Свод правил СП 487.1325800.2020
"Гидроаэродромы. Правила проектирования"
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 декабря 2020 г. N 803/пр)
Water aerodromes. Rules of design
Дата введения - 18 июня 2021 г.
Введен впервые
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений с 18 июня 2021 г.
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Кроме того, применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение федеральных законов от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 882 "Об утверждении Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов".
Свод правил разработан авторским коллективом: ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - д-р техн. наук Л.А. Андреева, И.П. Потапов, И.В. Музыкин, А.О. Иванова), АО "НТК "АЭРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" (руководитель темы - канд. техн. наук В.Н. Вторушин, канд. эконом. наук И.Г. Лобов, канд. техн. наук Д.А. Смирнов, А.Е. Григорьев, Е.П. Жаров).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию и распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения гидроаэродромов гражданской авиации.
1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование аэродромных покрытий (элементов аэродромов), находящихся на береговой части гидроаэродрома, здания и сооружения береговой части гидроаэродромов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия
ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения
ГОСТ IEC 61140-2012 Защита от поражения электрическим током. Общие положения безопасности установок и оборудования
ГОСТ Р 50571.5.54-2013/МЭК 60364-5-54:2011 Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрооборудования. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов
ГОСТ Р 50571.22-2000 (МЭК 60364-7-707-84) Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации
СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования
СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" (с изменением N 1)
СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)
СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменением N 1)
СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" (с изменениями N 1, N 2)
СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" (с изменением N 1)
СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (с изменением N 1)
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)
СП 76.13330.2016 "СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства"
СП 80.13330.2016 "СНиП 3.07.01-85 Гидротехнические сооружения речные"
СП 89.13330.2016 "СНиП II-35-76 Котельные установки"
СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 121.13330.2019 "СНиП 32-03-96 Аэродромы"
СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" (с изменением N 1)
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 277.1325800.2016 Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования
СП 287.1325800.2016 Сооружения морские причальные. Правила проектирования и строительства
СП 438.1325800.2019 Инженерные изыскания при планировке территорий. Общие требования
СП 446.1325800.2019 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ
СП 478.1325800.2019 Здания и комплексы аэровокзальные. Правила проектирования
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акватория гидроаэродрома: Водный участок, на котором выполняются операции взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания гидросамолетов на плаву.
3.2 гидроаэродром: Участок акватории и участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
3.3 гидроспуск: Сооружение, предназначенное для подъема гидросамолетов из воды и спуска их на воду выруливанием на собственных двигателях, с использованием подъемно-спусковой лебедки, вспомогательных плавучих средств или буксировкой тягачом.
3.4 контрольная точка гидроаэродрома; КТГа: Точка, определяющая географическое местоположение гидроаэродрома.
3.5 летная полоса (здесь): Часть акватории, предназначенная для взлета и посадки гидросамолетов.
3.6
посадочная площадка; ПП: Участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. |
3.7 летный бассейн: Часть акватории, включающая в себя летную полосу и участки маневрирования.
3.8 район гидроаэродрома: Часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения полетов, а также расположенный под ней участок водной и земной поверхности.
3.9
свободная зона; СЗ: Находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты воздушным судном до установленного значения. [11, приложение 1] |
3.10 территория служебно-технической застройки: Участок суши, на котором размещают здания и сооружения, необходимые для обслуживания гидросамолетов.
Примечание - Если гидроаэродром предназначен для пассажирских перевозок и, следовательно, становится гидроаэропортом, то на территории служебно-технической застройки размещают здания и сооружения для обслуживания пассажиров.
4 Общие положения
4.1 Использование водных объектов для размещения гидроаэродромов регламентируется [3, статья 43], [4, статья 47], [7], [8], [10, раздел IV].
4.2 Схемы планировочных организаций земельных участков морских, озерных и речных гидроаэродромов и их элементов представлены в приложении А (рисунки А.1, А.2).
