В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", на основании пункта 22 раздела III Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. N 428:
1. Утвердить положительное заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Срок действия заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" установить на 5 лет.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
Исполняющий обязанности |
А. Тарасенко |
Утверждено
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 сентября 2020 г. N 827-р
Положительное заключение
Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)"
Экспертная комиссия этнологической экспертизы по итогам исследования материалов по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы) в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" на территории муниципального района "Олекминский район" Республики Саха (Якутия) (далее - МР "Олекминский район") отмечает следующее.
На государственную этнологическую экспертизу Республики Саха (Якутия) заказчиком - обществом с ограниченной ответственностью "ТНГ-Групп" (далее - ООО "ТНГ-Групп") представлены следующие документы:
1. Оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в результате геологической разведки на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия). Том 1. Основное решение, 2017 год. Содержит следующие разделы:
общие сведения о проекте намечаемой хозяйственной деятельности (нормативно-правовая база);
общие сведения о проекте намечаемой хозяйственной деятельности (краткая характеристика проекта);
характеристика демографического и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Олекминского района;
характеристика этнокультурного развития;
характеристика земель и иных ресурсов, необходимых для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
воздействие на объекты археологического и историко-культурного наследия в результате осуществления намечаемой хозяйственной деятельности;
определение потенциально возможных видов воздействия на этнологическую среду;
мероприятия по снижению негативных воздействий на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов;
заключение;
список источников литературы.
Работа состоит из 8 глав на 269 страницах.
2. Оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в результате геологической разведки на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия). Том 2. Приложения, 2017 год.
3. Оценка воздействия на этнологическую среду при геологической разведке на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков. Том 3. Исчисление размера убытков, причиненных Правообладателям территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в результате геологической разведки на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия), 2017 год.
4. Проект на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья. Этап I. "Проведение полевых сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Олекминском лицензионном участке", лицензия на пользование недрами: ЯКУ 05190 НР от 23 января 2017 г.
5. Проект на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья. Этап I. "Проведение полевых сейсморазведочных работ МОГТ-2Д на Олекминском лицензионном участке", лицензия на пользование недрами: ЯКУ 05186 НР от 23 января 2017 г.
Общие выводы экспертизы материалов и проектной документации
по объекту "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
Материалы оценки воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
Декларации ООН о правах коренных народов мира (2007);
Конституции Российской Федерации;
Водному кодексу Российской Федерации;
Гражданскому кодексу Российской Федерации;
Земельному кодексу Российской Федерации;
Лесному кодексу Российской Федерации;
Федеральному закону от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральному закону от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Федеральному закону от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральному закону от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
Федеральному закону от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия";
распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р "О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
распоряжению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации";
Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия);
Закону Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. 227-З N 461-III "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 897-З N 715-IV "О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Закону Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г. 1112-З N 1145-IV "О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни";
Закону Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V "О кочевой семье";
постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2011 г. N 428 "О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов";
приказу Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 3 февраля 2009 г. N 15 "Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия";
положению о производстве археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной документации", утвержденному Ученым Советом Института археологии РАН 30 марта 2007 г.
Объектом намечаемой хозяйственной деятельности является "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)".
Заказчиком геологической разведки является общество с ограниченной ответственностью "Среднеленское" (далее - ООО "Среднеленское"), владелец Олекминского и Среднеленского лицензионных участков. Подрядчик - ООО "ТНГ-Групп". Проектируемые работы ООО "ТНГ-Групп" относятся к поисково-оценочному типу, по стадии - к выявлению подготовки к поисковому бурению в перспективах на нефть и газ объектов структурного и тектонического типа. Применена система сейсморазведочных работ методом общей глубинной точки (МОГТ-2 D) с использованием взрывного источника. Плотность профилей составила 0,03 погонных км/м2. Отработано в Олекминском лицензионном участке 197,9 погонных км сейсмических профилей, на Среднеленском лицензионном участке - 1011,35 погонных км.
