Рекомендация Совета Европейского Союза от 24 ноября 2020 г.
по профессиональному образованию и обучению (VET) для обеспечения устойчивой конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильности*(1)
(2020/C 417/01)
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьями 165 и 166 указанного Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации признаны Хартией Европейского Союза об основных правах*(2) в качестве основных прав, в целях устойчивого развития Организации Объединенных Наций предусматривается обеспечить к 2030 г. равный доступ всех женщин и мужчин к недорогостоящему и качественному профессиональному, дополнительному и высшему образованию, в том числе университетскому, а также значительное увеличение числа молодых людей и взрослых, обладающих соответствующими навыками, в том числе профессиональными и дополнительными, необходимыми для трудоустройства, достойной работы и предпринимательства.
(2) В целях поддержания справедливого и хорошо функционирующего рынка труда Европейская опора социальных прав*(3), провозглашенная 17 ноября 2017 г., устанавливает ряд принципов, в том числе Принцип N 1 о праве на качественное и инклюзивное образование, профессиональную подготовку и обучение в течение всей жизни, а также Принцип N 4 об активной поддержке занятости.
(3) Высококачественные и инновационные системы профессионального образования и обучения обеспечивают людей навыками, необходимыми для работы, личностного развития и гражданственности, которые помогают им приспособиться к двойным цифровым и "зеленым" переходам и осуществлять их в целях разрешения чрезвычайных ситуаций и экономических потрясений, а также поддерживают экономический рост и социальную сплоченность. Таким образом, люди приобретают навыки, способные помочь с получением или созданием рабочих мест, пользующихся спросом на рынке труда.
(4) Эффективные политики в области профессионального образования и обучения имеют важнейшее значение для достижения цели содействия квалифицированной, подготовленной и способной приспосабливаться рабочей силе и рынкам труда, отвечающим экономическим изменениям, как предусмотрено в Статье 145 Договора о функционировании Европейского Союза.
(5) Сообщение Европейской Комиссии "О Европейском зеленом курсе"*(4) является новой стратегией развития Европы, направленной на изменение ее экономики и общества, а также выведение их на более устойчивый путь развития. Школы, учреждения профессиональной подготовки и университеты обладают достаточными возможностями для взаимодействия с учениками, родителями, бизнесом и обществом в целом по вопросам изменений, необходимых для успешного перехода. Для того чтобы воспользоваться преимуществами "зеленого" перехода, необходимы предварительное повышение квалификации и переквалификация.
(6) В Сообщении Европейской Комиссии "О сильной социальной Европе для справедливого перехода"*(5) подчеркивается необходимость концентрации на навыках, возможностях трудоустройства и человеческом капитале в рамках Европейской повестки дня в области навыков, необходимых для устойчивой конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильности*(6), сопровождаемой предложением о принятии Рекомендации Совета ЕС по профессиональному образованию и обучению. В Сообщении также объявляется о дальнейшей работе в области европейского пространства образования и новых рамках сотрудничества с государствами-членами ЕС в области образования и профессиональной подготовки.
(7) В Сообщении Европейской Комиссии "О новой промышленной стратегии для Европы"*(7) содержится призыв к решительным действиям, направленным на то, чтобы сделать обучение в течение всей жизни всеобщей реальностью и обеспечить соответствие образования и профессиональной подготовки требованиям времени и их возможность содействовать осуществлению двойных переходов. Сообщение также призывает к тому, чтобы высшее и профессиональное образование и обучение обеспечивали рынок труда большим числом ученых, инженеров и технических специалистов. В плане действий Новой циркулярной экономики*(8) и Стратегии ЕС в области биоразнообразия на период до 2030 г.*(9) подчеркивается ключевая роль навыков в переходе к "зеленой" и "чистой" экономике.
(8) В Сообщении Европейской Комиссии "О стратегии малого и среднего предпринимательства для устойчивой и цифровой Европы"*(10) подчеркивается, что наличие квалифицированных кадров или опытных управляющих стало серьезной проблемой для четверти микро-, малых и средних предприятий (SMEs) ЕС, а нехватка квалифицированных работников является ключевым препятствием для новых инвестиций в ЕС. Профессиональное образование и обучение особенно актуальны для SMEs при проверке работников на владение необходимыми навыками.
(9) В Сообщении Европейской Комиссии "О Союзе равенства: Стратегия гендерного равенства на 2020 - 2025 гг."*(11) подчеркивается важность профессионального образования и обучения женщин и мужчин для обеспечения гендерного баланса среди представителей профессий, в которых традиционно преобладают мужчины или женщины, в целях борьбы с гендерными стереотипами.
(10) Сообщением Европейской Комиссии "О бюджете ЕС, лежащем в основе плана по экономическому восстановлению Европы"*(12) определяется смелый и всеобъемлющий план по экономическому восстановлению Европы, основанный на особенном европейском инструменте восстановления ("ЕС следующего поколения"*(13)) и усиленный многолетней финансовой рамочной программой на 2021 - 2027 гг. Указанный план определяет, каким образом запустить европейскую экономику, стимулировать переход к "зеленой" и цифровой экономике, а также сделать ее более привлекательной, жизнестойкой и стабильной для будущих поколений.
