Определение Верховного Суда РФ от 17 марта 2021 г. N 305-ЭС21-2843 по делу N А40-311560/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2020 по делу N А40-311560/2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2020 по тому же делу
по заявлению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - комитет) к ФАС России о признании недействительным предписания, содержащегося в письме от 24.10.2019 N ЦА/93080/19,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго", акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК"),
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2020, заявленное требование удовлетворено.
В кассационное жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФАС России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Антимонопольный орган указывает, что положения, обязывающие проводить внеплановую проверку в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, в действующем законодательстве отсутствуют. В письме от 24.10.2019 N ЦА/93080/19 антимонопольный орган дал оценку результатам исполнения комитетом предписания от 26.12.2018 N СП/107200/18, указал на пункты, которые некорректно исполнены, и фактически продлил срок его исполнения. Выводы судов о том, что письмо антимонопольного органа содержит новое предписание, являются ошибочными и не соответствуют обстоятельствам дела. Аналогичное письмо, направленное в адрес комитета по результатам контроля за исполнением иного предписания - от 18.01.2019 N СП/2720/19, признано законным в рамках дела N А40-311241/2019.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, по результатам проведения плановой выездной проверки ФАС России выявила нарушения Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО "ЛОЭСК" на 2016-2018 гг., по фактам которых выдала предписание от 26.12.2018 N СП/107200/18 со сроком исполнения до 01.02.2019.
Письмом от 07.02.2019 N КТ-3-403/2019 комитет сообщил антимонопольному органу об исполнении предписания и устранении выявленных нарушений.
ФАС России письмом от 24.10.2019 N ЦА/93080/19 сообщила комитету о необходимости в срок до 01.12.2019 устранить указанные в нем нарушения, допущенные в связи с некорректным исполнением выданного комитету предписания.
Признавая письмо антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству, суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
Суды исходили из установленных обстоятельств дела, свидетельствующих, что оспариваемым письмом ФАС России в нарушение установленного порядка, то есть без проведения проверки выдала в адрес комитета новое предписание, содержащее обязательные к исполнению требования.
Довод антимонопольного органа о том, что письмо подготовлено и направлено в рамках осуществления контроля за исполнением предписания от 26.12.2018 N СП/107200/18, а изложенные в нем требования подразумевают корректировку действий комитета в целях наиболее полного исполнения предписания и продление срока его исполнения, отклонен судами. Изучив содержание письма, суды установили, что в нем содержатся требования, по своему смыслу расходящиеся либо противоречащие требованиям, приведенным в предписании от 26.12.2018. Существо выявленных расхождений отражено в судебных актах.
Судами полно и всесторонне исследованы юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая квалификация, основанная на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе ФАС России воспроизводит свою, которой придерживалась при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций и которая была оценена судами применительно к имеющимся в деле доказательствам. Судами приведены мотивы относительно причин, по которым позиция антимонопольного органа отклонена.
Существенного нарушения норм права, которое в силу статьи 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может явиться достаточным основанием для отмены либо изменения судебных актов, из доводов кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 марта 2021 г. N 305-ЭС21-2843 по делу N А40-311560/2019
Текст определения опубликован не был