Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 г. по делу N 66а-139/2021 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре С. Е.С.,
с участием прокурора Севрюгина К.В.,
административного истца Г. С.Н., представителей административного истца А. Э.Б., административного ответчика Тюменской областной Думы С. Р.Г., Ч. Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С.Н. о признании недействующим Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в части, установил:
Г. С.Н. обратилась в Тюменский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к Тюменской областной Думе о признании недействующим Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в части отсутствия положений, предусматривающих:
порядок признания нуждающимися в жилых помещениях, "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в целях предоставления им жилья за счет федерального бюджета в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации;
категорию "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение", в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что статьями 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, данные нормы не ставят основание для признания граждан нуждающимися и постановке их на учет в зависимости от достижения возраста граждан, а также от получения ими права выхода на пенсию по каким-либо основаниям, в связи с чем, административный истец имеет право в настоящий момент, не дожидаясь пенсионного возраста, в соответствии с которым возникает право на получение жилищного сертификата, воспользоваться правом на предоставление соответствующих документов для постановки на учет и получить статус нуждающегося в жилищных помещениях.
Однако, она воспользоваться данным правом не может, поскольку такое право отсутствует в Законе Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма и предоставления жилых помещений в Тюменской области" от 07.10.1999 N 137 (далее - Закон N 137).
Ранее Закон N 137 содержал категорию граждан "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение", в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в статье 7. Однако, Законом Тюменской области от 24.04.2014 N 29 "О внесении изменений в статью 7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" эта категория была исключена из оспариваемого нормативного акта.
Считает, что отсутствие в Законе N 137 отдельных положений, предусматривающих порядок признания нуждающимися в жилых помещениях и ведения учета граждан, "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" противоречит части 3 статьи 49 ЖК РФ в соответствии с которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным статьям 17, 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
Указывает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Для защиты своих прав административный истец Г. С.Н. обратилась в суд с настоящим уточненным административным иском.
В судебном заседании административный истец Г. С.Н. административные исковые требования поддержала.
Представитель административного истца А. Э.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в административном исковом заявлении основании с учетом уточнений. Суду пояснила, что право административного истца гарантированное Конституцией Российской Федерации на обеспечение жильем, а также на постановку на учет для получения жилищного сертификата нарушено. Также административный истец лишена права выбора постановки на учет по нескольким основаниям, поскольку отсутствует категория граждан, как федеральный льготник и отсутствует порядок учета таких граждан. Указывает, что административный истец не намерена вставать на учет для получения муниципального жилого помещения по договору социального найма за счет средств субъекта Тюменская область. Полагает, что Г. С.Н. имеет право встать на учет как нуждающаяся в жилом помещении, для получения жилищного сертификата заранее, до наступления права выхода на пенсию. Отсутствие в законе Тюменской области такой категории как "добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение", а также отдельного порядка признания нуждающимися, порядка учета создает препятствие истцу в получении сертификата.
При обращении истца в Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Департамент социального развития Тюменской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях для получения жилищного сертификата истцу было отказано. Отказы административным истцом не оспаривались, поскольку на личных приемах руководители указанных органов дали разъяснения об отсутствии в законе Тюменской области оснований для такой постановки.
Полагает, что отсутствие отдельной категории граждан "добровольно выехавшие из зоны проживания с правом на отселение", порядка признания их нуждающимися, порядка ведения учета данной категории лишает административного истца права выбора одного из оснований получения жилого помещения.
В судебном заседании представитель Тюменской областной Думы Ч. Н.А. возражала против удовлетворения административного иска. В возражениях на административное исковое заявление просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суду пояснила, что Закон N 137 принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ в пределах полномочий органов государственной власти Тюменской области, с соблюдением установленного порядка его принятия. Закон N 137 принят Тюменской областной Думой 16 сентября 1999 года, подписан Губернатором Тюменской области 07 октября 1999 года. Текст закона опубликован в изданиях: "Тюменские известия" N 183, 14 октября 1999 года; "Тюменская правда сегодня", N 122, 16 октября 1999 года; "Вестник Тюменской областной Думы", N 9, 1999 год. Согласно статье 36 Закона N 137 данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
Считает заявленные требования необоснованными, поскольку полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены в статье 13 ЖК РФ.