(11) С 2013 г. "Молодежная гарантия"*(14) помогает молодым людям выходить на рынок труда, делая им качественные предложения о трудоустройстве, продолжении обучения или стажировках в течение четырех месяцев после того, как они стали безработными или прекратили обучение. Профессиональное образование и обучение стали эффективными инструментами, которые позволяют молодым людям, входящим в группу риска, сгладить переход на рынок труда. В будущем привлекательное и ориентированное на рынок труда соответствующие профессиональное образование и обучение, в частности, стажировки, могут играть еще более весомую роль в рамках Молодежной гарантии в вопросе недопущения безработицы среди молодых людей и их подготовки к будущим возможностям выхода на рынок труда, в том числе как часть "зеленого" и цифрового перехода.
(12) Предложение Европейской Комиссии принять Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС о Европейском социальном фонде плюс (ESF+) направлено на обеспечение большей актуальности системы образования и профессиональной подготовки для рынка труда и равного доступа к возможностям обучения в течение всей жизни для всех посредством повышения квалификации и переподготовки кадров.
(13) Предложение Европейской Комиссии принять Регламент Европейского Парламента и Совета ЕС об установлении "Erasmus": программы Союза в сфере образования, обучения, молодежи и спорта и отмене Регламента (ЕС) 1288/2013 предусматривает, что комплексный характер программы на 2014 - 2020 гг., охватывающей обучение во всех контекстах: формальном, неформальном и информальном, а также на всех этапах жизни, должен быть сохранен в целях стимулирования гибких программ обучения, позволяющих физическим лицам развивать те компетенции, которые необходимы для решения задач XXI века.
(14) Настоящая Рекомендация основывается на ряде инициатив в области образования, профессиональной подготовки и навыков, которые были разработаны на европейском уровне и обобщены в Приложении I, с тем чтобы внести вклад в Европейскую повестку дня в области приобретения навыков, необходимых для обеспечения устойчивой конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильности, в обновленный План действий в области цифрового обучения, в Европейское пространство образования и стратегические рамки Европейского сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки.
(15) Настоящая Рекомендация направлена на достижение цели Европейского пространства образования по развитию подлинного европейского образовательного пространства, в рамках которого границы не препятствуют высокому качеству и инклюзивности образования и которое направлено на устранение препятствий для признания за рубежом квалификаций и периодов обучения в системе высшего, старшего среднего образования и профессиональной подготовки, а также на работу по более плавной трансграничного признания результатов профессиональной подготовки и обучения на протяжении всей жизни.
(16) Опираясь на приоритеты расширенного европейского сотрудничества в области профессиональной подготовки и обучения (Копенгагенский процесс), принятые в качестве Резолюции Совета ЕС от 19 декабря 2002 г.*(15), цели высококачественного и гибкого профессионального образования и обучения, а также транснациональной мобильности в 2010 г. по-прежнему составляли ядро глобального видения модернизации профессионального образования и обучения, как определено в Коммюнике ответственных министров в Брюгге.
(17) В заключениях Риги от 22 июня 2015 г. министры, ответственные за профессиональное образование и обучение, согласовали ряд приоритетов в целях поддержки реализации указанного видения, интегрированных в Совместный отчет Совета ЕС и Европейской Комиссии за 2015 г. о реализации стратегических рамок европейского сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки (ЕТ 2020) *(16) и в Новую повестку дня в области приобретения навыков для Европы 2016 г.*(17), что придало новый мощный импульс политике ЕС в области VET с более сильным акцентом на привлекательность и качество.
(18) Рекомендация Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г. о создании Европейской системы обеспечения качества профессионального образования и подготовки (EQAVET)*(18) устанавливает рекомендованные рамки для оказания поддержки государствам-членам ЕС в совершенствовании их систем профессионального образования и обучения, а также содействия повышению прозрачности развития политики в области профессионального образования и обучения между государствами-членами ЕС. За десять лет реализации EQAVET стимулированы реформы национальных систем обеспечения качества, но не внесен существенный вклад в повышение прозрачности механизмов обеспечения качества. Более того, в основном система применялась в отношении начального профессионального образования и обучения на базе школ. Таким образом, в настоящую Рекомендацию следует интегрировать рамки EQAVET 2009 г. и добавить элементы, касающиеся недостатков ее внедрения в отношении качества результатов обучения, выдачи документов и оценки, консультаций с заинтересованными сторонами, роли преподавателей и инструкторов, обучения на рабочем месте и гибкости профессионального образования и подготовки. С целью улучшения взаимного обучения, повышения прозрачности и согласованности механизмов обеспечения качества в процессе профессионального образования и обучения, а также укрепления взаимного доверия между государствами-членами ЕС необходимо ввести партнерские проверки на уровне ЕС, чтобы обеспечить качество на системном уровне.
(19) Рекомендация Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г. о создании Европейской системы зачетных единиц для дополнительного образования и профессиональной подготовки (ECVET)*(19) в качестве цели устанавливает совершенствование процесса признания, накопления и перевода результатов обучения, поддержание мобильности возможностей обучения в течение всей жизни, а также создание системы зачетных единиц ЕС в области профессионального образования и обучения. В течение десяти лет своей реализации ECVET внесла значительный вклад в развитие более качественного опыта посредством использования и документального подтверждения полученных единиц результатов обучения. Вместе с тем концепция баллов ECVET не нашла широкого применения, и ECVET не привела к развитию европейской системы зачетных единиц в области профессионального образования и обучения. В этой связи основные принципы ECVET, имеющие отношение к гибкости (например, единицы результатов обучения), подлежат включению в настоящую Рекомендацию Совета ЕС. Инструменты ECVET, способствующие мобильности лиц, проходящих профессиональное обучение (например, соглашение об обучении и меморандум о взаимопонимании), подлежат дальнейшему развитию в рамках других инструментов ЕС, таких как инструменты, поддерживаемые в рамках программы Erasmus+. В отношении профессиональных квалификаций на уровне высшего и старшего среднего образования может применяться уже используемая Европейская система перевода и накопления зачетных единиц.
