Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы АО "ГАЗЭКС"
установил:
1. АО "ГАЗЭКС" оспаривает конституционность следующих положений пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования":
аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48-53 данных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 данных Правил (абзац первый);
аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и данными Правилами (абзац третий);
специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение) (абзац четвертый);
газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац шестой).
Как следует из представленных материалов, к АО "ГАЗЭКС" - газораспределительной организации, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, обратилась специализированная организация - ООО "Газовая служба" с предложением заключить соглашение об осуществлении названной газораспределительной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в ряде многоквартирных домов, в которых данная специализированная организация по соответствующим договорам с управляющими организациями осуществляет техническое обслуживание и ремонт указанного оборудования. В связи с возникшими разногласиями ООО "Газовая служба" обратилось в арбитражный суд с требованием понудить газораспределительную организацию к заключению соглашения на предложенных им условиях, не предусматривающих оплаты аварийно-диспетчерского обеспечения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2019 года удовлетворено требование ООО "Газовая служба", в удовлетворении встречного иска газораспределительной организации о заключении спорного соглашения на ее условиях отказано.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16 сентября 2019 года данное решение изменил, обязав АО "ГАЗЭКС" заключить с ООО "Газовая служба" соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения газового оборудования с условием о том, что плата за аварийно-диспетчерское обеспечение одной квартиры в многоквартирном доме/одного жилого дома составляет 42,6 руб. в год (без учета НДС). При этом суд апелляционной инстанции указал, что понуждение к заключению безвозмездного договора повлечет неосновательное обогащение специализированной организации.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2020 года постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд кассационной инстанции указал, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также не предполагает оказания со стороны АО "ГАЗЭКС" услуг ООО "Газовая служба" и не влечет неосновательного обогащения последнего; законодательством взимание платы за осуществление такой деятельности не предусмотрено.
Отказывая в передаче кассационной жалобы на постановление арбитражного суда кассационной инстанции для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации в определении от 13 июля 2020 года указал, что доводы АО "ГАЗЭКС" по существу свидетельствуют о его несогласии с тем, что расходы на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не входят в состав затрат, включаемых в подлежащую государственному регулированию плату за жилое помещение, при этом подчеркнул, что проверка их на соответствие закону не являлась предметом рассматриваемого спора.
Заявитель полагает, что абзацы первый, третий, четвертый и шестой пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению не соответствуют статьям 8, 19, 34 (часть 1) и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они возлагают исключительно на газораспределительные организации обязанность осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, принадлежащего иным лицам, и предполагают, что эта обязанность исполняется безвозмездно.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя в интересах обеспечения согласия и справедливости свободу экономической деятельности, устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами и одновременно допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (преамбула, статья 8, часть 1; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2; статья 55, часть 3).
В случае необходимости защиты общих (общественных) интересов в той или иной сфере федеральный законодатель вправе использовать в регулировании соответствующих отношений сочетание частноправовых и публично-правовых элементов, которое наиболее эффективным образом будет обеспечивать взаимодействие частных и публичных интересов в данной сфере. Располагая при этом широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, он вместе с тем связан конституционно-правовыми пределами использования публично-правовых начал, определяемыми статьями 7, 8, 17 (часть 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Приведенные правовые позиции, изложенные в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях от 19 декабря 2005 года N 12-П, от 13 июля 2010 года N 16-П, от 20 декабря 2011 года N 29-П, от 16 июля 2018 года N 32-П, а также в Определении от 3 июля 2007 года N 633-О-П, распространяются и на правовое регулирование осуществления газораспределительными организациями аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в частности в случае заключения соглашения со специализированными организациями, не являющимися газораспределительными организациями.
2.2. Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, возложенными на него статьей 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", утвердило Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Устанавливая порядок пользования газом, данные Правила предусматривают, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании соответствующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 6); аварийно-диспетчерское обеспечение (в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий) выполняется аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации (пункт 7).
Газораспределительные организации осуществляют эксплуатацию газораспределительных систем, предоставляют услуги, связанные с подачей газа потребителям (подпункт "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 317), и как ведущие деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам относятся к субъектам естественных монополий (статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Обязанность газораспределительной организации как коммерческой организации осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению, в том числе заключать соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, обусловлена публичными интересами, целями защиты прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг по газоснабжению (населения), а также необходимостью гарантировать их безопасность. Такое регулирование учитывает ограниченные экономические и организационные возможности названных потребителей и осуществляющей работы (услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования специализированной организации, не являющейся газораспределительной, по сравнению с экономическими и организационными ресурсами для создания и содержания аварийно-диспетчерской службы газораспределительной организации как профессионального участника рынка газоснабжения, получающего по договору с поставщиком газа плату за услуги по транспортировке газа.
Таким образом, оспариваемые нормы с учетом особенностей регулируемых отношений направлены на обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, других конституционно-охраняемых ценностей и не могут рассматриваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте права газораспределительных организаций. При этом не исключается совершенствование нормативного регулирования данных правоотношений в пределах дискреции законодателя и соответствующих полномочий Правительства Российской Федерации.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ГАЗЭКС", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2021 г. N 184-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ГАЗЭКС" на нарушение его конституционных прав абзацами первым, третьим, четвертым и шестым пункта 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)