Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 16 марта 2021 г. N Исх-8987/04
"Информация по безопасности полетов N 2"*
С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов (далее - ВС) резко возрастает количество авиационных событий, связанных со столкновением ВС с птицами.
В рамках имеющихся полномочий Росавиация регулярно готовит Информации по безопасности полетов с детальным анализом случаев столкновений ВС с птицами с целью использования такой информации для реализации в организациях гражданской авиации профилактических мероприятий, в том числе предложенных Росавиацией, направленных на снижение риска столкновения воздушных судов с птицами:
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 24.05.2016 N 02.3-1875);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 09.06.2017 N Исх-12929/02);
Информация по безопасности полетов N 6 (письмо Росавиации от 12.04.2018 N Исх-8846/02);
Информация по безопасности полетов N 8 (письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02);
Информация по безопасности полетов N 11 (письмо Росавиации от 19.08.2019 N Исх-27957/02);
Информация по безопасности полетов N 9 (письмо Росавиации от 04.08.2020 N Исх-31819/02),
а также директивное письмо Росавиации от 04.06.2018 N Исх-13636/02.
В 2020 году зарегистрировано 814 случаев столкновений ВС с птицами, 49 из которых привели к повреждениям ВС. За период с 2010 по 2020 год в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации (АСОБП) зарегистрировано 776 инцидентов, включая 1 серьезный инцидент, и 3 аварии, связанные со столкновениями ВС с птицами. Из них в Российской Федерации произошло 553 события (включая 1 серьезный инцидент и 3 аварии), за пределами территории Российской Федерации - 132. Распределение абсолютных показателей по региону события представлено на рисунке 1.
Распределение количества авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами за период с 2010 по 2020 год, представленное на рисунке 2, позволяет отметить, что самый высокий риск авиационного события приходится на такие наиболее сложные этапы полета, как взлет и заход на посадку.
Рисунок 2
В 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличилось число аэропортов, в которых (в том числе в районе аэропорта) произошло 2 и более инцидента, связанных со столкновениями ВС с птицами. В 2020 году таких аэропортов Российской Федерации - 7, в 2019 году - 6. Распределение количества инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами в 2020 году по аэропортам, представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение по аэропортам (районам аэропортов) абсолютных показателей о столкновениях ВС с птицами в 2020 году
Аэропорт (район аэропорта) |
Количество столкновений (угроз столкновений) без повреждений |
Количество авиационных инцидентов |
UUDD Домодедово |
56 |
3 |
UUEE Шереметьево |
49 |
3 |
ULLI Пулково |
45 |
4 |
URSS Сочи |
29 |
1 |
UUWW Внуково |
23 |
|
UNNT Новосибирск |
22 |
1 |
URFF Симферополь |
21 |
2 |
URML Махачкала |
18 |
|
URKK Краснодар |
17 |
2 |
URMM Минеральные Воды |
14 |
2 |
URRP Ростов-на-Дону |
13 |
|
UMKK Калининград |
10 |
|
UHSS Южно-Сахалинск |
7 |
|
USSS Екатеринбург |
6 |
|
USTR Тюмень |
6 |
|
UWWW Самара (Курумоч) |
6 |
|
UIII Иркутск |
5 |
|
UNKL Красноярск |
5 |
|
ULAA Архангельск |
4 |
|
URMS Магас |
4 |
1 |
URWW Волгоград |
4 |
1 |
USPP Пермь |
4 |
|
UWUU Уфа |
4 |
2 |
UHHH Хабаровск |
3 |
|
UHWW Владивосток |
3 |
|
UIAA Чита |
3 |
|
UNOO Омск |
3 |
1 |
UNWW Новокузнецк |
3 |
|
URMN Нальчик |
3 |
|
USHH Ханты-Мансийск |
3 |
|
UUOB Белгород |
3 |
1 |
UWKE Бегишево |
3 |
|
UWLL Ульяновск (Баратаевка) |
3 |
|
UIUU Улан-Удэ |
2 |
|
URKA Анапа |
2 |
|
URMT Ставрополь |
2 |
|
UUBW Жуковский (Раменское) |
2 |
|
UUOL Липецк |
2 |
|
UUYY Сыктывкар |
2 |
|
UWGG Нижний Новгород |
2 |
|
UWKD Казань |
2 |
|
UWOO Оренбург |
2 |
|
UWPP Пенза |
2 |
1 |
UNAA Абакан |
1 |
|
UNTT Томск |
1 |
|
URMG Грозный |
1 |
|
URWA Астрахань |
1 |
|
URWI Элиста |
1 |
|
USCC Челябинск |
1 |
|
USDD Салехард |
1 |
|
USII Ижевск |
1 |
|
USKK Киров |
1 |
|
USMM Надым |
1 |
|
USNN Нижневартовск |
1 |
1 |
USRK Когалым |
1 |
|
UUBC Калуга |
1 |
|
UUDL Ярославль |
1 |
|
UUOO Воронеж (Чертовицкое) |
1 |
|
UWKS Чебоксары |
1 |
|
UWSG Саратов (Гагарин) |
1 |
|
URMO Владикавказ |
|
1 |
USRO Ноябрьск |
|
1 |
С целью снижения рисков столкновения ВС с птицами Росавиация с 2015 года ввела систему докладов обо всех случаях столкновений ВС с птицами (добровольные сообщения), независимо от последствий, а также для предоставления операторам аэродромов исходных данных для анализа рисков орнитологической обстановки в районе аэродрома.
Распределение абсолютных показателей столкновений ВС с птицами (угроз столкновений) по годам представлено на рисунке 3.
В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных с столкновением ВС с птицами, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
2. Операторам аэродромов:
- организовать проведение плановых и внеплановых осмотров аэродромов на предмет выявления зафиксированных и вновь появляющихся маршрутов перелетов птиц.
- уделить особое внимание заболоченным участкам и водоемам на территории аэродрома и вблизи него с проведением мероприятий по их осушению и исключению возможности скопления птиц;
- провести анализ задействованного оборудования, в том числе сигналов биоакустических установок, периодичности сигналов звуковых отпугиваний в течение суток с учетом времени полетов ВС;
- проводить осмотры ВПП перед полетами и после длительных интервалов между полетами, а на аэродромах с низкой интенсивностью полетов - перед каждым взлетом и посадкой ВС;
- актуализировать инструкцию по орнитологическому обеспечению полетов и планы мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов;
- организовать доведение информации об орнитологической обстановке до сведения экипажей ВС, в том числе посредством ATIS;
- провести обучение по орнитологическому обеспечению полетов персонала, задействованного в осмотрах ВПП и обслуживании ВС;
- оценить необходимость проведения дополнительных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в рамках СУБП оператора аэродрома;
- при необходимости проведения дополнительных мер по отпугиванию птиц сформировать внештатные (сезонные) группы;
- обеспечить прекращение полетов ВС в случае опасности столкновения ВС с птицами.
3. Органам ОВД в рамках наблюдения за секторами взлета и посадки ВС уделить особое внимание орнитологической обстановке и доведению информации о ней до операторов аэродромов и экипажей ВС.
4. Авиакомпаниям провести занятия по:
- действиям экипажей ВС в сложной орнитологической обстановке;
- передаче докладов о наблюдениях птиц (скоплениях птиц) органу ОВД.
|
А.В. Нерадько |
______________________________
* Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 16 марта 2021 г. N Исх-8987/04 "Информация по безопасности полетов N 2"
Текст письма опубликован не был