Нормы оспариваемого Закона N 137 приняты в развитие положений статей 13, 49, 51, 52 ЖК РФ в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъектам Российской Федерации, и в объемах, необходимых для реализации в Тюменской области жилищного законодательства по вопросу обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений.
Указывает, что в соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 установлено, что расходными обязательствами Российской Федерации является возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленным в статье 22 гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 указанного Закона. Обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Истец относится к категории граждан, установленной федеральным законом, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном Правительством Российской Федерации порядке путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Отмечает, что гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона N 1244-1 для участия в программе необходимо представить соответствующие документы, в том числе документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, а также выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просит учесть, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и при представлении необходимых документов, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Также указывает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане помимо признания их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным в статье 51 ЖК РФ, должны быть либо признаны в установленном порядке малоимущими, либо относиться к категориям, установленным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 137 в рамках, предоставленных федеральным законом полномочий субъекта Российской Федерации (статьи 13, 49 ЖК РФ) установлены категории граждан, имеющие право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области.
В редакции, действовавшей до принятия Закона Тюменской области от 24.04.2014 N 29 "О внесении изменения в статью 7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", статьей 7 Закона N 137 была определена категория "участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним категории в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года". Данная категория была определена, поскольку ранее действовавшей редакцией пункта 7 статьи 17 Закона N 1244-1 устанавливалось, что обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью осуществляется в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации подразумевает, что право на обеспечение жилыми помещениями подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
После того как Федеральным законом от 21.12.2013 N 373-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Закона N 1244-1" в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 N 3-п был установлен правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который равным образом гарантирует однократное обеспечение жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от даты принятия их на учет (до 1 января 2005 года или после этой даты) за счет средств федерального бюджета, пункт "д" статьи 7 Закона N 137 был признан утратившим силу.
Считает утверждение истца о несоответствии Закона N 137 статьям 14, 15, 17 и 22 Закона N 1244-1, статье 51 ЖК РФ, подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153; частям 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации необоснованным, поскольку в перечисленных нормах содержится перечень мер социальной поддержки категорий граждан в соответствии с Законом N 1244-1, в том числе устанавливается право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, а также содержат основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Полагает, что указанные нормы федерального законодательства содержат положения о правах граждан на обеспечение жильем и порядка его реализации. Включение в законодательство субъектов Российской Федерации категорий граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, в том числе и граждан, относящихся к категории "выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы" перечисленными нормами не предусмотрено. Нормы Закона N 137 не могут расцениваться как нарушающие конституционные права истца.
Отмечает, что учет признанных нуждающимися в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 7 Закона Тюменской области N 137 ведется по спискам, которые формируются отдельно для граждан, признанных малоимущими, и для категории граждан, указанных в части 2 статьи 7, части 1 статьи 9 Закона Тюменской области N 137.
Представитель административного ответчика Тюменской областной Думы С. Р.Г. возражал в удовлетворении требований административного истца по тем же основаниям.
Отмечает, что Г. С.Н. не представлены доказательства, что она относится к категории граждан, установленной Законом N 1244-1 и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном Правительством Российской Федерации порядке путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, совокупность условий, дающих право на получение жилищного сертификата не наступила, в связи с чем нет оснований считать, что ее права нарушены и подлежат защите в судебном порядке.
Принятие Закона N 137 направлено на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован статьей 52 ЖК РФ, где указано, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Истец не представил доказательств, что является субъектом отношений, регулируемых Законом N 1244-1 и не доказал свое право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Указывает о том, что условия и основания нуждаемости в улучшении жилищных условий регулируются жилищным законодательством, а порядок предоставления мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий урегулированы федеральным законодательством, в связи, с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований Г. С.Н.
Прокурор Севрюгин К.В. в судебном заседании при даче заключения по делу указал, что оспариваемый нормативный акт принят Тюменской областной Думой в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия. Административным истцом в ходе рассмотрения дела информации о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления не представлено. Жилое помещение за счет средств федерального, регионального или местного бюджета не получала. Доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом не представлено. Оснований для признания нормативного правового акта не имеется.
Суд, выслушав участвующих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, законами субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации, в статьях 13, 49, 51, 52 определят полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных правоотношений.
