Темный партнер
Чиновники любят обвинять фирмы и их контрагентов в недобросовестности. Доказав свою правоту в суде, они всегда смогут заставить компании доплатить налоги или признать сделки недействительными. Помимо контрагентов клеймо недобросовестности могут получить и собственные фирмы-однодневки.
Что же означает "недобросовестность", за которую фискалы так любят отказывать в возмещении НДС или начисляют лишние налоги и штрафы? В Налоговом кодексе этого определения нет. Гражданский же говорит следующее.
Между двумя партнерами всегда предполагается добросовестность отношений (ст. 10 ГК). То есть все просто: если фирму обманывает ее контрагент, то он недобросовестный и к тому же нарушает нормы законодательства. Только вот отвечать контрагент будет перед своим партнером, налоговики в это встревать не должны. Но если партнеры хотят обмануть государство или другую фирму, тогда они оба недобросовестны. Чиновники пытаются это доказать.
Самостоятельно, конечно, признать компанию недобросовестной чиновники не могут, но может суд. До решения суда действует "презумпция добросовестности". То есть пока арбитры не вынесут решение, фирма считается честным налогоплательщиком.
Основные претензии налоговиков, как правило, сводятся к нескольким пунктам. Во-первых, государственная регистрация фирмы. То есть одна из фирм не существует или неправильно зарегистрирована. Чиновники могут убедить суд, что она создана лишь на короткий срок, чтобы получить товар или деньги на свой баланс и испариться. А ее партнера обвинят в использовании подставной фирмы.
Во-вторых, отсутствие бухгалтерской или налоговой отчетности. Фирма может не подавать декларации несколько месяцев, кварталов и даже лет. У инспекторов возникнет подозрение, что фирму просто бросили вместе с дебиторской и кредиторской задолженностью. Компанию же, которая с ней контактировала, обвинят в махинациях. Дескать, давали деньги мошенникам и знали об этом. Сюда же можно отнести налоговые платежи. Если фирма не платит налог, то она недобросовестный налогоплательщик и точка. Даже арбитры тут с фискалами без споров согласятся.
Юрист регистрационной компании Станислав Красников прокомментировал это так: "Как показывает судебная практика, для признания контрагента недобросовестным, достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных обстоятельств. Кстати, этот перечень не является исчерпывающим. Три первых пункта, естественно, непосредственно относятся к фирмам-однодневкам. С однодневками налоговикам бороться практически бесполезно. Точнее, очень трудно обвинить фирму в том, что она ведет дела с организацией, созданной лишь за неделю до сделки или чуть раньше. К тому же, например, НДС организация может принять к вычету, даже если контрагент нечист на руку. В суде фирма всегда может доказать, что не отвечает за своего партнера. Конституционный Суд год назад оградил налогоплательщиков от таких претензий со стороны чиновников (определение Конституционного Суда от 16 октября 2003 г. N 329-О)".
Фискалы против
Позиция фискалов в том, что налог нужно платить реальному поставщику товара, который также выступает плательщиком этого налога и обязан перечислить его в бюджет. Фирмы настаивают на том, что для возмещения НДС достаточно условий 170-172-й статей Налогового кодекса. Как ни странно, в отличие от других судов московские судьи неоднократно поддерживали компании в подобных спорах (постановление ФАС Московского округа от 21 июня 2003 г. по делу N КА-А41/3800-03). Фирма за своих партнеров не отвечает. Не отвечает она, кстати, и за то, что у вполне честного партнера трудности с инспекцией или милицией.
Да и как определить размер недобросовестности? По логике инспекторов, если контрагент хоть раз нарушает условия сделок, то НДС не могут принять к вычету и все его партнеры. Но доказать, как правило, фискалы ничего не могут.
Поэтому чиновники в таком случае заходят с тыла. То есть ведут борьбу с самими фиктивными конторами, пытаясь аннулировать их регистрацию. Хотя у них пока не очень получается.
Недобросовестные счета
Помимо регистрации, как у однодневок, так и у честных фирм, есть еще несколько уязвимых мест. Налоговики без труда докажут вашу недобросовестность, если счет открыт в проблемном банке незадолго до налогового платежа (постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 г. N А68-137/АП-02/13).
Сюда же можно отнести векселя таких банков, которые фирма принимает к оплате. То есть изначально создается формальный остаток на счете. И компания платит налог через такой банк, который "дышит на ладан". Это прямое доказательство недобросовестности. К тому же если у фирмы были счета в других банках, решение судей будет однозначно - организация виновна. Правда, налоговикам придется потрудиться, чтобы доказать, что фирма знала о проблемах в кредитном учреждении. Для этого чиновники могут потребовать у банка копии писем, в которых он предупреждал фирму, что испытывает финансовые затруднения.
Обманул партнер
Помимо обмана государства фирма может ввести в заблуждение и своего партнера. Тут налоговики не помогут. Пострадавшая компания сама должна подавать иск в суд. Арбитры же примут решение в зависимости от того, какие последствия возникли в результате обмана.
Партнер может просто не отдавать деньги за поставленный товар. Тогда компания после решения суда передает исполнительный лист судебным приставам по местонахождению должника. А приставы выставят инкассовое поручение в его банк. Если же товар или деньги пропали вместе с обманщиком, дело попадает в милицию.
После того как судьи признают вину партнера, сделка станет недействительной. Контрагент обязан вернуть все полученное по договору. К тому же он должен возместить все убытки, которые фирма могла понести в результате обмана.
Кстати
Надеяться на то, что через три года вашу фирму или вас оставят в покое, не стоит. На данный момент для недобросовестных контор не действует трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности. Московский арбитражный суд при рассмотрении дела "ЮКОСа" обвинил компанию в недобросовестности по сделкам, заключенным четыре года назад.
Мнение
Дмитрий Ходарев, налоговый эксперт:
"Налоговики обязательно проверят фирмы на недобросовестность в следующем случае. Проверке подвергнутся те партнеры, у которых счета открыты в одном и том же коммерческом банке. Ведь ни товаров, ни их оплаты на деле может и не существовать. Банк формально перекидывает деньги с одного счета на другой. Это можно сделать одной банковской проводкой. Все такие махинации, как известно, создают остаток на расчетном счете, с которого "заплатят" налоги. Тут главное - иметь договоренность с представителями банка. А в небольших банках найти нужные контакты совсем нетрудно".
А. Михайловский
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007