4.3 При выборе акватории гидроаэродромов учитывают требования, указанные в 4.3.1-4.3.3:
4.3.1 Для морских гидроаэродромов выбирают участки, защищенные от ветровых волн и зыби (естественные бухты) с береговой полосой, не подверженной затоплению при приливах и размыву, а также не создающей препятствий для взлета и посадки.
4.3.2 Для гидроаэродромов в замкнутых системах (озерах, прудах, искусственных водоемах) с береговой полосой, не подверженной затоплению при паводках, при спуске плотин, следует обращать внимание на наличие:
а) гнездовых колоний птиц в прибрежной зоне, охранный статус места расположения колоний (заповедник, заказник);
б) деревьев и пней, оставшихся после затопления искусственного водоема;
в) жесткой растительности у берегов (камыш, тростник, рогоз).
4.3.3 Для гидроаэродромов на реках выбирают акватории на излучинах или слияниях, где может быть размещено не менее двух летных полос, расположенных с учетом господствующих ветров. Скорость течения воды в реке, в которой располагается гидроаэродром, должна быть не более 3 м/с.
4.3.3.1 Акватории на реках должны:
- иметь фарватеры для движения плавсредств, обслуживающих гидросамолеты, а в случаях пересечения акватории водными трассами - фарватеры для соответствующих судов;
- располагать рабочий бассейн на удалении не менее двух размахов крыла гидросамолета от фарватера реки;
- располагаться в непосредственной близости к береговой полосе.
4.3.3.2 Кроме того, в акватории гидроаэродромов не должно быть:
- наносных участков замеления;
- заброшенных элементов промышленного использования (паромные переправы, мачты линий электропередачи, затопленный лес);
- остатков лесосплава;
- интенсивного движения судов;
- банок, камней, рифов, отмелей с пляжами;
- естественных и искусственных препятствий на прилегающей местности, затрудняющих взлет и заход на посадку;
- мест постоянного гнездовья водоплавающих птиц.
4.4 При выборе площадки размещения и проектирования гидроаэродрома устанавливается приаэродромная территория с выделением подзон. Установление приаэродромной территории и выделение на приаэродромной территории подзон выполняются в соответствии с [9].
4.4.1 На гидроаэродромах устанавливают полосы воздушных подходов, включающие в себя воздушное пространство, в установленных границах примыкающее к торцам летной полосы (ЛП), и воздушное пространство над поверхностями ограничения препятствий, установленными для гидроаэродрома в соответствии с [11].
4.5 Исходными данными для размещения и проектирования гидроаэродромов являются техническое задание, а также следующие сведения о естественных условиях и застройке участка строительства:
а) топографические (план участка строительства с горизонталями и привязкой существующих зданий и сооружений различного назначения);
б) гидрографические (план промеров глубин акватории с построением изобат, сведения о морских свалках грунта и затопленных объектах);
в) гидро- и метеорологические (режимные характеристики ветра, волнения, течения и уровней воды, сведения о ледовом режиме, заносимости или размыве в районе расположения проектируемого сооружения и примыкающих водных бассейнов, степень агрессивности среды, климатические данные);
г) биологические, характеризующие отсутствие или наличие древоточцев различных видов, степень интенсивности их деятельности, сохранность и гниение древесины на различных уровнях, наличие или отсутствие мест захоронения продуктов деятельности человека (полигонов коммунальных отходов), скотомогильников и наличие биологических объектов;
д) геологические и гидрогеологические (геологические профили, физико-механические характеристики грунтов основания и засыпки, сведения о грунтовых водах и их агрессивности);
е) данные о сейсмичности (с учетом сейсмического микрорайонирования), а также карстовых, оползневых и просадочных явлениях на участке строительства.
5 Классификация гидроаэродромов
5.1 При классификации гидроаэродромов применяют следующие классификационные признаки:
- длина ЛП;
- вид водоема размещения;
- время действия;
- степень оснащенности радиотехническими средствами;
- степень обозначения на поверхности.
5.2 Класс гидроаэродрома определяется классом ЛП.
