Решение Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 25 февраля 2021 г. N 180-р
"Об отчете Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2020 год"
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Совет городского округа "Город Нарьян-Мар" решил:
1. Отчет Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2020 год принять к сведению (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Совета городского округа |
Ю.И. Суський |
Текст приводится в соответствии с источником
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2020 год
г. Нарьян-Мар |
29 января 2021 года |
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2020 год подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статей 6, 17 Положения "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р.
Контрольно-счетная палата муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее Контрольно-счетная палата) действует в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на основании Положения "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р.
В соответствии с Положением "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденным решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р, Положением "О Коллегии Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденным решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 24.12.2020 N 157-р, отчет рассмотрен на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В отчете отражена деятельность Контрольно-счетной палаты в 2020 году по исполнению возложенных на нее полномочий в сфере внешнего финансового контроля, а также по реализации задач и целей, определенных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
1. Основные направления деятельности
В соответствии с Уставом муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным Советом городского округа "Город Нарьян-Мар".
Деятельность Контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Полномочия Контрольно-счетной палаты определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Положением "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденным решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р.
В процессе реализации полномочий Контрольно-счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за формированием и исполнением городского бюджета, а также использованием муниципального имущества городского округа, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетная палата строит свою деятельность самостоятельно на основе текущих (годовых) планов работы, которые формируются в целях обеспечения всестороннего и систематического контроля, выполнения требований федерального законодательства, законодательства Ненецкого автономного округа и нормативных правовых актов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В 2020 году Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в соответствии планом работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2020 год.
План работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2020 год был сформирован с учетом предложений депутатов Совета городского округа "Город Нарьян-Мар", главы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", прокуратуры Ненецкого автономного округа, УМВД России по Ненецкому автономному округу, рассмотрен Коллегией Контрольно-счетной палаты и утвержден приказом председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 20.12.2019 N 53 (далее - План).
2. Основные итоги деятельности
Осуществляя исполнение Плана в отчетном периоде, Контрольно-счетная палата провела 74 мероприятия внешнего муниципального финансового контроля, в том числе 1 контрольное мероприятие и 73 экспертно-аналитических мероприятий, из них:
N |
Форма и метод внешнего муниципального контроля |
Количество мероприятий |
1. |
Контрольное мероприятие (проверка) |
1 |
2. |
Экспертно-аналитические мероприятия (ЭАМ) |
73 |
|
из ЭАМ, в том числе: |
|
2.1. |
Тематические экспертно-аналитические мероприятия |
3 |
2.2. |
Финансово-экономическая экспертиза НПА, включая муниципальные программы |
57 |
2.3. |
Финансово-экономическая экспертиза проектов решений о внесении изменений в решение о городском бюджете на 2020 год |
5 |
2.4. |
Внешняя проверка годового отчета об исполнении городского бюджета за 2019 год |
1 |
2.5. |
Финансово-экономическая экспертиза проекта решения об исполнении городского бюджета за 2019 год |
1 |
2.6. |
Ежеквартальный анализ показателей городского бюджета (I, II, III квартал 2020 года) |
3 |
2.7. |
Финансово-экономическая экспертиза проекта решения о городском бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов |
3 |
В форме контрольного мероприятия проведена:
- "Проверка правомерного и эффективного расходования средств субсидии, направленных на реализацию проекта по поддержке местных инициатив в 2018, 2019 годах и за истекший период 2020 года".
В форме тематических экспертно-аналитических мероприятий проведены:
- "Анализ правомерности и эффективности расходования средств городского бюджета, средств муниципальных унитарных предприятий и учреждений, учредителем которых является муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар", направляемых на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников соответственно, за 2019 год и истекший период 2020 года";
- "Анализ правомерного и эффективного расходования бюджетных средств и средств Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, выделенных в 2018-2019 годах и за истекший период 2020 года на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" к осенне-зимнему периоду";
- "Анализ исполнения доходов городского бюджета в части доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба за 2017-2020 годы".
Из запланированных два контрольных и два тематических экспертно-аналитических мероприятия находятся в процессе исполнения (являются переходящими на 2020 год). Так, на момент подготовки настоящего отчета находятся в процессе исполнения следующие мероприятия:
- "Проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на проведение выборов в представительный орган местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в 2019 году" (контрольное мероприятие);
- "Обследование по вопросу расходования средств городского бюджета, направленных в 2018, 2019 годах и за истекший период 2020 года на осуществление дорожной деятельности в отношение автомобильных дорог местного значения в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (контрольное мероприятие);
- "Анализ правомерности и эффективности расходования средств городского бюджета, выделенных на обеспечение деятельности Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в 2018, 2019 годах и за истекший период 2020 года, в части командировочных расходов" (экспертно-аналитическое мероприятие);
- "Анализ правомерности приобретения и эффективности использования имущества, приобретенного в 2018-2019 годах и за истекший период 2020 года, стоимость которого превышает 200 тыс. рублей, приобретенного Администрацией муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и учреждениями МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Объектами внешнего муниципального финансового контроля в отчетном периоде являлись:
- главные администраторы средств городского бюджета: Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Управление финансов Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Контрольно-счетная палата муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- органы местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар": Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Контрольно-счетная палата муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- муниципальные учреждения, учрежденные муниципальным образованием "Городской округ "Город Нарьян-Мар": Муниципальное бюджетное учреждение "Чистый город", Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара", Управление финансов Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- муниципальные унитарные предприятия: Муниципальное унитарное предприятие "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие", Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию".
Таким образом, мероприятиями внешнего муниципального контроля охвачено 9 объектов.
Непосредственно контрольными мероприятиями охвачены 2 объекта контроля, а именно:
- Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара".
В 2019 году Контрольно-счетной палатой посредством проведения мероприятий контрольных и тематических экспертно-аналитических мероприятий проверены денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в сумме 1 779 184,25 тыс. рублей, из них средства городского бюджета в сумме 950 299,05 тыс. рублей.
