Приказ Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области и Министерства образования Новосибирской области от 8 февраля 2021 г. N 118/300/1
"Об утверждении комплекса мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
В целях реализации комплекса мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом, в соответствие приказа от 25.11.2019 N 970/639 утвержденного Министерством спорта Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации приказываем:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области" (далее - комплекс мер).
2. Отделу организационной, правовой работы и контроля министерства физической культуры и спорта Новосибирской области (Мигурская А.Ю.), управлению образовательной политики в сфере общего образования министерства образования Новосибирской области (Плетнева Е.Ю.) осуществлять ежегодный мониторинг реализации комплекса мер.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области принять участие в реализации комплекса мер.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра физической культуры и спорта Новосибирской области Курносову М.Н. и заместителя министра образования Новосибирской области Щукина В.Н.
Министр физической культуры |
С.А. Ахапов |
Министр образования |
С.В. Федорчук |
Комплекс мер
"Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
(утв. приказом министерства физической культуры и спорта Новосибирской области и министерства образования Новосибирской области от 8 февраля 2021 г. N 118/300/1)
1. Общие положения
Комплекс мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области" (далее - Программа) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 30.04.2019 N Пр-759, приказом Министерства спорта Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2019 N 970/639 "Об утверждении межотраслевой программы развития школьного спорта".
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача по созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовке спортивного резерва, в целях увеличения до 55,0% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Разработанная Программа будет содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом и направлена на совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся на территории Новосибирской области.
2. Характеристика современного состояния развития школьного спорта в Новосибирской области
В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" школьный спорт - это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В связи с этим, одной из основополагающих задач государственной политики в Новосибирской области является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом.
В 2019-2020 учебном году на территории Новосибирской области услуги в сфере общего образования оказывают 978 общеобразовательных организаций для 336,4 тыс. детей, в том числе:
в 29 организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучается 4014 учащихся;
в 74 организациях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях обучается 76 517 детей;
в 17 негосударственных организациях обучаются 1 902 человека.
Важнейшим элементом, определяющим долгосрочную перспективу развития физической культуры и спорта, является создание современных условий в общеобразовательных организациях, особенно расположенных в сельской местности и малых городах.
В сельской местности расположено 600 общеобразовательных организаций, что составляет 61% от общего количества, в которых обучается 64867 детей.
Данная задача решается поступательным развитием материально-технической базы общеобразовательных организаций в Новосибирской области.
Работа по созданию современных условий обучения и воспитания ориентирована на требования новых образовательных стандартов и носит комплексный и планомерный характер. Исходя из анализа потребностей, в Новосибирской области активно проводится работа по строительству и реконструкции школ с учетом современных требований к безопасности образовательного процесса, санитарным нормам, архитектурным и планировочным решениям и технологиям строительства зданий.
Благодаря системному подходу к реализации данных мероприятий, доля обучающихся в современных условиях постоянно увеличивается, в 2020 году составляет 98,5% от общего контингента.
Особое внимание уделяется обустройству открытых плоскостных сооружений на территориях школ, строительству хоккейных коробок и спортивных площадок. Обустройство современных спортивных площадок на территории школ позволяет обеспечивать выполнение учебных планов и программ по физической культуре, привлечь учащихся к внеурочным спортивным занятиям, в том числе с участием родителей и спортивной общественности.
В 2014 году началась реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образования" по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом.
За период 2014 - 2019 годов в рамках федерального проекта проведен ремонт 152 школьных спортивных залов в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в 2 общеобразовательных организациях под спортивные залы перепрофилированы имеющиеся аудитории, в 18 общеобразовательных организациях обустроены открытые плоскостные спортивные сооружения.
На эти цели из средств бюджетов всех уровней было направлено 210 324,0 тыс. рублей. В рамках проекта создано 108 школьных спортивных клубов.
В общеобразовательных организациях, участвующих в проекте, доля обучающихся, активно занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась на 38,0%.
С 2019 года данное направление деятельности реализуется в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", с 2020 года указанный проект реализуется не только в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, но и в малых городах (с населением до 50 тыс. человек). К 2024 планируется отремонтировать спортивные залы в 220 общеобразовательных организациях, для не менее 18 тыс. детям будут созданы условия для занятий физической культурой и спортом (нарастающим итогом, начиная с 2014 года).
