Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Требования к сварке
А.1 Общие положения
А.1.1 Производственные помещения, предназначенные для выполнения сварочных работ, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями нормативных документов * государств, принявших настоящий стандарт.
------------------------------
*В Российской Федерации действуют:
СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий".
СП 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов".
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение".
------------------------------
А.1.2 Работы по сварке ЭССП следует выполнять в помещении при температуре окружающей среды не ниже 15 °С.
А.1.3 К дуговой сварке допускают сварщиков, аттестованных по Правилам [1], а к контактной стыковой сварке оплавлением - операторов машины контактной стыковой сварки оплавлением, аттестованных по нормативным документам ** государств, принявших настоящий стандарт.
------------------------------
**В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58443-2019 "Аттестация операторов контактной стыковой сварки оплавлением и сварщиков термитной сварки железнодорожных рельсов".
------------------------------
А.1.4 При выполнении сварочных работ необходимо соблюдать требования безопасности по ГОСТ 12.3.003.
А.2 Дуговая сварка рельсовых окончаний плавящимся электродом в среде защитных газов
А.2.1 Заготовки рельсов для изготовления рельсовых окончаний должны состоять из рельсов одной марки стали, одного вида термической обработки и одного предприятия-изготовителя.
А.2.2 Поверхности головки и подошвы соединяемых рельсов должны быть зачищены механическим способом. Остатки масла, эмульсии и загрязнений на зачищенных поверхностях не допускаются.
А.2.3 Рельсы, подготовленные под дуговую сварку, не должны иметь трещин.
Дуговую сварку выполняют в защитном газе по ГОСТ 14771.
А.2.4 Отклонение поверхности подошв собранных под сварку рельсов и уложенных головкой на плиту 2-2-1600 х 1000 по ГОСТ 10905 не должно превышать по высоте 0,5 мм на длине до 1000 мм от торца, привариваемого к крестовине, которое контролируют с помощью набора плоских щупов в соответствии с рисунком Д.1 (приложение Д) и поверочной линейки ШД-2-1000 по ГОСТ 8026. Выпуклость (вогнутость) поверхности подошв рельсов контролируют по продольной оси каждого рельса по всей ширине подошвы.
Вогнутость подошв свариваемых рельсов не допускается.
А.2.5 Несовпадение размеров поперечных сечений сваренных продольными швами рельсов, образующих рельсовые окончания, в результате их деформации под влиянием сварки, не должно превышать 0,5 мм по высоте со смещением на головку рельса, которое контролируют штангенциркулем ШЦ-I-125-0,1 по ГОСТ 166.
А.2.6 Перед сваркой рельсы в концевых частях подготовленной разделки кромок с обеих сторон должны быть снабжены планками, на которых начинается и завершается процесс электродуговой сварки. Планки приваривают ручной электродуговой сваркой к рельсам в концевых частях разделки рельсовых окончаний. Размер планок 100 x 100 мм и толщиной, равной толщине шва. После сварки планки отрезают механической резкой.
А.2.7 Заготовки рельсов, на длине 1300 мм от приваренной планки, с которой начнется сварка, предварительно следует подогреть газопламенной горелкой или индуктором до температуры от 300 °С до 450 °С. Температуру прогретой части заготовок рельсов измеряют контактной термопарой, или инфракрасным термометром, или термоиндикаторным карандашом.
А.2.8 Соединение рельсов в рельсовые окончания выполняют полностью или частично механизированной дуговой сваркой плавящимся электродом в среде защитных газов двумя продольными многопроходными стыковыми швами.
А.2.9 Требования к применяемому сварочному оборудованию и режимам многопроходной сварки приводят в технологической карте *** сварки.
------------------------------
***В Российской Федерации применяют технологическую карту сварки по ГОСТ Р ИСО 15614-1-2009 "Технические требования к аттестации процедур сварки металлических материалов. Проверка процедуры сварки. Часть 1. Дуговая и газовая сварка сталей и дуговая сварка никеля и никелевых сплавов".
------------------------------
А.2.10 Контроль параметров режимов дуговой сварки плавящимся электродом в среде защитных газов должен выполнять сварщик, аттестованный по Правилам [1].
А.2.11 В качестве плавящегося электрода применяют сварочную проволоку по ГОСТ 2246.
А.2.12 Для газовой защиты зоны сварки должен быть использован однокомпонентный газообразный аргон или двухкомпонентная газовая смесь аргона и двуокиси углерода в отношении 4:1.
Газообразная двуокись углерода должна быть первого или высшего сорта и отвечать требованиям ГОСТ 8050.