Наиболее типичные нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой в результате проведения контрольных мероприятий, имеющие суммовое выражение, приведены в таблице:
Вид нарушений |
Сумма, тыс. рублей |
Расходы, осуществленные с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ) |
0,9 |
Неправомерное (необоснованное) использование бюджетных средств |
390,3 |
Иные нарушения бюджетного законодательства |
526 533,4 |
Необоснованные выплаты (за счет денежных средств, находящихся в собственности МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар") |
378,3 |
Сумма средств, восстановленных в городском бюджете по результатам мероприятий внешнего муниципального контроля, проводимых Контрольно-счетной палатой, на момент составления настоящего отчета составляет 50,0 тыс. рублей.
Также в результате проведения контрольных мероприятий были установлены нарушения и недостатки, не имеющие числового выражения. Информация о выявленных нарушениях и недостатках подробно приведена в разделе "Контрольно-ревизионная деятельность", "Экспертно-аналитическая деятельность" настоящего отчета.
В 2017 году, в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р, в Контрольно-счетной палате образована коллегия Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в составе председателя и аудитора Контрольно-счетной палаты.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Положения "О Контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 27.12.2011 N 335-р, Коллегия Контрольно-счетной палаты в обязательном порядке рассматривает на своих заседаниях:
1) проект текущего (годового) плана работы Контрольно-счетной палаты, проекты изменений в текущий (годовой) план работы Контрольно-счетной палаты;
2) проект годового отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты;
3) проект Регламента Контрольно-счетной палаты, проекты изменений и дополнений в Регламент Контрольно-счетной палате;
4) проекты стандартов внешнего муниципального контроля Контрольно-счетной палаты, проекты изменений в стандарты внешнего муниципального контроля Контрольно-счетной палаты;
5) проекты методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты;
6) вопросы о структуре и штатном расписании Контрольно-счетной палаты, об изменении численности и штатного расписания Контрольно-счетной палаты;
7) проекты отчетов и заключений по результатам проведения контрольных мероприятий;
8) проекты отчетов по результатам проведения экспертно-аналитических мероприятий;
9) другие вопросы, предусмотренные нормативными правовыми актами городского Совета, настоящим Положением и Регламентом Контрольно-счетной палаты.
В течение 2020 года по указанным вопросам было проведено 12 заседаний Коллегии Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Отчеты по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
По результатам контрольных мероприятий в адрес объектов контроля внесены представления, по результатам экспертно-аналитических мероприятий - направлены информационные письма с целью устранения выявленных нарушений и недостатков, а также недопущения их совершения в дальнейшем.
Всего, в течение 2020 года в адрес объектов контроля было внесено 2 представления Контрольно-счетной палаты, направлено 4 информационных письма.
Представления Контрольно-счетной палаты, а также вопросы, изложенные в информационных письмах, находятся на контроле Контрольно-счетной палаты до полного устранения объектами контроля выявленных нарушений и недостатков.
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой, в рамках полномочий в сфере административных правонарушений, было составлено 6 протоколов об административных правонарушениях в отношении руководителей объектов контроля по ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Общая сумма взысканных штрафов в городской бюджет составила 60,0 тыс. рублей.
В течение отчетного периода Контрольно-счетной палатой осуществлялась информационная и иная деятельность. Информация об осуществлении информационной и иной деятельность Контрольно-счетной палаты подробно приведена в разделе 5 настоящего отчета ("Информационная и иная деятельность).
3. Контрольно-ревизионная деятельность
В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 Контрольно-счетной палатой проведено и окончено исполнением следующее контрольное мероприятие в соответствии с утвержденным Планом:
- "Проверка правомерного и эффективного расходования средств субсидии, направленных на реализацию проекта по поддержке местных инициатив в 2018, 2019 годах и за истекший период 2020 года".
Мероприятие включено в План и проведено Контрольно-счетной палатой по инициативе Контрольно-счетной палаты.
Объекты проверки:
- Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- Муниципальное казенное учреждение "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара".
В ходе контрольного мероприятия проверено средств городского бюджета на общую сумму 4 490,15 тыс. рублей, в том числе:
- 3 480,00 тыс. рублей - средства субсидии, предоставляемой из окружного бюджета;
- 689,05 тыс. рублей - средства городского бюджета;
- 321,10 тыс. рублей - средства граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
По результатам контрольного мероприятия фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
Вместе с тем, в результате проведения контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 пункта 33.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п, абз. 2 пункта 4.3.4 Соглашения от 31.08.2018 N 8 Администрация города осуществила возврат средств субсидии в сумме 12,24 тыс. рублей, образовавшихся в результате экономии по итогам осуществления закупок (конкурсных процедур) на выполнение работ по благоустройству территории в районе дома N 42 по ул. им. 60-летия Октября, в окружной бюджет позже установленного срока на 41 рабочий день;
2. В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 пункта 33.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п, абз. 2 пункта 4.3.4 Соглашения от 19.06.2019 N 12 Администрация города осуществила возврат средств субсидии в сумме 70,03 тыс. рублей, образовавшихся в результате экономии по итогам осуществления закупок (конкурсных процедур) на выполнение работ по благоустройству территории дома N 5 по ул. им. В.И. Ленина, в окружной бюджет позже установленного срока на 81 рабочий день;
3. В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, абз. 2 пункта 33.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п, абз. 2 пункта 4.3.4 Соглашения от 06.09.2019 N 23 Администрации города осуществила возврат средств субсидии в сумме 76,38 тыс. рублей, образовавшихся в результате экономии по итогам осуществления закупок (конкурсных процедур) на выполнение работ по устройству спортивной площадки в районе ул. Мурманская, д. 15, в окружной бюджет позже установленного срока на 37 и 46 рабочих дней.
4. В нарушение пункта 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, приказа Минфина России от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений", пункта 5 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и казенных учреждений, находящихся в ведении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 14.02.2018 N 88 (документ утратил силу; с 01.01.2019 действовало постановление Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 28.05.2019 N 534), сметы МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" на 2018 год и на 2019 год представлялись на согласование в Администрацию города позже 4 рабочих дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств. Так, например:
- смета МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" на 2018 год представлена на согласование в Администрацию города позже установленного срока на 32 рабочих дня;
- смета МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" на 2019 год представлена на согласование в Администрацию города позже установленного срока на 207 рабочих дней.