В ходе анализа спортивной инфраструктуры отмечается, что 34% общеобразовательных организаций имеют потребность в модернизации спортивной инфраструктуры, в том числе 30% общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона об образовании установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 сентября 2016 года N 3/16) одобрена и реализуется примерная рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной образовательной организации. Содержание Программы построено по модульному принципу с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях физическое воспитание в общеобразовательных организациях осуществляется в самых разнообразных формах: уроки физической культуры и внеурочная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, деятельность школьных спортивных клубов, работа спортивных секций, проведение спортивно-массовых мероприятий.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС). Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы. В рамках, указанных ФГОС реализуется учебный предмет "Физическая культура", который является обязательным для изучения в объеме трех часов в неделю.
Содержание учебного предмета "Физическая культура" направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально-культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.
Примерная основная образовательная программа учебного предмета "Физическая культура" для образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования включает 6 модульных курсов для каждого уровня образования - спортивные игры, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание и национальный компонент. (народные подвижные игры, лапта, городошный спорт), в реестр примерных основных общеобразовательных программ внесены программы по физической культуре в качестве модулей по видам спорта: гандбол, дзюдо. Для повышения мотивации и увеличения двигательной активности на уроках физической культуры используются модули программ по футболу, гимнастике, самбо, фитнес-аэробике, бадминтону, регби и элементы других видов спорта.
В рамках разделов "Основы знаний" и "Способы физкультурной деятельности" изучаются история развития физической культуры, Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); основные направления развития физической культуры в современном обществе; информация об играх древности и современных Олимпийских играх; правила здорового образа жизни, формы организации активного отдыха и средства физической культуры и другие теоретические материалы.
Учитывая, что Федеральным законом об образовании определено, что образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы, ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, мероприятия).
С целью обновления содержания и преподавания учебного предмета "Физическая культура", усиления взаимосвязи физической культуры с программами оздоровления, воспитания и социализации с учетом общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностей, ресурсов традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта реализуется Концепция преподавания учебного предмета "Физическая культура", утвержденная на заседании коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 24 декабря 2018 года N ПК-1вн) (далее - Концепция). В Новосибирской области разработан и утвержден план по реализации Концепции в образовательных организациях Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2024 годы.
В целях модернизации системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, направленной на формирование ценностно-мотивационного отношения занимающихся к личной физической культуре и здоровому образу жизни министерством образования Новосибирской области с 2011 года реализуется региональный проект "Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни". В 2020 году в реализации проекта принимают участие 42 общеобразовательные организации, из них 16 общеобразовательных организаций из города Новосибирска и 26 из муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Общий охват составляет 18382 обучающихся. За последний год реализации проекта в данных образовательных организациях увеличилось:
количество обучающихся, охваченных физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме полного дня;
количество обучающихся, охваченных дополнительными занятиями в спортивных кружках и секциях, организованных на базе ОО (в том числе в школьных спортивных клубах) составляет в настоящее время 79,3% обучающихся (14580 человек) (в 2018-2019 учебном году 76,4% обучающихся (13987 человек);
Во всех общеобразовательных организациях - участниках проекта повысилась эффективность организации работы по формированию здорового образа жизни.
В целях укрепления здоровья детей и подростков, улучшения физического развития школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ведется работа по формированию их интереса к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и пропаганде здорового образа жизни.
Определенное внимание в общеобразовательных учреждениях уделяется работе с детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей.
Реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях осуществляется в рамках деятельности школьных спортивных клубов (далее - ШСК), спортивных секций и других мероприятий.
В 2020 году работа школьных спортивных клубов организована в 212 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области с охватом 16 033 школьника (2019 г. - 195 клубов (20%), 17677 (6%), 2018 г. - 138 клубов (15%), 9116 школьников (3%), что составляет 21,7% от общего числа общеобразовательных организаций, из них 142/67%, созданы на базе сельских общеобразовательных организаций. Реализуются программы по 40 видам спорта, наиболее популярными и массовыми являются: футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, самбо, шахматы.
Определенное внимание в ШСК уделяется работе с детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей (16 детей-инвалидов, 315 детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 616 обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей, 694 ребенка из неполных семей, 43 ребенка из числа детей-сирот, 163 ребенка, оставшихся без попечения родителей).
В настоящее время школьный спорт реализуется не только в рамках образовательной деятельности общеобразовательных организаций, но и в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности.
