В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2020 год (не приводится);
2) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2020 год.
2. Организационному отделу Организационно-аналитического управления разместить настоящий приказ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области В.В. Шелухина.
Руководитель Главного управления |
О.Н. Федина |
Утверждено
приказом руководителя
Госжилинспекции
Московской области
от 02.02.2021 г. N 14
Обобщение
практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2020 год
Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2019 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований (далее - обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
I. Общие положения
1. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о Госжилинспекции Московской области), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
2. Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - поднадзорные субъекты) требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а также соблюдение положений Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", требований к обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - обязательные требования).
3. Целями обобщения практики являются:
принятие поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений обязательных требований;
обеспечение Госжилинспекцией Московской области доступности сведений об обобщении практики путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4. Задачей обобщения практики является выявление наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
5. При реализации функции по осуществлению государственного жилищного надзора Госжилинспекция Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
1) Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) ЖК Российской Федерации;
3) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
5) Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
6) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
7) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
8) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
10) Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
11) Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
12) Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
13) Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
14) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
15) Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
16) Федеральным законом от 21.07.2014 N 209 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федеральным законом от 21 июля 2014 г. вместо "209" следует читать "209-ФЗ"
17) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения";
18) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения";
19) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями";
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
29) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
30) постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 410);
31) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
32) постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре";
33) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";
34) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
35) постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
36) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
37) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
38) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
39) постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации";
40) распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
41) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
42) приказом Госстроя Российской Федерации от 18.07.2002 N 149 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере";
43) приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
44) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
45) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
46) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
47) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
48) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.08.2013 N 360 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю";
49) приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
50) Уставом Московской области;
51) Законом Московской области N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан" (далее - Закон Московской области N 164/2006-ОЗ);
52) Законом Московской области N 148/2012-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля на территории Московской области";
53) Законом Московской области N 66/2013-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области";
54) Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП Московской области).
II. Изменения в законодательстве, произошедшие в 2020 году
6. За последнее время нормативное правовое регулирование в сфере жилищных отношений, организации контроля и надзора претерпело значительные изменения.
Федеральным законом от 06.02.2020 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (вступил в силу 17.02.2020) предусматривается, что многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, признанных закрывающимися, исключаются из региональной программы капитального ремонта.
Указанное решение оформляется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта.
В случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом доме.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 133-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.21 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 05.05.2020) введена ответственность для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за использование жилых помещений не по назначению, их порчу, порчу их оборудования и самовольную перепланировку (переустройство) помещений в многоквартирных домах, введена ответственность за перепланировку (переустройство) нежилых помещений в многоквартирных домах, исключена ответственность за самовольную перепланировку (переустройство) жилого дома, если такая перепланировка (переустройство) произведена с согласия собственника (нанимателя) и не привела к существенному изменению условий использования дома.
Федеральным законом от 24.04.2020 N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 05.05.2020) предусмотрены уточнения в порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах, где есть коллективные счетчики и индивидуальные счетчики учета тепловой энергии. Так, установленные Правительством Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (ч. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 581 "О внесении изменения в пункт 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (вступил в силу 06.05.2020) предусматривается, что в случае, если межведомственной комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии.
Федеральным законом от 25.05.2020 N 156-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 25.05.2020) внесены изменения в статьи 44, 47.1, 161 ЖК Российской Федерации которыми уточняется порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) либо с использованием региональной информационной системы, созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования. Решение об использовании при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования ГИС ЖКХ, региональной информационной системы, а также иных информационных систем принимается независимо от способа управления многоквартирным домом.
Также данным федеральным законом устанавливается порядок проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ, а также основные требования к подготовке и проведению последующих общих собраний с использованием ГИС ЖКХ. Указанный порядок и требования применяются также в отношении общих собраний с использованием региональной информационной системы с момента обеспечения технической возможности размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме необходимой информации, но не позднее 1 июля 2021 года.
Первое общее собрание с использованием ГИС ЖКХ проводится по инициативе собственника помещения в многоквартирном доме или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. В этом случае администратором первого общего собрания становится лицо, инициировавшее собрание. При этом для проведения последующих общих собраний в заочной форме с использованием системы в повестку дня данного общего собрания включаются вопросы об определении администратора общего собрания, о порядке приема им сообщений о проведении общих собраний, решений собственников по вопросам, поставленным на голосовании, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ. При этом первое общее собрание с использованием ГИС ЖКХ не проводится в случае наличия письменных отказов от его проведения собственников, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Также данным федеральным законом устанавливается продолжительность голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с использованием ГИС ЖКХ (не менее чем семь дней и не более чем шестьдесят дней с даты и времени его проведения).
Федеральным законом от 27.10.2020 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований" (вступил в силу 07.11.2020) предусматривается, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества их предоставления осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменение размера платы осуществляется лицом, предоставляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным договором, в том числе, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предусматривается, что управляющие организации и иные лица, ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию и своевременному ремонту общего имущества многоквартирного дома, будут компенсировать ресурсоснабжающим организациям расходы, фактически понесенные ими вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений изменение размера платы за коммунальные услуги производит ресурсоснабжающая организация, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2035 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (вступает в силу с 01.01.2021) утверждены Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
Требования энергетической эффективности устанавливаются Минстроем России и включают в себя показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, требования к влияющим на их энергетическую эффективность архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, требования к отдельным элементам, конструкциям, используемым технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации.
Класс энергетической эффективности определяется исходя из сравнения фактического и нормативного значений показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
Класс энергетической эффективности определяется:
органом государственного строительного надзора для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, и указывается в заключении о соответствии многоквартирного дома требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности в процессе его эксплуатации исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.
Федеральным законом от 22.12.2020 N 441-ФЗ "О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации.
Так предусматривается, что орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией.
Также предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
III. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного жилищного надзора
7. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контрольно-надзорные и профилактические мероприятия).
8. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий установлен Федеральным законом N 294-ФЗ.
Также необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) до конца 2020 года установлен особый порядок проведения проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Указанный порядок не предусматривает полного прекращения проверок. Постановлением N 438 предусмотрено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры при наличии оснований для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, внеплановые проверки ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, также по поручению основании поручения Президента, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
9. Разработаны и утверждены приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 04.12.2017 N 159 проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые применяются при проведении плановых проверок.
10. За 2020 год Госжилинспекцией Московской области в рамках осуществления государственного жилищного надзора проведено 1651 контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. Из них проверки исполнения предписания - 139.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 2394 нарушение законодательства в жилищной сфере, в том числе:
- за соблюдением правил и норм технической эксплуатации многоквартирных домов -741;
- правил пользованиями жилыми помещениями - 31;
- некачественного предоставления коммунальных услуг - 388;
- требований законодательства о раскрытии информации - 328;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 361;
- правил управления многоквартирными домами - 25;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 43;
- неисполненные предписания - 30;
- прочие нарушения - 447.
По фактам, которых составлено 153 протокола об административных правонарушениях:
1) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (15);
2) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (1);
3) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (11);
4) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (26);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (3);
6) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (4);
7) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка" (15);
8) ст. 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" (22);
9) ст. 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" (37);
10) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (5);
11) ст. 7.23.2 ч. 1 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации" (1);
12) ст. 7.23.3 ч. 1 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами" (3).
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
11. Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2020 году.
Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений обязательных требований является:
1) нарушение Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе органом местного самоуправления не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации;
2) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:
а) неисправное остекление; отсутствует фурнитура на окнах и дверях;
б) невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток;
в) отсутствие плафонов на светильниках;
3) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:
а) отсутствие самозакрывающихся устройств;
б) отслоение покрасочного слоя и повреждение абонентских ящиков;
в) отсутствие освещения лестничной клетки;
4) не предоставление/некомплектность документации, в том числе:
а) не передана техническая документация на многоквартирный дом другой управляющей организации;
б) не предоставление сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме о размере остатка средств на специальном счете в установленный законом срок;
в) не предоставление документов по запросу Госжилинспекции Московской области, недостоверность представленных сведений;
5) нарушение Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе:
а) не размещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
б) нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации;
в) размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации;
6) тарифы и коммунальные платежи, в том числе:
а) нарушение пунктов 42 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах";
б) нарушение при начислении платы за отопление;
в) несоответствие платежного документа с формой Единого платежного документа;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
8) захламление мест общего пользования;
9) протечка кровли.
12. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области на 2020 - 2022 годы.
13. Как показывает анализ правоприменительной практики существует необходимость во внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В настоящее время отсутствует административная ответственность за неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями таких предостережений, в связи с чем, у данных лиц отсутствует мотив надлежащего исполнения вышеуказанных предостережений в установленный органом государственного контроля (надзора) срок.
В связи с чем, существует необходимости внести изменения в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность для должностных лиц и юридических лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предостережения органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 2 февраля 2021 г. N 14 "Об утверждении обобщения практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2020 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Московской области (http://gzhi.mosreg.ru) 3 февраля 2021 г.