Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 9. Образование, культура и спорт
В 2020 году совершенствовалось законодательство Московской области в сферах образования, культуры, туризма, защиты прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжалась работа по совершенствованию образовательного законодательства Московской области в части корректировки нормативов финансирования муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в Московской области, мер социальной поддержки обучающихся, а также по реализации Указов Президента Российской Федерации, ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и национального проекта "Образование".
В 2020 году вносились изменения в региональное отраслевое законодательство в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в части предоставления мер поддержки и обеспечения санитарно-эпидемиологических правил.
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с территориальным муниципальным делением Московской области Думой принят Закон Московской области N 45/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О музеях в Московской области". Внесенным изменением уточнено, что к муниципальным музеям относятся музеи городского округа, музеи поселения и муниципального района из текста данного Закона исключены.
В Закон Московской области N 94/2013-ОЗ "Об образовании" в отчетный период внесены изменения, касающиеся:
приведения терминологии в соответствие с Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Уточнена терминология в части полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования по участию в проведении экспертизы учебников и обеспечению учебниками образовательных организаций в Московской области (Закон Московской области N 50/2020-ОЗ);
дополнения компетенции исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования полномочием по согласованию назначения руководителей структурных подразделений администраций городских округов Московской области, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования в соответствии с федеральным законодательством (Закон Московской области N 108/2020-ОЗ);
изменений в законодательство Московской области об образовании, предусматривающих обеспечение горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области. Кроме того, уточнен термин "молодой специалист" (Закон Московской области N 143/2020-ОЗ);
изменения порядка установления, размера и условий выплаты пособия молодым специалистам - выпускникам профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, приступившим к работе на должностях педагогических работников в государственных или муниципальных образовательных организациях Московской области: ранее они устанавливались Губернатором Московской области, теперь устанавливаются Правительством Московской области (Закон Московской области N 198/2020-ОЗ);
приведения в соответствие с федеральным законодательством категорий работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Московской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
К ним относятся руководители и заместители руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций в Московской области, руководители и заместители руководителей структурных подразделений указанных образовательных организаций, педагогические работники и работники государственных и муниципальных образовательных организаций в Московской области, не относящиеся к педагогическим работникам (Закон Московской области N 204/2020-ОЗ);
расширения полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере образования, в частности: дополнены полномочием по созданию, формированию и ведению региональной информационной системы доступности дошкольного образования в порядке, установленном Правительством Московской области, с учетом методических рекомендаций к порядку формирования и ведения указанной региональной информационной системы, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в том числе в части предоставления родителям либо законным представителям детей сведений из данной региональной информационной системы (Закон Московской области N 227/2020-ОЗ).
Принят также ряд других законов Московской области в сфере образования.
Законом Московской области N 62/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях" утвержден порядок определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обучающимся по очной форме обучения.
Закон Московской области N 88/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие финансовое обеспечение реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования в образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области". В связи с тем, что в состав Московской области входят только городские округа, из основного нормативно-правового акта о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями в сфере образования исключено упоминание о муниципальных районах, сельских и городских поселениях как о территориальных единицах муниципального деления Московской области. Также внесены коррективы в методику расчета субвенций, предоставляемых из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий.
Законом Московской области N 89/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов" внесены поправки в основной нормативно-правовой акт о финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях за счет средств бюджета Московской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов. Кроме того, изменены формулы расчета субвенций, значения корректирующих коэффициентов, отражающих особенности оказания муниципальных услуг, а также нормативы финансового обеспечения в части затрат на оплату труда работников, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительные общеразвивающие программы.
Закон Московской области N 90/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" внес изменения в методику расчета субвенций, предоставляемых из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий, в части субвенции на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек. Данным Законом добавлен коэффициент выравнивания, вводимый с целью недопущения резкого снижения уровня финансового обеспечения частных общеобразовательных организаций в сложившейся в 2020 году экономической ситуации, в том числе в связи с уменьшением поступлений от приносящей доход деятельности частных общеобразовательных организаций в условиях режима повышенной готовности.
Законом Московской области N 91/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях" исключен норматив обеспечения частичной компенсацией стоимости питания для обучающихся по образовательным программам начального общего образования, за исключением детей из многодетных семей, в государственных образовательных организациях Московской области; изменена методика расчета субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области; скорректирована формула расчета субвенции на 2020 год и последующие годы; скорректированы обязанности центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего управление в сфере образования.
Закон Московской области N 164/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" принят Думой с целью предоставления в 2020 году дополнительных компенсационных и стимулирующих выплат педагогическим работникам, задействованным на Едином государственном экзамене на территории Московской области. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), увеличена в 1,5 раза стоимость часа работы работников, привлекаемых к проведению в Московской области государственной итоговой аттестации.
