Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 января 2021 г. N 48-УД20-23-А2
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абрамова С.Н.,
судей Лаврова Н.Г. и Кондратова П.Е.,
при ведении протокола секретарем Щербаковой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Чернышова С.М. на приговор Челябинского областного суда от 18 марта 2020 года и апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 года.
По приговору Челябинского областного суда от 18 марта 2020 года,
Чернышов Сергей Михайлович, ... судимый 3 марта 2017 года Красноармейским районным судом Челябинской области по ч. 1 ст. 119, п. "з" ч. 2 ст. 112 УК РФ с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком на два года;
22 декабря 2017 года по п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком на два года,
осуждён по п.п. "а, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 18 годам 6 месяцам лишения свободы с ограничением свободы сроком на один 1 год 6 месяцев.
В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено наказание, не отбытое по приговорам Красноармейского районного суда Челябинской области от 3 марта и 22 декабря 2017 года, условное осуждение по которым отменено на основании ч. 5 ст. 70 УК РФ, и окончательно назначено 21 год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с последующим ограничением свободы на 1 год 6 месяцев, в течение которых установлены ограничения и возложена обязанность предусмотренных ст. 53 УК РФ.
Постановлено исчислять начало срока наказания Чернышова С.М. со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок отбытия наказания времени предварительного содержания его под стражей с 23 ноября 2018 года до вступления приговора в законную силу по правилам п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) - из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Чернышова С.М. в пользу С. компенсацию морального вреда в сумме 2000000 рублей.
Разрешена судьба вещественных доказательств по делу.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 года приговор в отношении Чернышова С.М. оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Лаврова Н.Г., изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и возражений, выступление осужденного Чернышова С.М. в режиме видеоконференцсвязи, его защитника - адвоката Глазуновай М.А., поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Федченко Ю.А., полагавшей судебные решения оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернышов С.М. признан виновным в умышленном причинении смерти С. и с целью скрыть это преступление умышленно причинил смерть С.
Преступление совершено 23 ноября 2018 года в с.Бродокалмак Красноармейского района Челябинской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Чернышов С.М. выражает несогласие с приговором и апелляционным определением, считает их незаконными, необоснованными и подлежащими отмене. Утверждает, что обвинительный приговор основан на предположениях, обращает внимание на то, что суд признал его чистосердечное признание недопустимым доказательством, но в нарушение положений ст. 75, ч. 5 ст. 235 УПК РФ положил его в основу приговора как обстоятельство, свидетельствующее о его отношении к содеянному; считает, что суд неправомерно, формально отклонил ходатайство защитника о вызове специалиста ТЕЛЕ-2 для анализа имеющих значение для дела данных, которые не получили надлежащей оценки; по его мнению, при постановлении приговора нарушен принцип презумпции невиновности, по делу имеются неустранимые сомнения в его виновности, которые подлежат истолкованию в его пользу. Просит отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный.
В возражениях на жалобу осужденного Чернышова С.М. заместитель прокурора Челябинской области Тиунов В.Г., указывая на несостоятельность приведенных доводов, просит судебные решения в отношении Чернышова С.М. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы жалобы осужденного Чернышова С.М., Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона по данному делу не имеется.
Обвинительный приговор в отношении Чернышова С.М. соответствует требованиям ст.ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, в нем указаны установленные судом обстоятельства преступного деяния, подлежащие доказыванию, в том числе место, время, способ совершения.
Исследованные в судебном заседании и приведенные в приговоре доказательства, в том числе показания самого Чернышова С.М., данные в ходе предварительного следствия, показания потерпевшего С., свидетелей К., Л., С., С., Б. и других, а также материалы дела судом оценены в соответствии с требованиями закона.
Вывод суда о том, что Чернышов С.М. в ходе конфликта с потерпевшей из личной неприязни умышленно нанес С. удары табуретом по голове, а затем не менее четырех ударов ножом в голову и четырех ударов в туловище, в результате которых наступила смерть потерпевшей, после чего Чернышов С.М. нанес не менее семи ударов ножом С. с целью сокрытия убийства С., от которых потерпевший скончался, основан на исследованных доказательствах, которые приведены в приговоре.
Вопреки доводам жалобы, несмотря на то, чистосердечное признание Чернышова С.М. (в т. 4 л.д. 187), хотя и учтено в качестве смягчающего наказания обстоятельства, вместе с тем оно было признано недопустимым доказательством не использовано судом в качестве доказательства его виновности и не было положено в основу приговора, что соответствует положениям ст. 75 УПК РФ.
Вывод суда о допустимости доказательств, положенных в основу обвинительного приговора, надлежащим образом мотивирован.
Изложенные в жалобе осужденного доводы фактически сводятся к переоценке доказательств, которые оценены судом по внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся доказательств, как это предусмотрено ст. 17 УПК РФ. То обстоятельство, что оценка доказательств, данная судом, не совпадает с позицией стороны защиты, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не ставит под сомнение выводы суда.
Из протокола судебного заседания следует, что нарушений принципа состязательности и равноправия сторон в судебном заседании не допущено. Ходатайства стороны защиты, в том числе о вызове специалиста ТЕЛЕ-2, разрешены судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Вопреки содержащимся в жалобе утверждениям, дело рассмотрено полно и всесторонне с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, доказательства оценены судом также в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Все сомнения в обстоятельствах содеянного осужденным, на которые указывается в кассационной жалобе, судом проверены и оценены в соответствии с требованиями УПК РФ.
Каких-либо данных, свидетельствующих об ущемлении прав осужденного Чернышова С.М. на защиту, или иного нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого решения, в материалах дела не содержится.
Действия Чернышова С.М. квалифицированы правильно, исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела. Оснований для иной юридической оценки действий осужденного не имеется.
Наказание Чернышову С.М. назначено в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих наказание, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В соответствии со ст. 61 УК РФ обстоятельствами, смягчающими наказание Чернышова С.М., судом учтены: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, данные о личности Чернышова С.М., в том числе, состояние его психического здоровья, обусловленного наличием легкой умственной отсталости, наличие близкого родственника, за которым Чернышов С.М. осуществлял уход.
Вместе с тем, суд обоснованно признал совершение Чернышовым С.М. преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя обстоятельством, отягчающим наказание, мотивировав свое решение.
Все юридически значимые обстоятельства, в том числе положения ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 73 УК РФ, судом обсуждены.
При таких данных оснований считать назначенное Чернышову С.М. наказание несправедливым, вследствие его чрезмерной суровости, не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проверив приговор на законность, обоснованность и справедливость, установил, что уголовное дело в отношении Чернышова С.М. рассмотрено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Содержание апелляционного определения соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Оснований для пересмотра судебных решений в отношении Чернышова С.М. не имеется, поэтому кассационная жалоба осужденного удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Челябинского областного суда от 18 марта 2020 года и апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 августа 2020 года в отношении Чернышова Сергея Михайловича оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Абрамова С.Н. |
Судьи |
Лавров Н.Г. |
|
Кондратов П.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 января 2021 г. N 48-УД20-23-А2
Текст определения опубликован не был