Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу разъяснения природоохранного законодательства и сообщает следующее.
С 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.
При этом ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 89-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
Вместе с тем, согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Вместе с этим, порядок утверждения нормативов выбросов определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (далее - Положение), и Административным регламентом Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414.
Согласно п. 8 Положения, разработка нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных веществ (в отношении действующих объектов).
По вопросу юридического основания на получение разрешительной документации на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников подрядной организации сообщаю, что вопросы хозяйственно-договорных отношений к полномочиям Росприроднадзора не относятся.
В соответствии с пунктом 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей, в том числе на период строительства, определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций.
В связи с тем, что постановка на государственный учет строящихся объектов не предусмотрена (только после их ввода в эксплуатацию), требования в части сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов и лимитов на их размещение будут применяться в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет после ввода в эксплуатацию согласно положениям статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ.
Дополнительно Росприроднадзор сообщает, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами, на осуществление выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий.
Заместитель Руководителя |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 февраля 2019 г. N АА-10-02-32/5738 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был