Класс ЛП определяется длиной ЛП в стандартных условиях, приведенной в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Длина летной полосы в стандартных условиях
Показатель |
Класс ЛП |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
Минимальная длина ЛП в стандартных условиях, м |
3500 |
2900 |
2100 |
1600 |
1300 |
Менее 1000 |
Примечание - Стандартные условия характеризуются сочетанием следующих условий: стандартные атмосферные условия (температура воздуха 15°С, атмосферное давление 101 325 Па, относительная влажность воздуха 0%), нулевое превышение над уровнем моря, отсутствие ветра. |
5.3 Гидроаэродромы классифицируются по виду водоема размещения:
- морские;
- озерные;
- речные.
5.4 Гидроаэродромы классифицируются по времени действия:
- на постоянно действующие с капитальными сооружениями и стационарным оборудованием;
- временные без сооружений или с сооружениями временного (переносного) типа, предназначенные для периодического базирования воздушных судов (ВС).
5.5 Гидроаэродромы классифицируются по степени оснащенности радиотехническими средствами:
- с оборудованной летной полосой, обеспечивающие заходы ВС на посадку по приборам;
- с необорудованной летной полосой, обеспечивающие только визуальные заходы ВС на посадку.
5.6 Гидроаэродромы классифицируются по степени обозначения на поверхности:
- обозначенные маркерными знаками или светосигнальным оборудованием, расположенным на акватории и (или) на прибрежной зоне территории;
- не обозначенные маркерными знаками или светосигнальным оборудованием.
6 Общие требования к проектированию гидроаэродромов
6.1 Планировочные решения гидроаэродромов и их элементов представлены в приложении А (рисунки А.1, А.2).
6.2 Размеры акватории гидроаэродрома в границах летного бассейна по отметкам минимальной допустимой глубины (приложение А, рисунок А.3), позволяющей безопасно эксплуатировать ВС на данном гидроаэродроме, принимают с учетом:
- длины с учетом маневрирования и обеспечения взлета ВС с одним отказавшим двигателем, а также необходимого расстояния от отметки минимальной допустимой глубины;
- ширины с учетом обеспечения взлета и посадки одиночного ВС, полосы руления, якорных стоянок.
Размеры акватории в зависимости от класса гидроаэродрома приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Размеры акватории в зависимости от класса гидроаэродрома
Размеры акватории |
Классы гидроаэродромов |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
Длина, м, не менее |
3800 |
3100 |
2300 |
1800 |
1500 |
1100 |
Ширина, м |
400-750 |
250-700 |
200-400 |
150-200 |
100-150 |
Менее 100 |
Глубина, м, не менее |
3,5 |
2,6 |
2,0 |
1,8 |
1,5 |
1,5 |
6.2.1 Длина ЛП гидроаэродрома должна обеспечивать безопасность взлета, посадки и руления гидросамолетов и определяется в соответствии с техническими характеристиками расчетных типов ВС. Расчет длины ЛП выполняют в соответствии с приложением Б.
Концевые участки маневрирования (разворотов) должны иметь диаметр, равный не менее чем двум размахам крыла гидросамолета.
6.2.2 Ширина ЛП гидроаэродрома должна быть не менее трех размахов крыла гидросамолета и обеспечивать взлет и посадку одиночного ВС с учетом бокового ветра.
Минимальная ширина необорудованной летной полосы должна быть, м, не менее:
200 - для гидроаэродромов класса А;
150 - для гидроаэродромов класса Б;
120 - для гидроаэродромов класса В;
100 - для гидроаэродромов классов Г и Д;
менее 100 - для гидроаэродромов класса Е.
Ширина оборудованной ЛП для гидроаэродрома должна быть не менее 200 м.
В случае если течение в пределах ЛП не превышает 1,25 м/с в направлении взлета и посадки, и боковая составляющая течения в любой точке летной полосы не превышает 0,5 м/с, минимальная ширина ЛП может быть уменьшена на 30 м.