(20) Рекомендация Совета ЕС от 15 марта 2018 г. о Европейских рамках качества и эффективного ученичества*(20) определяет 14 основных критериев, которых должны придерживаться государства-члены ЕС в целях развития качественного и эффективного ученичества, обеспечивая как развитие профессиональных навыков, так и личностное развитие учеников.
(21) Осуществляемый CEDEFOP*(21) контроль за соблюдением приоритетов, согласованных в Рижских заключениях от 22 июня 2015 г., демонстрирует области, в которых страны достигли успехов в совершенствовании профессионального образования и обучения, в частности, в отношении ученичества и обучения на рабочем месте, обеспечения качества, создания механизмов прогнозирования навыков и консультативных органов, включающих социальных партнеров, повышения проницаемости и гибкости, а в последнее время - более сильного акцента на цифровые навыки. Вместе с тем в свете "зеленых" и цифровых переходов необходимо значительно расширить и улучшить предложения в области профессионального образования и обучения как для молодежи, так и для взрослых, одновременно повышая привлекательность и качество начального профессионального образования и обучения.
(22) Многие страны выступили с инициативами, направленными на поощрение использования передового опыта в области профессионального образования и обучения, а также на установление более тесной связи между VET и экосистемами инноваций и обучения навыкам. На основе указанных примеров в настоящее время на экспериментальной основе осуществляется внедрение концепции Центров профессионального мастерства с целью создания мирового эталона для подготовки в конкретных областях, как для учреждений начального обучения, так и для повышения квалификации и переподготовки.
(23) В заключении Консультативного комитета по вопросам профессионального обучения ("ACVT"*(22)) о будущем профессионального образования и обучения, принятого в декабре 2018 г., сформулирована концепция качественного, инклюзивного и непрерывного профессионального образования и обучения, которая отвечает требованиям будущего, обусловленным экономическими, технологическими и социальными изменениями. В указанном заключении Европейской Комиссии предложено подготовить предложение по упорядочению и консолидации политических рамок ЕС в области профессионального образования и обучения, его управления и существующих инструментов в форме всеобъемлющей Рекомендации Совета ЕС.
(24) Имея необязательный характер, настоящая Рекомендация не нарушает принципы субсидиарности и соразмерности и подлежит имплементации в соответствии с европейским законодательством, национальным законодательством и сложившейся практикой. В частности, настоящая Рекомендация не влияет на действительность Директивы 2005/36/EC*(23) в редакции Директивы 2013/55/ЕС*(24) о признании профессиональных квалификаций и предусмотренном ими режиме автоматического признания.
Учитывая следующее определение понятия "профессиональное образование и обучение":
Для целей настоящей Рекомендации под профессиональным образованием и обучением понимается образование и обучение, ориентированное на приобретение молодыми людьми и взрослыми знаний, умений и компетенций, необходимых в определенных профессиях или, в более широком смысле, на рынке труда*(25). Оно может предоставляться в формальных и неформальных условиях на всех уровнях Европейских рамок квалификаций (EQF), включая в соответствующих случаях высшее образование,
Настоящим рекомендует государствам-членам ЕС:
В соответствии с национальным законодательством и законодательством Союза, имеющимися ресурсами, национальными приоритетами и обстоятельствами, что включает социально-экономическую ситуацию и характеристики национальных систем VET, и в тесном сотрудничестве со всеми соответствующими заинтересованными сторонами:
а) работать над ведением политики в области профессионального образования и обучения, которая будет:
- снабжать молодых людей и взрослых знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для достижения успеха на развивающемся рынке труда и в обществе; для управления процессом восстановления и справедливого перехода к "зеленой" и цифровой экономике в периоды демографических изменений и на протяжении всех экономических циклов;
- поощрять инклюзивность и равные возможности, а также способствовать достижению всеми стабильности, социальной справедливости и процветания;
- способствовать развитию систем профессионального образования и обучения в международном контексте, с тем чтобы они получили всемирное признание в качестве эталона для обучающихся по программам профессионального образования и обучения;
b) предпринимать действия и задействовать инвестиции в целях реализации данной политики в соответствии с принципами, указанными ниже в пунктах 1 - 21; и
с) работать над достижением к 2025 г. следующих установленных на уровне ЕС целей*(26), которые являются частью соответствующих Европейских рамок мониторинга, в том числе в области образования и профессиональной подготовки, а также социальной политики и политики в области трудоустройства:
- доля занятых выпускников VET должны быть не менее 82%*(27);
- 60% недавних выпускников VET должны иметь возможность учиться на рабочем месте во время своего профессионального образования и обучения*(28). Данная цель касается всех форм обучения в процессе работы на рабочем месте и, таким образом, должна способствовать расширению возможностей для профессионального обучения, что может быть поддержано программой "Молодежная гарантия";
- 8% обучающихся по программам VET должны иметь возможность пользоваться преимуществами мобильности за рубежом*(29).