Сеть учреждений дополнительного образования детей в 2020 году включает 121 организацию, относящихся к сфере образования, в которых обучаются 183 606 детей, спортивные и спортивно-технические объедения посещает 60627 детей.
В Новосибирской области ежегодно утверждают Областной сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Новосибирской области на 2020 - 2021 год и спортивных мероприятий среди обучающихся образовательных организаций различного уровня образования, который содержит перечень социально значимых мероприятий, в том числе физкультурных и спортивных мероприятий, как комплексных, так и по отдельным видам спорта, а также информационно-просветительских мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников", от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" и пункта 3.2 поручения Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N АД-П12-197пр о развитии сети школьных спортивных клубов ежегодно проводятся Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания", "Президентские спортивные игры" и Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов.
Президентские состязания, Президентские спортивные игры и Игры ШСК являются основой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленной на совершенствование физической подготовки школьников, их массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом, а также формирование у детей и подростков здорового образа жизни.
В 2019-2020 учебном году в школьном этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" приняли участие 135026 обучающихся 1-11 классов. Качественный показатель участия в соревнованиях составил 43,4% (в 2018-2019 учебном году - 141459 (45,2%) обучающихся). В школьном этапе Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры" приняло участие 54525 обучающихся 5-11 классов. Качественный показатель составил 39,2% (в 2018-2019 учебном году - 95042 (54,9%) обучающихся).
С января 2016 года в общеобразовательных организациях Новосибирской области началось внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - ГТО). С этой целью ежегодно проводятся региональные этапы зимнего и летнего фестиваля ГТО. В 2019 - 2020 учебном году в муниципальных этапах зимнего фестиваля ГТО приняли участие 12138 обучающихся (в 2018-2019 учебном году 9280 обучающихся). В региональном этапе зимнего фестиваля ГТО приняли участие 15 лучших команд муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (всего - 150 человек). В 2018 - 2019 году в муниципальном этапе летнего фестиваля приняли участие 6600 обучающихся.
Победители и призеры Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", Фестиваля комплекса ГТО среди обучающихся общеобразовательных организаций вносятся в государственный информационный ресурс Образовательного Фонда "Талант и успех" о детях, проявивших выдающиеся способности.
Два года подряд, в 2017 и 2018 годах, сборная команда обучающихся Новосибирской области в финальных соревнованиях летнего фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в г. Ялта, Международном детском центре "Артек" занимала второе место.
С 2016-2017 учебного года реализуется Всероссийский проект "Самбо в школу", в рамках которого Новосибирской региональной Федерацией Самбо производится оснащение общеобразовательных организаций необходимым оборудованием и инвентарем для проведения занятий по самбо. В 2020 году в проекте принимают участие 20 общеобразовательных организаций, из них два кадетских корпуса, 5 общеобразовательных организаций, расположены в сельской местности. В 2018 году самбо включено как базовый вид спорта в образовательные программы регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Альтаир", созданного на базе ГАУ ДО НСО "Областной центр развития творчества детей и юношества", что позволит создать условия для развития самбо во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области.
Таким образом, в настоящее время в системе образования Новосибирской области предусматривается реализация мероприятий, направленных на создание условий по привлечению детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, однако требуется решить ряд проблем, сдерживающих развитие физической культуры в общеобразовательных организациях:
повышение уровня эффективного использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;
обеспечение общеобразовательных организаций современным спортивным инвентарем и оборудованием;
обеспечение мониторинга материально-технического состояния спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций;
обновление содержания преподавания урока "Физическая культура" и организации внеурочной работы;
обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
расширение сети ШСК;
разработка современных моделей проведения физкультурных и спортивных мероприятий, отвечающих запросам молодого поколения и мирового опыта.
3. Механизмы развития школьного спорта
Школьный спорт через разнообразие своих форм и методов способствует воспитанию гармонично развитой личности ребенка, имеющего активную жизненную позицию, готового к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящегося к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Благодаря школьному спорту обучающиеся могут приобретать различные умения и навыки, повышать свои физические возможности, самооценку, формировать здоровые привычки.
В целях решения актуальных проблем развития школьного спорта Программа содержит три подпрограммы, направленные на совершенствование спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, кадрового и научно-методического обеспечения школьного спорта, физкультурно-спортивной работы.