6.2.3 Минимальная глубина акватории в пределах летного бассейна устанавливается из условий обеспечения безопасности движения ВС с учетом осадки ВС при максимальном ветре и максимальной ветровой волне, которая определяется по СП 277.1325800.2016.
Глубина акватории в пределах летного бассейна при низком уровне воды с учетом осадки ВС при максимальном весе и максимальной ветровой волне при движении ВС с убранными шасси должна быть не менее указанной в таблице 6.1.
Минимальную глубину летного бассейна в пределах ЛП для конкретного ВС рассчитывают в соответствии с приложением В.
6.2.4 Ширину полосы руления, м, рассчитывают из условия двустороннего движения воздушных судов и принимают в зависимости от класса гидроаэродрома:
- не менее 160 - для гидроаэродромов класса А;
- не менее 100 - для гидроаэродромов класса Б;
- не менее 80 - для гидроаэродромов класса В;
- не менее 50 - для гидроаэродромов классов Г и Д;
- менее 50 - для гидроаэродромов класса Е.
Минимально допустимый разрыв между направлениями двустороннего движения ВС составляет 20 м.
6.2.5 Глубина полосы руления должна соответствовать требованиям 6.2.3 для акватории в пределах летного бассейна.
6.2.6 Минимальное расстояние летного бассейна от отметки минимальной допустимой глубины должно быть не менее 100 м.
6.3 В акватории гидроаэродрома предусматриваются:
- якорные стоянки;
- причалы для гидросамолетов и катеров различного назначения;
- гидроспуски.
6.4 В зависимости от назначения и класса гидроаэродрома требования к физическим характеристикам берегового участка, его рельефу, несущей способности искусственных покрытий, поверхностям ограничения препятствий, размещению пунктов управления воздушным движением, средствам связи и радиосветотехнического обеспечения (оборудования), метеорологическому оборудованию, электроснабжению и электрооборудованию, поисково-спасательным и аварийно-спасательным средствам, в части, не противоречащей настоящему своду правил, принимают в соответствии с [11].
6.5 Акваторию гидроаэродромов выбирают с учетом размещения плавсредств в соответствии с приложением Г.
6.6 Оградительные сооружения защиты от волн плавучих причалов, якорных стоянок или гидроспусков устраиваются в том случае, когда в основные периоды выполнения полетов высота волн в акватории у сооружений превышает допустимую высоту, приведенную в таблице 6.2. и проектируются в соответствии с СП 277.1325800.2016
Таблица 6.2 - Допустимая высота волн, м
Место замера высоты волн |
Классы гидроаэродромов |
|||
А |
Б |
В |
Г, Д, Е |
|
У гидроспусков |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
У причалов для ВС: |
|
|
|
|
- на неподвижных опорах и на понтонах, примыкающих к берегу |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
- плавучих, не связанных с берегом |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,3 |
У якорных стоянок |
2,5 |
1,5 |
1,0 |
0,5 |
Площадь огражденных участков должна быть достаточной для размещения и технического обслуживания ВС. Количество ВС определяется заданием на проектирование или прогнозом интенсивности движения ВС. При определении площади ограждаемых участков акватории в качестве расчетного случая следует принимать подход ВС к сооружениям методом буксировки.
Вход в огражденную часть акватории проектируется так, чтобы ось входа по возможности совпадала с направлением господствующих ветров или не отклонялась бы от него более чем на 60°. Ширина входа должна быть не менее трех размахов крыла гидросамолета.
6.7 Ветровую загрузку гидроаэродромов следует принимать в соответствии с СП 121.13330.2019.
6.8 Маркировка гидроаэродромов проектируется в соответствии с [10, раздел IV] и должна обозначать:
- границы акватории гидроаэродрома;
- приближение к ЛП;
- начало и конец ЛП;
- боковые границы ЛП;
- зоны приводнения;
- боковые границы полос руления.
Планировочные решения дневной маркировки представлены в приложении Д (рисунки Д.1-Д.3).