Район Олекминского и Среднеленского лицензионных участков характеризуется наличием интенсивного фона волн-помех поверхностного типа разной природы. Для борьбы с поверхностными волнами-помехами традиционно применяется группирование сейсмоприемников. Для подавления поверхностных волн-помех предусмотрено линейное группирование не менее 6 геофонов на канале. База группирования 25 метров. Полевая регистрация выполняется по подготовленным профилям путем последовательного отстрела скважины на пункте возбуждения с активной расстановкой приема на 321 канале (160 каналов до ПВ и 160 каналов за ПВ). Активная расстановка симметричная и включает 1 ПВ при неизменном положении приемной расстановки. При выполнении полевых наблюдений одновременно раскладываются гирлянды-геофоны по всему профилю. Активная расстановка на 321 канал перемещается в направлении линий приемников от одного края участка до другого с шагом 50 м. После отработки профиля целиком (от первого до последнего ПВ) производится переезд сейсмостанции и переброска напольного сейсмического оборудования на очередной подготовленный профиль, по проекту располагается не менее 1500 гирлянд-геофонов для раскладки профилей по одному из направлений съемки и обеспечения конвейерной работы. Данное условие является оптимальным. Регистрация проводится с помощью станции типа SN-428. Предусматривается группирование 12 штук сейсмоприемников типа GS-20DХ на базе 25 м. В соответствии с геологическим заданием продолжительность проектных полевых сейсморазведочных работ составляет 154 календарных дня в сезоне 2017 - 2018 гг. и 154 календарных дня в сезоне 2018 - 2019 гг. За этот период работ проведены сейсморазведочные работы МОГТ-2D на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков.
Олекминская и Среднеленская площади участков недр отработаны с использованием взрывов в одиночной скважине. Бурение скважины производится вращательным способом буровыми установками на базе трактора МТЧ-4 с продувкой воздухом.
Взрывные работы проводит общество с ограниченной ответственностью "ТНГ-Ленское" (далее ООО "ТНГ-Ленское") в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности при взрывных работах), требованиями правил и инструкций по проведению взрывных работ, действующих в ООО "ТНГ-Групп", требованиями рабочих инструкций по перевозке и хранению взрывчатых веществ.
Осуществляется валка леса категории IV и V для проведения сейсморазведочных работ в объеме 2107 погонных км по схеме проектных профилей. Овраги и болота составляют 2 процента проектируемой площади. Для заезда на рабочие площадки, объезда речных препятствий, переезда с профиля на профиль готовят технологические просеки общей длиной 700 погонных км. Общий объем рубки с учетом технологических просек составил 2807 погонных км. Контроль по профилям выполнен системой GPS. Вырубленные кустарники уложены на дневную поверхность.
В ходе проведения геологоразведочных работ для ускорения промерзания заболоченных участков, уплотнения снежного покрова, обеспечения необходимого контакта сейсмоприемников со снежным покровом выполняется проминка профилей гусеничной техникой. На первом этапе проминка осуществляется при проведении рекогносцировки и валки леса гусеничными транспортерами. На втором этапе перед размоткой сейсмического оборудования и бурением производственных скважин. Объем проминки составляет 2150 погонных км.
В геологоразведочных работах участвуют 31 единица колесной техники и 40 единиц гусеничной техники, 11 буровых установок УРБ-4Т на базе трактора МТЧ-47 с продувкой воздухом.
Основными альтернативными вариантами реализации проекта являются невзрывные вибрационные источники колебаний (вибраторы). В сейсмогеологическом отношении территория Среднеленского и Олекминского лицензионных участков характеризуется как сложная. Поверхностные условия оказывают влияние на соотношение интенсивности полезных волн и помех, их частотный состав. Рыхлые четвертичные отложения в долинах рек (сухие пески, лес, галечник и т.п.) являются весьма неблагоприятными в связи с глубоким поглощением и рассеянием волн, низких частот полезных волн, интенсивных низкочастотных помех и в виду значительных задержек во времени прихода волн.
