Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
ГУ ветеринарии
Рязанской области
от 09 января 2020 N 6-ОД
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита
11 августа 2020 г.
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления главным управлением ветеринарии Рязанской области (далее - Управление) внутреннего финансового аудита (далее - ВФА) разработан с учетом пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. Порядок осуществления внутреннего финансового аудита (далее - Порядок) содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности и другие положения.
1.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля, подготовка рекомендаций по повышению его эффективности, а также подготовки предложений по его организации;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
повышения качества финансового менеджмента;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
Пункт 1.3 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
1.3. Внутренний финансовый аудит осуществляют должностные лица отдела аудита и ревизионной работы (далее - Отдел), наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Отдел непосредственно подчиняется начальнику Управления.
Пункт 1.4 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
1.4. Субъектом внутреннего финансового аудита является:
- должностное лицо отдела, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- должностные лица отдела (далее - аудиторская группа), наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Субъект аудита не может осуществлять действия по изучению проведенных им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
Пункт 1.5 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
1.5. Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объект аудита).
Пункт 1.6 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
1.6. Субъекты бюджетных процедур - начальник (заместители начальника), руководители и должностные лица структурных подразделений Управления, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - субъекты бюджетных процедур).
Раздел I дополнен пунктом 1.7 с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
1.7. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты Управления.
Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита.
Принцип компетентности выражается в применении субъектом аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования наименьшего объема затрачиваемых ресурсов.
Принцип ответственности означает, что субъект аудита несет ответственность перед начальником Управления за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
Принцип стандартизации означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также в соответствии с настоящим Порядком.
II. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет начальник Управления.
2.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
Пункт 2.3 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
2.3. Аудиторские мероприятия в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
субъектом аудита;
аудиторскими группами под руководством начальника отдела (далее - руководитель аудиторской группы), в состав которых могут включаться уполномоченные должностные лица Управления, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками.
2.4. Руководитель аудиторской группы имеет право вносить предложения по привлечению к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц Управления и формированию состава аудиторской группы.
Пункт 2.5 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
2.5. Субъект аудита (член аудиторской группы) в рамках аудиторского мероприятия по заданной теме (вопросу) имеет право:
- запрашивать и получать на основании запросов документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских мероприятий, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур, выполняющие бюджетные процедуры, в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие;
- получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Управления и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
- знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Управления к используемым, субъектами бюджетных процедур прикладным программам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
- консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам своей компетенции;
- в пределах своей компетенции обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия;
- обсуждать с начальником отдела вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
- в пределах своей компетенции подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
- в пределах своей компетенции подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Управления, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
Пункт 2.6 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
2.6. Субъект аудита (руководитель аудиторской группы) в рамках аудиторского мероприятия имеет право:
- запрашивать и получать на основании запросов документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских мероприятий, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур, выполняющие бюджетные процедуры, в отношении которых осуществляется аудиторское мероприятие;
- получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий Управления и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
- знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами Управления к используемым, субъектами бюджетных процедур прикладным программам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
- консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам своей компетенции;
- обсуждать с субъектами бюджетных процедур вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении о результатах аудиторского мероприятия;
- подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
- привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо Управления (эксперта);
- обсуждать с начальником Управления вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
- подготавливать и направлять начальнику Управления предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
- подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
- подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов Управления, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
Пункт 2.7 изменен с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
2.7. Субъект аудита (член аудиторской группы) обязан:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и настоящий Порядок;
соблюдать положения Кодекса этики и служебного поведения, принятого Управлением в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать руководителю аудиторской группы о нарушениях субъектом аудита (членом аудиторской группы) принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств; формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия; обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Раздел II дополнен пунктом 2.8 с 11 августа 2020 г. - Приказ Главного управления ветеринарии Рязанской области от 11 августа 2020 г. N 55-ОД
2.8. Субъект аудита (руководитель аудиторской группы), помимо исполнения обязанностей, указанных в пункте 2.7. настоящего Порядка, обязан:
планировать свою деятельность, а в случае формирования аудиторской группы, деятельность аудиторской группы, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение начальнику Управления план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий; утверждать программы аудиторских мероприятий; проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия, а также представлять ее на утверждение начальнику Управления;
обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств; обеспечивать подготовку заключения;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Управления, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения;
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления, и по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии).