5. В нарушение пункта 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, приказа Минфина России от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений", пункта 16 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и казенных учреждений, находящихся в ведении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 14.02.2018 N 88 (документ утратил силу; с 01.01.2019 действует постановление Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 28.05.2019 N 534), изменения показателей сметы МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" вносимые в течение 2018 года и 2019 года представлялись на согласование в Администрацию города позже 4 рабочих дней с момента получения уведомлений об изменении бюджетных ассигнований и об изменении лимитов бюджетных обязательств. Так, например:
- в 2018 году нарушение срока предоставления изменений показателей сметы МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" на согласование в Администрацию города установлено в 11 случаях (количество дней просрочки составляло от 1 до 26 рабочих дней), общая сумма изменений показателей бюджетной сметы составила 51 011,48 тыс. рублей;
- в 2019 году до 24.10.2019 вносимые изменения показателей сметы МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" не оформлялись документально и как следствие не утверждались директором учреждения (либо лицом, исполняющим его обязанности), не подписывались главным бухгалтером и исполнителем учреждения и не представлялись на согласование в Администрацию города. Изменения показателей сметы МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" вносимые в период с января по октябрь 2019 года представлены на согласование в Администрацию города лишь 24.10.2019 (в количестве 24 штук, на общую сумму изменений показателей бюджетной сметы порядка 475 363,21 тыс. рублей).
6. В отчете отмечено, что в виду позднего заключения Соглашений о предоставлении субсидии из окружного бюджета на реализацию проектов по поддержке местных инициатив, между Департаментом и Администрацией города (конец 3 квартала), и, как следствие, позднее заключение контрактов на выполнение работ (4 квартал), благоустройство территорий осуществлялось подрядчиками в осеннее - зимний период, что могло оказать влияние на сроки и качество выполняемых работ, так, например:
- в целях реализации проекта "Благоустройство территорий в районе дома N 42 по ул. им. 60-летия Октября" Соглашение заключено 31 августа 2018 года, контракт заключен 22 октября 2018 года, сроки сдачи выполненных работ по объекту нарушены на 235 дней;
- в целях реализации проекта "Спортивная площадка в районе улицы Мурманская, 15" Соглашение заключено 06 сентября 2019 года, контракт заключен 07 октября 2019 года, сроки сдачи выполненных работ по объекту нарушены, по состоянию на 26.02.2020 работы не завершены.
Также установлено, что в ходе реализации проектов благоустройства увеличивалась их стоимость, в связи с необходимостью проведения дополнительных объемов работ, выявленных в процессе обустройства территории, так:
- при реализации проекта "Благоустройство территорий дома N 5 по ул. им. В.И. Ленина" его стоимость увеличилась на 10%;
- при реализации проекта "Спортивная площадка в районе улицы Мурманская, 15" его стоимость увеличилась на 20,2%.
Увеличение стоимости реализации проектов в ходе их исполнения могут свидетельствовать о недостаточно эффективном уровне планирования на подготовительном этапе создания проекта (т.е., как будет выглядеть участок после завершения работ), на этапе разработки сметной документации с учетом достаточности средств, предусмотренных сметным расчетом проектных работ для реализации проекта (т.е., не учтен полный перечень видов работ, количество необходимых материалов, их стоимость, сроки исполнения, общие трудозатраты и расходы на его реализацию).
Отчет направлен Главе муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", в прокуратуру Ненецкого автономного округа, в УМВД России по Ненецкому автономному округу.
В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений в адрес Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МКУ "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" Контрольно-счетной палатой были направлены представления.
Представлениями предписано:
1. Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар":
1.1. В целях недопущения в будущем нарушений статьи 139 Бюджетного кодекса РФ и требований Положения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п, усилить контроль в части расходования субсидии и возврата в окружной бюджет средств субсидии, образовавшихся в результате экономии.
1.2. Рекомендуем при осуществлении возврата средств субсидии в окружной бюджет указывать сумму средств с точностью до двух знаков после запятой, поскольку нормы Положения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на реализацию проекта по поддержке местных инициатив, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29.05.2017 N 175-п, не предусматривают округление сумм до целых чисел.
1.3. Принять меры, направленные на соблюдение части 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ по осуществлению внутреннего финансового контроля в части составления, утверждения и ведения бюджетных смет МКУ "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара", находящихся в ведении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
1.4. Проанализировать результаты контрольного мероприятия и принять соответствующие меры в рамках своей компетенции, в том числе по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь;
2. Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара":
2.1. Принять меры, направленные на соблюдение Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и казенных учреждений, находящихся в ведении Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", утвержденного постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 28.05.2019 N 534 и усилить контроль за его соблюдением.
2.2. В целях недопущения нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принять меры по повышению эффективности уровня планирования на подготовительном этапе реализации проектов по поддержке местных инициатив (т.е., как будет выглядеть участок после завершения работ), на этапе разработки сметной документации учитывать полный перечень видов работ, количество необходимых материалов, их стоимость, на этапе разработки документации о закупке учитывать реальные сроки планирования реализации проектов, осуществлять контроль за соблюдением подрядчиками сроков выполнения работ.
2.3. Рассмотреть вопрос в рамках полномочий и действующего законодательства о направлении подрядчикам (исполнителям), нарушившим сроки выполнения работ, претензий об уплате неустойки по фактам невыполненных (несвоевременно выполненных) договорных обязательств.
2.4. Проанализировать результаты контрольного мероприятия и принять соответствующие меры в рамках своей компетенции, в том числе по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
Вопрос находится на контроле Контрольно-счетной палаты.
Отчет по результатам контрольного мероприятия представлен председателем Контрольно-счетной палаты на заседании постоянной комиссии постоянной комиссии Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" по вопросам местного самоуправления.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
Экспертно-аналитическая деятельность является одной из основных форм внешнего муниципального финансового контроля и осуществляется посредством проведения экспертно - аналитических мероприятий.