Профессиональное образование и обучение гибко приспосабливаются к изменениям на рынке труда
1. Программы профессионального образования и обучения предлагают сбалансированное сочетание профессиональных навыков, в том числе технических навыков, тесно связанных со всеми экономическими циклами, изменяющимися рабочими местами и методами работы, а также ключевыми компетенциями*(30), что включает прочные базовые навыки, цифровые, сквозные, "зеленые" и другие жизненные навыки, которые обеспечивают прочную основу для стабильности, обучения в течение всей жизни, возможностей для трудоустройства в течение всей жизни, социальной интеграции, активной гражданской позиции и личностного развития;
2. Учебные планы программ профессионального образования и обучения, предложения по программам и квалификациям регулярно обновляются по мере необходимости на основе информации о навыках (т.е. системы мониторинга трудоустройства выпускников, механизмов прогнозирования навыков, в том числе на отраслевом и региональном уровнях);
3. Поставщики профессионального образования и обучения имеют в соответствии с национальными обстоятельствами такую степень автономности, гибкости, поддержки и финансирования, которой достаточно для адаптации своих предложений по обучению к изменяющимся потребностям в навыках, переходу на "зеленые" и цифровые технологии, а также экономических циклов, обеспечивая при этом качество;
4. Программы профессионального образования и обучения на всех уровнях включают в себя элементы обучения на рабочем месте, которые в дальнейшем также распространяются на непрерывное профессиональное образование и обучение; схемы ученичества*(31) в дальнейшем развиваются в целях расширения возможностей "Молодежной гарантии"*(32), а также дополняются соответствующей поддержкой*(33) и мерами, необходимыми для стабилизации предложений ученичества и решения конкретных проблем малых предприятий; в целях создания возможностей для обучения на рабочем месте в различных секторах экономики для работодателей могли бы быть предусмотрены меры стимулирования в соответствии с национальными обстоятельствами;
В основе профессионального образования и обучения лежат гибкость и возможности продвижения по службе
5. Программы профессионального образования и обучения ориентированы на обучающихся, обеспечивают доступ к очному, цифровому или смешанному обучению, гибким и модульным программам обучения, основанным на признании результатов неформального и информального обучения, и предоставляют возможности для карьерного и образовательного роста; программы непрерывного профессионального обучения разработаны таким образом, чтобы их можно было адаптировать к потребностям рынка труда, отраслевым или личным потребностям в повышении квалификации или переподготовке;
6. Программы профессионального образования и обучения основаны на модулях или единицах результатов обучения, а существующие механизмы признания позволяют переводить, признавать и накапливать персональные результаты обучения с целью получения полной или частичной квалификации в зависимости от национальных обстоятельств*(34); на начальном этапе первоочередной целью VET является продвижение к полной квалификации;
Профессиональное образование и обучение являются движущей силой инноваций и роста, а также готовят к цифровым и "зеленым" переходам и профессиям, пользующимся высоким спросом
7. Профессиональное образование и обучение становятся устойчивыми благодаря тому, что являются частью экономических, промышленных и инновационных стратегий, в том числе стратегий, связанных с восстановлением экономики, переходом к "зеленой" экономике и цифровым технологиям. Как следствие, предложения в области профессионального образования и обучения нуждаются в существенной адаптации и/или расширении, особенно для взрослых, путем содействия приобретению предпринимательских, цифровых и "зеленых" навыков;
8. Центры профессионального мастерства выступают в качестве катализаторов для местных инвестиций в бизнес, поддерживая восстановление, переход на "зеленый" и цифровой путь, европейские и региональные инновации и стратегии "умной" специализации, развитие профессионального образования и обучения, в том числе на высших уровнях квалификаций (уровни EQF 5-8) в соответствии с национальными обстоятельствами, и оказывают инновационные услуги, такие как кластеры и бизнес-инкубаторы для стартапов и технологические инновации для SMEs, а также инновационные решения по переподготовке работников, подверженных риску увольнения.
9. Учреждения, осуществляющие подготовку по программам профессионального образования и обучения, обладают доступом к современной инфраструктуре, применяют стратегии цифровизации*(35) в соответствии с национальными обстоятельствами и внедряют экологическую и социальную устойчивость в свои программы и организационное управление, внося тем самым свой вклад в реализацию целей ООН в области устойчивого развития;
Профессиональное образование и обучения являются привлекательным выбором, основанным на современном предоставлении обучения / навыков в цифровом формате
10. Начальное и непрерывное профессиональное образование и обучение являются частью обучения в течение всей жизни. Между начальным и непрерывным профессиональным образованием и обучением, общим образованием и высшим образованием существуют гибкие и доступные программы;
11. Программы профессионального образования и обучения на уровнях EQF 5 - 8 получают дальнейшее развитие с целью удовлетворения растущей потребности в более высоких профессиональных навыках в соответствии с национальными обстоятельствами;
12. Программы профессионального образования и обучения осуществляются посредством соответствующего сочетания открытой, цифровой и доступной для участия учебной среды, что включает благоприятные для обучения рабочие места, и поддерживаются современной и доступной инфраструктурой, оборудованием и технологиями, а также универсальными педагогическими инструментами, например, симуляторами на базе ICT*(36), виртуальной и дополненной реальностью, что повышает доступность и эффективность подготовки кадров, в том числе для малых предприятий*(37);
13. Преподаватели, инструкторы и другие сотрудники системы профессионального образования и обучения проходят начальную и непрерывную профессиональную подготовку в целях обеспечения высококачественной подготовки, развития технических и цифровых навыков и эффективных инновационных методов обучения, включая преподавание в виртуальной среде, в соответствии с современным уровнем профессиональной цифровой педагогики, работы с цифровыми инструментами обучения, а также разнообразной и многокультурной средой. Карьерные пути указанных лиц становятся привлекательнее благодаря более широким подходам к набору персонала, расширению возможностей карьерного роста*(38), а также укреплению сотрудничества между профессиональными преподавателями / инструкторами, предприятиями и другими рабочими местами;
14. Стратегии интернационализации поддерживают стратегический подход к международному сотрудничеству в области профессионального образования и обучения, в том числе в приграничных регионах ЕС; такие стратегии способствуют успешной национальной практике во всем мире и могут быть реализованы различными способами, такими как мобильность обучающихся и преподавателей / инструкторов, а также участие в международных конкурсах по развитию навыков и совместная подготовка к ним;