Рельеф местности представляет средне-расчлененное плато с пологоволнистой и холмисто-грядовой поверхностью. Абсолютные отметки рельефа достигают 679 м, в долинах рек - 150-200 м. Продолжительность зимнего периода способствует сохранению многолетней мерзлоты и развитию заболоченности пойменных участков и водоразделов, а также бугров вспучивания, термокарста и полигональных почв, в подобных условиях применение вибрационных источников неэффективно, так как отсутствует упор для рабочей плиты, что приводит к сползанию установки.
В связи с этим взрывной источник более предпочтителен в данных условиях из-за неограниченной мощности воздействия, возможности регулирования в широких пределах, воздействия продуктов взрыва на частицы среды, а также схожести частотного спектра к сейсмическому.
Работы по рекультивации планируется проводить сразу после окончания работ в каждом сейсмопрофиле. Выносной шлам, образующийся в процессе штангового бурения, будет использоваться после заряжения разведочных скважин. Порубочные остатки сгребаются в кучи до 2 м и остаются на площади профилей для перегнивания. Твердо-бытовые отходы и опасные отходы вывозятся в соответствующие организации г. Олекминска. Кроме мониторинга окружающей среды, проводимого уполномоченными органами, топографо-геодезическая служба ООО "ТНГ-Групп" проводит мониторинг нарушенных и рекультивируемых земель с целью соблюдения программы рекультивационных работ.
Порядок ликвидация последствий буровзрывных работ включает следующие работы:
после взрывов стволы скважин заплывают плывуном при расположении взрывных скважин на болотах и заболоченных участках местности и не представляют опасности для людей и животных;
на сухих участках профилей извлекают провода из скважин и закрывают устья скважины деревянной пробкой длиной 0,8 м и диаметром 0,25 м. Пробка забивается заподлицо с устьем скважины и сверху засыпается пробуренными породами.
По команде руководителя работ (оператора) выполняется подрыв заряда, размещенного в скважине. Возникающие при этом упругие колебания земной толщи регистрируются сейсмостанцией с высокочувствительными блоками записи информации (человек эти колебания не воспринимает). После этого взрывная бригада ликвидирует последствия взрыва и переезжает на следующую скважину (пункт взрыва) и т.д. Сейсморазведочные работы проводятся в соответствии с требованиями системы российского природоохранного законодательства.
В водоохранных зонах будут соблюдаться особые природоохранные мероприятия.
Основными работами, наносящими вред окружающей среде при геофизических исследованиях, являются:
рубка леса на профилях;
буровзрывные работы;
эксплуатация автотранспорта;
временное проживание персонала сейсморазведочной партии на площади работ.
Рациональное природопользование предполагает необходимость выполнения экологических требований при производстве упомянутых работ, разработку комплекса мероприятий по охране окружающей природной среды и восстановлению нарушенных территорий.
Поголовье оленей в МР "Олекминский район" составляет 5400 голов. Содержанием домашних оленей заняты в 8 родовых общинах в 3 муниципальных образованиях МР "Олекминский район". В зону намечаемой геологической разведки на Олекминском и Среднеленском лицензионных участках входят охотничьи угодья сельскохозяйственного производственного кооператива эвенкийской оленеводческой промысловой кочевой родовой общины "Токко" (далее - СХПК ЭОП КРО "Токко"), сельскохозяйственного производственного кооператива кочевой родовой общины "Киндигирь" (далее - СХПК КРО "Киндигирь"), сельскохозяйственного производственного кооператива кочевой родовой общины "Донойю" (далее - СХПК КРО "Донойю"). На землях общин ведется традиционная хозяйственная деятельность, в том числе оленеводство, рыболовство, охота, сбор дикоросов. Стоимость продукции оленеводства оценена в среднем 38 008 рублей за одного оленя.