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведено 73 экспертно аналитических мероприятий, а именно:
- путем осуществления финансово-экономической экспертизы - 65 мероприятий;
- путем осуществления тематических экспертно-аналитических мероприятий - 3 мероприятия;
- в рамках осуществления последующего контроля по результатам исполнения городского бюджета - 5 мероприятия, в том числе в рамках оперативного контроля за ходом исполнения городского бюджета (квартальное исполнение) - 3 мероприятия.
Так, в течение 2020 года Контрольно-счетной палатой проводилась финансово-экономическая экспертиза:
- проектов решений Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о внесении изменений в решение от 12.12.2019 N 35-р "О бюджете МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (подготовлено 5 заключений по результатам финансово-экономической экспертизы);
- проектов нормативных правовых актов МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", устанавливающих расходные обязательства муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а также о внесении изменений в муниципальные программы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (подготовлено 57 заключений);
- проекта решения Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" "О бюджете муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (подготовлено 3 заключения).
В том числе, в течение 2019 года Контрольно-счетной палатой производилось рассмотрение экспертируемых нормативных актов и их проектов на предмет выявления коррупциогенных факторов, что отражалось в заключениях Контрольно-счетной палаты.
Заключения Контрольно-счетной палаты представлены в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Главе муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" соответственно.
Замечания и предложения Контрольно-счетной палаты, изложенные в заключениях, рассмотрены органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и частично учтены при доработке указанных нормативных правовых актов.
Замечания, предложения и рекомендации, изложенные Контрольно-счетной палатой в заключении на проект решения Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" "О бюджете муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год", учтены в полном объеме при доработке проекта решения.
В рамках осуществления последующего контроля по результатам исполнения городского бюджета Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в отчетном периоде проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2019 год, в процессе которой произведена проверка годовой бюджетной отчетности 4 главных администраторов бюджетных средств городского бюджета, подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении городского бюджета. В заключении отражены замечания по исполнению бюджета за 2019 год, даны рекомендации об устранении выявленных замечаний. В целом предоставленная для внешней проверки годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств достоверно отражает финансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Выявленные отдельные нарушения бюджетного законодательства не повлияли на достоверность показателей бюджетной отчетности. Достоверность представленного годового отчета об исполнении городского бюджета подтверждена результатами внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств городского бюджета. Отчет утвержден Решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар".
В рамках оперативного контроля за ходом исполнения городского бюджета Контрольно-счетной палатой осуществлялся ежеквартальный анализ показателей городского бюджета. В ходе указанных мероприятий проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей городского бюджета по объему, структуре и целевому назначению, проведен анализ выявленных отклонений. По результатам анализа исполнения городского бюджета за 1 квартал, полугодие, девять месяцев 2020 года подготовлены 3 заключения, которые представлены в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар" и главе города Нарьян-Мара в соответствии с законодательством.
Заключения Контрольно-счетной палаты по результатам мероприятий в рамках последующего контроля заслушаны на заседании постоянной комиссии постоянной комиссии Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" по вопросам местного самоуправления.
В 2020 году Контрольно-счетной палатой были проведены и окончены исполнением следующие тематические экспертно-аналитические мероприятия:
1. "Анализ правомерности и эффективности расходования средств городского бюджета, средств муниципальных унитарных предприятий и учреждений, учредителем которых является муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар", направляемых на оплату труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников соответственно, за 2019 год и истекший период 2020 года".
Экспертно-аналитическое мероприятие включено в План и проведено Контрольно-счетной палатой по инициативе депутатов Совета городского округа "Город Нарьян-Мар".
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия общая сумма проанализированных денежных средств составила 1 579 946,7 тыс. рублей.
Мероприятием охвачено 9 объектов контроля.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия, фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
Вместе с тем установлены следующие нарушения и недостатки:
1. Сумма средств, использованных с нарушением принципа эффективности, составила 0,9 тыс. рублей, так, согласно представленной информации в 2019 году МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" осуществило выплату компенсации за задержку заработной платы в сумме 0,9 тыс. рублей, в связи с неправильным исчислением отпускных работнику учреждения, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в 2019 году на сумму 0,9 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
2. Сумма неправомерных (необоснованных) выплат в анализируемый период составила порядка 768,6 тыс. рублей (в том числе в 2019 году 140,9 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2020 - 627,7 тыс. рублей), из них:
2.1. Указанными в отчете о проведении мероприятия объектами контроля в анализируемый период неправомерно осуществлена выплата материальной помощи муниципальным служащим (к юбилейным датам со дня рождения 50, 60 лет; смерть близких родственников) поскольку:
- выплата не входит в систему оплату труда, установленную Положением об оплате труда муниципальных служащих N 252-р;
- в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 25-ФЗ о муниципальной службе, частью 3 статьи 10 Закона округа о муниципальной службе N 140-оз принятие нормативных правовых актов по вопросам установления размера дополнительных выплат, в том числе материальной помощи является предметом исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Иные лица не наделены полномочиями по принятию указанных муниципальных правовых актов;
- согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (далее - Методика), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором (подпункт "д" части 3 Методики);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "части" следует читать: "пункта"
- выплата осуществлена с нарушением норм пункта 8 статьи 11 Закона округа о муниципальной службе N 140-оз, пункта 10.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих N 252-р, части 9 Положения, утвержденного постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 21.05.2013 N 899 (в ред. от 26.12.2016 N 1610) и п.п. 7 пункта 2.5 Положения, утвержденного приказом Управления финансов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 27.05.2013 N 25-О (в ред. от 30.11.2018 N 69-о), соответственно, так как общий размер двух видов выплат материальной помощи (материальная помощь 1 раз в год и материальная помощь, не облагаемая налогами), предоставляемых в 2019 году и в 2020 году за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих, превысил установленный размер - один должностной оклад. Таким образом, сумма неправомерных выплат составила: в общем суммовом выражении 100,0 тыс. рублей.
В период проведения экспертно-аналитического мероприятия сумма в размере 40,0 тыс. рублей восстановлена в городском бюджете.