15. Имеющиеся возможности мобильности обучающихся и персонала профессиональных учебных заведений, включая виртуальную мобильность, долгосрочную мобильности и мобильность в третьи страны успешно применяются, что облегчается использованием и признанием единиц результатов обучения и соответствующих европейских инструментов*(39);
16. Четкая и удобная для пользователей информация о возможностях обучения и карьерного роста, а также о возможностях признания на всей территории ЕС обеспечивается за счет высококачественных услуг по обучению и профориентации в течение всей жизни с использованием всех возможностей Europass и других цифровых сервисов;
Профессиональное образование и обучение способствуют равенству возможностей
17. Программы VET являются инклюзивными и доступными для уязвимых групп, таких как лица с ограниченными возможностями, низкоквалифицированные лица или лица, не обладающие достаточными навыками, меньшинства, лица из числа мигрантов и лица, обладающие меньшими возможностями ввиду их географического и /или социально-экономического положения. Адресные меры и гибкие форматы обучения предотвращают преждевременный уход из системы образования и профессиональной подготовки, а также поддерживают переход от школы к трудовой деятельности;
18. Программы VET доступны на цифровых образовательных платформах, поддерживаемых инструментами, устройствами и подключением к сети Интернет, в частности, для уязвимых групп лиц и лиц, проживающих в сельской местности или отдаленных регионах;
19. Адресные меры способствуют установлению гендерного баланса в традиционно "мужских" или традиционно "женских" профессиях и решают проблемы, связанные с гендерными стереотипами или другими типами стереотипов;
Профессиональное образование и подготовка подкрепляются культурой гарантии качества
20. Европейская система обеспечения качества профессионального образования и подготовки (система EQAVET), описание которой приведено в Приложении II, используется в национальных системах обеспечения качества в отношении начального и в отношении непрерывного профессионального образования и обучения; данная система охватывает профессиональное образование и обучение во всех учебных средах (таких как школьное обучение и обучение на рабочем месте, включая схемы ученичества) и все виды обучения (цифровое, очное или смешанное), предоставляемые государственными и частными поставщиками, и подкрепляется набором ориентировочных характеристик и общих показателей для обеспечения качества профессионального образования и обучения, применимых на уровне системы и на уровне поставщиков, в соответствии с национальными обстоятельствами, как перечислено в Приложении II;
21. Национальный справочный центр по вопросам обеспечения качества профессионального образования и обучения продолжает объединять все соответствующие заинтересованные стороны на национальном и региональном уровнях, с тем чтобы:
- выступать с конкретными инициативами по реализации и дальнейшему развитию системы EQAVET;
- информировать и мобилизовать широкий круг заинтересованных сторон, включая Центры профессионального мастерства, в целях содействия реализации системы EQAVET;
- поддерживать самостоятельную оценку в качестве дополнительного и эффективного средства обеспечения качества, позволяющего оценивать успех и определять области, нуждающиеся в совершенствовании, в том числе в отношении цифровой готовности систем и учреждений VET;
- принимать активное участие в европейской сети обеспечения качества профессионального образования и обучения;
- предоставлять обновленное описание национальных механизмов обеспечения качества, основанных на системе EQAVET;
- участвовать в проводимых на уровне ЕС партнерских проверках*(40) обеспечения качества в целях повышения прозрачности и согласованности механизмов обеспечения качества, а также укрепления доверия между государствами-членами ЕС;
Реализация на национальном уровне
Государствам-членам ЕС рекомендовано принимать меры по реализации данной политики на национальном уровне совместно с социальными партнерами и другими соответствующими заинтересованными сторонами. При этом им следует:
22. Поддерживать устойчивые партнерские отношения в целях управления системой профессионального образования и обучения в соответствии с национальными обстоятельствами и в соответствующих случаях посредством партнерства между государственным и частным секторами. Привлекать социальных партнеров и все соответствующие заинтересованные стороны, включая учреждения профессионального образования и обучения, организации и предприятия всех размеров, государственные и частные службы занятости, преподавателей и инструкторов VET, а также их представителей, посреднические органы, такие как торгово-промышленные и ремесленные палаты, профессиональные и отраслевые организации, национальные координаторы программы "Молодежная гарантия", ESF*(41) и других инициатив ЕС, сектор информационных технологий, Центры профессионального мастерства, кластеры, организации обучающихся и родителей, а также местные, региональные и национальные органы власти. Способствовать таким партнерским отношениям на региональном и отраслевом уровнях;
23. С максимальной пользой применять такие европейские инструменты прозрачности как Европейские рамки квалификаций, Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS), Europass и Европейская система навыков, компетенций, квалификаций и профессий (ESCO), способствовать автоматическому взаимному признанию квалификаций и результатов обучения, осуществляемого за рубежом*(42), позволять обучающимся использовать различные возможности Europass (например, вносить свой опыт, навыки и квалификации в онлайн-профиль, служащий для профессиональной ориентации, опыта мобильности, получения документов с цифровой подписью, а также для получения предложений и поиска возможностей для обучения и работы, квалификаций, валидации, признания и т.д.);
24. Наиболее эффективно использовать фонды и инструменты Европейского Союза, поддерживающие реформы и/или инвестиции в области профессионального образования и обучения, в том числе в сфере цифровизации и экологической устойчивости, такие как "ЕС следующего поколения" (Фонд восстановления и устойчивости, REACT-EU*(43)), Европейский социальный фонд+, SURE*(44), Европейский фонд регионального развития, InvestEU, Erasmus+, Horizon Europe, Interreg, Digital Europe, Механизм справедливого перехода и Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов, а также Фонд модернизации; содействовать дальнейшим инвестициям в профессиональное образование и обучение со стороны государственного и частного секторов;
25. С опорой на соответствующие существующие национальные механизмы и финансовые рамки определить меры, которые должны быть приняты для имплементации настоящей Рекомендации на национальном уровне в течение 18 месяцев с даты ее принятия, и следить за их выполнением, в том числе с выделением национальных ресурсов, являющихся адекватными на национальном уровне, и с сильным акцентом на включение цифровизации и экологической устойчивости в основной сектор VET с должным учетом ответственности / самостоятельности учреждений в области образования и обучения в соответствии с национальными обстоятельствами.