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения начальнику Управления;
представлять начальнику Управления годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков; обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков; принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, со стороны субъекта аудита (членов аудиторской группы);
своевременно сообщать начальнику Управления о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
III. Планирование аудиторских мероприятий
3.1. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План) (приложение N 1 к Порядку).
3.2. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
Проект Плана на следующий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года представляется на утверждение начальнику Управления.
3.3. План должен включать не менее двух аудиторских мероприятий и содержать следующую информацию: пункт Плана, тему аудиторского мероприятия, месяц окончания аудиторского мероприятия.
3.4. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Управления.
3.5. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом Управления за подписью начальника Управления, в котором указывается тема, дата начала аудиторского мероприятия, состав аудиторской группы.
3.6. Решение о внесении изменений в План принимается начальником Управления на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита (руководителя аудиторской группы).
3.7. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения начальника Управления, с указанием темы и месяца окончания указанного мероприятия. Решение о проведении внепланового мероприятия оформляется приказом Управления за подписью начальника Управления.
3.8. При планировании внутреннего финансового аудита субъект аудита (руководитель аудиторской группы) проводит предварительный анализ:
данных об осуществлении внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторскому мероприятию;
информации о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
результатов мониторинга качества финансового менеджмента;
информации, указанной в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущего мероприятия, а также информации о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
результатов проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских мероприятий.
3.9. При планировании аудиторского мероприятия (составлении плана и/или программы аудиторского мероприятия) субъектом аудита (руководителем аудиторской группы) учитываются:
бюджетные полномочия Управления и осуществляемые Управлением области бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
результаты оценки бюджетных рисков;
степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
требования начальника Управления;
другие положения утвержденных федеральных стандартов.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление результатов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.1.1. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторского мероприятия (далее - программа) (приложение N 2 к Порядку).
4.1.2. Программа составляется субъектом аудита (руководителем аудиторской группы) и утверждается начальником Управления до начала аудиторского мероприятия.
4.1.3. Программа должна содержать основание аудиторского мероприятия (пункт Плана на очередной финансовый год или решение начальника Управления о проведении внепланового аудиторского мероприятия), сроки проведения аудиторского мероприятия, тему аудиторского мероприятия, цели аудиторского мероприятия, объект аудита, перечень вопросов, подлежащих изучению, применяемые методы внутреннего финансового аудита, сведения о субъекте аудита, ф.и.о. и подпись руководителя аудиторской группы (субъекта аудита), ф.и.о. и подпись начальника Управления, дату утверждения программы аудиторского мероприятия начальником Управления.
4.1.4. Программа может содержать общие вопросы в части:
организации внутреннего финансового контроля в отношении объекта аудита;
применения автоматизированных информационных систем при осуществлении объекта аудита, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных;
наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении объекта аудита.
4.1.5. При необходимости, в программу могут вноситься изменения.
4.1.6. Утвержденная программа и (или) изменения в программу представляются для ознакомления субъектам бюджетных процедур.
4.2.1. В случае, когда для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с рабочим планом проведения аудиторского мероприятия (далее - рабочий план).
Рабочий план включает в себя: объект аудита; субъект бюджетной процедуры, вопросы мероприятия, отраженные в программе; содержание работы; исполнителей работы; сроки предоставления материалов для формирования заключения.
Рабочий план подписывается руководителем аудиторской группы и членами аудиторской группы (приложение N 3 к Порядку).
4.2.2. Аудиторское мероприятие проводится с применением следующих возможных методов аудита:
аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях или недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.
инспектирование - изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
пересчет - проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов.
запрос - обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.
подтверждение - процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица.
наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
4.2.3. В отношении одного и того же объекта аудита могут использоваться несколько методов внутреннего финансового аудита.
4.2.4. С целью получения необходимой информации в отношении объектов аудита субъект аудита может направить в письменной или электронной форме субъекту бюджетных процедур, мотивированный запрос о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита.
Ответ на мотивированный запрос в письменной форме и в форме электронного документа с приложением необходимых копий документов составляется субъектом бюджетных процедур и направляется субъекту аудита в срок, указанный в запросе, или в случае отсутствия такового, не позднее 3 рабочих дней после получения запроса субъектом бюджетных процедур.
4.2.5. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены достаточные, надежные доказательства (фактические данные и достоверная информация), основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторского мероприятия.