2.2. Указанными в отчете о проведении экспертно-аналитического мероприятия объектами контроля в анализируемый период неправомерно осуществлена выплата материальной помощи немуниципальным служащим (к юбилейным датам со дня рождения 50, 60 лет; при рождении ребенка), поскольку выплаты произведены на основании локальных нормативных не согласующихся с нормами законодательства ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, 3 и 132 ТК РФ, с нарушением норм пункта 29 Положение, утвержденного постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 14.09.2018 N 614 (в ред. от 31.05.2019 N 549) и пункта 30 Положение, утвержденного приказом Управления финансов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 24.10.2018 N 61-О (в ред. от 25.10.2019 N 55-О), соответственно, так как общий размер двух видов выплат материальной помощи (материальная помощь 1 раз в год и материальная помощь, не облагаемая налогами), предоставляемых в 2019 году и в 2020 году за счет средств фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, превысил установленный размер - один должностной оклад. Таким образом, сумма неправомерных выплат составила в общем суммовом выражении 35,0 тыс. рублей.
В период проведения экспертно-аналитического мероприятия сумма в размере 10,0 тыс. рублей восстановлена в городском бюджете.
2.3. В период 2019-2020 годов одним из объектов контроля (указан в отчете о проведении мероприятия) осуществлялась доплата за совмещение должностей, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, общая сумма выплат составила 64,0 тыс. рублей (2019 год - 30,9 тыс. рублей, 2020 год - 33,1 тыс. рублей). Как уже указывалось выше, перечень ежемесячных и дополнительных выплат муниципальным служащим, определен пунктом 2 статьи 10 Закона округа о муниципальной службе N 140-оз, пунктом 4.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих N 252-р, согласно которому доплата за совмещение должностей, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, не входит в систему оплаты труда муниципальных служащих и в состав установленных дополнительных выплат. Таким образом, Администрация города осуществила доплату за совмещение должностей, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в сумме 64,0 тыс. рублей неправомерно, с нарушением норм пункта 2 статьи 10 Закона округа о муниципальной службе N 140-оз, пункта 4.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих N 252-р.
2.4. В нарушение подпункта 2 части 1 статьи 162, части 3 статьи 242 БК РФ муниципальное казенное учреждение (указано в отчете) необоснованно осуществило выплату премии за II и III квартал 2019 года руководителю учреждения, его заместителю, главному инженеру и главному бухгалтеру на общую сумму 171,3 тыс. рублей в марте 2020 года, за счет лимитов бюджетных обязательств 2020 года, что привело к фактическому уменьшению фонда оплаты труда на текущий 2020 год на 171,3 тыс. рублей.
2.5. В анализируемом периоде унитарным предприятием с 01.02.2020 увеличены размеры должностных окладов у заместителя руководителя на 13,3%, у главного бухгалтера на 23,5% и у главного экономиста на 4,6%, при неизменном окладе руководителя. При этом, изменение окладов заместителя руководителя (главного бухгалтера, главного экономиста) не согласуется с нормой пункта 14 Порядка N 538, согласно которой изменение размеров должностных окладов заместителей руководителя (главного инженера, главного бухгалтера, главного экономиста) производится только в случае изменения размера должностного оклада руководителя. Таким образом, установление должностных окладов заместителю руководителя, главному бухгалтеру и главному экономисту с 01.02.2020 в повышенном размере является необоснованным. Сумма необоснованных выплат составила порядка 378,3 тыс. рублей.
3. При проведении анализа состава и структуры фонда оплаты труда работников предприятий, установлено, что предприятиями за задержку выплаты заработной платы осуществлены выплаты денежной компенсации (ст. 236 ТК РФ).
Суммы денежной компенсации незначительны, вместе с тем обращаем внимание, что задержки выплаты заработной платы не допускаются и являются нарушением трудового законодательства и, как следствие влекут за собой ответственность работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ).
4. При проведении анализа нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципальных образования Ненецкого автономного округа на 2020 год, установлено, в том числе, то, что часть 6 статьи 10 закона Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 N 140-оз "О муниципальной службе в Нененецком автономном округе" не согласуется с нормами пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, поскольку изложенная в нем правовая позиция об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа основывается на недействующей в настоящее время редакции Бюджетного кодекса РФ. (Для сведения: в настоящий период времени городским Советом осуществлена законотворческая инициатива в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа в части приведения указанной нормы в соответствии со статьей 136 БК РФ).
5. При определении фонда оплаты труда в отношении лиц, замещающих выборные должности местного самоуправления на постоянной основе, муниципальных служащих и немуниципальных служащих, также учитываются расходы на начисления на выплаты по оплате труда.
Следует отметить, что предельная величина базы для исчисления страховых взносов ежегодно увеличивается (начиная с 1 января года, следующего за текущим финансовым годом). Вместе с тем, объектами контроля первоначально при расчете плановых показателей расходов на выплату страховых взносов на очередной финансовый год учитываются предельные величины базы для исчисления страховых взносов, установленные на текущий год, в котором осуществляется исполнение бюджета, что как следствие оказывает влияние на принцип достоверности бюджета, закрепленный статьей 37 БК РФ, поскольку сформирован нереалистичный расчет (прогноз) расходов, в части страховых взносов. Необходимо отметить, что в последующем объем средств, предусмотренный для выплаты страховых взносов, корректируется в сторону увеличения в течение года.
6. В настоящий период времени отсутствует нормативно-правовой акт, предназначенный для обеспечения единого порядка при планировании размеров средств, направленных на оплату труда работников, замещающих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.
Представителями нанимателя разработаны и утверждены локальные нормативные акты определяющие систему оплаты труда немуниципальных служащих, вместе с тем, при проведении анализа указанных Положений, установлены расхождения (отклонения) в части размеров должностных окладов работников, в части видов и размеров стимулирующих выплат, а также в общем количестве должностных окладов, учитываемых при расчете фонда оплаты труда, что, как следствие оказывает влияние на расходование средств городского бюджета.