Для ведения охотничьего промысла СХПК ЭОП КРО "Токко" владеет территорией площадью 579 800 га, СХПК КРО "Киндигирь"- 700 000 га, СХПК КРО "Донойю" - 56 000 га. Основными объектами промысла являются соболь, белка, изюбр и дикий северный олень.
Рыболовство и сбор дикоросов осуществляются родовыми общинами для собственных нужд. Бассейны рек Олекмы, Токко и Чары представлены двадцатью видами рыб. Основу фаунистических комплексов составляют арктические пресноводные (тугун, сиг-пыжьян, сиг-валек, налим), бореально-предгорные (таймень, ленок, хариус, гольян-пеструха, сибирский голец, пестроногий подкаменщик) и бореально-равнинные (осетр, щука, сибирский елец, окунь, ерш) виды. По данным родовых общин, для собственного потребления лов рыбы в год составляет в среднем 8500 кг. Население сельских поселений и члены общин заготавливают бруснику, кедровые орехи, красную и черную смородину, голубику. Общий годовой объем сбора дикоросов оценивается членами общин: СХПК ЭОП КРО "Токко" - 10,6 ц, СХПК КРО "Киндигирь"- 9,2 ц.
Дана характеристика земель и иных природных ресурсов, необходимых для ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. К территориям традиционного природопользования (далее - ТТП) относятся:
ТТП "Жарханский", дата создания - 29 декабря 2015 г. N 4, статус - наслежный, площадь - 586 768 га, учетный номер зоны 14.23.2.148;
ТТП "Киндигирский", дата создания - 20 февраля 2016 г. N 4, статус - наслежный, площадь - 3 712 701 га, учетный номер зоны 14.23.2.149;
ТТП "Тянский", дата создания - 13 мая 2009 г. N 3, статус - наслежный, площадь - 2 207 007 га, учетный номер зоны 14.23.2.147.
В проекте "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" затронуты ТТП "Киндигирский", ТТП "Жарханский", ТТП "Тянский".
Для ведения охотничьего промысла СХПК ЭОП КРО "Токко" владеет территорией площадью 579 800 га и 282 800 га, земельным участком площадью 97 175 га для традиционного занятия и промысла. Участки общины расположены на территории ТТП "Жарханский" и ТТП "Тянский".
В границах ТТП "Киндигирский" ведет традиционную хозяйственную деятельность СХПК КРО "Киндигирь" на площади 700 000 га и СХПК КРО "Донойю" на территории угодий размером 56 000 га.
Изучение социально-демографических показателей и анализа демографических процессов в районе дает возможность оценить количественный состав населения, которое оказывается в зоне намечаемой хозяйственной деятельности, структуру его расселения, основные социально-демографические характеристики. В сельских местностях МР "Олекминский район" проживают эвенки, эвены, юкагиры, долганы и чукчи.
В целом, воздействие проектируемых объектов на растительный и животный мир оценено как незначительное и недлительное.
Результаты исчисления убытков малочисленных народов
Расчет размера убытков объединениям коренных малочисленных народов по проекту "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" от деятельности ООО "ТНГ-групп" проведен согласно Методике исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. N 565 (далее - методика). Период воздействия намечаемой хозяйственной деятельности составляет 1 год.
В основу расчета положены показатели ежегодного валового дохода на 1 га земельного участка, получаемого правообладателем при ведении традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, промысловая охота, рыболовство, собирательство). Расчет ежегодного валового дохода проводится согласно сформированным геоботаническим контурам. Расчетный нормативный показатель материально-технических затрат на содержание 1 оленя принят равным 4 509,49 рублей, в том числе постоянные затраты составили 783,40 рублей, переменные - 3726,40 рублей. Оленеемкость пастбищ определена с учетом сезонности (зимний, ранневесенний, поздневесенний, летний, раннеосенний, позднеосенний). Сезонная емкость составила до 7-16 ол.-дн./га в зависимости от геоботанического контура.