Правовое регулирование порядка обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Устава Тюменской области от 30 июня 1995 года N 6 Тюменская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Тюменской области.
Согласно пункта 1 статьи 28 Устава Тюменской области к ведению областной Думы относится: принятие Устава области, изменений и дополнений к нему, областных законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их исполнением.
Принятые Тюменской областной Думой законы подписываются Губернатором Тюменской области и обнародуются путем официального опубликования текста закона (статья 32 Устава Тюменской области, статьи 30, 32, 33 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области").
Закон Тюменской области N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" принят Тюменской областной Думой 16 сентября 1999 года и подписан Губернатором Тюменской области 07 октября 1999 года (т.2 л.д. 19-28). Текст Закона опубликован в газетах "Тюменские известия" N 183 от 14 октября 1999 года, "Тюменская правда сегодня" N 122 от 16 октября 1999 года.
Таким образом, Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", является нормативным правовым актом, принятым Тюменской областной Думой в установленном порядке в соответствии с предоставленными законом полномочиями, с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования. Соблюдение процедуры принятия и опубликования Закона N 137 ранее было проверено в судебном порядке (решение Тюменского областного суда от 26.01.2017 по делу N За-6/2017, решение Тюменского областного суда от 07.03.2017 по делу N За-49/2017, апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 26.07.2017 N 89-АПГ17-2) и административным истцом неоспаривается.
Согласно справке, выданной Администрацией Ульяновского района Калужской области N 199 от 02 ноября 1999 года, административный истец Г. С.Н. проживала в зоне проживания с правом на отселение в с. Крапивина Ульяновского района, Калужской области в период с 28 января 1991 года по 16 июня 1998 года, где плотность загрязнения территории составляет 5-15 кюри/кв. км, средняя эквивалентная доза облучения в этом населенном пункте на 1991 год составила 0,129 бэр. (т. 1 л.д. 10). В 1998 году она добровольно выехала из этой зоны со своей семьей.
Согласно договору найма от 01 мая 2020 года, Г. С.Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. М. Сперанского, д. 27, кв. 144 (т. 2 л.д. 155-159).
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 17 октября 2018 года установлен факт проживания Г. С.Н. по адресу: г. Тюмень, ул. М. Сперанского, д. 27, кв. 144. С 01 января 2013 года по настоящее время (т. 2 л.д. 162).
Департаментом социальной защиты населения Тюменской области 22 ноября 2002 года Г. С.Н. выдано бессрочное и действующее на всей территории Российской Федерации удостоверение серии АИ N 039999, согласно которому она имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом N 1244-1 (т. 1 л.д. 9).
31 января 2019 года Г. С.Н. обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени с заявлением о разъяснении порядка принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и в связи с этим получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом из федерального бюджета (т. 1 л.д. 11). 23 сентября 2019 года аналогичное заявление подано в Прокуратуру Тюменской области (т. 1 л.д. 13).
Уведомлениями Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени N 44-62-1364/19 от 09 октября 2019 года, от 21 октября 2019 года N 44-07-2940/2019 разъяснён порядок учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях и их предоставления (т. 1 л.д. 19, т. 2 л.д. 49).
Разъяснения по указанному вопросу даны также в ответе старшего помощника прокурора Тюменской области по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти области, органами местного самоуправления от 11 октября 2019 года (т. 1 л.д. 13-15) и ответе председателя Тюменской областной Думы (т. 1 л.д. 16-17).
08 октября 2020 года Г. С.Н. обратилась в Департамент социального развития Тюменской области с заявлением о постановки ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении за счет средств федерального бюджета жилищного сертификата (т. 2 л.д. 168).
15 октября 2020 года на обращение Г. С.Н. Департаментом социального развития Тюменской области дан ответ, где разъяснено о том, что право для получения жилищного сертификата у нее возникнет при условии признания Г. С.Н. нуждающейся в предоставлении жилого помещения и наступлении права выхода на пенсию (т. 2 л.д. 173-174).
Согласно статье 22 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона N 1244-1; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Закона N 1244-1 обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью осуществляется в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
При внесении изменений в статью 17 Закона N 1244-1 Федеральным законом от 21.12.2013 N 373-ФЗ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 N 3-п был установлен правовой механизм обеспечения социальных гарантий, установленных данным законом Российской Федерацией.