Кроме того, принятые представителями нанимателя Положения об оплате труда работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, регулируют, в том числе вопросы предоставления работникам материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Однако условия предоставления материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, отличаются от условий предоставления данных выплат муниципальным служащим, работающим у одного и того же представителя нанимателя, что является дискриминационной нормой. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 19, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, 3 и 132 ТК РФ запрещается дискриминация в зависимости от должностного положения и какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий труда. Так, например, при предоставлении единовременной выплаты муниципальным служащим Положением об оплате труда муниципальных служащих N 252-р, не предусмотрены случаи сокращения объема выплаты, если работник отработал не полный календарный год или находился в отпуске по уходу за ребенком, а также случаи возврата части выплаты, пропорционально неотработанному времени, при увольнении работника, вместе с тем указанные ограничения установлены в отношении работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.
7. Положением об оплате труда работников учреждений N 726 не урегулированы сроки и источники выплаты квартальной премии руководителю учреждения (заместителю руководителя, главному инженеру, главному бухгалтеру), что не согласуется с нормами части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку представляет возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Кроме того, в Положении N 726 установлена несогласованность норм, так, в соответствии с пунктом 4.7 Положения об оплате труда работников учреждений N 726 премиальные выплаты осуществляются по итогам работы за месяц, а также за выполнение особо важных и сложных работ. Премиальные выплаты осуществляются по решению руководителя учреждения, в пределах утвержденного на соответствующий финансовый год фонда оплаты труда в отношении, в том числе заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно.
Однако согласно пункту 5.9 Положения N 726 руководителю, заместителю руководителя, главному инженеру, главному бухгалтеру могут устанавливаться и выплачиваться исключительно квартальные премии. Другие виды выплат стимулирующего характера руководителям учреждений (заместителям руководителя, главному инженеру, главному бухгалтеру) не устанавливаются и не выплачиваются.
8. В нарушение пункта 4.5 Положения об оплате труда работников учреждений N 726 в действующих положениях муниципальных учреждений муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не установлен конкретный размер выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, выплат за качество выполняемых работ и премиальных выплат.
Отсутствие утвержденных конкретных размеров выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы (ежемесячные и за выполнение особо важных и сложных работ) не согласуется с нормами части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подпунктами "а", "в" частью 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 и положениями статьи 13.3. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", поскольку свидетельствует о неопределенности условий и оснований для принятия решений о назначении премии и возможности необоснованного установления руководителем исключений из общего порядка для работников учреждения и является коррупционным фактором.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "частью" следует читать: "пункта"
9. При проведении анализа штатных расписаний муниципальных учреждений муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" установлено:
- в нарушение абз. 2, 3 пункта 1.3 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений N 726, Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, штатные расписания учреждений, сформированные и утвержденные в период 2019-2020 годов, не соответствуют унифицированной форме Т-3;
- в нарушение абз. 6, 10 пункта 1.3 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений N 726 штатные расписания МКУ "УГХ г. Нарьян-Мара" не содержат информации о суммах годового фонда оплаты труда;
- штатными расписаниями учреждений предусмотрены оклады работникам по должностям, не поименованным в приложениях 1, 2 к Положению об оплате труда работников учреждений N 726, так, например, технический редактор с окладом 9 378,0 рублей, архивариус с окладом 8 336,0 рублей, токарь 6 разряда с окладом 11 226,0 рублей.
9) В нарушение статьи 50 Трудового кодекса РФ Коллективный договор муниципального унитарного предприятия от 18.12.2017, а также дополнения и изменения к нему (Соглашения к коллективному договору от 05.03.2019, 01.08.2019, от 27.11.2019, от 30.09.2020) не отправлены работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган, наделенный полномочиями по регистрации коллективных договоров (подтверждающие документы к проверке не представлены).
10) Внутренними локальными нормативными актами муниципальных предприятий предусмотрены премиальные выплаты, а также выплаты к праздничным датам, при этом не установлены конкретные размеры указанных выплат, что не согласуется с нормами части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной постановлением Правительством РФ от 26.02.2010 N 96, поскольку предоставляет руководителю необоснованно широкие пределы усмотрения правоприменения, а также содержит коррупциогенный фактор, выразившийся в неопределенности условий для принятия решений руководителем.
11) Пунктом 3 раздела III "Единовременные выплаты" Положения муниципального унитарного предприятия предусмотрена выплата материальной помощи работнику предприятия в размере, не превышающей десятикратной величины тарифной ставки 1-го разряда работника предприятия (2019 год - 81 120, руб., 2020 год - 84 120,0 руб.), в случае возникновения у него особых, исключительных жизненных ситуаций, при этом отсутствует определение "особые, исключительные жизненные ситуации", что тоже является коррупциогенным фактором, который характеризуется неопределенностью условий для принятия решений.
Информация о выявленных нарушениях и недостатках, не имеющих суммового выражения, подробно приведена в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Главе муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в прокуратуру Ненецкого автономного округа.
Объектам контроля в первом квартале 2021 года направлены информационные письма о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия с целью устранения выявленных нарушений и недостатков и недопущению их впредь.
Так, объектам контроля предложено привести нормативные правовые акты, принятые соответствующими объектами контроля по вопросам оплаты труда в соответствие с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". С целью приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96) исключить нормы, содержащие коррупциогенный фактор.
В целях совершенствования системы оплата труда лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, соответствующим объектам контроля предложено рассмотреть вопрос о разработке проекта Положения об оплате труда работников, замещающих в органах местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы.
Объектам контроля, допустившим неправомерное расходование бюджетных средств предписано принять меры к возврату в городской бюджет неправомерно использованные денежные средства. Усилить контроль за недопущением впредь неправомерных выплат.
Вопрос об устранении выявленных нарушений находится на контроле Контрольной счетной палаты.
2. "Анализ правомерного и эффективного расходования бюджетных средств и средств Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, выделенных в 2018-2019 годах и за истекший период 2020 года на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" к осенне-зимнему периоду".
Экспертно-аналитическое мероприятие включено в План и проведено Контрольно-счетной палатой по инициативе Главы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", УМВД России по Ненецкому автономному округу.
В результате экспертно-аналитического мероприятия проанализированы средства на общую сумму 133 627,5 тыс. рублей, в том числе: бюджетные ассигнования на общую сумму 97 419,1 тыс. рублей, а также средства, находящиеся в хозяйственном ведении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС в сумме 36 208,4 тыс. рублей.