Ежегодный валовый доход по оленеводству по представленным контурам составляет 601,73 руб./га. Таким же образом рассчитан ежегодный валовый доход по охотпромыслу, собирательству и рыболовству.
Площади стрессового воздействия составили: СХПК ЭОП КРО "Токко" - 112 га. СХПК КРО "Киндигирь" и СХПК КРО "Донойю" - 317 га.
Размер упущенной выгоды по зонам стрессового воздействия промышленных объектов рассчитан в разрезе геоботанических контуров согласно пункту 4.11 методики.
Земельные участки общей площадью 429 га, подвергнутые геологоразведочным работам, классифицированы как временное занятие, в связи с этим расчет размера убытков объединениям коренных малочисленных народов производится по Разделу VI "Исчисление размера убытков Правообладателей при временном занятии, самовольном занятии земельного участка, временном пользовании землей и другими природными ресурсами". Следовательно, расчет размера убытков правообладателя при изъятии (земельного участка или предоставлении в постоянное пользование земель и других природных ресурсов, обременении земельных участков, ухудшении качества земель и других природных ресурсов в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе порче земель) не производится.
Размер убытков правообладателям по видам традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, охотничий промысел, собирательство и рыболовство) при временном пользовании земельных ресурсов ООО "ТНГ-групп" по проекту "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" составляет 2 893 787 рублей за период геологоразведочных работ:
СХПК ЭОП КРО "Токко" - 1 256 599 рублей;
СХПК КРО "Киндигирь" - 1 579 710 рублей;
СХПК КРО "Донойю" - 57 478 рублей.
Плательщиком компенсационных выплат является ООО "Среднеленское".
Стоимостная оценка воздействия в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов выполнена в соответствии с методикой и представлена в ценах, актуальных на момент проведения этнологической экспертизы.
Заключение
Оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) намечаемой хозяйственной деятельности в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" проведена с учетом требований Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия), Гражданского, Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Республики Саха, включая Закон Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера Республики Саха (Якутия)".
По итогам экспертизы материалов по реализации проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" Экспертная комиссия этнологической экспертизы сделала следующие выводы:
оценка воздействия на этнологическую среду (ОВЭС), исконную среду обитания и социально-культурное развитие коренных малочисленных народов в зоне деятельности проекта "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера;
намечаемая хозяйственная деятельность в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)" допустима для реализации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
При этом Экспертная комиссия этнологической экспертизы рекомендует владельцу Олекминского и Среднеленского лицензионных участков ООО "Среднеленское":
заключить многостороннее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между компанией, органами местного самоуправления, в том числе с муниципальным образованием "Жарханский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Киндигирский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия), муниципальным образованием "Тянский национальный наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия), общественными организациями коренных малочисленных народов МР "Олекминский район" для поддержки согласованных инициатив, направленных на устойчивое развитие, сохранение этноса, культуры и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;
произвести выплату в размере убытков, причиненных исконной среде обитания коренных малочисленных народов по видам традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, охотничий промысел, собирательство и рыболовство), в виде единовременной выплаты с учетом индексации в размере: СХПК ЭОП КРО "Токко" - 1 256 599 рублей, СХПК КРО "Киндигирь" - 1 579 710 рублей, СХПК КРО "Донойю" - 57 478 рублей;
проводить в районах промышленного освоения этнологический мониторинг через каждые 3 года на основании определенных индикаторов для пересчета нормативных показателей оценки убытков необходимо.
На основании вышеизложенного, Экспертная комиссия этнологической экспертизы выносит положительное заключение:
о соответствии намечаемой хозяйственной деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в сфере прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации;
о допустимости воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов намечаемой хозяйственной деятельности и о возможности ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2020 г. N 827-р "Об утверждении положительного заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации "Геологическая разведка на территории Олекминского и Среднеленского лицензионных участков Олекминского района Республики Саха (Якутия)"
Текст распоряжения опубликован не был