С учетом приведенных положений Закона N 1244-1 предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона N 1244-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Подпункт "е" пункта 5 Правил предусматривает, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Подпунктом "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.
В пункте 5.1 "Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (письмо Минстроя России от 7 августа 2017 г. N 28068-ЕС/05) разъяснено, что согласно положениям абзаца 2 статьи 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, (ред. 12 октября 2020 года) правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 51 ЖК РФ устанавливаются критерии нуждаемости граждан в жилых помещениях, исходя из их обеспеченности жилыми помещениями по установленным учетным нормам.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу статьи 52 указанного кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В Тюменской области порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Положения статьи 7 Закона N 137 устанавливают категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилого фонда Тюменской области.
Как было отмечено выше, обеспечение исполнения социальных гарантий, установленных статье 22 Закона N 1244-1 производится за счет средств федерального бюджета.
Таким образом исключение из статьи 7 Закона N 137 категории граждан "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" (входящих в категорию участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц) является обоснованным и не противоречит положениям Закона N 1244-1, ЖК РФ.
Кроме того, частью 2 статьи 7 Закона N 137 установлено право гражданина состоять на учтёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, предусмотренных действующим законодательством, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований или по всем основаниям.
Ведение учета категорий граждан, право на улучшение жилищных условий которых предоставлено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим законом, в части, не урегулированной федеральным законодательством (абзац 2 части 1 статьи 9 Закона N 137).
Отсутствие отдельного перечня категорий граждан, право на улучшение жилищных условий которых предоставлено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации в Законе N 137 не может рассматриваться как нарушение жилищного законодательства, поскольку не создает препятствии для реализации указанных выше прав.
Следовательно, положениями оспариваемого Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" не нарушаются права, свободы и законным интересы административного истца. Каких-либо препятствий для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий Закон N 137 не содержит, как и не установлены в нем и ограничения по выбору оснований для постановки на учет, при наступлении права (статьи 7, 9, 10).
Административный истец Г. С.Н. родилась 10 января 1985 года, на день рассмотрения дела административный истец не достигла необходимого для назначения пенсии возраста и не приобрела право выхода на пенсию, по основаниям, указанным в Законе N 1244-1. Данное обстоятельство административным истцом, его представителем не оспаривается. Доказательств в обоснование наступления указанных условий не представлено.
Таким образом, на основании статей 49, 52 ЖК РФ, статьи 22 Закона N 1244-1, Постановления Правительства Российской Федерации N 153 в настоящее время, у административного истца не возникло право на получение меры социальной поддержки в виде получения государственного жилищного сертификата, предусмотренных статьей 17 Закона N 1244-1.
Довод административного истца, ее представителя о возможности постановки на учет заблаговременно, до наступления права, не основан на законе (статьи 49, 51, 52, 54, 57 ЖК РФ).
Представленные ответы Департамента социального развития Тюменской области от 15 октября 2020 года (т. 2 л.д. 173-174), Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени от 09 октября 2019 года (т. 1 л.д. 19-20, т. 2 л.д. 49), председателя Тюменской областной Думы от 25 марта 2020 года (т. 1 л.д. 16-17), Прокуратуры Тюменской области от 11 октября 2019 года (т. 1 л.д. 14-15) установленные выше обстоятельства не опровергают.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
С учётом установленных выше обстоятельств, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Тюменскую областную Думу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Г.С.Н. о признании недействующим Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в части отсутствия положений, предусматривающих: порядок признания нуждающимися в жилых помещениях, "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в целях предоставления им жилья за счет федерального бюджета в соответствии с действующем законодательством Российской Федерации; категорию "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение", в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, "добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение" в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, отказать.
Возложить на Тюменскую областную Думу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменская область сегодня".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 03 ноября 2020 года.
Судья Тюменского областного суда |
М.В. Подкорытова |
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
М.В. Подкорытова |
Определением Судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2021 года постановлено:
"решение Тюменского областного суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.С.Н. - без удовлетворения".
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
М.В. Подкорытова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 20 октября 2020 г. N 3а-42/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 г. по делу N 66а-139/2021 настоящее решение оставлено без изменения