В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района от 25.04.2016 года N 302 "О бюджетном процессе в Чамзинском муниципальном районе", Администрация Чамзинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в Информационном бюллетене Чамзинского муниципального района.
И.о. главы Чамзинского муниципального района |
А.Ю. Тюрякин |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
(утв. постановлением Администрации Чамзинского муниципального района от 23 октября 2020 г. 2020 г. N 721)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации с учетом сложившихся на фоне ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции экономических условий и принятия мер по устранению ее последствий. Основные направления бюджетной и налоговой политики являются основой при составлении проекта Решения Совета депутатов Чамзинского муниципального района "О бюджете Чамзинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Основные направления бюджетной политики Чамзинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
В 2020 году меры по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции привели к снижению деловой активности и, как следствие, к снижению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
В таких сложных экономических условиях основными ориентирами и приоритетами бюджетной политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (далее - район) остаются сохранение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы района, обеспечение достижения поставленных Президентом Российской Федерации Указом от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальных целей развития страны, включая ускорение темпов экономического роста, повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности здравоохранения и образования, создание современной инфраструктуры.
Основными задачами бюджетной политики на среднесрочный период являются:
1) обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости районного бюджета в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, и падения собственных доходов;
2) концентрация финансовых ресурсов на достижении целей, показателей и результатов региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов федеральных проектов.
Главным инструментом в достижении стратегических задач, поставленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", должны стать скорректированные муниципальные программы Чамзинского муниципального района Республики Мордовия с учетом интеграции в них национальных, федеральных и региональных проектов, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения.
В целях организации эффективной системы мониторинга реализации региональных проектов необходимо обеспечить учет бюджетных ассигнований на их реализацию по отдельным кодам бюджетной классификации, а также увязку направлений расходов районного бюджета с результатами региональных проектов, позволяющую осуществить контроль за использованием бюджетных средств на реализацию региональных проектов;
3) повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение неэффективных расходов за счет реализации следующих мероприятий:
неустановление расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
повышение качества оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) за счет проведения оптимизации структуры сети и штатной численности муниципальных учреждений района на основе сокращения невостребованных муниципальных услуг (работ), перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга, централизации закупочной деятельности;
привлечение к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению, организаций негосударственного сектора экономики;
поддержание оптимальных объемов и структуры расходов на реализацию функций и полномочий органов местного самоуправления района, стимулирование их к поиску внутренних резервов и оптимизации бюджетных расходов, исключение дублирования функций и полномочий;
неувеличение штатной численности работников аппарата органов местного самоуправления района, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
соблюдение норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления района, установленного Правительством Республики Мордовия;
совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в том числе путем:
- планирования закупок для обеспечения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в неразрывной связи с бюджетным процессом;
- централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков района в отношении закупок, осуществляемых конкурентными способами, начальная (максимальная) цена которых превышает 100 тыс. рублей, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
- расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
- построения эффективной системы осуществления контроля за исполнением муниципальных контрактов, в том числе полноты и качества удовлетворения муниципальных нужд района;
- повышение эффективности работы с муниципальным имуществом Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в целях оптимизации расходов на содержание муниципального имущества Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, а именно:
- проведение мероприятий по изъятию, продаже или сдаче в аренду в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества района, а также по постановке на учет неучтенных объектов района, выявленных после проведения инвентаризации;
- проведение приватизации муниципального имущества района в соответствии с прогнозным планом;
- высвобождение неэффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач;
- недопущение роста кредиторской и дебиторской задолженности и принятие мер по их ликвидации;
- развитие и совершенствование системы финансового контроля путем:
- стандартизации контрольной деятельности в соответствии с федеральными стандартами внутреннего государственного финансового контроля, предусматривающую единые принципы контрольной деятельности, правила планирования контрольных мероприятий, оформления и реализации их результатов;
- усиления контроля за соблюдением требований к обоснованию муниципальных закупок, правил нормирования, обоснования начальной максимальной цены контракта и за исполнением контрактов;
- ориентации муниципального финансового контроля на оценку эффективности муниципальных ресурсов, переход с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами их использования;
- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового аудита, контроля за деятельностью муниципальных учреждений района;
- повышение качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств районного бюджета;
- создание условий для развития конкуренции за счет развития инструментов финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, развития государственно-частного партнерства;
- проведение работы по оптимизации бюджетных расходов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения частных инвесторов;
- приоритетное финансирование мероприятий, связанных с завершением строительства (реконструкции) объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, строящихся с привлечением средств федерального бюджета и за счет внебюджетных источников, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N 1268 "Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения";
4) повышение эффективности межбюджетных отношений, основными направлениями которой являются:
содействие в обеспечении сбалансированности бюджетов муниципальных образований, расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления поселений, создание стимула для дальнейшего наращивания налогового потенциала, сокращение неэффективных расходов и снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;
повышение эффективности предоставления и использования целевых межбюджетных трансфертов;
реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства;
вовлечение граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;
продолжение реализации мероприятий по сокращению муниципального долга.
Повышение эффективности использования муниципальными образованиями в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия целевых межбюджетных трансфертов из районного бюджета необходимо обеспечить за счет осуществления мероприятий по:
Повышению результативности расходования полученных из районного бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижению целей их предоставления;
повышению финансовой дисциплины муниципальных образований посредством применения мер финансовой ответственности муниципальных образований за несоблюдение условий предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
5) обеспечение прозрачности и открытости районного бюджета и бюджетного процесса для общества.