Мероприятием охвачено два объекта контроля:
- Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей.
Фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
Вместе с тем, в результате проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:
1) Наблюдается устойчивая тенденция ежегодного снижения объемов финансирования мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду. Так, решениями о городском бюджете предусмотрено: в 2018 г. - 42 282,3 тыс. рублей, 2019 г. - 34 613,8 тыс. рублей, 2020 г. - 20 520,0 тыс. рублей. Таким образом, по сравнению с 2018 годом в 2019 году финансирование сокращено на 7 668,5 тыс. рублей или на 18,1%, в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 14 093,8 тыс. рублей или на 40,7%. Снижение объема субсидии из окружного бюджета и не реализованное право муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на дополнительное финансирование мероприятий ведет к уменьшению финансирования и, как следствие, к уменьшению количества реализованных мероприятий (в 2018 году - 23 мероприятий, в 2020 году 5 мероприятий предусмотрено перечнем мероприятий к соглашению), при этом на конец 2019 г. общий износ котельных составлял 63%, сетей водоснабжения - 82%, канализационных сетей-65%.
Вместе с тем, согласно представленной информации наблюдается ежегодный рост количества отключений коммунальных сетей, так по сравнению с 2018 годом в 2019 году количество инцидентов увеличилось на 20 отключений или 60,6%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 18 отключений или 34,0%.
2) Длительно осуществляется согласование проектов соглашений между МУ ПОК и ТС и Администрацией муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Так, срок согласования проектов соглашений с МУ ПОК и ТС в Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" составил от 22 до 166 рабочих дней, что создает предпосылки к увеличению сроков реализации мероприятий и их переносу на зимний период (в 2020 году соглашение заключено 31.08.2020).
3) В связи с поздним заключением соглашений МУ ПОК и ТС не реализована возможность приобретения оборудования, материалов для мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду, в порядке авансирования в размере 100% от суммы договора (контракта), с учетом доли софинансирования из окружного бюджета в соответствии с соглашением.
4) Согласно представленной информации (акты выполненных работ, заключенные контракты (договоры), план реализации мероприятий) следует, что фактический срок подготовки к эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду заканчивается в зимний период - в ноябре, декабре 2018-2020 годов (зимний период), что создает условия и предпосылки к удорожанию стоимости работ и снижению их качества. В 2018 году по 17 мероприятиям из 23 (74%) заявки МУ ПОК и ТС на компенсацию фактических затрат направлены в ноябре, декабре 2018 года и профинансированы в конце декабря 2018 года. В 2019 году финансирование 25 мероприятий из 35 (71%) осуществлялось на основании поданных заявок в ноябре, декабре 2019 года. По состоянию на 02.10.2020 реализовано 2 мероприятия из 5 утвержденных мероприятий.
Таким образом, мероприятия, запланированные как подготовка к осенне-зимнему периоду, фактически проводятся, в том числе и в зимний период.
Отраженные в настоящем Отчете факты нарушения определенных постановлениями Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 20.02.2018 N 112, от 22.02.2019 N 211, от 30.04.2020 N 324 сроков реализации мероприятий (с 15.06 по 15.10) были установлены в рамках проведения Контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия "Проверка правомерного и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных в 2016-2017 годах на подготовку объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду, в рамках реализации муниципальной программы МО "ГО "Город Нарьян-Мар" "Энергосбережение и энергоэффективность" и носят систематический характер.
5) В результате проведения мероприятия обращено внимание МУ ПОК и ТС на необходимость исполнения положений подпункта "в" пункта 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку часть закупок для реализации мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период проведена в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
6) Согласно информации МУ ПОК и ТС фактическая потребность в финансировании мероприятий по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры выше плановых значений утвержденных бюджетных ассигнований (в 2018 году составляла 55 640,6 тыс. рублей, что больше утвержденных бюджетных ассигнований на 24 206,7 тыс. рублей; в 2019 году - 36 041,23 тыс. рублей, что больше утвержденных бюджетных ассигнований на 1 077,8 тыс. рублей; в 2020 году - 54 145,3 тыс. рублей, что больше утвержденных бюджетных ассигнований на 34 027,7 тыс. рублей).
7) Пунктом 10 Порядка от 03.06.2016 N 630 установлено, что главный распорядитель бюджетных средств и органы муниципального финансового контроля проводят проверки получателя преференции на предмет целевого использования муниципальной преференции, а также соблюдения получателями преференции условий, целей и порядка их предоставления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "Порядка, утвержденного постановлением от 03.06.2016 N 630"
Согласно записям журнала учета проверок юридических лиц Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС в проверяемом периоде Администрацией города проверки не проводились.
8) В 2020 году между Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МУ ПОК и ТС от 04.02.2020 согласован перечень из 15 мероприятий и общей стоимостью 54 145,3 тыс. рублей. В соглашении от 31.08.2020 N 1-ОЗП/2020 между Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МУ ПОК и ТС утвержден перечень из 5 мероприятий и общей стоимостью 20 117,6 тыс. рублей.
Таким образом, часть мероприятий проводилась за счет средств ПОК и ТС.
Вместе с тем, согласно представленной бухгалтерской отчетности МУ ПОК и ТС по состоянию на 30.09.2020 достигнуты следующие финансовые результаты деятельности:
- выручка 407 553,0 тыс. рублей,
- себестоимость продаж 438 766,0 тыс. рублей,
- непокрытый убыток составляет 532 571,0 тыс. рублей (нарастающим итогом),
- дебиторская задолженность 229 408,0 тыс. рублей,
- кредиторская задолженность 252 433,0 тыс. рублей,
- совокупный финансовый результат за 9 месяцев 2020 года - убыток в сумме 43 887,0 тыс. рублей.
В связи с отсутствием софинансирования, при наличии по результатам финансовой деятельности за 9 месяцев 2020 года убытка в размере 43 887,0 тыс. рублей, МУ ПОК и ТС за счет собственных средств по состоянию на 17.11.2020 реализовало 5 мероприятий в рамках подготовки объектов к осенне-зимнему периоду на сумму 12 991,2 тыс. рублей.