4.2.6. Изучение бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению, документов, данных, информации может осуществляться сплошным способом, путем отбора конкретных операций (действий), документов, данных, информации для изучения или с использованием аудиторской выборки.
Выбор способа изучения объектов аудита зависит от целей аудиторского мероприятия, характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия, характеристик изучаемых документов, данных, информации, а также использования программного обеспечения для изучения объектов аудита.
4.2.7. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы внутреннего финансового аудита могут вестись и храниться в электронном виде или на бумажных носителях.
4.2.8. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудиторского мероприятия;
документы, содержащие аудиторские доказательства, полученные при выполнении программы аудиторского мероприятия;
проект (при наличии) и окончательный вариант заключения по результатам аудиторского мероприятия;
замечания и предложения, полученные от субъектов бюджетных процедур, в том числе замечания и предложения по проекту заключения по результатам аудиторского мероприятия (при наличии);
предложения субъекта аудита по составлению плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, и реализации рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия, и план мероприятий (если такой план составлялся);
результаты мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий (если такой мониторинг осуществлялся).
4.2.9. Каждый рабочий документ аудиторского мероприятия должен содержать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать:
аудиторское мероприятие, при выполнении которого составлен рабочий документ;
пункт программы аудиторского мероприятия, при выполнении которого составлен рабочий документ;
дату составления рабочего документа;
должность, фамилию, инициалы и подпись члена аудиторской группы, составившего рабочий документ;
должность, фамилию, инициалы и подпись руководителя аудиторской группы, проверившего рабочий документ, и дату проверки.
Страницы рабочих документов, составленных на бумажных носителях, должны быть пронумерованы с указанием порядкового номера каждой страницы и общего количества страниц в рабочем документе.
4.2.10. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, формируются до окончания аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания субъектом аудита (руководителем аудиторской группы) заключения по его результатам.
4.2.11. Хранение рабочей документации осуществляется субъектом аудита.
Рабочая документация храниться скомплектованной в папки, заведенные для каждого аудиторского мероприятия, в папках располагается в соответствии с вопросами программы аудиторского мероприятия.
Рабочая документация храниться в сброшюрованном виде, страницы пронумерованы, на титульном листе папки указывается: год проведения, порядковый номер и наименование аудиторского мероприятия, количество листов в папке.
4.2.12. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий не допускается внесение изменений в документы, их изъятие, а также добавление отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
4.2.13. Доступ к рабочей документации имеет только начальник отдела - руководитель аудиторской группы и субъект аудита осуществлявший проведение аудиторского мероприятия по данной теме (вопросу).
Выдача документации по внутреннему аудиту работникам, не занятым аудитом по данной теме (вопросу), не допускается.
Работники Управления, не занятые аудитом к рабочей документации не допускаются.
4.2.14. Рабочая документация должна храниться в металлическом шкафу не менее 5 лет.
4.2.15. Изъятие рабочей документации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
4.3.1. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия субъект аудита (руководитель аудиторской группы) направляет начальнику Управления служебную записку с изложением обстоятельств и срока требуемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия.
4.3.2. Основаниями для приостановления или продления аудиторского мероприятия являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторского мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств.
4.3.3. Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторского мероприятия, но не может превышать 60 календарных дней.
4.3.4. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое начальником Управления на основании мотивированной служебной записки субъекта аудита (руководителя аудиторской группы), оформляется Приказом, который доводится до сведения субъекта бюджетной процедуры.
4.3.5. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия субъект аудита (аудиторская группа) возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, устанавливаемые распоряжением начальника Управления.
V. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
5.1. По результатам каждого аудиторского мероприятия субъект аудита (руководитель аудиторской группы) составляет заключение по аудиторскому мероприятию (далее - заключение) (приложение N 4 к Порядку).
5.2. Заключение включает в себя:
результаты проведения аудиторского мероприятия по вопросам программы;
информацию о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях, об условиях и о причинах таких нарушений, а также не устраненных в ходе внутреннего финансового контроля значимых бюджетных рисках;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Управлением порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета;
сведения о субъекте аудита и членах аудиторской группы (при наличии), ф.и.о. и подпись субъекта аудита (руководителя аудиторской группы), ф.и.о. и подпись членов аудиторской группы (при наличии).