Для достижения максимальной открытости и прозрачности бюджета Республики Мордовия необходимо продолжить реализацию следующих мероприятий:
проведение публичных слушаний по проектам районного бюджета и годового отчета об исполнении районного бюджета;
формирование электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан" к районному бюджету в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме;
размещение информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);
размещение годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
проведение мероприятий, направленных на повышение бюджетной и финансовой грамотности населения.
Основные направления налоговой политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Налоговая политика Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в предстоящий трёхлетний период должна быть увязана с обеспечением восстановительного роста и развития экономики, увеличением поступлений налоговых и неналоговых доходов Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
С этой целью необходимо реализовать следующие мероприятия:
продолжить практику по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем повышения качества администрирования доходных источников бюджета Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию "теневой" заработной платы;
продолжить работу по сокращению недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, в том числе за счет усиления претензионно-исковой работы с неплательщиками, а также в рамках работы Межведомственной комиссии по сокращению задолженности;
продолжить адресную работу с налогоплательщиками, осуществление взаимодействия с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия в мероприятиях по обеспечению погашения налогоплательщиками задолженности по налогам и сборам, повышению налоговой культуры налогоплательщиков;
продолжить взаимодействие органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов государственной власти в соответствии с Программой оздоровления муниципальных финансов Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и муниципальных финансов сельских поселений Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2019 - 2024 годы (планом мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Чамзинского муниципального района Республики Мордовия), утвержденной распоряжением Администрации Чамзинского муниципального района от 30.01.2017 года N 14;
продолжить инвентаризацию на территории Чамзинского муниципального района Республики Мордовия недвижимого имущества с целью вовлечения в оборот незарегистрированного недвижимого имущества, работа с населением в части регистрации права собственности на недвижимое имущество и земельные участки, оформление невостребованных земельных долей;
осуществлять мониторинг изменения федерального законодательства в части налогообложения и при необходимости своевременно приводить в соответствие муниципальные правовые акты.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году реализован ряд мер государственной поддержки на федеральном уровне: налоговые меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих деятельность в пострадавших отраслях, утвержденные Правительством Российской Федерации, в частности, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей); установление правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, не только для организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в пострадавших отраслях, но и для стратегических, системообразующих и градообразующих организаций; списание налоговых платежей и страховых взносов (кроме НДС) за второй квартал 2020 года;
оказание финансовой помощи из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов, что положительно сказалось на исполнении принятых обязательств.
В качестве региональных мер поддержки отраслей экономики в Республике Мордовия приняты изменения в Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З "О налоге на имущество организаций" в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия и муниципальной собственности муниципальных образований; в Закон Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. N 46-З "О транспортном налоге" в части освобождения от уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении за второй и третий кварталы 2020 года.
На муниципальном уровне в качестве мер поддержки отраслей экономики в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия решением Совета депутатов Чамзинского муниципального района от 28.04.2020 года N 263 приняты меры поддержки арендаторов имущества муниципальной казны в период распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с неприменением с 1 января 2021 г. системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ) (далее - ЕНВД) в 2021 году ожидается переход части индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения и как следствие увеличение налоговых поступлений по данному специальному налоговому режиму. Правительством Российской Федерации одобрен законопроект "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за счет включения в него тех видов, по которым сейчас применяется ЕНВД. Также предлагается предоставить налогоплательщикам право уменьшать сумму налога по патентной системе налогообложения на уплаченные страховые взносы по аналогии с ЕНВД. Это позволит обеспечить максимально комфортный переход индивидуальных предпринимателей с системы налогообложения в виде ЕНВД на патентную систему налогообложения. После вступления в силу вышеуказанного проекта федерального закона региональное законодательство в части применения патентной системы налогообложения на территории Республики Мордовия необходимо привести в соответствие требованиям федерального закона.
В целях увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, обеспечения сбалансированности местных бюджетов, а также компенсации выпадающих доходов бюджетам муниципальных образований в связи с отменой с 1 января 2021 г. положений главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Республике Мордовия принят ряд существенных изменений регионального законодательства, а именно:
Законом Республики Мордовия от 19 мая 2020 г. N 21-З на территории Республики Мордовия введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
Законом Республики Мордовия от 18 августа 2020 г. N 56-З предусмотрена передача в бюджеты муниципальных районов (городского округа) суммы налога на профессиональный доход, поступившей в республиканский бюджет с территорий соответствующих муниципальных районов (городского округа) в форме иного межбюджетного трансферта в целях стимулирования применения на территориях муниципальных образований специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (предоставляется по итогам квартала);
Законом Республики Мордовия от 18 июня 2020 г. N 41-З установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городского округа) в размере 15 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет. Дополнительные поступления станут стимулом для социально-экономического развития территорий муниципальных образований, развития малого и среднего предпринимательства.
Отдельным направлением налоговой политики является продолжение проведения в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, ежегодной оценки эффективности использования налоговых расходов (налоговых льгот), установленных решениями представительных органов муниципальных образований.
По результатам рассмотрения оценки кураторам налоговых расходов Чамзинского муниципального района Республики Мордовия необходимо осуществить пересмотр (уточнение, отмену) категорий налоговых преференций, которые являются невостребованными либо признанные неэффективными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 23 октября 2020 г. N 721 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Вступает в силу с 1 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Информационный бюллетень Чамзинского муниципального района" от 1 февраля 2021 г. N 3