства образования Республики Карелия, Министерства образования Пензенской области, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми и 1 плановая документарная проверка в отношении Министерства образования и науки Республики Хакасия.
Целями вышеуказанных проверок, в том числе, являлось осуществление федерального государственного надзора в сфере образования за деятельностью ОИВ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления ОИВ переданных полномочий и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях.
При осуществлении Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию применяется единый механизм организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
составление ежегодного плана проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Рособрнадзора о проведении проверки, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования.
Ежегодный план проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год утвержден руководителем Рособрнадзора и письмом от 29.10.2019 N 01-52-1440/07-5033 направлен в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования сводного плана проверок на 2020 год.
В январе-марте 2020 года по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в План проверок вносились изменения в части исключения образовательных организаций из Плана проверок в связи с прекращением действия лицензии на осуществление образовательной деятельности и в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с требованиями Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в План проверок вносились изменения в части адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица, наименования юридического лица. Информация о внесенных изменениях регулярно размещалась на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Рособрнадзора).
Разработка и издание распорядительных актов Рособрнадзора о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ приказы Рособрнадзора о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказах Рособрнадзора о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ и Типовой формой.
Формы проведения проверок
(документарная и (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Федеральным законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 11 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
При выборе Рособрнадзором формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
В большинстве случаев срок проведения Рособрнадзором документарной проверки составляет 20 дней, выездной проверки от 1 до 5 дней.
Сроки проведения проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства установлены частью 2 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В отчетном периоде проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, Рособрнадзором не проводились.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица Рособрнадзора, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Рособрнадзором проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Рособрнадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Рособрнадзор по собственной инициативе;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Рособрнадзора;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
В соответствии с постановлением N 438 внеплановые проверки в 2020 году проводились с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Вместе с тем, проведение проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия показало необходимость дополнительной регламентации проведения таких проверок.
В частности, нормативно и методически не урегулирован вопрос о том, каким образом подконтрольный субъект в случае, если проводится выездная проверка с использованием средств дистанционного взаимодействия, может реализовать предоставленные ему в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 21 Федерального закона N 294-ФЗ права непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Возникали также проблемы технического характера, связанные с качеством видеоизображения и звука, обусловленные отсутствием у проверяемого лица стабильного высокоскоростного интернет-соединения (мобильного интернета или wi-fi).
Не урегулирован вопрос обязательного наличия у проверяемого лица оборудования (мобильных устройств), имеющего соответствующие технические характеристики, посредством которого осуществляется дистанционное взаимодействие.
Кроме того, при проведении выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия у должностного лица Рособрнадзора, уполномоченного на проведение проверки, отсутствует возможность с достоверностью убедиться в том, что демонстрируемые лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю здания, помещения, а также находящееся в них материально-техническое обеспечение действительно находятся по заявленному адресу места осуществления образовательной деятельности.
Часть вопросов может быть снята после 1 июля 2021 года с вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Дальнейшая правоприменительная практика использования средств дистанционного взаимодействия при проведении проверок может потребовать внесения изменений и в иные нормативные правовые акты.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Рособрнадзора, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
В акте проверки указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа, исполняющего государственную функцию;
3) дата и номер распорядительного акта Рособрнадзора;
4) фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки и привлеченных к проведению проверки экспертов;
5) наименование образовательной организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность уполномоченного представителя такой организации;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об установлении факта исполнения или неисполнения предписания, а также о лицах, допустивших нарушение;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации);
9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации указанного журнала;
10) подписи должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки.
При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии проверяющего.
В журнале учета проверок должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица Рособрнадзора или должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В случаях и в порядке, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц организации уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора возбуждались дела об административном правонарушении. Всего в 2020 году возбуждено 70 дел об административном правонарушении.
При проведении выездной проверки в случае отсутствия уполномоченного представителя организации акт направлялся заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле соответствующего структурного подразделения Рособрнадзора.
В тех случаях, когда для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направлялась в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.