Развитие современной инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом в соответствии с действующим ФГОС, интересами и потребностями детей и молодежи, будет обеспечено через решение следующих задач:
модернизация существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях в соответствии с существующими потребностями и современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта;
создание безбарьерной среды в общеобразовательных организациях в части инфраструктуры физической культуры и спорта,
создание условий для обеспечения безопасности при занятиях физическим воспитанием и школьным спортом на спортивных объектах общеобразовательных организаций.
Современная кадровая политика в сфере школьного спорта должна основываться на постоянном повышении профессиональной компетентности педагогических работников, освоении эффективных образовательных технологий и получении ими новых знаний.
Для решения задач кадрового обеспечения школьного спорта прежде всего необходимо создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических работников (интерактивные и онлайн-курсы, практикумы-семинары, конкурсы педагогического мастерства, организация стажерских площадок), включая разработку дополнительных профессиональных программ физкультурно-спортивной направленности для педагогических работников образовательных организаций.
Научно-методическое обеспечение школьного спорта должно предусматривать проведение научных исследований в области физической культуры и спорта, воспитания и социализации обучающихся, включая разработку и внедрение в систему общего образования дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, направленных на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.
В части совершенствования физкультурно-спортивной работы предусматривается:
совершенствование образовательных программ;
внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
совершенствование медицинского сопровождения школьного спорта, включая взаимодействие с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения по своевременному и качественному определению медицинских групп для занятий физической культурой;
увеличение количества ШСК и создание сетевой модели взаимодействия ШСК, включающей различные формы и механизмы оценки физических способностей, спортивных интересов, обучающихся и их образовательного самоопределения;
расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, проектов, творческих инициатив дополнительного образования, в том числе в период летней оздоровительной кампании (организация в каникулярный период спортивно-оздоровительных лагерей, тематических смен физкультурно спортивной направленности для обеспечения непрерывности освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта);
расширение сети школьных спортивных лиг по различным видам спорта во взаимодействии с региональными спортивными федерациями;
модернизация сводного календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования, реализующих программы физкультурно-спортивной направленности;
обеспечение участия спортивных команд школьников Новосибирской области в региональных, всероссийских и международных соревнованиях и проведение различных мероприятий по пропаганде школьного спорта.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций, расширить компетенции преподавательского состава, оснастить общеобразовательные организации методическим обеспечением, совершенствовать урок "Физическая культура" и внеурочную деятельность, создать современную систему организации и проведения массовых физкультурно спортивных мероприятий в целях повышения уровня физической подготовленности детей школьного возраста.
Паспорт
комплекса мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
Исполнители Программы |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области; государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - НИПКиПРО); государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества" (далее - ОЦРТДиЮ); региональные спортивные федерации (по согласованию); органы местного самоуправления Новосибирской области (по согласованию) |
Подпрограммы |
Подпрограмма N 1 "Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций"; Подпрограмма N 2 "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта"; Подпрограмма N 3 "Физкультурно-спортивная работа среди детей школьного возраста" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих обучающихся возможностью систематически заниматься физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях |
Задачи Программы |
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях; - совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях, в том числе системы проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся |
Ресурсное обеспечение Программы |
Комплекс мер Программы осуществляется исполнителями Программы в пределах их компетенции в рамках реализации действующих государственных программ Новосибирской области, региональных проектов: - государственная программа Новосибирской области "Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 24-п; - государственная программа "Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п; - региональный проект "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография"; региональный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2024 годы |
Показатели (индикаторы) Программы |
- доля детей школьного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базах общеобразовательных организаций во внеурочное время, в общей численности детей школьного возраста; - доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- в систематические занятия физической культурой и спортом вовлечено не менее 30% детей; - увеличилась доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
Порядок взаимодействия |
- исполнители Программы реализуют предусмотренный комплекс мер самостоятельно в соответствии с собственными организационными планами или организуют и проводят совместные мероприятия, направленные на развитие школьного спорта в Новосибирской области; - по предварительному согласованию исполнители Программы могут привлекать к проведению мероприятий иных заинтересованных исполнителей Программы |
Паспорт
подпрограммы N 1 "Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области |
Соисполнители подпрограммы |
Органы местного самоуправления Новосибирской области (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
