Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-195/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Самарской области о признании недействующим в части административного регламента предоставления министерством промышленности и торговли Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п, установил:
первый заместитель прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части административного регламента предоставления министерством промышленности и торговли Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п.
Требования обоснованы тем, что раздел 2 административного регламента регулирующий стандарт предоставления муниципальной услуги, не содержит исчерпывающего перечня оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги и перечня документов и действий, предоставления и совершения которых орган, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя, что противоречит п. 4 ч. 1 ст. 7, п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ; в пункте 5.4 и разделе 5 административного регламента не отражены изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2018 N 204-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в части расширения предмета досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего услугу, а также порядка рассмотрения жалоб.
Прокуратурой Самарской области 29.10.2019 г. принесен протест на разделы 2 и 5 указанного нормативного правового акта в министерство промышленности и торговли Самарской области. Министерством протест прокуратуры области рассмотрен, признан обоснованным и подлежащим удовлетворению, принято решение о подготовке соответствующего проекта правового акта. Несмотря на то, что факт несоответствия отдельных положений административных регламентов выявлен прокуратурой области ещё в октябре 2019 г., до настоящего времени правовой акт Министерством не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства. В связи с чем, существует реальная угроза нарушения прав заявителей на своевременное получение государственной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг, досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных услуг.
Ссылаясь на изложенное, прокурор просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- раздел 2 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п в части, в которой данный раздел не предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги и перечень документов и действий, предоставления и совершения которых орган, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя;
- пункт 5.4 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п;
- раздел 5 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п в части, в которой данный раздел не предусматривает порядок рассмотрения жалоб.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Самарской области П.О.И. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика по доверенности Ч.Р.Ю. в судебном заседании заявленные требования признал и пояснил, что в настоящее время с учетом норм действующего законодательства разработан проект нового административного регламента, в котором полностью учтены замечания прокуратуры Самарской области. Данный проект размещен на официальном сайте министерства для проведения независимой экспертизы. После проведения соответствующей процедуры проект станет нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру оказания государственной услуги по лицензированию.
Выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Региональные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулирует Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 года N 210-ФЗ (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг.
Частью 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
В соответствии с подп. 1.3.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 27.01.2011 N 16 (далее - Порядок) административные регламенты разрабатываются органами исполнительной власти Самарской области, к сфере деятельности которых относится предоставление государственной услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Самарской области, постановлениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.
Подпунктом 1.3.2 Порядка предусмотрено, что административные регламенты утверждаются в установленном порядке приказами органов исполнительной власти Самарской области, являющихся их разработчиками, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 07.09.2011 N 447 "Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг" (далее - постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 N 447) предоставление государственной услуги по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется министерством промышленности и торговли Самарской области.
Судом установлено, что приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п утвержден административный регламент предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волжская коммуна", N 440 (28368), 28.11.2012.
Приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 17.08.2017 N 108-п внесены изменения в приказ министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п "Об утверждении административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
Данный приказ официально опубликован в издании "Волжская коммуна", N 225 (30120), 05.09.2017.
Таким образом, в настоящее время приказ от 12.11.2012 N 157-п действует в редакции приказа от 17.08.2017 N 108-п.
Оспариваемый приказ издан в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства промышленности и технологий Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В силу п. 1.1. административный регламент, утвержденный приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п, определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) министерства промышленности и технологий Самарской области (далее - министерство) при осуществлении полномочий по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.
Раздел 2 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом от 12.11.2012 N 157-п (в ред. приказа от 17.08.2017 N 108-п) (далее - административный регламент) регулирует стандарт предоставления государственной услуги.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ) - стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 204-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
Вместе с тем, оспариваемый раздел 2 административного регламента вышеуказанной нормы не содержит, как не содержит и исчерпывающего перечня оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги.
Раздел 5 административного регламента регулирует порядок досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных, гражданских служащих.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 11.1 Федерального закона N 210-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра (далее - учредитель многофункционального центра), а также в организации, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу. Жалобы на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра подаются руководителю этого многофункционального центра. Жалобы на решения и действия (бездействие) многофункционального центра подаются учредителю многофункционального центра или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Жалобы на решения и действия (бездействие) работников организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, подаются руководителям этих организаций. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта многофункционального центра, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Жалоба на решения и действия (бездействие) организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их работников может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официальных сайтов этих организаций, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Вместе с тем данные положения не отражены в административном регламенте в его пункте 5.4. - предмет досудебного (внесудебного) обжалования.
Кроме того, п. 9 ст. 11 Федерального закона N 210-ФЗ в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ предусматривает, что заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях: требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 8.1, 8.2 ст. 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ в редакции Федерального закона N 204-ФЗ в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги. В случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части 8 настоящей статьи, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
Однако, в разделе 5 административного регламента указанные выше нормы отсутствуют.
Таким образом, сравнительный анализ положений п. 4 ч. 1 ст. 7, п. 9 ст. 11, ч.ч. 8.1, 8.2 ст. 11.2, п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ в редакции Федерального закона от 19.07.2018 N 204-ФЗ и оспариваемых положений раздела 2, пункта 5.4 и раздела 5 административного регламента показывает, что приведенные оспариваемые положения административного регламента противоречат федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, требования первого заместителя прокурора Самарской области оспаривающего отдельные положения административного регламента заслуживают внимания и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Так как оспариваемые положения административного регламента ранее применялись, на основании данных норм были реализованы права граждан, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемые положения раздела 2, пункта 5.4 и раздела 5 административного регламента подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Волжская коммуна".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования первого заместителя прокурора Самарской области - удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- Раздел 2 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п (в ред. приказа от 17.08.2017 N 108-п), в части, в которой данный раздел не предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги и перечень документов и действий, предоставления и совершения которых орган, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя;
- Пункт 5.4 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п (в ред. приказа от 17.08.2017 N 108-п);
- Раздел 5 административного регламента предоставления министерством промышленности и технологий Самарской области государственной услуги "Лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного приказом министерства промышленности и технологий Самарской области от 12.11.2012 N 157-п (в ред. приказа от 17.08.2017 N 108-п) в части, в которой данный раздел не предусматривает порядок рассмотрения жалоб.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 27 января 2021 г. N 3а-195/2021 (ключевые темы: муниципальные услуги - административные регламенты - многофункциональные центры - реализация лома - переработка)
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании