г. Москва |
|
9 декабря 2020 г. |
Дело N А40-311560/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Голованова Т.А. по доверен. от 11.11.2020, Старостина А.А. по доверен. от 23.01.2020,
от третьих лиц:
от АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - Лисина И.Ю. по доверен. от 15.07.2020,
от ПАО "Россети Ленэнерго" - Целиков Д.В. по доверен. от 21.11.2019,
рассмотрев 02 декабря 2020 года в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной антимонопольной службы и акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области"
на решение от 11 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 21 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-311560/2019
по заявлению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
к Федеральной антимонопольной службе,
третьи лица: публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области",
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) о признании недействительным предписания, содержащегося в письме от 24 октября 2019 года N ЦА/93080/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2020 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФАС России и АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы кассаторы ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы обеих кассационных жалоб.
Представитель АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы обеих кассационных жалоб.
Представитель ПАО "Россети Ленэнерго" в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения плановой выездной проверки ФАС России выявила нарушения Комитетом требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО "ЛОЭСК" на 2016-2018 гг.
В целях устранения допущенных нарушений ФАС России выдала Комитету предписание от 26 декабря 2018 года N СП/107200/18 со сроком исполнения 01 февраля 2019 года.
Комитетом в адрес ФАС России письмом от 07 февраля 2019 года N КТ-3-403/2019 были направлены материалы по выполнению требований, содержащихся в предписании, по результатам рассмотрения которых ФАС России письмом от 24 октября 2019 года N ЦА/93080/19 сообщила о необходимости в срок до 01 декабря 2019 года устранить указанные в нем нарушения, допущенные в связи с некорректным исполнением выданного комитету предписания.
Не согласившись с требованиями ФАС России, изложенными в данном письме, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется, в том числе уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор)) в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543, подп. "а" п. 30 которого установлено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ в рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти вправе направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов.
Таким образом, предписания ФАС России об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) являются обязательными для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и именно ФАС России является органом государственной власти, ответственным за проверку исполнения таких предписаний.
Судами установлено, что оспариваемым письмом антимонопольный орган возлагает на Комитет дополнительные обязанности и предписывает совершить определенные действия по пересмотру необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК", а также провести дополнительный анализ по статьям затрат с целью определения расходов в экономически обоснованном размере.
Кроме того, суды указали, что обязание Комитета осуществить действия, указанные в оспариваемом письме, противоречит положениям предписания ФАС России N СП/107200/18, ненадлежащее исполнение которого и явилось основанием для выдачи оспариваемого письма.
В связи с изложенным, суд округа соглашается с выводами судом о незаконности оспариваемого письма, поскольку оно нарушает права и законные интересы Комитета, незаконно возлагая дополнительные обязанности.
Довод кассаторов о том, что данным письмом только продлевался срок исполнения предписания от 26 декабря 2018 года N СП/107200/18 опровергается содержанием указанного письма.
Ссылка АО "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на другие судебные акты не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт.
Иные доводы кассаторов полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, также не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2020 года по делу N А40-311560/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 29.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется, в том числе уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор)) в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 543, подп. "а" п. 30 которого установлено, что в случае выявления нарушений должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 21 Федерального закона N 35-ФЗ в рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти вправе направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Согласно пункту 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф05-19373/20 по делу N А40-311560/2019