Создание инфраструктурных условий в общеобразовательных организациях для систематических занятий физической культурой и спортом обучающихся в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами, интересами и потребностями детей и молодежи |
Задачи подпрограммы |
Модернизация существующей инфраструктуры физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях: - развитие инфраструктуры физической культуры и спорта во вновь создающихся общеобразовательных организациях в соответствии с современными требованиями в сфере строительства и оснащения объектов спорта; - создание безбарьерной среды в общеобразовательных организациях в части инфраструктуры физической культуры и спорта |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Количество общеобразовательных организаций, обновивших материально-техническую базу физической культуры и спорта, в том числе обеспечивших создание условий для занятий физической культурой и спортом детей с ограниченными возможностями здоровья |
Сроки реализации подпрограммы |
2021 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В образовательных организациях созданы условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Паспорт
подпрограммы N 2 "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта"
Исполнители подпрограммы |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области |
Соисполнители подпрограммы |
НИПКиПРО; органы местного самоуправления Новосибирской области |
Цели подпрограммы |
- создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических и руководящих работников по программам физкультурно-спортивной направленности (с нарастающим итогом); - разработка системы мотивации педагогических работников, проявляющих инициативу и творческую активность в реализации региональных программ и проектов развития школьного спорта |
Задачи подпрограммы |
Организация повышения квалификации педагогических работников в области физической культуры и спорта |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
Численность педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации по программам физкультурно-спортивной направленности (с нарастающим итогом) |
Сроки реализации подпрограммы |
2021 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Педагогические работники общеобразовательных организаций прошли повышение квалификации по программам физкультурно-спортивной направленности |
Паспорт
подпрограммы N 3 "Физкультурно-спортивная работа среди детей школьного возраста"
Исполнители подпрограммы |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области; НИПКиПРО; ОЦРТДиЮ; региональные спортивные федерации; органы местного самоуправления Новосибирской области |
Цель подпрограммы |
Совершенствование урочной и внеурочной деятельности общеобразовательных организаций |
Задачи подпрограммы |
- реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в общеобразовательных организациях; - совершенствование медицинского сопровождения школьного спорта, включая взаимодействие с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения по своевременному и качественному определению медицинских групп для занятий физической культурой; совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий среди школьников; - развитие региональной сети школьных спортивных клубов; - популяризация школьного спорта через систему соревнований, программ, проектов, официальных спортивных мероприятий |
Показатели (индикаторы) подпрограммы |
- доля детей школьного возраста, приступивших к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности детей школьного возраста; - доля детей школьного возраста, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности детей школьного возраста, принявших участие в выполнении комплекса ГТО |
Сроки реализации подпрограммы |
2021 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- доля детей школьного возраста, приступивших к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), составит не менее 25% от общей численности детей школьного возраста; - доля детей школьного возраста, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), составит не менее 70% от общей численности детей школьного возраста, принявших участие в выполнении комплекса ГТО |
Приложение N 1
к комплексу мер "Программа развития школьного
спорта в Новосибирской области"
Сведения
о показателях (индикаторах) комплекса мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Значение показателя (индикатора) |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1. |
Доля детей школьного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базах общеобразовательных организаций во внеурочное время, в общей численности детей школьного возраста |
процент |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
2. |
Доля детей школьного возраста, приступивших к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности детей школьного возраста |
процент |
6 |
11 |
16 |
21 |
25 |
3. |
Доля детей школьного возраста, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), от общей численности детей школьного возраста, принявших участие в выполнении комплекса ГТО |
процент |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
4. |
Доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб |
процент |
22 |
24 |
26 |
28 |
30 |
5. |
Численность педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации по программам физкультурно-спортивной направленности (с нарастающим итогом) |
человек |
464 |
312 |
312 |
312 |
312 |
6. |
Количество общеобразовательных организаций, обновивших материально-техническую базу физической культуры и спорта (с нарастающим итогом) |
единиц |
10 |
16 |
22 |
28 |
34 |
Приложение N 2
к комплексу мер "Программа развития школьного
спорта в Новосибирской области"
Комплекс мер "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
N п/п |
Наименование |
Срок реализации |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
Подпрограмма N 1 "Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций" | ||||
1. |
Обновление материально-технической базы для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Осуществление ремонта спортивных залов, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, развитие сети школьных спортивных клубов в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
2. |