При проведении документарной проверки первый экземпляр акта проверки должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, представлялся в Рособрнадзор, а второй экземпляр акта проверки направлялся в образовательную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщалось к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Рособрнадзора, или передавалось под расписку уполномоченному представителю образовательной организации.
Уполномоченными должностными лицами Рособрнадзора в соответствии с Правилами формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719, и Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, вносилась в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования и единый реестр проверок информация о проведении проверок, их результатах, а также принятых мерах.
Работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования
Всего в 2020 году в Рособрнадзор поступило 16676 обращений граждан (юридических лиц), из них 4292 обращения по вопросам функционирования системы высшего образования, оценки деятельности руководителей образовательных организаций высшего образования, а также 93 обращения - по конфликтным ситуациям в образовательных организациях.
В целях реализации принципа открытости на официальном сайте Рособрнадзора в разделе "Открытая служба" создан подраздел "Часто задаваемые вопросы", в котором на постоянной основе актуализируются вопросы о деятельности Рособрнадзора, в том числе вопросы, касающиеся нарушений обязательных требований.
Меры, принимаемые Рособрнадзором по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
По результатам проведенных проверок выявлялись нарушения лицензионных требований и требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.
В 2020 году образовательным организациям, допустившим нарушения обязательных требований, выдано 84 предписания Рособрнадзора об их устранении; в отношении юридических лиц и должностных лиц образовательных организаций возбуждено 70 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Рособрнадзор в 2020 году (в том числе по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверок, проведенных в предыдущие годы), юридические лица и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 2 миллиона 530 тыс. руб.;
предупреждения - 1;
устного замечания - 4;
административное приостановление деятельности - 2.
В связи с неисполнением предписаний Рособрнадзора (в том числе выданных в предыдущие годы) проведено 40 проверок исполнения предписаний.
По результатам проверок, проведенных, в том числе в предыдущие годы, изданы распорядительные акты Рособрнадзора:
о запрете приема - 11; о возобновлении приема - 8;
о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) - 14;
о возобновлении действия лицензии - 2;
о прекращении действия лицензии на основании решения арбитражного суда - 1.
Меры, принимаемые по результатам федерального государственного контроля качества образования, закреплены в части 9 статьи 93 Закона об образовании.
В отчетный период проведено 20 заседаний Аккредитационной комиссии Рособрнадзора, на которых рассматривались вопросы о приостановлении образовательным организациям действия государственной аккредитации, возобновления действия государственной аккредитации, лишения образовательных организаций государственной аккредитации:
приостановлено действие государственной аккредитации - 14 образовательным организациям;
лишены государственной аккредитации - 3 образовательные организации.
В связи с устранением несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам возобновлено действие государственной аккредитации 15 образовательным организациям.
В 2020 году Рособрнадзором на основании Плана проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведено 6 плановых выездных проверок и 1 плановая документарная проверка. По результатам всех указанных проверок составлены акты и выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью, государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
В соответствии с пунктом 30 Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р, и на основании методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, Рособрнадзором приказом от 27.07.2017 N 1283 были утверждены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора (далее также соответственно - перечни актов, обязательные требования).
В рамках проводимой Рособрнадзором работы по оценке актуальности и полноты перечня актов, а также в связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, Рособрнадзором на постоянной основе осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении Рособрнадзором мероприятий по контролю и надзору, и актуализация указанных перечней актов.
В частности, в 2020 году изданы приказы Рособрнадзора:
от 28.02.2020 N 232 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования";
от 14.07.2020 N 760 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232";
от 10.09.2020 N 902 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232";
от 08.10.2020 N 1013 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования";
от 28.10.2020 N 1064 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования" приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2020 N 790 была утверждена форма для размещения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "30.11.2020"
Во исполнение приказа Минэкономразвития России Рособрнадзором разработаны и утверждены следующие перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора):
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (утвержден 28.12.2020);
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля качества образования (утвержден 28.12.2020);
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции (утвержден 28.12.2020);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату утверждения перечня следует читать как "25.01.2020"
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования (утвержден 24.12.2020) (далее вместе - перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений)).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату утверждения перечня следует читать как "25.01.2021"
В связи с утверждением перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений) приказом Рособрнадзора от 30.12.2020 N 1327 приказы Рособрнадзора, ранее утвердившие перечни актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Рособрнадзором при проведении мероприятий по надзору (контролю), признаны утратившими силу.