5.3. Экземпляр заключения, подписанный субъектом аудита (руководителем аудиторской группы) и членами аудиторской группы (при наличии), передается на ознакомление субъекту бюджетной процедуры в течение пяти рабочих дней.
5.4. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в заключении, субъект бюджетной процедуры в течение трех рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе представить в свободной форме возражения и предложения субъекту аудита на бумажном носителе или в электронном виде.
5.5. Субъект аудита (руководитель аудиторской группы) в течение пяти рабочих дней со дня получения возражений и предложений рассматривает их обоснованность и дает заключение по представленным субъектом бюджетных процедур возражениям и предложениям (далее - Заключение по возражениям и предложениям) в свободной форме.
5.6. Заключение по возражениям и предложениям направляется субъекту бюджетных процедур в письменной и/или электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторского мероприятия.
5.7. Заключение, подписанное субъектом аудита (руководителем аудиторской группы) и членами аудиторской группы (при наличии), завизированное руководителем субъекта бюджетной процедуры представляется начальнику Управления.
5.8. По результатам рассмотрения начальник Управления принимает решение о согласии с выводами и предложениями, отраженными в заключении или о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
5.9. Подписанный экземпляр заключения с решением начальника Управления остается у субъекта аудита, копия - передается субъекту бюджетной процедуры.
5.10. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения копии заключения с решением (резолюцией) начальника Управления, субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений (графы 1 - 5 таблицы приложения N 5 к Порядку).
5.11. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой предложений и в установленные сроки представляет субъекту аудита (руководителю аудиторской группы) информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов (графы 1 - 4 таблицы приложения N 6 к Порядку).
5.12. Контроль за своевременным и полным выполнением субъектами бюджетных процедур предложений и рекомендаций по результатам проведенных аудиторских мероприятий осуществляется субъектом аудита (руководителем аудиторской группы).
VI. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
6.1. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, с пояснительной запиской (приложение N 7 к Порядку) и направляется на утверждение начальнику Управления до 25 января текущего финансового года.
6.2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
6.3. Годовая отчетность включает данные, отраженные в заключениях и реестре бюджетных рисков и включает в себя информацию, в том числе подтверждающую выводы о достоверности сводной бюджетной отчетности, о минимизации бюджетных рисков, надежности внутреннего финансового контроля.
6.4. Пояснительная записка включает следующие сведения и информацию:
о подчиненности субъекта аудита, правовых актах Управления, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита, количестве должностных лиц, осуществляющих аудит;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления аудита;
об обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами, составе основных фондов, используемых при осуществлении аудита, и их техническом состоянии;
о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление аудита, не нашедших отражения в отчете;
иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в отчете.
VII. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
7.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках субъектом аудита и ведется реестр бюджетных рисков (приложение N 8 к Порядку).
7.2. В целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков субъектами бюджетных процедур и субъектом аудита (в рамках проведения аудиторских мероприятий) осуществляется оценка бюджетных рисков (приложение N 9 к Порядку), включающая в себя выявление (обнаружение) бюджетного риска, определение его значимости с применением критериев вероятности и степени влияния.
Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой операции.
Идентификация рисков заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры.
Каждый бюджетный риск оценивается по критерию "Вероятность", степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию "Степень влияния", характеризующему уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, размер возможного наносимого ущерба, потери репутации Управления (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента Управления), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств.
По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска:
уровень по критерию "Вероятность" - низкий (от 0 до 35%), средний (от 35 до 70%), высокий (от 70 до 100%);
уровень по критерию "Степень влияния" - низкий, средний, высокий.
Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:
несоответствие положений правовых актов Управления, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
большое количество ошибок при выполнении бюджетной процедуры (операции);
территориальная удаленность подведомственных учреждений;
низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, документов, необходимых для проведения операций;
наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации сотрудников структурного подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры.
Оценки по критериям "Вероятность" и "Степень влияния" объединяются в матрицу бюджетного риска (приложение N 10 к Порядку), в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (низкий, средний, высокий).
Операции с уровнем риска "средний" - (от 30 до 65%), "высокий" - (от 65 до 100%) являются значимыми и включаются в реестр бюджетных рисков.
7.3. Субъект аудита проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.
7.4. Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями, но не чаще одного раза в квартал и не реже одного раза в год.
7.5. Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
VIII. Отдельное положение
8.1. Субъект аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.