Настоящим поддерживает намерение Европейской Комиссии с должным учетом принципа субсидиарности:
внедрить политику Союза в области профессионального образования и обучения, поддерживая действия государств-членов ЕС, в том числе следует:
26. Обеспечить эффективное управление политикой ЕС в области профессионального образования и обучения с помощью трехстороннего Консультативного комитета по вопросам профессионального обучения на основе скользящей рабочей программы и в сотрудничестве с генеральными директорами в области профессионального образования и обучения*(45), представителями обучающихся и поставщиков профессионального образования и обучения;
27. Обеспечить, чтобы политика ЕС в области профессионального образования и обучения была в полном объеме отражена в Плане восстановления ЕС, Европейском "зеленом" курсе и Новой промышленной стратегии Европы, Стратегии SME для устойчивой и цифровой Европы, а также являлась последовательной и согласованной частью Европейской повестки дня в области навыков, необходимых для устойчивой конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильности, Плана действий в области цифрового образования, общих рамок европейского сотрудничества в области образования и обучения, а также европейского пространства образования;
28. Оказывать дальнейшую поддержку структурных реформ в области ученичества с помощью Службы поддержки ученичества и Нового альянса в области ученичества во взаимодействии с "Молодежной гарантией"; постепенно расширять перечень услуг по поддержке в области профессионального образования и обучения в сотрудничестве с CEDEFOP;
29. Изучать концепции и использование незначительных сведений о профессиональной квалификации, включая VET, совместно с государствами-членами ЕС и соответствующими заинтересованными сторонами, в том числе в рамках Консультативной группы EQF, как предложено в Европейской повестке дня в области навыков;
30. Поддерживать цели постепенного создания и развития европейских платформ Центров профессионального мастерства, а также совместно с государствами-членами ЕС и соответствующими заинтересованными сторонами изучать Европейские профили профессиональной подготовки как части платформы Europass, что по возможности дополняется цифровым содержанием, разработанным в рамках европейских инструментов прозрачности, с целью содействия мобильности обучающихся и работников, а также прозрачности и признанию квалификаций;
31. Поддерживать качественную и эффективную цифровизацию предоставления VET в школах и на рабочем месте посредством содействия использованию Европейских рамок компетенций*(46) и инструментов самостоятельной оценки*(47), а также изучать возможности проведения общеевропейского опроса среди школ, осуществляющих VET;
32. Укреплять Европейский альянс по ученичеству и Коалиции по цифровым навыкам и рабочим местам, как объявлено в Европейской повестке дня в области навыков;
33. Способствовать распространению европейских систем профессионального образования и обучения в международном контексте, с тем чтобы они получили всемирное признание в качестве эталона для обучающихся по программам профессионального образования и обучения, в том числе путем поддержки интернационализации систем профессионального образования и обучения и в отношении стран-кандидатов на вступление в ЕС, и стран-соседей ЕС в сотрудничестве с Европейским фондом обучения, проведению конкурсов по развитию навыков и коммуникационных кампаний с целью повышения привлекательности и имиджа VET, а также предоставления удобного для пользователей доступа к информации о профессиональном образовании и обучении и связанных с ними возможностях карьерного роста, получения и дальнейшего развития возможностей Europass;
34. Осуществлять сотрудничество в области профессионального образования и обучения с международными организациями, в частности, OECD*(48), ILO*(49), ЮНЕСКО и Всемирным банком;
35. Поддерживать усилия государств-членов ЕС по имплементации настоящей Рекомендации, укреплять потенциал учреждений профессионального образования и обучения, что включает их цифровизацию и экологическую устойчивость, а также содействовать исследованиям в области VET на национальном уровне и на уровне ЕС посредством финансирования из соответствующих фондов Союза и программ Союза ("ЕС следующего поколения" (Фонд восстановления и устойчивости, REACT-EU), Европейский социальный фонд+, SURE, Европейский фонд регионального развития, InvestEU, Erasmus+, Horizon Europe, Interreg, Digital Europe, Механизм справедливого перехода, Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов, Фонд модернизации);
36. Обеспечивать качественный и количественный контроль за общими целями, определенными в настоящей Рекомендации, а также другими применимыми данными, включая данные об инвестициях, и предоставлять такие данные в Европейский семестр и соответствующие европейские системы мониторинга и отчетности, а также каждые пять лет направлять Совету ЕС отчеты по имплементации Рекомендации, основанные на данных, доступных на национальном и европейском уровнях, а также ежегодных мониторингах CEDEFOP.