Мониторинг реализации перечня мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Увеличение доли общеобразовательных организаций, обновивших материально-техническую базу для занятий физической культурой и спортом, в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" |
3. |
Реализация решений по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов |
2021 - 2024 |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Осуществление строительства муниципальных межшкольных физкультурно-оздоровительных комплексов |
4. |
Проведение мониторинга материально-технического состояния спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Увеличение количества образовательных организаций, обновивших материально-техническую базу физической культуры и спорта; обеспечена безопасность обучающихся при использовании спортивных объектов общеобразовательных организаций |
Подпрограмма N 2 "Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта" | ||||
5. |
Создание непрерывного цикла повышения квалификации педагогических и руководящих работников |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; НИПКиПРО |
Создание условий для повышения профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников физкультурно-спортивного профиля, повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций |
6. |
Мониторинг потребности в повышении квалификации в разрезе педагогических профессий физкультурно-спортивного профиля |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; НИПКиПРО |
Определен уровень потребности в повышении квалификации педагогических работников. Представлены данные о потребности в повышении квалификации в разрезе педагогических профессий физкультурно-спортивного профиля. |
7. |
Разработка дополнительных профессиональных образовательных программ физкультурно-спортивной направленности |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; НИПКиПРО |
Разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации и переподготовки кадров |
8. |
Разработка и внедрение методических рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в период летней оздоровительной кампании, разработанных Минпросвещения России |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; НИПКиПРО; органы местного самоуправления |
Внедрена типовая программа организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в период летней оздоровительной кампании Внедрена в муниципальных районах и городских округах типовая программа организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в период летней оздоровительной кампании. |
9. |
Разработка и внедрение общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, в деятельность общеобразовательных организаций |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; органы местного самоуправления; НИПКиПРО |
Общеразвивающие программы по видам спорта внедрены в образовательные организации |
10. |
Реализация Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; НИПКиПРО; органы местного самоуправления |
Выполнен план мероприятий по реализации Концепции преподавания учебного предмета "Физическая культура" в образовательных организациях Новосибирской области |
Подпрограмма N 3 "Физкультурно-спортивная работа" | ||||
11. |
Внесение сведений в единый перечень (реестр) школьных спортивных клубов Новосибирской области |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; ОЦРТДиЮ; органы местного самоуправления |
Анализ количества образовательных организаций, имеющих школьные спортивные клубы, актуализация данных по количеству и численному составу участников школьных спортивных клубов |
12. |
Развитие школьных спортивных клубов в образовательных организациях в соответствии с порядком осуществления деятельности школьных спортивных клубов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 года N 1065 |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; ОЦРТДиЮ; органы местного самоуправления |
Вовлечение обучающихся образовательных организаций в систематические занятия физической культурой и спортом, создание условий для тренировочного процесса |
13. |
Организация и проведение мероприятий, конкурсов и фестивалей физкультурно-образовательной направленности для обучающихся, в том числе для одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; ОЦРТДиЮ; органы местного самоуправления |
Участие обучающихся образовательных организаций в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности; определены победители конкурсов и соревнований; утверждены положения о проведении конкурсов и соревнований |
14. |
Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в общеобразовательных организациях |
2021 - 2024 |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Увеличение доли обучающихся, приступивших к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Увеличение доли обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) |
15. |
Проведение мероприятий по совершенствованию медицинского сопровождения школьного спорта |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; Министерство здравоохранения Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Проведение мероприятий, направленных на сокращение случаев травматизма и смертельных случаев на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях |
16. |
Создание сетевой модели взаимодействия школьных спортивных клубов в части разработки информационно-технологической платформы школьных спортивных клубов |
2021 - 2024 |
Министерство образования Новосибирской области; ОЦРТДиЮ; органы местного самоуправления |
В целях развития системы школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях разработана сетевая модель взаимодействия школьных спортивных клубов |
17. |
Пропаганда школьного и спорта в средствах массовой информации |
2021 - 2024 |
Министерство физической культуры и спорта Новосибирской области; Министерство образования Новосибирской области; органы местного самоуправления |
Информированность населения о развитии школьного спорта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области и Министерства образования Новосибирской области от 8 февраля 2021 г. N 118/300/1 "Об утверждении комплекса мер (дорожной карты) "Программа развития школьного спорта в Новосибирской области"
Вступает в силу с 8 февраля 2021 г.
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства физической культуры и спорта Новосибирской области и Министерства образования Новосибирской области от 27 мая 2022 г. N 566/1073
Изменения вступают в силу с 27 мая 2022 г.