В основу формирования перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений) закладывались основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования с целью обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся, информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций.
На официальном сайте Рособрнадзора предусмотрена возможность установления обратной связи с подконтрольными субъектами, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, для сбора предложений и замечаний по размещенным перечням актов. За период январь-декабрь 2020 года указанных предложений и замечаний не поступило.
Типовые нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования и контроля качества образования в 2020 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относились следующие:
при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);
в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданной в организации, не включены родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
педагогические работники организации не проходят в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
в договорах об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования заказчику образовательных услуг предоставлена недостоверная информация;
организация не доводит до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
договоры об оказании платных образовательных услуг не содержат сведений о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы; договоры об оказании платных образовательных услуг содержат недостоверные сведения о виде документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы;
образовательная организация не размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (либо размещает не в полном объеме) необходимую информацию;
на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" пользователю не предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта;
в организации не сформирована конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение должностей научных работников;
Положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы организацией не определены, а также не размещены на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования образовательная организация не обеспечивает освоение факультативных дисциплин;
организацией не актуализированы рабочие учебные планы по основным образовательным программам в части расчета продолжительности обучения и каникул, в которую не должны входить нерабочие праздничные дни;
структура дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации не включает в себя рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия; отсутствуют учебный план, календарный учебный график, формы аттестации, оценочные материалы;
дополнительная общеобразовательная программа не содержит описание организационно-педагогических условий; в составе дополнительной общеобразовательной программы отсутствуют календарный учебный график, рабочие программы компонентов программы, оценочные материалы;
образовательной организацией не разработаны положения о приёмной комиссии, экзаменационных и апелляционных комиссиях, определяющие их полномочия и порядок деятельности;
в образовательной организации отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий порядок оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
в организации для учета выдачи дипломов и дубликатов не ведутся книги регистрации выданных документов об образовании и о квалификации;
в журналы регистрации выдаваемых дипломов и приложений к ним не вносятся серия и номер бланка (серии и номера бланков) приложения к диплому, также в случае получения диплома (дубликата) по доверенности, не вносятся фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому выдан диплом (дубликат), в случае направления диплома (дубликата) через операторов почтовой связи общего пользования, не вносятся дата и номер почтового отправления;
в организации в результате освоения программы у выпускника не в полном объеме формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции;
при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования базовая часть общенаучного цикла, цикл "Практика и научно-исследовательская работа", не формируются установленные федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования компетенции;
дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, не определяют направленность (профиль) программы бакалавриата;
электронная информационно-образовательная среда не обеспечивает доступ обучающихся к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, не фиксирует результаты освоения программы бакалавриата;
квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н;
в организации отсутствуют учебные аудитории для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования;
перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, не включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности.
Кроме того, анализ правоприменительной практики показал, что в рамках федерального государственного надзора в сфере образования и контроля качества образования в 2020 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относится также невнесение (внесение не в полном объеме) в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", оператором которой является Рособрнадзор (далее - ФИС ФРДО) сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.
Совершению указанного нарушения способствует недостаточное правовое регулирование данного вопроса.
Так, законодательством не закреплена ответственность руководителя и (или) учредителя образовательной организации, прекратившей осуществление образовательной деятельности, ликвидированной, и не внесшей соответствующие сведения о выданных документах об образовании в ФИС ФРДО, не передавшей архивы организации в соответствующие органы и организации.
Кроме того, отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специальной меры административной ответственности в отношении органов и организаций за некачественное внесение соответствующей информации в ФИС ФРДО не позволяет воздействовать на организации, систематически нарушающие или игнорирующие порядок и/или сроки внесения соответствующих данных. Вместе с тем количество выявляемых фактов несвоевременного или некачественного внесения данных в ФИС ФРДО растет.