Настоящая Рекомендация заменяет Рекомендацию Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г. о создании Европейской системы обеспечения качества профессионального образования и подготовки по программам профессионального образования и обучения (EQAVET) и Рекомендацию Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г. о создании Европейской системы зачетных единиц для дополнительного образования и профессиональной подготовки (ECVET).
Совершено в Брюсселе 24 ноября 2020 г.
От имени Совета ЕС
Председатель
M. ROTH
------------------------------
*(1) Council Recommendation of 24 November 2020 on vocational education and training (VET) for sustainable competitiveness, social fairness and resilience. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N C 417, 2.12.2020, стр. 1.
*(2) ОЖ N C 326, 26.10.2012, стр. 391.
*(3) Документ 13129/17.
*(4) COM(2019) 640 в последней редакции.
*(5) COM(2020) 14 в последней редакции.
*(6) COM(2020) 274 в последней редакции.
*(7) COM(2020) 102 в последней редакции.
*(8) COM(2020) 98 в последней редакции.
*(9) COM(2020) 380 в последней редакции.
*(10) COM(2020) 103 в последней редакции.
*(11) COM(2020) 152 в последней редакции.
*(12) COM(2020) 442 в последней редакции.
*(13) Англ. - Next Generation EU - прим. перевод.
*(14) Рекомендация Совета ЕС от 22 апреля 2013 г. об установлении Молодежной гарантии (ОЖ N C 120, 26.4.2013, стр. 1).
*(15) ОЖ N C 13, 18.1.2003, стр. 2
*(16) ОЖ N C 417, 15.12.2015, стр. 25.
*(17) COM(2016) 381 в последней редакции.
*(18) ОЖ N C 155, 8.7.2009, стр. 1.
*(19) ОЖ N C 155, 8.7.2009, стр. 11.
*(20) ОЖ N C 153, 2.5.2018, стр. 1.
*(21) Европейский центр профессиональной переподготовки (англ. - European Centre for the Development of Vocational Training) - прим. перевод.
*(22) Англ. - Advisory Committee on Vocational Training - прим. перевод.
*(23) Директива 2005/36/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 7 сентября 2005 г. о признании профессиональных квалификаций (ОЖ N L 255, 30.9.2005, стр. 22).
*(24) Директива 2013/55/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 ноября 2013 г. о внесении изменений в Директиву 2005/36/EC о признании профессиональных квалификаций и Регламент (ЕС) 1024/2012 об административном сотрудничестве в рамках Информационной системы внутреннего рынка ("Регламент IMI") (ОЖ N L 354, 28.12.2013, стр. 132).
*(25) На основе определения Cedefop: Европейский центр развития профессионального образования: Терминология европейской политики в области образования и обучения, 2014 г.
*(26) Цели определяются как средние показатели ЕС, которые должны быть достигнуты государствами-членами ЕС в совокупности. При представлении отчетов о ходе достижения указанных целей, в том числе в соответствующих случаях в контексте Европейского семестра (документ координации и планирования экономической политики государств-членов ЕС - прим. перевод.), Европейской Комиссии следует принимать во внимание специфику различных национальных систем и обстоятельств. Государствам-членам ЕС следует использовать возможности Союза в области финансирования в полном объеме, принимая во внимание национальные обстоятельства, приоритеты и проблемы. Три количественные цели не предвосхищают решения о том, каким образом будет осуществляться внедрение инструментов Союза в области финансирования в рамках Многолетней финансовой программы на 2021 - 2027 гг. и программы "ЕС следующего поколения".
*(27) К данной группе относятся лица в возрасте 20 - 34 лет, являющиеся выпускниками старших классов средней школы или среднеспециального учебного заведения, не относящегося к уровню высшего образования, 1 - 3 год(а) назад.
*(28) К данной группе относятся лица в возрасте 20 - 34 лет, оставившие образование и обучение 1 - 3 год(а) назад. Показатель должен быть основан на данных, которые будут собраны по состоянию на 2021 г. в рамках Исследования рабочей силы Европейского Союза (EU LFS), что соответствует переменному идентификатору "HATWORK" в Имплементационном Регламенте (ЕС) 2019/2240 Европейской Комиссии. Речь идет об опыте работы на рабочем месте в рыночном или нерыночном подразделении (т.е. на предприятии, в государственном учреждении или в некоммерческой организации), являющемся частью учебной программы в рамках формального обучения и приведшем к успешному достижению уровня высшего образования. Если респондент имел опыт работы в нескольких местах, следует учитывать совокупную продолжительность всего опыта работы. Опыт работы должен быть выражен в единицах, эквивалентных полной занятости.
*(29) Данный показатель должен измеряться как доля мобильных обучающихся в календарном году, как часть выпускников одного потока по программе VET в том же году. Показатель должен быть основан на данных о мобильности, полученных из данных программы Erasmus+, и данных о выпускниках программ VET, полученных из Unesco-OECD-Eurostat. По мере возможности и только в том случае, если представленные данные сопоставимы с данными Erasmus+, включая продолжительность мобильности, в дополнение к данным Erasmus+ допустимо использование данных по программам мобильности, полученных от национальных органов власти. В случае добавления данных национальных органов власти, такие данные подлежат прозрачному отображению.