Законом Московской области N 197/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" внесены коррективы в методику расчета субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию государственного полномочия по выплате пособия молодым специалистам в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях в Московской области. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2021 года.
Законом Московской области N 257/2020-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов" установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, методики расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области. Для расчета нормативов финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в части затрат на оплату труда работников, определяемых на единицу оказания муниципальных услуг, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов применяется фактическая среднемесячная заработная плата работников в сфере общего образования в Московской области за 2019 финансовый год в размере 51 910 рублей.
Кроме того, данным Законом установлена обязанность центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере образования утверждать среднюю численность воспитанников, получающих образование по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области.
Законом Московской области N 267/2020-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, обеспечении дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2021 году и в плановом периоде 2022 и 2023 годов" установлен порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, которые включают нормативы финансового обеспечения, а также методику расчета прогнозируемой на очередной финансовый год и фактической средней численности обучающихся, работников в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области.
Для расчета нормативов финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в части затрат на оплату труда работников, определяемых на единицу оказания муниципальных услуг, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов применяется прогнозируемый среднемесячный доход от трудовой деятельности по Московской области в размере 50 838,7 рублей.
Законом Московской области N 268/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" внесены изменения в методику расчета субвенций на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях Московской области, а также в методику расчета субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области и финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области.
В связи с изменением механизма предоставления средств на питание обучающимся в общеобразовательных организациях органам местного самоуправления Московской области переданы полномочия на обеспечение питанием обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области, в состав субвенции частным школам включена субвенция на обеспечение питанием обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области.
Законом Московской области N 258/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области по вопросам организации питания и предоставления частичной компенсации стоимости питания обучающихся в образовательных организациях" внесены изменения в механизм предоставления средств на частичную компенсацию стоимости питания обучающимся в общеобразовательных организациях путем замены субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области на субсидию с уровнем софинансирования 10 процентов из муниципального бюджета в 2021 году, а также путем предоставления субвенции на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в частных общеобразовательных организациях в Московской области отдельным направлением в субвенции на финансовое обеспечение госстандарта общего образования частным общеобразовательным организациям.
Два закона Московской области приняты с целью социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области принят Закон Московской области N 84/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Данным Законом в формулировки некоторых положений законодательства Московской области о предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внесены соответствующие корректировки. Также установлен порядок определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области для осуществления переданных государственных полномочий.
Законом Московской области N 259/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" внесены изменения в методику расчета субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений на очередной финансовый год и на плановый период (объем субвенций бюджетам муниципальных образований рассчитывается с учетом стоимости одного кв. метра общей стоимости жилья в Московской области, установленной на III, IV кварталы 2020 года и на I, II кварталы 2021 года в разрезе муниципальных образований, утвержденной распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 08.07.2020 N 110-Р), а также устанавливается методика расчета прогнозируемой численности детей-сирот в муниципальных и частных организациях в Московской области для детей-сирот и методика расчета прогнозируемой численности детей-сирот и лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области.
В результате проведения административной реформы в Московской области муниципальные районы преобразованы в городские округа, некоторые отдельные территориальные единицы объединены. В целях приведения областного законодательства в соответствие с действующим муниципальным и территориально-административным устройством Московской области Думой принят Закон Московской области N 52/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области", которым муниципальные районы исключены из перечня административных единиц деления муниципальных образований Московской области.
Законом Московской области N 186/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О патриотическом воспитании в Московской области" уточнены основные направления деятельности в сфере патриотического воспитания в Московской области. Субъекты патриотического воспитания в пределах своей компетенции осуществляют деятельность в сфере установления и благоустройства памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, организуют выставки, увековечивающие дни воинской славы России и памятные даты России.
Законом Московской области N 192/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О народных художественных промыслах в Московской области" уточнены полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего методическое руководство учетом и хранением изделий народных художественных промыслов.
В связи со вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" Думой принят Закон Московской области N 237/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области", которым, в частности, скорректированы некоторые формулировки к требованиям, предъявляемым к кандидату на должность Уполномоченного в Московской области.
В сфере физической культуры и спорта Законом Московской области N 290/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О физической культуре и спорте в Московской области", разработанным и принятым Думой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесено изменение в пункт 26.1 части 3 статьи 2 Закона Московской области N 226/2008-ОЗ "О физической культуре и спорте в Московской области" в целях популяризации школьного спорта, а также совершенствования системы подготовки спортивного резерва и создания школьных спортивных лиг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.