В качестве маркировочных знаков следует применять буи или специальные маркеры:
- для гидроаэродромов классов А, Б и В конструкция буев и специальных маркеров должна соответствовать ГОСТ 26600;
- для гидроаэродромов классов Г, Д и Е конструкция буев и специальных маркеров должна соответствовать приложению Е (рисунок Е.1).
6.9 При проектировании следует предусматривать комплектование гидроаэродромов орнитологическим оборудованием. На гидроаэродромах должны быть предусмотрены стационарные и подвижные средства отпугивания птиц.
6.10 Для осуществления охраны периметра береговой части гидроаэродрома проектируются ограждение и контрольно-пропускные пункты (КПП).
Ограждение периметра береговой части гидроаэродрома и его оснащение средствами охраны зависят от категории транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), устанавливаемой в соответствии с [6], и класса объекта по СП 132.13330.
6.11 Территория береговой части гидроаэродрома, отнесенного по транспортной безопасности к 1-й, 2-й или 3-й категориям ОТИ, и его особо важных объектов, должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2,13 м.
Поверх ограждения гидроаэродромов, отнесенных по транспортной безопасности к 1-й, 2-й или 3-й категориям ОТИ, устанавливают металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку.
Для гидроаэродрома, отнесенного по транспортной безопасности к 4-й или 5-й категории ОТИ, расположение, высота и оборудование ограждения территории аэродрома определяются заданием на проектирование. При этом должны быть предусмотрены меры по предотвращению несанкционированного доступа в контролируемую зону гидроаэродрома.
6.12 В ограждении территории гидроаэродромов, отнесенных к 1-й, 2-й или 3-й категории ОТИ, предусматриваются запасные выезды, оборудованные запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.
6.13 Для организации пропуска в контролируемую зону лиц и автомобильного транспорта на береговой части гидроаэродромов предусматриваются КПП. Число КПП, через которые осуществляется доступ в зону транспортной безопасности, устанавливается заданием на проектирование с учетом обеспечения эффективной работы гидроаэродрома.
7 Общие требования к инженерным изысканиям при проектировании гидроаэродромов
7.1 Требования к выполнению инженерных изысканий для проектирования гидроаэродромов приведены в СП 47.13330, СП 438.1325800, СП 446.1325800, [14], [15], [16].
7.2 При проведении инженерно-гидрографических работ необходимо использовать следующие методики:
- гидроакустическую с помощью эхолота;
- механические промеры (точечные промеры) совместно с топографическими измерениями прибрежной зоны.
По результатам инженерно-гидрографических работ должны представляться:
- карта водоема и карта глубин при низком уровне воды;
- тип берегов (отлогий, крутой, обрывистый, изрезанный, песчаный, илистый, глинистый, гравийный, скалистый и т.д.);
- степень загрязненности водоема (слабая, средняя, сильная);
- состав преобладающей наземной и водной растительности;
- наличие зарослей рогоза, камыша, тростника;
- открытость водоема (наличие на берегах древесной и кустарниковой растительности);
- источник наполнения водоема.
7.3 При инженерных изысканиях следует выполнять эколого-орнитологическое обследование района размещения гидроаэродрома в радиусе 10-30 км, включающее:
- выявление численности и характеристику видового разнообразия орнитофауны, особенно в период размножения птиц, высиживания и выкармливания молодняка;
- оценку орнитологической обстановки;
- установление мест концентрации птиц;
- выявление особенностей поведения пролетных и местных видов;
- выявление факторов, способствующих привлечению птиц в районе гидроаэродрома;
- разработку рекомендаций по снижению численности орнитофауны и применению технических и специальных средств отпугивания;
- разработку орнитологических карт-схем и графиков перелета птиц в районе гидроаэродрома в различные периоды годовой активности птиц.
8 Состав и требования к сооружениям на акватории гидроаэродрома
8.1 Якорные стоянки
Якорные стоянки должны обеспечивать размещение и закрепление ВС на плаву.
Планировочное решение якорной стоянки, расчет мертвого якоря их параметров приведены в приложении Ж (рисунок Ж.1).