Актуальность введения мер административной ответственности обусловлена переходом к преимущественно электронному формату представления документов об образовании. Контроль за внесением данных в ФИС ФРДО становится приоритетной задачей при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере образования. Включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях специальных мер административного воздействия могло бы стать дополнительным стимулом повышения ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и, наряду с профилактическими мероприятиями Рособрнадзора, способствовало бы снижению нарушений законодательства в части своевременного и полноценного внесения сведений в ФИС ФРДО.
В рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью в 2020 году к наиболее часто встречающимся нарушениям лицензионных требований относились следующие нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966:
отсутствуют разработанные и утвержденные образовательной организацией образовательные программы в соответствии со статьей 12 Закона об образовании;
в штате образовательной организации отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам высшего образования;
образовательная организация не укомплектована печатными и (или) электронными учебными изданиями, предусмотренными рабочими программами дисциплин основной профессиональной программы высшего образования и необходимыми для реализации основной образовательной программы высшего образования;
в образовательной организации отсутствуют научные работники, которые в соответствии с частью 3 статьи 50 Закона об образовании обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
в образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями статьи 79 Закона об образовании.
В рамках государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, выявлены нарушения в части исполнения требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161, а именно:
организацией не определены условия присутствия в соответствии с законодательством Российской Федерации детей на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения;
в организации отсутствуют материалы и сведения об ознакомлении работников, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для детей, с положениями законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, с Положением об использовании сети "Интернет" в образовательной организации.
В ходе проверок, осуществленных в 2020 году в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выявлены следующие нарушения обязательных требований, установленных федеральными нормативными правовыми актами:
1. в части осуществления федерального государственного надзора в сфере образования:
осуществление оценки профессиональной деятельности педагогических работников на основании показателей, не установленных нормативным правовым актом (пункты 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России 07.04.2014 N 276);
несвоевременное размещение на официальном сайте ОИВ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, предусмотренной пунктом 16 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2014 N 1400, пунктом 33 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 190/1512;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 1400 следует читать как "26.12.2013"
2. в части осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления ОИВ переданных полномочия Российской Федерации в сфере образования и полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях:
проверка при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не указанных в приказе о проведении проверки (пункт 1, подпункт 5.1 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ);
отсутствие в форме заявления об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта сведений, предусмотренных пунктом 3 Правил аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636;
отсутствие в закрытой части реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, сведений в части: наименования субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания эксперты, наличия формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотренных подпунктами "а", "в" пункта 29.1 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 N 556);
недостоверность информации, внесенной в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" (пункт 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 797);
участие в проведении аккредитационной экспертизы в отношении программ экспертов, не аккредитованных по укрупненным группам профессий и специальностей среднего профессионального образования, заявленным для государственной аккредитации образовательных программ (пункт 27 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1039);
отсутствие полноты внесенных в государственную информационную систему государственного надзора в сфере образования сведений и установленной информации (пункт 13, 15 Правил формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 719).
Основным фактором наличия вышеуказанных нарушений в деятельности ОИВ, является ошибочное толкование действующих нормативных правовых актов. В этой связи целесообразно продолжение практики ежегодного проведения всероссийских совещаний с ОИВ по вопросам обобщения результатов контрольно-надзорной деятельностью и анализа правоприменительной практики, позволяющих должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации учесть проблемные вопросы в деятельности ОИВ.
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора, в 2020 году Рособрнадзором осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2020 год, утвержденной приказом Рособрнадзора от 06.04.2020 N 490 (далее - Программа профилактики).
Целью Программы профилактики являются:
повышение прозрачности осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на повышение качества образования комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности Рособрнадзора;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований; формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Задачами Программы профилактики являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
внедрение в деятельность Рособрнадзора информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики, в том числе на базе "личных кабинетов" подконтрольных субъектов;
совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Рособрнадзором мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
В 2020 году в рамках реализации Программы профилактики Рособрнадзором осуществлена следующая работа.
Проведена оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора. В связи с изданием и вступлением в силу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, в указанные перечни внесены соответствующие изменения.
Осуществлены обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Рособрнадзоре.