Также согласно плану выполнения мероприятий МУ ПОК и ТС за счет собственных средств будут завершены работы:
- в 4 квартале 2020 года стоимостью 8 780,0 тыс. рублей;
- в 1 квартале 2021 года по 4 мероприятиям общей стоимостью 13 463,1 тыс. рублей.
Данные мероприятия исключены из первоначального перечня мероприятий от 04.02.2020 по капитальному ремонту систем энергоснабжения котельных.
Отмечаем, что поправками к законопроекту округа 220-пр "О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "Об окружном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено дополнительное финансирование мероприятий в рамках подготовки объектов к осенне-зимнему периоду за счет средств окружного бюджета на сумму 10 900,0 тыс. рублей.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Главе муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в прокуратуру Ненецкого автономного округа, УМВД России по Ненецкому автономному округу.
В адрес МУ ПОК и ТС направлено информационной письмо о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия с целью устранения выявленных нарушений и недостатков и недопущению их впредь.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия предложено:
1. Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар":
- принять меры по сокращению сроков согласования документов для заключения соглашений с МУ ПОК и ТС;
- усилить контроль по соблюдению сроков реализации мероприятий по подготовке в осенне-зимний период, в связи с чем, определить сроки реализации мероприятий в рамках соглашений;
- в соответствии с пунктом 10 Порядка от 03.06.2016 N 630 усилить контроль со стороны главного распорядителя и органов муниципального финансового контроля на предмет соблюдения получателем преференции условий, целей и порядка их предоставления;
- рассмотреть возможность софинансирования мероприятий свыше установленного размера субсидии (3%);
- рассмотреть вопрос о внесение изменений в показатели муниципальной программы;
2. МУ ПОК и ТС:
- соблюдать сроки подготовки к осенне-зимнему периоду, установленные Администрацией муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и не допускать реализацию мероприятий в зимний период;
- в соответствии подпунктом "в" пункта 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предлагаем МУ ПОК и ТС осуществлять закупки с привлечением бюджетных средств (в том числе на приобретение материалов) для реализации мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период исключительно в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- рассмотреть вопрос об организации МУ ПОК и ТС раздельного бухгалтерского учета при приобретении товаров, работ и услуг с привлечением бюджетных средств;
- при планировании мероприятий учитывать возможность приобретения оборудования, материалов для мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду, на возмещение фактически понесенных затрат и в порядке авансирования в размере 100% от суммы договора (контракта), предусмотренную пунктом 28 Порядка от 22.10.2014 N 399-п предусмотрена возможность предоставления субсидии на приобретение оборудования и материалов.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия представлен председателем Контрольно-счетной палаты на заседании постоянной комиссии постоянной комиссии Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" по вопросам местного самоуправления 25.01.2021 года.
3. "Анализ исполнения доходов городского бюджета в части доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба за 2017-2020 годы".
Экспертно-аналитическое мероприятие включено в План и проведено Контрольно-счетной палатой по инициативе депутатов Совета городского округа "Город Нарьян-Мар".
Проанализированы доходы городского бюджета от штрафов, санкций, возмещения ущерба за 2017-2020 годы в сумме 61 119,9 тыс. рублей.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Совет городского округа "Город Нарьян-Мар", Главе муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", в прокуратуру Ненецкого автономного округа.
5. Информационная и иная деятельность
В течение 2020 года на официальном сайте Контрольно-счетной палаты размещалась информация о работе и проводимых мероприятиях, в том числе информация о нарушениях, выявленных в результате проведения контрольных мероприятий.
За отчетный период Контрольно-счетной палатой в установленные законодательством сроки представлена информация по всем запросам и обращениям, поступившим от прокуратуры НАО, Счетной палаты НАО, Управления финансов Администрации города.
Отчеты по результатам контрольных мероприятий представлены в прокуратуру Ненецкого автономного округа, УМВД России по Ненецкому автономному округу. Один отчет по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлен в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу.
В 2020 году Контрольно-счетной палатой разработаны и направлены в прокуратуру Ненецкого автономного округа, УМВД России по Ненецкому автономному округу уточненные проекты соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. На момент подготовки настоящего отчета проект уточненного соглашения о взаимодействии и сотрудничестве подписан с УМВД России по Ненецкому автономному округу.
В соответствии со статьями 6, 8 Положения "О контрольно-счетной палате муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в течение 2020 года председатель, аудитор Контрольно-счетной палаты приняли участие в работе сессий городского Совета, его комитетов и комиссий по вопросам, отнесенным к компетенции Контрольно-счетной палаты, а также в комиссиях и рабочих группах Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Контрольно-счетной палатой в 2020 году осуществлялась работа по разработке проектов нормативных правовых актов. Так, было подготовлено два проекта решений Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" по вопросам осуществления внешнего финансового контроля в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В 2020 году Контрольно-счетная палата города Нарьян-Мара продолжит работу по совершенствованию внешнего финансового контроля в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" путем усиления как контрольной функции за целевым и эффективным расходованием средств городского бюджета, взаимодействия с правоохранительными органами и прокуратурой Ненецкого автономного округа, так и экспертно-аналитической деятельности.
Также, по прежнему большое внимание будет уделяться превентивной функции Контрольно-счетной палаты, реализуемой на этапе предварительного контроля, путем устранения возможных нарушений бюджетного законодательства и предпосылок к нарушению бюджетного законодательства посредством участия Контрольно-счетной палаты в рабочих группах по проектам нормативных правовых актов, оказывающих влияние на расходы городского бюджета, имущественные права муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и вопросам в сфере бюджетных правоотношений.
Председатель |
И.Е. Газимзянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" от 25 февраля 2021 г. N 180-р "Об отчете Контрольно-счетной палаты муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за 2020 год"
Вступает в силу с 25 февраля 2021 г.
Текст решения опубликован в издании "Сборник нормативных правовых актов городского округа "Город Нарьян-Мар" от 4 марта 2021 г. N 12-14