Якорные стоянки в плане должны располагаться в шахматном порядке и обеспечивать свободный ввод и вывод гидросамолетов при любых направлениях ветра на расстоянии не менее 100 м от отметки минимальной допустимой глубины таким образом, чтобы расстояние между ВС, стоящим на якорной стоянке, и движущимся ВС (ВС или плавсредством, находящимся на причале) составляло не менее одного размаха крыла гидросамолета.
8.2 Гидроспуски
8.2.1 Гидроспуск должен обеспечивать спуск ВС на воду и их подъем из воды на тяге собственных двигателей или с помощью лебедок, тягачей, вспомогательных плавсредств.
Конструктивные размеры гидроспусков приведены в таблице 8.1.
Таблица 8.1 - Размеры гидроспуска в зависимости от класса гидроаэродрома
Размеры гидроспуска |
Классы гидроаэродромов |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
Ширина, м |
25-30 |
15-20 |
15 |
10 |
10 |
Менее 10 |
Уклон, градус |
4-5 |
4-5 |
4-5 |
4-5 |
4-5 |
4-5 |
Заглубление нижнего конца при низком уровне воды, м |
3,5-4 |
3,5 |
2,6 |
2,0 |
1,5 |
Менее 1,5 |
Примечание - Минимальную ширину гидроспуска определяют из условия прохода по нему гидросамолета с колесами выпущенного шасси и сопровождающей гидросамолет команды. |
8.2.2 Гидроспуск гидроаэродромов рассчитывают на вес ВС и волновое противодействие. Отношение глубины гидроспуска к длине его наклонной части (то есть максимально допустимый уклон гидроспуска) должно быть не более 1:13.
Для гидроаэродромов классов А, Б, В гидроспуск должен иметь искусственное покрытие и выполняться в соответствии с СП 287.1325800.
Для гидроаэродромов классов Г, Д, Е допускается использовать на гидроспуске деревянный настил, который выполняется в соответствии с СП 64.13330.
8.2.3 Осевую линию гидроспуска обозначают сплошной линией желтого (оранжевого) цвета шириной 0,15 м. Края гидроспуска обозначают сплошной линией красного или оранжевого цвета шириной 0,15 м.
8.3 Причалы для воздушных судов
8.3.1 Конструкции и размеры причалов должны обеспечивать загрузку и выгрузку пассажиров и багажа, техническое обслуживание и подготовку ВС к полетам.
8.3.2 Размеры причалов должны соответствовать типам, размерам и особенностям конструкции ВС, предназначенных для эксплуатации на данном гидроаэродроме.
Запас между бортом поплавка гидросамолета и отбойными устройствами причала, м, должен составлять:
0,5 - для гидроаэродрома класса А;
0,4 - для гидроаэродрома класса Б;
0,3 - для гидроаэродрома классов В, Г, Д, Е.
Планировочное решение установки гидросамолета у причала приведено в приложении И.
Причалы, располагаемые около берега, в местах, где глубины меньше, чем указано в таблице 6.1, должны оснащаться эстакадами. Ширину эстакады назначают из условия свободного прохода по ней средств малой механизации и принимают в пределах 3-4 м. Конструкцию эстакады рассчитывают на нагрузки средств малой механизации, за исключением нагрузки от силового воздействия конструкции ВС на эстакаду причала (далее - навал).
8.3.3 Причалы могут быть связанными с берегом или размещаться на плаву.
8.3.4 В случае применения причалов на понтонах при больших колебаниях уровня воды эстакада должна быть соединена с при
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил СП 487.1325800.2020 "Гидроаэродромы. Правила проектирования" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 декабря 2020 г. N 803/пр)
Текст Свода правил опубликован на сайте Минстроя России (http://www.minstroyrf.ru), на сайте Росстандарта (http://protect.gost.ru)
Дата введения - 18 июня 2021 г.
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
1 Исполнители - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ", АО "НТК "АЭРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Подготовлен к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. N 803/пр и введен в действие с 18 июня 2021 г.
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 Введен впервые