Аргон следует применять первого или высшего сорта по ГОСТ 10157.
А.3 Контактная стыковая сварка оплавлением литого сердечника крестовины с рельсовыми окончаниями
А.3.1 Сварку рельсовых окончаний с литым сердечником крестовины выполняют через промежуточную вставку/прослойку контактной сваркой оплавлением с применением машины, обеспечивающей усилие сжатия (осадки) не менее 1000 кН.
Вставку изготавливают из проката (поковки) хромоникелевой аустенитной стали. Вставку на торце рельсовых окончаний допускается заменять прослойкой, наплавленной слоем металла требуемой толщины (наплавкой проволокой по ГОСТ 2246).
А.3.2 Требования к модели применяемого сварочного оборудования и к режимам контактной стыковой сварки оплавлением должны быть указаны в технологической карте * сварки.
------------------------------
*В Российской Федерации применяют технологическую карту сварки по ГОСТ Р ИСО 15614-13-2009 "Технические требования и аттестация процедур сварки металлических материалов. Проверка процедуры сварки. Часть 13. Контактная стыковая сварка сопротивлением и оплавлением".
------------------------------
Выбор модели сварочного оборудования производят на основе данных таблицы В.1 (приложение В).
А.3.3 Сварку рельсовых окончаний и литой части крестовины начинают с приварки вставки или наплавки прослойки из аустенитной хромоникелевой стали к рельсовым окончаниям.
А.3.4 После первичной механической обработки полученного сварного соединения, заключающейся в удалении выдавленного за пределы контура стыка металла (грата), и после охлаждения на воздухе до 60 °С, отрезают часть вставки, оставляя ее толщину в сварном соединении от 5 до 30 мм.
А.3.5 Производят сварку заднего торца литого сердечника крестовины с вставкой/прослойкой, ранее соединенной с рельсовыми окончаниями.
Примечание - Для ускоренного охлаждения стыка из высокомарганцовистой и хромоникелевой сталей после сварочного нагрева допускается охлаждение в водовоздушной среде.
А.3.6 Контроль параметров режимов контактной стыковой сварки оплавлением осуществляют автоматической компьютерной системой сварочной машины.
А.3.7 Поверхностные дефекты УСК должны быть исправлены.
А.4 Контактная стыковая сварка оплавлением остряка стрелочного перевода с примыкающим рельсом
А.4.1 Соединение остряка стрелочного перевода (остряка уравнительного стыка) с примыкающим рельсом осуществляют с применением контактной машины стыковой сварки оплавлением, обеспечивающей усилие сжатия (осадки) не менее 600 кН.
А.4.2 Требования к модели применяемого сварочного оборудования и к режимам контактной стыковой сварки оплавлением должны быть указаны в технологической карте ** сварки.
------------------------------
**В Российской Федерации применяют технологическую карту сварки по ГОСТ Р ИСО 15614-13-2009 "Технические требования и аттестация процедур сварки металлических материалов. Проверка процедуры сварки. Часть 13. Контактная стыковая сварка сопротивлением и оплавлением".
------------------------------
Выбор модели сварочного оборудования производят на основе данных таблицы Г.1 (приложение Г).
А.4.3 Остряк стрелочного перевода (остряк уравнительного стыка) и примыкающий рельс в местах подлежащих сварке, в шейке на длине 100 мм, начиная от торца, не должны иметь раскатанных загрязнений, пузырей, трещин (волосовин), выбитых или нанесенных методом горячего клеймения номеров.
А.4.4 Заготовки остряка стрелочного перевода (остряка уравнительного стыка) и примыкающего рельса при установке в контактную машину стыковой сварки оплавлением необходимо выровнять по рабочим граням и совместить по периметру так, чтобы поверхности катания были на одном уровне. Несовпадение размеров свариваемых деталей по ширине подошвы рельсов более 2 мм с обеих сторон не допускается и должно быть смещено в сторону нерабочих поверхностей. Контроль осуществляют штангенциркулем ШЦ-I-125-0,1 по ГОСТ 166.
А.4.5 Контроль параметров режимов контактной стыковой сварки оплавлением осуществляют автоматической компьютерной системой сварочной машины.
А.4.6 Дефекты стыка РКС должны быть устранены путем их вырезки не более двух раз.
А.4.7 Сварное соединение остряка стрелочного перевода (остряка уравнительного стыка) с примыкающим рельсом подвергают первичной термической обработке с применением индукционного нагрева путем нормализации всего сечения.
Любые цвета побежалости на изделии после термической обработки не являются браком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.