На официальном сайте Рособрнадзора размещены:
актуализированные наборы открытых данных "Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с перечнем образовательных организаций, в отношении которых были проведены проверки, и выявленными нарушениями (ежемесячно);
информация о принятых по результатам проведенных проверок мерах (регулярно);
презентация "Обеспечение прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (результаты контрольно-надзорной деятельности 2018-2019 гг.)";
руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год);
актуализированная инструкция по заполнению шаблонов для внесения сведений о документах об образовании, квалификации и документах об обучении в ФИС ФРДО, а также информация о проведенной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации сверке данных о количестве выпускников образовательных организаций высшего образования за 2019 год, представленных Минобрнауки России по результатам статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций (ВПО-1), и сведений, имеющихся в распоряжении Рособрнадзора в ФИС ФРДО, причинах расхождения представленных данных и принятии необходимых мер по их уточнению;
комментарии об изменении обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю, о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, а именно:
- об изменениях, внесенных в Закон об образовании в части расширения определения понятия "воспитание", а также в части установления требований к реализации образовательных программ и к проведению государственной итоговой аттестации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС;
- об изменениях, внесенных в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся иностранных граждан и лиц без гражданства;
- об издании новых порядков приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также об особенностях приема на обучение на 2020/21 учебный год по образовательным программам среднего профессионального образования, по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры;
- об издании новых нормативных правовых актов "О практической подготовке обучающихся" и "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" и внесении в связи с этим изменений в порядки организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
- об издании новых порядков организации и осуществления образовательной деятельности: по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, по программам ассистентуры-стажировки, включающего в себя порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ассистентуры-стажировки, по основным программам профессионального обучения;
- об утверждении порядков проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования;
- о внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, об издании федерального перечня учебников, об изменении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования;
- о внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации и др.
На официальном сайте Рособрнадзора была также размещена информация с комментариями об издании административных регламентов осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью и Блок-схемы последовательности действий к ним.
В адреса организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направлены информационные письма руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаева "О подготовке образовательных организаций к приемной кампании 2021/2022 учебного года" и "О необходимости своевременного размещения обязательной информации на сайте образовательной организации высшего образования в срок до 1 ноября 2020 года".
Подконтрольные субъекты также проинформированы об издании новых нормативных правовых актов, регламентирующих сферу образования, вступающих в силу в 2021 году:
постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1490 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1681 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";
приказов Минпросвещения России, утвердивших порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В общей сложности, на официальном сайте Рособрнадзора в 2020 году было размещено около 60 информационных, инструктивных, статистических и аналитических материалов, затрагивающих сферу образования в Российской Федерации.
Еще одним элементом профилактической работы, проводимой Рособрнадзором, является направление в Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минсельхоз России и Минздрав России информации о результатах проведенных Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий и принятых мерах в отношении подведомственных данным ведомствам образовательных организаций для рассмотрения на заседаниях аттестационных комиссий по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации.
Федеральный закон N 294-ФЗ обязывает органы государственного контроля (надзора) при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, объявлять такому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В 2020 году образовательным организациям, филиалам образовательных организаций Рособрнадзора было объявлено 88 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, касающихся, в основном, соблюдения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования".
В 2020 году представители Рособрнадзора приняли участие в инструктивно-методическом занятии по теме: "Организация воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в организациях, подведомственных Минобрнауки России, с использованием дистанционных информационных технологий", организованном Минобрнауки России, на котором были затронуты вопросы соблюдения прав обучающихся при предоставлении отсрочки от прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В 2020 году была также продолжена работа по обеспечению функционирования персонифицированных личных кабинетов образовательных организаций и их учредителей, консолидирующих сведения о самой образовательной организации, данные о лицензии на осуществление образовательной деятельности, о государственной аккредитации образовательной деятельности, о проведенных в отношении образовательной организации контрольно-надзорных мероприятиях, сведения о действующем нормативно-правовом регулировании в сфере образования и контрольной (надзорной) деятельности, об имеющихся у образовательной организации штрафах и платежах.
Руководитель Федеральной службы |
А.А. Музаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за 2020 год (утв. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 6 мая 2021 г.)
Текст обзора опубликован не был