*(30) Рекомендация Совета ЕС от 22 мая 2018 г. о ключевых компетенциях, необходимых для обучения в течение всей жизни, выделяет следующие ключевые компетенции: грамотность, владение несколькими языками; компетенции в области математики и естественных наук, технологии и проектирование; компьютерная грамотность; личная, социальная компетенция, компетенция в выработке навыков обучения; гражданская компетенция; компетенция в предпринимательстве, а также культурная осведомленность и компетенция в выражении мнения.
*(31) Как определено в Рекомендации Совета ЕС от 15 марта 2018 г. о Европейских рамках качественного и эффективного ученичества.
*(32) Как определено в Рекомендации Совета ЕС от 22 апреля 2013 г. о создании Молодежной гарантии.
*(33) Это может включать существующие в рамках предприятий центры профессиональной подготовки.
*(34) В соответствии с Рекомендацией Совета ЕС от 20 декабря 2012 г. о признании неформального и информального обучения.
*(35) Например, инструмент самоанализа SELFIE поддерживает учреждения VET в использовании цифровых технологий для преподавания и обучения, а также в расширении их сотрудничества с работодателями в схемах обучения на рабочем месте.
*(36) Информационно-коммуникационные технологии (англ. - Information and Communication Technologies) - прим. перевод.
*(37) Кроме того, указанное может также включать совместное преподавания, междисциплинарное и проектное обучение, новые организационные методы в учебных заведениях и компаниях, а также использование искусственного интеллекта.
*(38) Указанное может также включать многочисленные программы продвижения по службе, признание предыдущего профессионального опыта, сочетание преподавателей / инструкторов в соответствии с национальными обстоятельствами.
*(39) Например, шаблоны Меморандума о взаимопонимании и Соглашения об обучении.
*(40) Партнерские проверки - вид добровольного взаимного обучения, направленный на поддержку совершенствования и прозрачности механизмов обеспечения качества на уровне системы, не приводящий к процедурам аккредитации, проводимый на основе конкретной методологии, разрабатываемой европейской сетью обеспечения качества профессионального образования и обучения.
*(41) Европейский социальный фонд (англ. - European Social Fund) - прим. перевод.
*(42) В соответствии с Рекомендацией Совета ЕС от 29 ноября 2018 г. о содействии автоматическому взаимному признанию высшего и старшего среднего образования, а также профессиональной подготовки и результатов обучения, осуществляемого за рубежом.
*(43) Фонд помощи по восстановлению единства и территорий Европы (англ. - Recovery Assistance for Cohesion and the Territories of Europe) - прим. перевод.
*(44) Европейский инструмент временной поддержки для смягчения рисков безработицы в чрезвычайных ситуациях (англ. - Support to mitigate Unemployment Risks in an Emergency) - прим. перевод.
*(45) Генеральные директора в области профессионального образования и обучения назначаются государствами-членами ЕС.
*(46) Например, рамки цифровых компетенций граждан (DigComp), рамки цифровых компетенций преподавателей (DigComEdu) и рамки цифровых компетенций организаций (DigCompO).
*(47) Например, SELFIE.
*(48) Организация экономического сотрудничества и развития (англ. - Organisation for Economic Cooperation and Development) - прим. перевод.
*(49) Международная организация труда (англ. - International Labour Organization) - прим. перевод.
*(50) ОЖ N C 191, 1.7.2011, стр. 1.
*(51) ОЖ N C 398, 22.12.2012, стр. 1.
*(52) ОЖ N C 417, 15.12.2015, стр. 25.
*(53) ОЖ N C 484, 24.12.2016, стр. 1.
*(54) ОЖ N C 189, 15.6.2017, стр. 15.
*(55) ОЖ N C 423, 9.12.2017, стр. 1.
*(56) ОЖ N L 112, 2.5.2018, стр. 42.
*(57) ОЖ N C 189, 4.6.2018, стр. 1.
*(58) ОЖ N C 195, 7.6.2018, стр. 7.
*(59) ОЖ N C 444, 10.12.2018, стр. 1.
*(60) ОЖ N C 189, 5.6.2019, стр. 23.
*(61) ОЖ N C 389, 18.11.2019, стр. 1.
*(62) 13432/19.
*(63) COM(2019) 650 в последней редакции.
*(64) Для IVT: необходимо пройти 6-недельный курс обучения, прежде чем обучающийся будет засчитан в качестве участника. Для обучения в течение всей жизни: процент населения, допущенного к участию в формальных программах VET.
*(65) Помимо основной информации, касающейся пола и возраста, могут применяться и другие социальные критерии, например, досрочное завершение школьного образования, наилучшая успеваемость, мигранты, лица с ограниченными возможностями, длительность безработицы.
*(66) Для ITV: в том числе информация о назначении "отсеянных" обучающихся.
*(67) Определение по данным ILO: лица в возрасте 15 - 74 лет, не имеющие работы, активно ищущие работу и готовые приступить к ней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Совета Европейского Союза от 24 ноября 2020 г. по профессиональному образованию и обучению (VET) для обеспечения устойчивой конкурентоспособности, социальной справедливости и стабильности (2020/C 417/01)
Текст перевода официально опубликован не был; текст Рекомендации на английском языке опубликован в Официальном Журнале N C 417, 2.12.2020, стр. 1.
Переводчик - Исаева О.В.