Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2020 г. N 3а-645/2020
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2021 г. N 66а-620/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боликова Николая Николаевича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим абзаца третьего пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774,
установил:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 19 марта 2020 года принято постановление N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года, N 24, ст. 0673.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 года N 687 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 15 августа 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 21 августа 2020 года, N 62, ст. 1564, вступило в силу с 17 августа 2020 года (пункт 3).
В настоящее время постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 действует также с учетом изменений, внесенных в него постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан 2 сентября 2020 года N 774, от 18 сентября 2020 года N 847, от 29 октября 2020 года N 970, от 5 ноября 2020 года N 995, опубликованными на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru соответственно 2 сентября 2020 года, 19 сентября 2020 года, 29 октября 2020 года, 5 ноября 2020 года.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 установлен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан.
Оспариваемым постановлением в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774 установлены, помимо прочих, следующие ограничения:
запрет до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки с 12 мая 2020 года входа и нахождения граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) (абзац третий пункта 4).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2020 года N 970 приведенный абзац третий пункта 4 после слов "включая такси," дополнен словами "а также в иных местах, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом",".
Боликов Н.Н. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774 (ошибочно называя его абзацем вторым пункта 4), ссылаясь на его принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
По мнению административного истца, указанный нормативный правовой акт в оспариваемой им части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы Боликова Н.Н., поскольку в абзаце третьем пункта 4 устанавливает ограничения, которые ранее никогда не применялись в качестве противоэпидемических мероприятий, являются бесполезными с точки зрения многих врачей, не учитывают медицинские противопоказания, имеющиеся у данного гражданина.
В судебном заседании Боликов Н.Н. административный иск поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Слепнева Э.И., Стрюкова Т.А. административный иск не признали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Специальным федеральным законом, содержащим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территории от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данным Федеральным законом устанавливаются полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, принимают нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 N 206, от 2 апреля 2020 года N 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить соответствующую территорию в границах субъекта Российской Федерации, на которую предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на этой территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (с учетом предусмотренных указами исключений); установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим повышенной готовности, установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования. Кабинету Министров Республики Татарстан предписано обеспечить принятие мер по предотвращению завоза и распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца об установлении в абзаце третьем пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 ограничений, не обусловленных предотвращением угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), суд приходит к следующему.
Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7, от 30 марта 2020 года N 9 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано принять меры по введению режима повышенной готовности, введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции; обеспечить контроль за обязательным использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) персоналом транспортно-пересадочных узлов, транспортных средств и других мест с массовым пребыванием людей. На граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Главным санитарным врачом Республики Татарстан в зависимости от складывающейся в регионе санитарно-эпидемиологической ситуации в адрес Премьер-министра Республики Татарстан Песошина А.В. направлялись предложения о введении ограничительных мероприятий на территории Республики Татарстан.
Так, письмом от 17 апреля 2020 года N 06/10435 главным санитарным врачом Республики Татарстан предложено Кабинету Министров Республики Татарстан принять решение о введении на территории Республики Татарстан ограничительного мероприятия: запретить вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли (продовольственной и непродовольственной), оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски либо респираторы).
Более того, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах (пункт 1).
Следовательно, вопреки доводам административного истца предусмотренные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774 ограничительные и иные мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности, перечисленные в абзаце третьем пункта 4 указанного постановления, нельзя признать чрезмерными или необоснованными.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774 в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав Боликова Н.Н.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Боликова Николая Николаевича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим абзаца третьего пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции", в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2020 N 687, от 2 сентября 2020 года N 774 отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 ноября 2020 г. N 3а-645/2020
Текст решения опубликован не был
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 27 января 2021 г.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2021 г. N 66а-620/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения